Реферат по предмету "Мировая экономика"


Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе международные организации) относят эти страны к развивающимся.
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (притом, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).
  2.2 Варианты перехода к рыночной экономике Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
2.2.1 Эволюционный путь («градуализм»)
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
2.3 Финансовая стабилизация в переходный период
Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые.наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.
Вместе с тем следует уточнить, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).
На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20— 30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер, инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.
Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.
Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.
Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990—1993 гг. сократились на 32%.
Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.
В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме —7%).
3. Итоги реформ в странах с переходной экономикой 3.1 Либерализация экономики Основные меры по либерализации экономики в странах Восточной Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1989—1991 гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д.
Иначе сложились отношения государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком.
В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.
Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России — и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10—20% производимых товаров и услуг.
В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.
3.2 Противоречия либерализации.
Несмотря на значительную либерализацию экономики в странах СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении экономических субъектов.
Своеобразным анклавом административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно крупная государственная промышленность, а в России, Беларуси и на Украине — еще и сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить хозяйственное поведение крупных предприятий (даже формально ставших частными), которые остаются «на плаву» не за счет эффективности своей работы, а вследствие прямого и косвенного субсидирования из госбюджета.
Хронически неэффективными остаются и многие крупные государственные промышленные предприятия Китая. В этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности деятельности крупных и средних предприятий. Допускается лишь преобразование убыточных предприятий в акционерные общества с продажей части акций государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за государством контрольного пакета акций.
3.3 Преобразование отношений собственности В России, других странах СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла «малая приватизация» — передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.
Однако приватизация крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.).
Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.
Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992 г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах». Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.
Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями и наличие конкурентной среды определяют уровень их экономической эффективности и темпы роста производства.
Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы проходит довольно медленно. Китай пережил небывалый экономический рост, а Россия — глубокий спад. Возможное объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности.
На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особенно подавление инфляции. Почти все страны с переходной экономикой  (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможности для перехода к экономическому росту. В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990—1993 гг.) и не очень глубоким — до 20—25% ВВП, а с 1993—1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысили объем ВВП 1990 г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизились к дореформенному уровню ВВП. Страны — члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.
В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
4. Основные социально-экономические преобразования экономики в переходной период в РБ.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [7, С.1]
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поисти­не судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась ад­министративно-командная система планирования и регулирова­ния экономики, все бывшие союзные республики оказались в глу­боком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, нацио­нальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально со­четающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к услови­ям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995гг.—период глубокого затяжного экономическо­го кризиса;
1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного со­стояния и углубления рыночных отношений;
2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инно­вационный путь устойчивого экономического развития.[8, С.452]
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и уси­лении дифференциации его доходов, росте инфляции и безрабо­тицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1 ”Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991—1995 гг.”[9, C.34]
Показатель
1991г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1995 г. к 1990 г.
Валовой внутрен­ний продукт, %
98,8
90,4
92,4
88,3
89,6
65,3
Продукция промышленности, %
99,0
90,8
90,6
85,4
88,3
61,4
Продукция сель­ского хозяйства, %
95,1
91,5
103,7
85,6
95,3
73,6
Инвестиции в ос­новной капитал, %
104,0
71,0
85,0
89,0
59,0
38,5
Индекс роста потребительских цен (декабрь к де­кабрю предыдуще­го года), раз
1,8
16,6
21,0
20,6
3,4
43948,0
Реальные денеж­ные доходы насе­ления, %
100,2
80,2
115,9
90,8
73,5
62,2
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым луч­шим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 %, продукции промышленности — 61,4, сельско­го хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 %. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы госу­дарственного планирования и регулирования экономики, в раз­рыве складывавшихся в течение десятилетий производствен­но-экономических связей в рамках единого народнохозяйст­венного комплекса СССР. Это привело к образованию новых не­зависимых государств, не обладающих самостоятельной жиз­нестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномас­штабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.
Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либера­лизации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денеж­но-кредитной политики — не привели к ожидаемому результа­ту. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приорите­тов экономической политики в направлении достижения само­достаточности хозяйственной системы, при которой обеспечи­ваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расши­рение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной пере­стройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ре­сурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[8, C.454]
Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадле­жит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономи­ки, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состоя­ния были разработаны Программа перехода Республики Бела­русь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация кото­рых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уров­ня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народ­ным собранием Основные направления социально-экономиче­ского развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осу­ществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 2).
Таблица 4.2 “Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996—2000 гг.”[9, C.35]
Показатель
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2000 г. к
 1995 г.
Валовой  внутрен­ний продукт, %
102,8
111,4
108,4
103,4
105,8
135,8
Продукция про­мышленности, %
103,5
118,8
112,4
110,3
107,8
164,3
Производство  по­требительских то­варов, %
109,0
122,8
120,8
109,2
104,1
183,8
Продукция сель­ского хозяйства, %
102,4
95,1
99,3
91,7
109,3
96,9
Инвестиции в ос­новной капитал,%
95,0
120,0
125,0
92,0
102,0
133,7
Индекс  роста  по­требительских цен (декабрь к де­кабрю предыдуще­го года), раз
1,4
1,6
2,8
3,5
2,1
46,1
Реальные денеж­ные доходы насе­ления, %
117,0
106,0
119,0
97,0
120,0
171,6
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положи­тельной динамикой основных макроэкономических показате­лей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа актив­ной части основных производственных фондов (до 80 %), низ­кие коэффициенты их обновления, невысокий уровень исполь­зования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в оп­ределенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления эко­номикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономическо­го роста должна обеспечить кардинальное повышение эффек­тивности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негатив­ный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, на­хождение стратегического инвестора, участие трудового кол­лектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффектив­ного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования отношений собственнос­ти: создание социально ориентированной многоукладной эко­номики рыночного типа, совершенствование управления госу­дарственным имуществом, сохранение потенциала системооб­разующих предприятий, максимальное привлечение отечест­венных и зарубежных инвестиций.
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некото­рые преобразования замедлились в связи:
•     с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
•     слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
•     низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
•     отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, на­сыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
•     низким уровнем эффективности управления и экономи­ческой ответственности собственников приватизированных пред­приятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особен­но рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения ры­ночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, ме­неджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
Структурная перестройка экономики на первом этапе ры­ночных преобразований осуществлялась стихийно (так называе­мая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались от­дельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традицион­ных отраслях специализации страны (машиностроении, хими­ческой, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рын­ках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ре­сурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточ­ных предприятий прекратили свое существование.
Однако, начиная с середины 1996 г., уже наметилась тен­денция перехода к активной фазе структурной перестройки — начали возрастать объемы производства продукции, инвести­ций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отрасле­вых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отста­ванием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспе­чивающим выпуск конкурентоспособной продукции. Струк­турная перестройка на данном этапе осуществлялась и осущест­вляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами — Концепцией и Программой развития промыш­ленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, Национальной программой раз­вития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и дру­гими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки мало­го предпринимательства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лексические и грамматические трансформации в художественном переводе на материале произведений
Реферат «О текущем моменте», № 1 (49) 2006 г
Реферат Криминалистическое исследование личности и потерпевшего по делам об умышленных убийствах
Реферат Цифровые фотоаппараты и их характеристика
Реферат Программы системы 1С: Предприятие. Конфигурирование и администратирование в программах 1С: Предприятие
Реферат Censorship 4 Essay Research Paper For as
Реферат Оболенский, Фёдор Тимофеевич Чёрный
Реферат Использование ERP-решений в конкурентном бизнесе (на примере сферы сервисного обслуживания и аренды оборудования)
Реферат А. С. Пушкин является родоначальником, создателем, основоположником современного русского литературного языка. И. С. Тургенев в своей знаменитой речи о Пушкине, произнесенной в день открытия памятника великому поэт
Реферат Анатомия в период упадка феодализма
Реферат Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Реферат Права платників податків та зборів
Реферат Національно визвольна війна українського народу проти Речі Посполи
Реферат Юридична характеристика складу злочину "Диверсія"
Реферат Роберт Эдвард Ли. Жизнеописание