Реферат по предмету "Право"


История избирательного права

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ) 6 ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1905-1917 ГГ. 10 ГЛАВА III РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1917 Г. (ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 24

ГЛАВА IV ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 ЛИТЕРАТУРА. 43 Введение Среди достижений цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государст-венного устройства. В своей работе я оцениваю выборы как социокультурный феномен, проходящий

красной нитью через историю человечества. Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. На вече, на мой взгляд, и зародились первые выборные традиции, заложились основы представительной и

непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие по XV столетие – XV в – начало XVII в – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497 ню установил полномочия выборных органов самоуправления.

В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельность кормленцев. В период правления Ивана Грозного учреждаются губные и земские избы. Первые осуществляют судебные и карательные функции по отношению к «лихим людям», вторые регламентировали финансово-хозяйственную, судебную и полицейскую деятельность выборной земской администрации. Среди органов государственной власти особое место занимают земские соборы – сословно-представительные

органы власти. Но, по мнению иссле-дователя А.И.Заозерского, они были больше похожи на «парламент чинов-ников», чем на представительные учреждения в обычном понимании. Выбоные люди не были делегатами с мест, а это был особый должностной чин на государственной службе. В период смутного времени вообще были утрачены даже эти ростки из-бирательности. Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г избравший «на царство»

Михаила Федоровича Романова. Земские соборы собирались периодически для решения наиболее важных вопросов. Во II половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а земские соборы перестали созываться. Очевидно, что в условиях абсолютной монархии XVII – XIX вв не могло быть и речи о становлении избирательного права. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но

сопротивление в среде крепостников-консерваторов оказались решающими. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам. Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. по-нятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сослов-ного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства.

В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императ-рицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний вводились возрастной, имущественный и социальный цензы: в «дворянское общество» допускались лишь лица благородного происхождения, владеющие поместьем, достигшие 25 лет, в чине не ниже обер-офицерского. До середины 40-х годов

XIX в при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «городские обыватели» избирали Думу в составе гласных и городского главу. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.

В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне избиратели городской думы делились на 5 разрядов: потомственные дворяне – владельцы недвижимости; личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, владевшие недвижимостью; купцы всех гильдий; цеховые ре-месленники; мещане, на записанные в цехи. Условия получения избирательных прав оставались прежними.

Это лишало избирательных прав прочие категории населения. Таким образом, выборное право в дореформенной России носило сословный характер и имело узкую область применения. Поэтому лично у меня возник интерес к пореформенной эпохе XIX в, когда активно пошел процесс формирования избирательного права. Эта тема тем более актуальна, так как 2003-2004 г. ознаменовались выборам депутатов в

Государственную Думу, выборами Президента России, выборами многих губернаторов и депутатов Законодательных собраний. Работая над этой темой я изучила ряд документов: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждения от 1 января 1864 г.; Высочайшие утвержденные основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;  Учреждение Государственной

Думы. Закон от 20 февраля 1906 г.;  Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.;  Положение о выборах в Учредительное Собрание. Кроме этого, я изучила целый ряд документов о деятельности Думы, включенных в сборник, воспоминания Милюкова П.Н. переизданные в 1999 г.; документы из хрестоматии «Политическая история

России» и т.д. Работа над темой потребовала и изучения монографий ученых-историков, таких как Демина В.А Ерошкина Н.П Леонтовича В.А. и др. В этих трудах представлены проблемы формирования думской монархии в России. К со-жалению, историография темы реферата имеет такой существенный недостаток, как роль личностей в формировании парламентаризма. Целью моей работы является доказательство прямой связи между избирательным правом и функционирование государства.

Задачами работы является:  изучение документов Российского государства II половины XIX – начала XX вв.;  изучение Российской Конституции 1993 г. и ее сопоставление с различными факторами: человеческим, политическим, культур-ными и т.д. Глава I Основные черты избирательного права второй половины XIX - начала XX века (земская и городская реформы)

Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения. Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян,

разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного само-управления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и го-родскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском из-бирательном праве. Начало земской ре¬форме положил указ Александра II от 1 ян¬варя 1864 года и «По¬ложение о губернских и уездных земских учреж¬дениях». Импе-ратор предписывал: « при¬звать к ближайшему участию в заведывании

делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их на¬селение, посредством избираемых от онаго лиц » (Политическая история России. Хрестоматия. Сост. В.И. Коваленко и др. М 1996. С. 488). В 34 губерниях Рос¬сии предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на три года. В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества.

В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сосло-виям. Избиратели делились на три курии: мест¬ные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владель¬цы недвижимости, а также торговых и промышленных предприя¬тий. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горо¬жане объединялись на основании имущественного ценза.

Выборы уездных земских гласных проходили отдельно на трех избира-тельных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевла-дельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть тор¬гово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000

рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сель¬ских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голо¬совали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьян-ской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные зем¬ские собрания из-бирали гласных губернского земского собрания.

Число представителей одной курии не могло превышать общего числа представителей двух других. На практике это приводило к тому, что на долю помещиков и зажиточных горо-жан приходи¬лось от 50 до 80 процентов общего числа земских гласных. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию.

Гласными не могли быть избраны губернские чины (губернаторы и вице-губернаторы), члены губернских прав-лений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной поли¬ции. В «Положении» оговаривалось, что гласные не наделяются широкими служебными преимуществами и им не полагается денежного содержания. Законодательство о выборах земских учреждений было достаточно сложным. Вскоре после его издания последовали разъяснения министерства внутренних дел о практике применения

закона. Особенно это касалось опре-деления цензов. Организация первых земских выборов потребовала длительной и серь-езной подготовки. В докладе одного из губернаторов правительству отмеча-лось, что «предмет этот по новости и обширности его, как видно, достаточно еще не уяснился в сознании будущих двигателей дела». Выборы 1865 года не отличались активностью избирателей.

Особенно слабую заинтересованность проявили представители первых двух курий. Причины этого исследователи объясняют тем, что многие крупные землевладельцы и купцы не проживали постоянно в губерниях, а также равнодушием населения к общественной деятельности. Сказывалось и отсутствие социального опыта. Не была высокой и активность крестьян, однако многочисленные факты свидетельствуют об их явном небезразличии к избранию земских гласных из своей среды.

Вслед ли созданием земских учреждений правительство в 1870 г. пробрело реформу городского самоуправления, которое к этому времени фактически перестало функционировать. В соответствии с новым «Городовым положением» учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - думы- получали значительные права в решении многих вопросов юродской жизни. Гласные дум избирались на четырехгодичный срок плательщиками налогов. «Городовое положение» определяло

следующий круг избирателей: владельцы торговых и промышленных заведений; держатели купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств, вносившие налоги в городскую казну. Различные ведомства, учреждения, общества, това¬рищества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, также пользовались правом голоса в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское подданство и возраст не менее 25 лет.

Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимо¬сти, лишался избирательных прав. Кроме них, к выборам не до¬пускались осужденные за ряд преступлений и проступков, отре¬шенные от должности (в течение трех лет со времени отреше¬ния), находившиеся под следствием или судом, объявленные не¬состоятельными, а также лишенные духовного сана или звания за пороки или исключенные из среды сословных корпораций (например, дворянских собраний) по решению сословных су¬дов.

Также не участвовали в выборах губернаторы, члены гу¬бернских правлений и присутствий, чины местной полиции. Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими городских налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплатель-щиков; каждая курия платила треть го¬родских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным, каждый отдавал свой шар за того или иного кандидата. Допускалось и голосование по доверенности. Гласным городской думы мог быть избран любой горожанин,

имевший право голоса, если он изъявлял на то желание или был предложен кем-либо из избирателей. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов, при этом число избирателей, присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. В 1892 году правительство пошло на изменение системы вы¬боров в ор-ганы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повы-шением имущественного ценза, ликвидиро¬вана куриальная система

выборов. Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограни¬чения, вносившиеся правительством в избирательное законода¬тельство, выборы органов земского и городского самоуправле¬ния сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России эле¬ментов гражданского общества и складыванию правового само¬сознания. Участие в выборах значительной части населения стра¬ны способствовало его приобщению

к общественной деятельнос¬ти, участию в местном управлении. Сама избирательная практи¬ка, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обы¬вателя. Земские и городские выборы, дея-тельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последу¬ющему участию в думских выборах. Глава II. Избирательное право в 1905-1917 гг. а) Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907

гг. В начале XX века в государственном устройстве и политиче¬ской жизни России произошли значительные перемены. Рево¬люционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впер¬вые в истории России был создан общегосударственный пред¬ставительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система.

Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок фор¬мирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее зако¬нодательство о вы-борах ор¬ганов земского и городского самоуправления не претерпе¬ло изменений. Требование созыва пред¬ставительного органа и вве¬дения политических и граж¬данских свобод

приобрело особую актуальность в кон¬це XIX - начале XX века од¬новременно с активизацией антиправительственного дви¬жения. Эти идеи широко про¬пагандировались издаваемым с 1902 г. органом либераль¬ной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бес¬смысленных мечтаниях об участии представителей зем¬ства в делах внутреннего уп¬равления», требования поли¬тических реформ звучали все на-стойчивее.

Особенно это продемонстрировала так на¬зываемая «банкетная кампа¬ния», организованная «Сою¬зом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социалдемократов и социалистов-революционеров. Так, партия эссеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права

для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов- революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108). Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «синяя волна 2011»
Реферат Environmental protection in Great Britain
Реферат Измерения в маркетинговых исследованиях
Реферат Борис Грінченко. Оповідання для дітей і про стражденну долю дітей-сиріт.
Реферат Приказ об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федера
Реферат Кодификация римского права
Реферат Предмет аудиторського контролю
Реферат Воздействие на рынок ценных бумаг с использованием налогов и финансовых инструментов
Реферат Индекс потребительских цен
Реферат Ціннісні характеристики соціальних працівників та соціальних педагогів
Реферат Усовершенствование технологического процесса механической обработки детали "Стакан"
Реферат Animal Essays Essay Research Paper All of
Реферат Выборочный метод получения аудиторских доказательств
Реферат История болезни - Инфекционные болезни (вирусный гепатит А)
Реферат Товароведение и экспертиза мебели