--PAGE_BREAK-- (1)
где Δ В — процент прироста выпускаемой продукции на предприятии в данный период;
Δ Рп — процент уменьшения численности работников предприятия.
Рост производительности труда работающих на предприятии (ΔР) вследствие увеличения удельного веса валовой продукции определяется по формуле:
(2)
где dк1, dко — удельный вес валовой продукции предприятия соответственно в базисном и планируемом периодах, %.
Рост производительности труда в результате лучшего использования фонда рабочего времени рассчитывается по формуле:
(3)
где Фэ1, Фэо — эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего соответственно в базисном и планируемом периодах, чел.-ч.
Показатель предельной производительности труда зависит от факторов производства и наличного рынка труда.
Предельная производительность труда — это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда при фиксированных остальных условиях. Исчисляется исходя из предельного продукта труда, под которым понимается прирост продукции, произведенной в результате найма еще одной дополнительной единицы труда.
Следовательно, руководство предприятия, исходя из необходимости оптимизации всех привлекаемых ресурсов, будет применять или вытеснять труд, достигая уровня предельной производительности и никто его не заставит поступать иначе, поскольку под угрозой оказываются интересы выживания предприятия в условиях конкурентной среды. В такой ситуации возникает проблема излишней рабочей силы.
Проблема рационального использования рабочей силы становится одинаково важной как для руководителей предприятия, т. е. работодателей, так и для государственных органов управления, которые должны решать вопросы социальной зашиты людей, временно оказавшихся безработными.
В рамках дипломной работы рассмотрим следующие мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности предприятия:
А) Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) предприятия в 2005 г. составила 14713899 руб. В последующем периоде клиника предполагает повысить производительность труда на 6% (за счет повышения качества поставляемого сырья и медицинского инструмента; устранения потерь рабочего времени по причинам зависящим от персонала ООО «Смайл» и уплотнения рабочего времени. Возможные мероприятия по сокращению потерь рабочего времени: провести беседу с персоналом по рациональному использованию рабочего времени; установить контроль времени подготовительно-заключительного и организационного обслуживания; обеспечить рабочее место врача-стоматолога необходимым материалом и инструментом на всю смену; провести осмотр и ремонт медицинского оборудования) и заработную плату на 4% (за счет неиспользованной прибыли прошлого периода). Объем производства возрастает на 8% при неизменной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции составляет 45 %, а постоянных расходов — 25 %.
Определим процент снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов. Снижение себестоимости вследствие роста производительности труда, превышающего рост заработной платы:
(4)
Снижение себестоимости услуг в результате увеличения объема производства при неизменных постоянных расходах:
(5)
Снижение себестоимости услуг за счет обоих факторов:
0,9% + 1% = 1,9 %.
Экономия от снижения себестоимости услуг составляет:
Менеджмент — как управление в условиях рынка — обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.
Для современного менеджмента характерны:
— стабильное стремление к повышению эффективности производства;
— широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;
— достоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
— ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия;
— использование современной информационной базы для много вариантных расчетов при принятии управленческих решений;
— изменение функции планирования — от текущего к перспективному;
— упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы ;
— оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
— максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
— привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;
— осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
— опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;
— проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения;
— способность разумно рисковать;
— возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые ООО «Смайл» намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении дальнейшего развития своего производства.
В современных условиях, когда рыночная экономика вынуждает наших сограждан более требовательно относиться к своему здоровью, перед руководителями медицинских учреждений как никогда остро встает вопрос о всестороннем исследовании запросов населения Подобные исследования дают возможность наметить ориентиры, в направлении которых должна развиваться деятельность стоматологических клиник.
Основой для разработки предложении по повышению экономической эффективности деятельности ООО «Смайл» послужили результаты социологического исследования проведенные сотрудниками клиники. Его цель состояла в изучении отношения потребителей к рынку платных стоматологических услуг и мотивации при выборе стоматологической услуги. Основной параметр, который подлежал изучению, — спрос на различные виды стоматологической помощи.
Было опрошено 180 пациентов в возрасте от 18 до 65 лет, относящихся к различным социальным слоям населения. Среди пациентов были учителя, государственные служащие, строители, преподаватели вуза, работники коммерческой структуры, частные предприниматели, домохозяйки. Таким образом, опрошенные имели разную профессию и неодинаковый социальный статус, во многом связанный с уровнем доходов.
Перечень вопросов, заданных пациентам при проведении исследования, представлен в приложении.
Перечень решаемых проблем был следующим:
— параметры оценки стоматологической услуги;
— мнение об альтернативных формах предоставления стоматологических услуг.
В связи с этим показательны статистические данные, полученные в результате опроса пациентов. Как выяснилось, 56% респондентов изначально идут на прием к стоматологу в состоянии психологической напряженности, указывая в качестве основной причины боязнь боли; 89% респондентов отнесли себя к категории оптимистов, но лишь 45% обычно идут на прием к врачу с хорошим настроением; 69% свое состояние описали как небольшое волнение, сильное беспокойство, боязнь и недоверие; и только 21% опрошенных чувствуют себя совершенно спокойно. 96,5% респондентов указали, что для них очень важно, чтобы медицинский работник был вежлив и внимателен; 42% пациентов уже сталкивались с грубостью при обращении за помощью. 86% пациентов остались довольны своим посещением врача-стоматолога, указывая при этом на то, что работа была произведена качественно (70% случаев), врач был очень внимателен (45%), понравился внешний вид врача (21%). Тем не менее 46% из них по 5-балльной системе поставили врачу за работу оценку «хорошо» и лишь 54% — «отлично». 69% опрошенных до сих пор не имеют своего постоянного доктора, из чего можно сделать вывод, что еще ни один врач, лечивший данных пациентов, не расположил к себе пациента настолько, чтобы тот решил посещать только этого специалиста. Здесь необходимо заметить, что впечатление от посещения врача во многом зависит и от среднего медицинского персонала. Медсестра выполняет функции ассистента врача. Безразличие, фамильярность или даже грубость со стороны медсестры по отношению к пациенту, врачу или любому другому сотруднику клиники может в корне изменить настроение обратившегося за помощью.
Абсолютно во всех возрастных группах пациенты обращают внимание, во-первых, на профессионализм врача (73%), во-вторых, имеет большое значение, насколько врач внимателен к пациенту, а также то, что данного специалиста им порекомендовали хорошие знакомые (45%). На третьем месте по важности находится внешний вид медицинского работника (30%). Далее в порядке убывания значимости были указаны аккуратность (28%), стаж и образование (по 22%), интонация голоса (21%), слаженность работы врача и медсестры (17%), эрудиция врача (14%), педантичность (13%), уважение своих коллег (9%).
Среди того, что может не понравиться во время лечения, чаще всего указывают на неуверенность врача (57%), грубость (56%), нарушения правил асептики и антисептики (51%), растерянность оказывающего помощь (33%). запахи, в том числе табачного дыма (32,5%), резкие движения (24%), болтливость, посторонние разговоры (15%). Некоторых пациентов раздражают многочисленные украшения на руках врача.
Опрос выявил, что качество оказания услуг часто приводит к конфликтам. Ошибки и осложнения в процессе лечения — одна из основных причин конфликтов в медицине.
Так, в равной степени касаются врачей и другого медперсонала ошибки, возникающие на различных этапах лечения как следствие нарушения основных принципов деонтологии.
Существуют ошибки, возникновение которых напрямую связано с непрофессионализмом медицинских работников. В первую очередь это касается несоблюдения правил асептики и антисептики. В настоящее время так высока заболеваемость различными формами гепатита.
Что касается стоматологии, то нередко качество выполняемой врачом-стоматологом работы напрямую зависит от медицинской сестры. Работа в четыре руки позволяет создать идеальные условия для оказания высококвалифицированной и высокоспециализированной помощи пациенту. Именно такая работа требует большого доверия и взаимопонимания между врачом и медсестрой. Некомпетентность, невнимательность, а иногда и просто халатность могут привести к непоправимым последствиям.
По существующему в настоящее время законодательству гражданскую и уголовную ответственность за некачественно выполненную работу или даже причинение вреда здоровью несет врач. Однако от моральной ответственности никто не может быть освобожден.
Какие возможны варианты развития конфликтной ситуации и с какой долей вероятности?
В качестве исхода конфликтной ситуации 56% респондентов указывают на то, что они попросят врача перелечить зуб, 13% потребуют вернуть деньги, 28% предпочитают уйти к другому врачу. Не менее 9% респондентов считают, что о некачественно проведенном лечении надо обязательно сообщить в вышестоящие инстанции.
Согласно данным городского общества защиты прав потребителей, на настоящий момент жалоб от населений с целью судебного разбирательства по поводу некачественной стоматологической терапевтической помощи не зарегистрировано. Вероятно, конфликты удается уладить на уровне досудебного разбирательства. Однако подрастает совершенно новое поколение, воспитанное в условиях свободного выбора и большой доступности информации. И увеличения судебных разбирательств следует еще ожидать.
Основные выводы по исследованию. Причиной обращения к стоматологу является прежде всего зубная боль, часто очень сильная. Это можно объяснить как особенностями поведения (прежний негативный опыт общения со стоматологом), так и низким уровнем культуры здоровья. Одновременно можно констатировать, что молодые люди стали чаще обращаться к врачу с целью профилактики. «В последнее время люди стали обращаться к стоматологу чаще сразу при появлении боли, а раньше терпели. Люди старшего возраста чаще терпят боль, а молодые сразу обращаются к врачу».
Частично это можно объяснить тем, что у молодых людей менее выражен прошлый негативный опыт или они проще относятся к рискам посещения стоматолога. Поэтому именно молодые люди со средним и высоким уровнем дохода должны стать целевой группой для стоматологических кабинетов, особенно при предложении услуг профилактического характера, например абонементов на длительное обслуживание.
Наше исследование показало, что население, даже с невысоким уровнем дохода, готово платить за стоматологическую услугу. Платная основа при предоставлении медицинской услуги рассматривается как гарантия качества и безопасности, защиты от инфекции. Многие респонденты высказались следующим образом: «Я готов заплатить за стоматологические услуги, особенно за знания врача, за квалификацию, за результат, даже за приятное общение и обслуживание, пока я нахожусь в кресле».
Таким образом, конкуренцию в данной отрасли мы оцениваем как благо, позволяющее в конечном счете достичь предельно высокого уровня оказания стоматологической услуги и степени удовлетворенности пациента.
Среди мотивов обращения в частную стоматологическую клинику ведущими являются поиск врача с более высокими профессиональными характеристиками, уверенность в том, что услуга будет оказываться с использованием более современного оборудования и новейших материалов, а также более высокий уровень сервиса и безопасности.
В отношении сервиса и обслуживания мнения опрошенных пациентов несколько расходятся. «Много или мало кресел в зале — индивидуальное мнение. Мне легче, когда лечат не только меня. но и других»; «Если в одном зале стоит четыре и более стоматологических кресла, то это влияет на ощущения, нет атмосферы доверия между врачом и пациентом. Какой-то хаос!»
Цены в стоматологических кабинетах и клиниках часто бывают завышены. Феномен цены проявляется в том, что она играет существенную роль и сказывается на степени эластичности спроса только при первом посещении того или иного стоматологического кабинета. В дальнейшем она имеет уже второстепенное значение, а на первое место выходят такие факторы, как качество услуги, надежность, квалификация врача, внимательное отношение и т. п..
Таким образом, только ценовая политика, какой бы она ни была (политика высоких, средних или низких цен), не может длительное время сказываться на спросе и вызывать его устойчивость или неустойчивость. И стоматологическая клиника с высоким уровнем цен, и клиника со средними ценами могут испытывать одинаковый уровень спроса. Наши пациенты считают: «Хорошо, что появились платные медицинские клиники, в которых можно предъявить определенные требования»; «Бесплатной медициной я давно не пользуюсь и даже не хочу. Возможно, в ближайшем будущем все медицинские услуги будут платные».
Б) Несомненно, хорошим источником дохода являются платные услуги. На наш взгляд, увеличение таких услуг принесет еще больший доход ООО «Смайл».
В 2005 г. поступления от платных услуг составили 14520043руб. Если расширить спектр оказываемых услуг, то можно увеличить доходы учреждения. Например, лечение кариеса. Проведенное исследование работниками стоматологической клиники показало, что данная услуга востребована и позволяет обслужить 100 пациентов, исходные данные и расчеты дополнительных доходов от оказания дополнительных платных услуг приведем в табл. 34.
Таблица 34
Исходные данные для расчета эффекта от расширения платных услуг
Наименование показателя
Показатель
Количество посещений, чел.
100
Средняя цена лечения, руб.
1500
Количество месяцев обслуживания пациентов
12
Количество занятых, чел.
2
Ставка, % от цены лечения
15
На мой взгляд, увеличение стоматологических платных услуг принесет еще больший доход организации. В 2005 г. поступления от платных услуг составили 14 520 043 руб. Если расширить спектр оказываемых услуг, то можно увеличить доходы организации. Например, лечение кариеса. Исследование, проведенное работниками стоматологической клиники показало, что данная услуга востребована и позволяет обслужить 100 пациентов, исходные данные и расчеты дополнительных доходов от оказания дополнительных платных услуг приведены в табл. 34.
Таблица 35
Расчет минимального годового экономического эффекта от оказания платных услуг по лечению кариеса
Наименование показателя
Сумма, руб.
Доход от оказания платных услуг
1 800 000
Заработная плата (1500 х 0,15 х 100 х 12)
270000
Начисления на оплату труда (ЕСН-26 %)
70200
Из данных табл.35 видно, расширение перечня оказываемых платных услуг только по одному виду принесет экономический эффект 7,51 % по отношению к платным услугам, оказанным в 2005 г.
Таблица 36
Годовой экономический эффект
Показатели
Сумма, руб.
Абсолют. изм.
До внедрения мероприятия
После внедрения мероприятия, руб.
Выручка от реализации
14 520 043
16 320 043
+1800 000
Себестоимость продаж
14 713 899
14 774 535
+60636
Прибыль (убыток) от реализации
(193 856)
1 545 508
+14 580 679
Внереализационных доходы
498 379
498 379
-
Внереализационных расходы
16 057
16 057
-
Прибыль (убыток) до налогообложения
288 466
2 027 830
+1739364
Налог на прибыль
69232
486679
+417447
Чистая прибыль
219234
1 541 151
+1321917
Из данных табл.36 видно, что чистая прибыль предприятия увеличена. Это даст возможность увеличить заработную плату коллективу, пополнить материально-техническую базу.
Подытоживая сказанное, нельзя не отметить, что медицинские учреждения должны быть заинтересованы как в своевременном информировании населения о своей деятельности (для чего необходимо совершенствовать рекламную поддержку), так и в получении исчерпывающей информации об эффективности проводимой работы, чему способствуют регулярные социологические исследования.
Изучение спроса населения позволяет корректировать деятельность работы медицинских учреждений, делать ее более востребованной.
Заключение
В дипломной работе рассматривается современное экономическое состояние стоматологической клиники ООО «Смайл».
Деятельностью предприятия является оказание платной квалифицированной стоматологической помощи пациентам.
Предприятие осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребности рынка в услугах, производимых предприятием.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимые услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.
За исследуемый период (2003-2005 гг.) основными видами деятельности предприятия были:
— ортопедическая помощь населению на уровне современных достижений
науки и техники;
— оказание планово — профилактической помощи пенсионерам, инвалидам труда I и II группы, почетным донорам, ликвидаторам Чернобыльской аварии, инвалидам ВОВ;
продолжение
--PAGE_BREAK--
— оказание всех видов лечебной стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, пародонтологической);
— проведение консультаций по вопросам выбора вида, способов и методов лечения и протезирования;
— торговля средствами гигиены для полости рта;
— оказание услуг сторонним организациям.
Цены на стоматологические услуги клиника устанавливает сама.
Руководство клиникой осуществляется главным врачом, который действует без доверенности от имени организации, представляет ее интересы во всех учреждениях и организациях.
Основными конкурентами ООО «Смайл» на рынке стоматологии являются: «Казмаска», стоматология Ижмаша, «Ре-сто», «Евромед», Стоматологический салон «Центральный», «Доктор Ватсон» и т.д..
За исследуемый период основным источником поступления денежных средств является выручка от продажи услуг.
Целевые финансирования на льготное протезирование в 2003 г. составило -3,1 %; в 2004 г. — 1,7 %; в 2005 г. — 7 %.
От эффективности использования трудовых ресурсов зависит производственный и финансовый результат деятельности предприятия.
Численность предприятия за исследуемый период увеличилась на 1,4%.
Среднегодовая заработная плата увеличилась на 78%.
Анализ экономических показателей предприятия показал, что среднегодовая стоимость основных средств за исследуемый период увеличилась на 74%.
Показатели рентабельности в 2005 г. снизились, что свидетельствует о снижении спроса на услуги.
Важным этапом аналитической работы на предприятии является поиск резервов повышения прибыли предприятия.
В рамках дипломной работы проведено исследование по изучению рынка отношения потребителей к рынку платных стоматологических услуг.
Исследование показало, что пациенты положительно относятся к платным услугам и в дальнейшем готовы ими пользоваться. Учитывая мнения пациентов ООО «Смайл» предложено расширить платные услуги, например лечение кариеса (данная услуга востребована).
Экономический эффект от оказанной услуги составит 7,6 % к платным услугам оказанным в 2005 г.
Полученную прибыль можно использования на заработную плату, приобретение медицинского оборудования.
Список используемой литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности/Под ред. В.А. Белобородовой.-М.: Финансы и статистика,1995.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- М.: Финансы и статистика,1999.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие / Москва. 1998.
4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: учебник.-М.,1999.
5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень.- М., 1997.
6. Донцова Л.В., Никифорова Л.А. Комплексный анализ
7. бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 1999
8. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: Практическое пособие.- М.: Интел-синтез,1994.
9. Ефимова О.В. Финансовый анализ.- М.: Бухгалтерский учет,1998.
10. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.-М.: Центр экономики и маркетинга,2003 г.
11. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротства: Учебное пособие.-М.: Экономическая академия,1994.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой.- киров, 2004.
15. Малые предприятия: Финансовый анализ и планирование / Современный американский опыт.-М.: Никрат,1999.
16. Ревенко П.В. и др. Финансовая бухгалтерия: учебное пособие.- М.,1994.
17. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции.- М.: Перспектива, 2004.
18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика.-М.: Перспектива,1999.
19. Томпсон А; Формой Д. Экономика фирмы / Москва. 1998.
20. Федотова М.А. Доходы предпринимателя.- М.: Финансы и статистика,1997.
21. Финансовый анализ деятельности фирмы.-М.: ист-Сервис,1995.
22. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2004. Шеремет А.Д., Cайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА – М», 2003.
23. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. акад. Семенова В.М..-М.,2004.
24. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. С.-П6, 2003.
Приложение 1
Бухгалтерский баланс предприятия за 2003 г., руб.
Наименование показателя
на начало года
на конец года
Актив
I. Внеоборотные активы
Основные средства (010-019)
1312616
1651631
Нематериальные активы (031)
4690
8249
Итого по разделу I
1317306
1659880
II. Оборотные активы
Материалы (060-069)
271593
637250
Малоценные предметы (070-073)
334809
427562
Расчетный счет (111)
22420
15679
Касса (120)
3802
12132
Расчеты с покупателями и заказчиками (15)
6095
9804
Расчеты по авансам выданным (16)
3420
1456
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (178)
148690
164719
Итого по разделу II
790829
128602
Баланс
208135
2928482
Пассив
III. Фонды и средства целевого назначения
Средства на материальное поощрение и социальные выплаты (240)
2078
762
Фонд в основных средствах (250)
542225
858250
Фонд в малоценных предметах (260)
334809
427562
Износ основных средств (02)
775081
801630
Итого по разделу III
1654193
2088204
IV. Расчеты
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (178)
67097
97720
Расчеты с рабочими и служащими (180)
139110
378108
Расчеты с депонентами (177)
1160
2393
Расчеты по платежам в бюджет
246575
362057
Итого по разделу IV
453942
840278
Баланс
2108135
2928482
Приложение 2
Бухгалтерский баланс предприятия за 2004 г., руб.
Наименование показателя
на начало года
на конец года
Актив
I. Внеоборотные активы
Основные средства (010-019)
1651631
2268831
Нематериальные активы (031)
8249
16980
Итого по разделу I
1659880
2285811
II. Оборотные активы
Материалы (060-069)
637250
786028
Малоценные предметы (070-073)
427562
526063
Расчетный счет (111)
15679
64807
Касса (120)
12132
3518
Расчеты с покупателями и заказчиками (15)
9804
-
Расчеты по авансам выданным (16)
1456
157899
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (178)
164719
133906
Итого по разделу II
128602
1672221
Баланс
2928482
3958032
Пассив
III. Фонды и средства целевого назначения
Средства на материальное поощрение и социальные выплаты (240)
762
1508
Фонд в основных средствах (250)
858250
1215967
Фонд в малоценных предметах (260)
427562
526063
Износ основных средств (02)
801630
1069844
Итого по разделу III
2088204
2813382
IV. Расчеты
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (178)
97720
33920
Расчеты с рабочими и служащими (180)
378108
625516
Расчеты с депонентами (177)
2393
2727
Расчеты по платежам в бюджет (19)
362057
482487
Итого по разделу IV
840278
1144650
Баланс
2928482
3958032
продолжение
--PAGE_BREAK--