Реферат по предмету "Мировая экономика"


Перспективы развития мягкой и жесткой интеграции

--PAGE_BREAK--ГЛАВА 1. Теоретические основы экономической интеграции 1.1 Основные формы и этапы региональной экономической интеграции


В результате длительного исторического процесса на всех континентах формировались  связи между соседствующими странами, образующие хозяйственный комплекс внутри региона. Поэтому каждая из этих систем имеет неповторимые черты, присущие только ей экономические особенности. Но проводя анализ существующих экономических и торговых союзов можно выделить определенные закономерности в их становлении – особые этапы, каждому из которых присущи определенные черты.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от про­стых к более сложным формам, позволил осуществить классифика­цию стадий интеграционного процесса. Классической классифика­цией стала схема Б. Баласси. Стоит различать пять основных форм интеграции:[6]

Зона свободной торговли.Под ней принято понимать такую фор­му соглашений, при которой ее участники договариваются о снятиитаможенных пошлин и количественных ограничений в отношении друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли сохраняет автономность выбора стратегии. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА.

Таможенный союз.Основное отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что устраняются не только барьеры во взаимной торговле, но и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных терри­торий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории

Таможенный союз является логически завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международ­ной торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более сложным формам торгово-экономических союзов.

Общий рынок.В добавление к тому, что предусматривают рамки таможенного союза, данная форма предполагает устранение препят­ствийдля свободного перемещения между странами-участницами всехфакторов производства. Сказанное предполагает сближение на­циональных законодательств, стандартов, а также развития институ­циональныхоснов интеграции, формирование общих органов управ­ления объединительными процессами.

Однако и в этом случае правомерно говорить о действии тех же факторов, которые преобразовали зону свободной торговли в общий рынок. В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации производства, оптимизации про­изводственных структур и полному использованию фактора эконо­мии отувеличения масштабов производства. Вместе с тем этому пре­пятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Это допускает наличие в данной области полного разнобоя со всеми вытекающими из этого негативными последствиями,Опять возникает проблема, решение которой возможно лишь при условии перехода к более сложным формам торгово-экономических союзов

Экономический и валютный союз
.Данная форма предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участниками. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная про­мышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социаль­ная, научно-техническая политика.

Валютный союз— создание единой региональной валютной сис­темы, включая создание единого центрального банка, введение ели ной валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической по­литики и проч.

Полная экономическая и политическая интеграция.Формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и т.д.

В данном слу­чае речь идет о превращении единого рыночного пространства в це­лостное экономическое и политическое образование. Это предпола­гает не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

На этом этапе вызревает необходимость и постепенно формиру­ется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созда­нию единого федеративного или конфедеративного государства.

Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей к более высокой форме экономического взаимодействия.

Но опыт региональной интеграции показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в формальные схемы. А многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, на Ближнем Востоке, от­разившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроиз­водства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию — в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между этапами региональной интеграции, все зависит от конкретно-исто­рических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.

Так, в отличие отЕС, страны — члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставили задачи перейти затем к таможенному союзу (даэто вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран-участниц объединения), но одновременно с первых же            шагов вводят определенные элементы общего рынка ([7]либерализация капиталовложений, меры по сближению стан­дартов, либерализация в сфере услуг). В АТЭС поставленасдача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. При этом, согласно Осакской Программе действий, с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникации, энергетика, туризм); интеллектуальную собственность; политику конкуренции, правительственные закупки, разрешение споров.

Одной из нетрадиционных схем интеграции является и создание так называемых «треугольников роста». «Треугольники роста» представляют собой транснациональные

экономические зоны, распространенные на довольно большой, но четко определенной географической территории, в которой различия в имеющихся факторах трех или более стран и/или субрегионов используются с целью развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций. Считается, что функции «треугольника роста» в экономическом развитии значительно шире функций еврорегионов, так как они позволяют соединять в единое целое регионы (типы регионов), обладающие взаимодополняющими видами ресурсов. В идеале, три региона включают по одному из компонентов экономической системы: земля — труд — капитал; четвертый компонент — предпринимательские способности — есть результат взаимодействия всех трех регионов или типов регионов. Таким образом, создавая подобное стратегическое объединение, географически смежные субрегионы могут использовать принцип сравнительных преимуществ.

Концепция «треугольников роста» была впервые официально заявлена в 1989 г., когда руководящие политические органы Сингапура, Малайзии и Индонезии официально предложили создать

«Южный треугольник роста» (SIJORI). В него вошли Сингапур, Джохор (Малайзия) и остров Батам провинции Риау (Индонезия). В 1996 г. «треугольник» был расширен за счет включения в него новых районов Малайзии и Индонезии, после чего его площадь превысила полмиллиона квадратных километров, а население — 34 млн. человек. В связи с этим расширением его название сменилось на «треугольник роста Индонезия — Малайзия — Сингапур».

Помимо официально созданного треугольника в Юго-Восточной Азии без открытой координации на высоком политическом уровне возник «Южно-Китайский треугольник роста». Его образуют Гонконг, часть Тайваня и провинции Гуандун и Фуцзянь (КНР).[8]

Финский профессор У. Кивикари, изучив азиатский опыт, предложил сформировать Южно-Балтийский «треугольник роста» с включением в его состав:

    • регионов развитых в экономическом отношении стран ЕС: Северной Германии и Польши, Южной Швеции;

    • регионов стран с переходной экономикой, тогдашних кандидатов (а в настоящее время членов) в ЕС — Северной Польши, Литвы, Западной Латвии;

    • регионов стран — «прямых соседей» расширяющегося ЕС — Северо-Западной Белоруссии и Калининградской области РФ.

    В дальнейшем он же предложил организовать «треугольник роста» в Финском заливе, куда могли бы войти Южная Финляндия, Эстония и регион Санкт-Петербурга.[9]

Но, не смотря на формы интеграционных группировок, все они создаются для получения преимуществ.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Выгоды и издержки различных форм интеграционных группировок


В традиционном анализе зарекомендовала себя теория Дж. Винера о понижении или повышении благосостояния стран, участвующих в создании зоны свободной торговли или таможенного союза. Он выделял эффект «создания торговли»  — замещение в стране дешевым импортом из стран-членов интеграционного объединения, и эффект «отклонения торговли» — замещение импорта из стран, не входящих в группировку, более дорогим импортом из стран-членов. Эффект «создания торговли» ведет к углублению специализации стран (по теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо), а «отклонение торговли» влечет за собой неблагоприятные последствия для бюджета страны.[10]

Даже если интеграция ведет к росту благосостояния объединения, некоторые страны могут выигрывать, а некоторые – проигрывать. Это требует создания надгосударственных структур для перераспределения выигрышей – осуществления компенсационных выплат проигрывающим странам, чтобы последние приняли участи в интеграционных процессах.

Однако эта теория рассматривает частичное равновесие внутри интеграционной группировки.

В своих исследованиях Дж. Мид пытался отказаться от идеи стабильных  производственных издержек в интегрирующихся странах и указывал на необходимость учета изменений относительных цен: в системе общего равновесия рост издержек участвующих в интеграционном блоке стран приведет к росту благосостоянии стран-участниц в случае, если группировка увеличит импорт из третьих стран. Для этого члены объединения должны одновременно сократить свои барьеры на импорт из третьих стран.

Что касается влияния размера страны, то малая экономика будет получать относительно крупные выигрыши от интеграции с крупным блоком, чем крупная экономика от интеграции с небольшим блоком. То есть, если страна присоединяется к блоку, относительные цены внутри которого не изменятся в результате ее присоединения, то блок повысит свое благосостояние.

Стоит упомянут эффект от дифференциации товаров и изменении сегментации рынков – он сводится к тому, что потребители получают доступ к большему разнообразию товаров, при этом большее количество продуктов может производиться более выгодными способами – выигрыш в благосостоянии возникает от диверсификации производства.

Гипотеза о существовании несовершенной конкуренции позволяет проанализировать эффекты усиления конкурентной борьбы. Предполагается, что с устранением тарифов рынок расширяется и увеличивается число потенциальных конкурентов. Изменение характера конкуренции воздействует на цены и издержки фирм. Однако усиление конкуренции не означает резкого роста числа фирм, продающих однородные товары. Оно скорее влияет на способность и желание производителей продавать продукцию на зарубежных рынках. Монополистические и олигополистические структуры станут подвергаться давлению, в результате чего произойдет либо рост эффективности фирм, либо уход с рынка. Можно сделать следующие выводы относительно благосостояния стран в результате интеграции: 1) наличие большого количества стран, входящих в блок, повышает возможность ликвидации неэффективных производителей за счет внутренней конкуренции; 2) конкурирующий, но не дополняющий характер взаимодействия экономии облегчает специализацию в производстве и развитие торговли.

Обобщая вышесказанное можно выделить основные преимущества интеграции:

-  экономический рост

— «эффект масштаба» производства от углубления специализации

— расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения

— создание более эф­фективной структуры производства с учетом сравнительных кон­курентных преимуществ каждой страны-участницы

— повышение эффективности и конкурентоспособности производства

— повыше­ние инвестиционной привлекательности

— свободного перемещения четырех факторов, повыше­ния производительности и роста доходов в каждом государстве.

Основные издержки, которые может повлечь за собой интеграция – это сокращение поступлений в бюджет из-за отмены таможенных тарифов; так же менее развитые страны могут потерять долю на мировом рынке при конкуренции с более развитыми странами.

Однако, как показывает практика, преимущества от интеграции значительно перекрывают издержки.


1.3. Роль частных институтов в интеграционном процессе


Интеграция не является стихийным процессом, поскольку взаимодействие национальных экономик в современном мире немыслимо без влияния государства на внешнеэкономическую сферу.            Более того, роль государства в формировании интеграционных группировок оказывается главенствующей. Именно государст­ва проводят политику интеграции, разрабатывают и подписываю межгосударственные соглашения об образовании региональной интеграционной группы, определяют основные направления, механизмы и правовую базу ин­теграции.

Влияние государственных институтов на интеграциюпроявляется в официальном формулировании целей и задач, легитимном закреплении форм интеграции, регулировании соотношениялиберализационных и дискриминационных мер, определении механизма взаимодействия с частным сектором экономики, проведении стратегии экономического развития, контролирующей и информационной функции.

 В своюочередь, государственные институты испытывают влияние частныхинститутов. Выявляя их роль в интеграции, следует отметить, что ониоказывают как прямое, так и косвенное воздействие на формированиеинтеграционных объединений. Прямое воздействие осуществляетсячерез политические партии, средства массовой информации, общественныеорганизации и неформальные объединения, являющиесяорганизованными выразителями специфических инте­ресов. Косвенное воздействие реализуется через социализацию, фильтрацию мнений, формирование представлений о ценности ин­теграционного объединения.

В частном секторе главенствующую позицию занимают бизнес-структуры, главные из  которых – транснациональные корпорации. ТНК, преследуя свои интересы, являются движущей силой этих процессов. ТНК, будучи заинтересован­ными в укрупнении рынков,либерализации хозяйственной деятель­ности, оказывают воздействие нагосударственные институты в деле развития интеграции.[11]

Следует определить факторы, на которых сосредоточены бизнес-структуры в сфере международной интеграции:

•        расширение географических рамок деятельности предприятий путем создания совместных предпринимательских структур с ино­странными компаниями;

•        охват региональных рынков на основе устранения барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, капиталом, рабо­чей силой с сокращением сбытовых и транспорт­ных расходов, устранение тарифных и нетарифных барьеров и укрепление позиций на региональном рынке за счет расширения объема поставок и ассортимента товаров и услуг;

•        стимул к структурной перестройке и рационализации произ­водства с использованием международного разделения труда в рам­ках региона и реализации преимуществ «эффекта масштаба»;

•        открытие для всех стран — членов региональной группировки национальных рынков государственных заказов;

•        рост потока нововведений и сделок по обмену технологиями между государствами;

•        создание возможностей для развития международных прямых хозяйственных связей, кооперирования и других форм партнерства;

•        повышение уровня занятости путем расширения международ­ного производства, торговых и инвестиционных потоков;

Разнообраз­ный характер сочетаниямежгосударственные и частно-корпорационных уровней интеграции определяетсуществование таких, например, различных по типу региональныххозяйственных ком­плексов, какЕС вЕвропе и АТЭС вТихоокеанском регионе. В ЕС процесс интеграции происходитпод воздействием разветвленного политико-правового, институционногомеханизма межгосударствен­ного и надгосударственного регулирования. АТЭС же является интеграционным объединением с минимум межнационального регулирования. Поэтому процессинституционализации идет крайне медленно; здесь интеграционныепроцессы развиваются ввиде мяг­кой интеграции, прежде всего на микроэкономическом уровне, где важнейшийсубъект — предпринимательские структуры.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Сочетание глобализации и регионализации. «Новый регионализм»


Анализ интеграционных процессов неразрывно связан с некото­рыми характеристиками содержания современной эпохи. Конец XX и начало XXI в. — определенная смена вех, векторов и парадигм раз­вития, качественных изменений, которые ставят вопрос о «новой ар­хитектуре мира». Мир приходит в движение, вступает в новую эпоху, движется к более открытому обществу.

Ключевым вопросом является вопрос о том, как взаимосвязаны глобализация и регионализация — две модели современного и буду­щего развития. Обе тенденции: и глобализация, и регионализация — проявление различных этапов объективного процесса модернизации общества под влиянием интернационально развивающихся произво­дительных сил, имеющих одни и те же истоки — качественные скач­ки, взрывы в развитии производства и рынка, сопровождаемые из­менениями в общественных отношениях и общественном сознании.

Экономическая глобализация имеет немало общего с таким по­нятием, как интернационализация хозяйственной жизни. И то и другое отражает рост экономической взаимозависимости мира. Ин­тернационализация означает, что национальные экономики обрета­ют международные интересы, реализация которых требует многосто­роннего международного сотрудничества. Глобализация же делает акцент на том, что проблемы любой экономики, любого рынка име­ют статус мировых, глобальных проблем и требуют для своего реше­ния приложения не просто многосторонних, но всеобщих усилий. Интернационализация позволяет национальной экономике извле­кать дивиденды из мирохозяйственных связей, тогда как глобализа­ция означает невозможность успешно развивать национальное хо­зяйство без координации с мировой экономикой.

В практическом плане глобализация проходит в своем развитии несколько этапов. На первом, нынешнем, этапе экономической гло­бализации происходит такое критическое усиление зависимости практически всех национальных экономик от международного рын­ка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологий, что развитие национальных экономик становится невозможным без тесного сотрудничества с мировой экономикой, на втором этапе, к которому мир вплотную приблизился, возникает и решается задача выравнивания экономико-правовых условий хозяйствования в различных странах и осуществляется координация финансовой и экономической политики государств. Можно предпо­ложить, что такого рода выравнивание и координация будут осуще­ствлять через развитие региональной, например европейской, ази­атско-тихоокеанской или евразийской, интеграции. На следующем этапе, какэто видится с позиции сегодняшнего дня, произойдет соз­дание единой мировой экономики при едином управлении экономическими процессами на макроуровне и единых «правил игры» на микроуровне.

Безусловно, рынок, системы информации, средства связи обслу­живают современное общество в глобальном масштабе. Но мир оста­ется системой различных государств, регионов, цивилизаций. Регио­нальные группировки соответствуют современному многополюсному миру. Регионализация позволяет в определенном географическом пространстве эффективнее организовать производственные процес­сы в условиях глобализации.

Следует понять, что региональные экономические комплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализа­ции развития, а не его сегментации. Регионализация создает допол­нительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в между­народной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализа­ции. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенден­ции. Хотя, с другой стороны, безусловно, есть противоречие между глобализацией и регионализацией; если последняя усиливает обособленность отдельных торгово-экономических групп, развивает «коллективный протекционизм», то она может тормозить общий процесс глобализации. Создание региональных хозяйственных организаций «снимает» возможное негативное воздействие на глобальную либерализацию в том случае, если преференциальные внутрирегиональные связи между членами группировки не ухудшают (по сравнению с доинтеграционным уровнем) условия для внешнеэко­номических связей с третьими странами. Этому способствует, на­пример, такой новый принцип интеграции, как «открытый региона­лизм». Он официально принят и применяется, в частности, в аиатско-тихоокеанской или латиноамериканской моделях интеграции (например, в АТЭС, МЕРКОСУР). Эти и другие группы создаются не столько в целях регионального самообеспечения, сколько для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из новой системы меж­дународного разделения труда, и поэтому открытыдля расширений связей с третьими странами.

«Открытый регионализм», основанный на региональной эконо­мической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденций экономической глобализации. Он служит своеоб­разной предпосылкой, этапом глобализации мировой экономики. Встречаются определения региональной экономической интеграции как основной составляющей и образующей глобализации.

Но речь при этом идет о существенных особенностях и видоиз­менении регионализма. Для обозначения этих изменений в характе­ре интеграции в условиях глобализации все чаще употребляется по­нятие «новый регионализм». Он означает резкую интенсификацию и усложнение регионализма в международных экономических отно­шениях и имеет две формы проявления: количественную («поток» новых региональных соглашений, перезаключение ранее сущест­вовавших договоров на новых условиях и т.п.) и качественную (увеличение глубины регионального хозяйственного взаимодействия, использование комплексных, более развитых форм интеграции).

Новыехарактеристики связаны с особенностями осущест­вления экономической интеграции. Если на первом этапе междуна­родной экономической интеграции лидирующая роль в формирова­нии интеграционных объединений принадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается более значительной ролью частного капитала и международных компаний. Иначе говоря, современный регионализм реализуется, как правило, снизу, а не сверху.

«Новый регионализм» — многоуровневое понятие. Он охватыва­ет: во-первых, такие крупные и разные по характеру региональные структуры, как Евросоюз, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН и т.п.; во-вторых, участие регионов (внутренних субъектов) отдельных государств в образовании приграничных общих хозяйственных пространств ряда стран (например, «треугольники экономического роста» в Юго-Восточной Азии); в-третьих, активное развитие межрегиональных интеграционных соглашений, ведущих к появлению «макрорегионов» (мощные региональные и межрегиональные коалиции госу­дарств, имеющие общие экономические, а нередко и политические и военные цели. Среди них такие «макрорегионы», как североатланти­ческий, тихоокеанский, евразийский).

Эта новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают,чтотаким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении так называемыхинтегрий— наднациональных объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно верить если не о государственных, то о квазигосударственных образованиях.





    продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. Практика дифференциации жесткой и мягкой интеграции. 2.1. Классический пример жесткой интеграции — ЕС

Самым значительным примером жесткой интеграции стало формирование и последующее развитиеЕвропейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Штаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено за­ключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Ита­лией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европей­ского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Ев­ропейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышепере­численными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

Основные цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС — создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышение уровня благосостояния населения, сближениенацио­нальных экономик. В качестве инструментов достиженияданной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение обшей политики в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образованиенаднациональной институциональной структуры. Пример ЕС еще раз показывает, что у каждого интеграционного объединения – свой путь развития. В образовании ЕС на первое место были поставлены приоритеты государств, некогда было ждать, пока сформируются связи между компаниями между странами, поэтому интеграция проходила сверху вниз. Изначально ставились задачи формирования в будущем таможенного, экономического, а затем и политического союза.

Целями данного объединения являлись:

•        содействие развитию торговли между странами

•        усиление конкурентных позиций предприятий

•        устранение диспропорций на рынках готовой продукции, сырьевых материалов и полуфабрикатов

•        устранение серьезных различий в развитии стран.

Рассмотрим этапы формирования этого интеграционного объединения:

Первый этап, период 1960-х гг. отличался динамичностью развития ЕЭС, и поэтому в 1968 г. административные органы и бюджеты трех группировок были объединены под названием Европейское сообщество (ЕС), атакже начал функционировать тамо­женный союз.

Второй этап(1970-е — первая половина 1980-хгг.)получил название периода «европессимизма» из-за негативноговлияния экономических кризисов первой половины1970-х гг.и начала 1980-х гг. Тем не менее, ЕС расширился до10 стран за счет приема Великобритании. Дании.Ирландии и Греции, ас 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система,базиро­вавшаяся на условной расчетной валюте — ЭКЮ.

Третий, или современный этап развития европейскойинте­грации,охватываетпериод начиная с середины 1980-х гг.по на­стоящее время. Этот этап отличается наивысшейдинамичностью, качественной и количественной эволюцией. Так,был принят план устранения еще сохранявшихся барьеров вовзаимной торговле и создания единого внутреннего рынка со свободнымперемещением товаров,услуг, капитала илиц, а в 1992 г.был подписан Маастрихт­скийдоговор о Европейском союзе (сокращенно Евросоюз, ЕС), которыйпоставил цель сформировать единый экономический, ва­лютный и политический союз,который и начал функционировать с марта 2002 г.Состав Евросоюза расширился до 27стран: в 1986 г. в него вступилиИспания иПортугалия, в 1995 г. — Австрия, Фин­ляндия и Швеция, в 2004 г.еще 10стран — Венгрия, Польша, Че­хия,Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр, а в 2007 г. — Болгария и Румыния.Что касается перспектив даль­нейшего расширения ЕС,то возможными членаминазываются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания,имеющие далеко не одинаковые шансы на вступление в ЕС. С2005 г.ведутся переговоры с Турцией и Хорватией, а в2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.

Европейский союз прошел шесть этапов расширения.Пози­тивный экономический эффект расширения связан сувеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-участников. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структурыЕС, ослаблению позиций более  экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного  ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи  Отличительная чертаинституциональной структурыЕС— ее  наднациональный характер, т.е. приоритет законодательных норм  ЕС над решениями национальных органов власти.

Интеграционные процессы в Европе достигли высшей стадии, заключающейся в создании Экономического и валютного союза. Куда идти дальше – это вопрос, на который пока нет ответа. Евросоюз – самая многочисленная региональная интеграционная группировка в мире. Такое объединение 27 членов малоуправляемо и может рухнуть под собственным весом. Ведь  не стоит забывать, что помимо экономического роста, к которому стремятся все страны, путем сотрудничества с другими, существуют исторические конфликты, к рецидиву которых может привести малейшая оплошность руководителей государств. Это еще менее прогнозируемые явления, чем интеграционные, поэтому о далеком будущем этой группировки сложно говорить. Но можно сделать вывод, что ЕС являет собой пример жесткого интеграционного объединения, хорошо функционирующего, и являющегося  примером для остальных. Его успех вызван грамотной политикой стран-участниц и геополитическими преимуществами, находящихся на одной территории стран. Хотя следует еще раз подчеркнуть, что интеграционные процессы индивидуальны, и каждые страны должны искать свой путь, согласующийся с их историей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Классический пример мягкой интеграции — НАФТА


1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики выступило в силу соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement). Основные цели этого регионального интеграционного объединения были таковы:

•        стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через10 лет между странами были гармонизированы таможенные процедуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную продукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже)

•        разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано боль­шинство ограничений для взаимных инвестиций);

•        обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, и том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздушного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекомму­никационных услуг);

•        содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей);

•        стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров).

Североамериканская интеграция имеет свои особенности по сравнению с моделями интеграции в других регионах:

1.    Асимметричность экономической зависимости. Наиболее глубокие взаимосвязи имеют цепочки США-Канада и США-Мексика. Это обусловлено доминирующим положением США и слабым интеграционным  взаимодействием Канады и Мексики. На примере этой интеграционной группировки мы можем видеть отличия от «эталонного» варианты, в котором все страны получали бы равные выгоды. Это еще раз подчеркивает лишь теоретическую классификацию.

2.    Ее участники находятся в разных стартовых условиях. Это касается ВВП, экспорта и импорта.

3.    Присоединение Мексики к североамериканскому интеграционному процессу осуществлялось без предоставления особого статуса.

4.    Не было создано наднациональных структур. Стабильность обеспечивается межгосударственным взаимодействием (мягкая интеграция в чистом виде).

5.    Участники, создавая зону свободной торговли, ввели элементы общего рынка, которые выразились в либерализации контроля инвестиций, мерах по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг.

Один из главных результатов функционирования НАФТА – достижение эффекта создания торговли. Возросла доля взаимной торговли, повысилась активность капиталовложений. Так же повысилось благосостояние стран от выгодного размещения ресурсов. Возросла доля прямых иностранных инвестиций, особенно выросли они в Мексику.
        Доля внутрирегионального экспорта в общем экспорте, НАФТА.[12]


Все это сделало Мексику более зависимой от США в плане экономической ориентации. Так же проблемой можно назвать субсидирование США своей сельхоз отрасли, и, как следствие, сокращение числа занятых в сельском хозяйстве Мексики. Так же существуют большие проблемы с нелегальными иммигрантами из Мексики в США. Упрощение легальной миграции повредила малым предприятиям Мексики – увеличилась мобильность популяции, коренные жители не хотят работать на малых предприятиях у себя на родине и «ищут счастья» в США. Но все три страны говорят о положительном эффекте интеграции.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.