Реферат по предмету "Мировая экономика"


Оптимизация системы финансового планирования на предприятии ООО Монтажстрой

--PAGE_BREAK--Если значения выбранных показателей не выходят за установленные рамки, то это означает, что соответствующий план деятельности Компании, принятый руководством, выполняется нормально и остается реализуемым в дальнейшем.
Если основные показатели, взятые из плана более высокого уровня, оказываются недостижимыми в полном объеме (например, не хватает денег или нет производственных возможностей), однако не выходят за установленные рамки, составляется план, в котором основные показатели будут подвергнуты минимально возможной в сложившихся условиях корректировке. В случае, если выявляются существенные отклонения (вне допустимых границ, то есть реальна угроза невыполнения плана), Экономическое управление обязано:
• проанализировать, почему недостижимы показатели, запланированные на более высоком уровне — в силу чрезвычайных обстоятельств текущего периода или ошибок и неучтенных факторов при планировании на более высоком уровне;
• оценить, насколько необходим пересмотр планов более высокого уровня, то есть не требуется ли изменение стратегии и т.д. в связи с изменением обстоятельств и появлением новой информации;
• в случае необходимости представить руководству Компании новый вариант соответствующего плана деятельности. Таким образом, планирование от достигнутого на оперативном уровне позволяет оперативно реагировать на происходящие во внешней среде компании и внутри нее изменений, не учтенных в процессе тактического планирования и принимать меры к исправлению возникающих неувязок как путем устранения проблем компании, так и исправлением ошибок тактического плана [23, c. 55].
Таким образом, цели планирования для стратегического, тактического и оперативного планирования существенно различны. Стратегическое планирование направлено на определение стратегии компании, формирование стратегических ориентиров. Для тактического планирования характерна разработка уже более детализированных планов, проверка стратегических планов на выполнимость.
Оперативное планирование должно осуществить проверку плановых показателей, формирование плановых заданий подразделениям и т.д. [20,c.162]
Долгосрочное финансовое прогнозирование
Долгосрочное финансовое прогнозирование – это часть долгосрочного финансового планирования. Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые компания стремится получить в будущем [36, c. 41].
Прогнозирование является одним из методов управления и его назначение заключается не только в расчете ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также оно используется в качестве метода выявления оптимальных вариантов действия. В этом смысле прогнозирование тесно связано с перспективным анализом, поскольку окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе альтернативных [24, c. 70].
При прогнозировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет взаимодействия ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левереджем. Финансовый рычаг – это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита.
Выделение финансового прогнозирования как особого вида планирования, обусловлено: относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства; активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство; необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.
Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта. Разработчики долгосрочных финансовых планов стремятся иметь дело с агрегатными инвестиционными показателями и не погружаются в различные детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и рассматриваются, как один крупный проект. В этом случае финансовый менеджер не занимается детализацией проектов внутри каждого из вариантов деятельности, основная задача заключается в оценке того, как решения и планы руководства скажутся на финансовом положении кампании [39, c. 104].
Таким образом, финансовое планирование на предприятии базируется на использовании четырех основных его систем, каждой из которых присущи определенный период и свои формы реализации его результатов (таблица 1.).
Таблица 1 — Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии
Системы финансового планирования
Формы реализации результатов финансового планирования
Период планирования
1.Стратегическое планирование
Разработка финансовой стратегии предприятия
От 3 до 10 лет
2. Прогнозирование финансовой деятельности
Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия
до 3-х лет
3. Текущее планирование финансовой деятельности
Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности
1 год
4.Оперативное планирование финансовой деятельности
Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности
месяц, квартал

Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования [48,c.62].
Система прогнозирования финансовой деятельности является наиболее сложной среди рассматриваемых систем финансового планирования и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. На каждом конкретном предприятии система финансового прогнозирования базируется на определенной финансовой идеологии, которая характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его «миссией», финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров. Осуществляемое с учетом финансовой идеологии прогнозирование финансовой деятельности направлено, прежде всего, на разработку финансовой стратегии предприятия, представляющей собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения [49, c. 79].
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Это связано с тем, что основная цель общей стратегии – обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия, которая связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.
1.3 Система показателей планирования Сами по себе финансовые документы не дают ясного представления о финансовом положении фирмы. Для его определения необходимы дополнительная работа, анализ финансовых показателей деятельности организации.
Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.
Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:
·  выбор показателей, подходящих для анализа;
·  расчет этих показателей;
·  сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы;
·  использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы [32, c. 115].
Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо большое значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа различных проблем. Можно выделить пять типов наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:
·        ликвидности (краткосрочной платежеспособности);
·        деловой активности (оборачиваемости);
·        рентабельности;
·        рыночной активности;
·        платежеспособности (структуры капитала).
Ликвидность — это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если ликвидность фирмы низка, то это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности, в частности таких, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы [31, c. 101].
Выделяют три основных вида показателей ликвидности:
·  коэффициент общей (текущей) ликвидности;
·  коэффициент абсолютной ликвидности;
·  чистый оборотный капитал [46, c. 133].
Коэффициент общей ликвидности (Кол) выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.
  Кол = Текущие активы: Текущие пассивы Минимально необходимая величина Кол должна быть не менее 1 — иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель Кол по оценкам экспертов колеблется в диапазоне от 2 до 2,5 [19, c. 93].
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстро оборачиваемые» активы, это денежные средства предприятия.
Кал = Денежные средства: Текущие пассивы
По оценкам экспертов теоретически приемлемой величиной считается коэффициент, равный 0,2 – 0,25. Показатель Кал менее консервативен, чем коэффициент общей ликвидности, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов — денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг — оплатить долги предприятия.
Чистый оборотный капитал (ЧОК). Рассчитывается как разность между текущими активами предприятия и его текущими пассивами.
  ЧОК = Текущие активы – Текущие пассивы [32, c. 282]. Показатели деловой активности (оборачиваемости)
Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели оборачиваемости выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее часто используемых показателей деловой активности являются:
·                   оборачиваемость активов;
·                   оборачиваемость дебиторской задолженности;
·                   оборачиваемость кредиторской задолженности;
·                   оборачиваемость материально-производственных запасов;
·                   оборачиваемость основных средств (фондоотдача) [35, c. 145].
Коэффициенты рентабельности Эти коэффициенты показывают, насколько прибыльна деятельность компании.
Наиболее часто используемыми показателями являются:
·        коэффициенты рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов);
·        рентабельности реализации;
·        рентабельности собственного капитала [23, c. 188].
Коэффициент защищенности кредиторов (КЗК) показывает степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит.
Помимо пяти названных типов финансовых показателей в современном финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:
·        показателей использования финансового рычага;
·        комплексных (композитных) показателей.
Показатели использования финансового рычага Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита [22, c. 174].
Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Следовательно, у кредиторов такая фирма будет вызывать меньшее доверие, чем фирма с малой величиной заемных средств. Оптимальным соотношение собственных и заемных средств считается 50: 50.
Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередьизмерители финансового риска фирмы.
Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

1.4 Составление прогнозных финансовых документов
Целью планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает бюджеты.
Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации.
Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы:
-прогнозирования объема продаж;
-сроков оборачиваемости;
-бюджета денежных средств;
-предварительных (плановых, прогнозных) балансов;
-процента от продаж;
-и некоторые другие [21, c. 83].
Каждый из этих методов представляет собой схему прогнозирования, более или менее приспособленную к определенной ситуации.
Метод прогнозирования объемов продаж.
Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.
Правильно определенный прогноз продаж служит основой для:
-организации производственного процесса;
-эффективного распределения средств;
-должного контроля над запасами [23, c. 73].
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в физических единицах. В любом случае они являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние таких явлений, как цена, объем производства и инфляция, на потоки наличности фирмы [30, c. 244].
Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов:
1. Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей. Результат применения этого метода необходимо сравнить с другими результатами для выявления возможных расхождений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Опросы потребителей. Они проводятся для определения планов их покупок в плановый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры (например, появление новых видов товаров, на которые может переключиться внимание покупателей). Тем не менее, хорошо подготовленный обзор предположений покупателей о будущих покупках в состоянии предложить множество вариантов для анализа продаж.
3. Анализ временных рядов (регрессионный анализ). Этот метод необходим для учета временных колебаний величины продаж товара. Включает в себя анализ тенденций (экстраполяция трендов) [8, c. 61].
 Анализ тенденций помогает определить изменения продаж в течение выбранного периода времени.
Метод сроков оборачиваемости.
Существует несколько вариантов этого метода. Его цель — определить финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом. Эти потребности измеряются в днях и в процентах к объему продаж. Метод опирается на временной анализ цикла хозяйственной деятельности
Принцип метода
Финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом, возникают в результате временного расхождения между поступлениями и выплатами, связанными с различными операциями (закупка сырья и материалов, складирование, производство, продажа). Для временного решения проблемы, когда между поступлениями от продаж и выплатами по закупкам существует временной разрыв, предприятие может обратиться к долгосрочным источникам, чтобы обеспечить себя чистым оборотным капиталом.
С помощью этого метода можно рассчитать объем средств, которые позволят фирме своевременно оплатить планируемые закупки. Хозяйственный цикл создает одну и ту же потребность финансирования, которую можно измерить в днях: срок оборачиваемости запасов плюс срок оборачиваемости дебиторской задолженности клиентов минус срок оборачиваемости кредиторской задолженности поставщикам [39, c. 151].
Критика метода
Метод сроков оборачиваемости требует некоторых уточненийотносительноего применения, полезности и самого принципа.
а) На практике не всегда легко применить этот метод, так как он требует расчета многочисленных сроков оборачиваемости и использования весов, определение которых редко бывает очевидно.
б) Более того, нельзя ограничиваться расчетом сроков складирования, кредитов поставщиков и кредитов клиентам. Принято корректировать эти сроки и зависимости от значений, предусматриваемых в ходе управления запасами, дебиторской задолженностью клиентов и кредиторской задолженностью поставщиков; такой-то срок будет удлинен, такой-то сокращен.
в) Этот метод определяет только циклическую финансовую потребность предприятия. Метод позволяет измерять, в некотором роде, минимальную потребность.
г) К тому же эта потребность называется средней потребностью, основанной на оценке средних сроков оборачиваемости. Это приводит к мысли о том, что данный метод применяется должным образом только на тех предприятиях, где деятельность развивается ритмично на протяжении всего года [47, c. 86].
Метод бюджета денежных средств.
Бюджет денежных средств — это детальный план (обычно по месяцам) денежных поступлений и выплат предприятия по всем видам его деятельности.
Сбор информации.
Польза бюджета денежных средств напрямую связана с качеством информации, которая в нем записана.
Когда предприятие располагает полной системой бюджетов, прогнозы поступлений и выплат бюджета денежных средств базируются на прогнозах бюджетов хозяйственной деятельности, а также инвестиционного и финансового бюджета. Напомним, что последний показывает детально инвестиционные выплаты, а также их источники, предусмотренные для данного года в инвестиционном и финансовом плане.
В противном случае, если предприятие имеет неполную систему бюджетов или не имеет ее вовсе, то казначей должен самостоятельно собирать необходимую ему информацию. И бюджет, естественно, будет более приблизительным. Чтобы сохранить взаимосвязь бюджетов, стараются добиться соответствия между хозяйственными поступлениями и выплатами, с одной стороны, и доходами и расходами (выплаченными), записанными в счет эксплуатации, с другой [37, c. 195].
Остаток денежных средств.
Расчет ежемесячных и совокупных отклонений в виде разности между поступлениями и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для их анализа и принятия регулирующих решений.
Если наблюдаемое отклонение представляет собой дефицит денежных средств, то, исходя из его величины и продолжительности, казначей будет выбирать между увеличением чистого оборотного капитала и обращением за краткосрочным банковским кредитом.
Если отклонение представляет собой излишек денежных средств, то казначей будет изучать возможные способы использования этого излишка: приобретение акций других компаний, предоставление отсрочки платежа своим клиентам, погашение задолженности поставщикам, т.е. уменьшение чистого оборотного капитала [42. c. 137].
Разработка бюджета денежных средств.
1) Планирование поступлений от хозяйственной деятельности.
Планирование поступлений включает главным образом поступления от продаж. Следовательно, именно на основе плана ежемесячных продаж, который разрабатывается коммерческими службами, можно рассчитать эти поступления, однако, принято учитывать способ, которым рассчитываются клиенты
Изучение способа, которым рассчитываются клиенты, возложенонабухгалтерские и финансовые службы и состоит в статистическом ведении картотеки кредитов, предоставляемых клиентам [28, c. 182].
2) Планирование выплат на хозяйственную деятельность.
Эти выплаты соответствуют различным рубрикам выплаченных расходов счета результата: закупки, прочие внешние расходы, расходы по заработной плате, налоги и сборы, финансовые расходы. В бюджете денежных средств нет амортизационных отчислений, потому что амортизация измеряет реальный расход, а не выплаченный.
Расходы по закупке. Они планируются на основе прогнозов закупок, и здесь также нужно учитывать сроки платежей, предоставленные поставщиками. Чаще всего прогнозы закупок (материалов, товаров, различных комплектующих изделий и т.п.) опираются на прогнозы продаж или производства с учетом временного расхождения, связанного с условиями складирования [27, c. 58].
Расходы на заработную плату. Планирование расходов на заработную плату опирается часто на сумму соответствующих расходов, фигурирующую в счете результата последнего отчетного периода. Эта сумма исправляется в зависимости от планируемого роста численности персонала и роста самой заработной платы, а затем распределяется на двенадцать месяцев. Распределение необязательно производится равномерно, особенно там, где расходы на заработную плату могут включать долю, которая зависит от ежемесячного объема деятельности; в этом случае ежемесячное планирование расходов на заработную плату будет дифференцировано.
Прочие расходы. Как и расходы на заработную плату, планирование прочих расходов (прочие внешние расходы, налоги, сборы и подобные выплаты) опирается на данные последнего счета результатов и пересматривается в зависимости от предполагаемой деятельности будущего отчетного периода. Их годовая плановая сумма затем распределяется на двенадцать месяцев отчетного периода равномерно или дифференцированно, когда речь идет о полупеременных расходах. Отметим, что многие расходы оплачиваются именно в том месяце, когда по ним возникло обязательство [5, c. 89].
3) Поступление и оплата НДС: влияние на денежные средства предприятия.
В действительности НДС имееточеньтесную связь с денежными средствами; поэтому нужно напомнить об условиях возникновения задолженности и ее погашения.
Условия возникновения задолженности по НДС. Рассмотрим два основных случая: о товарных операциях и об операциях по предоставлению услуг.
При продаже товаров задолженность по НДС, который поступаетк поставщику, возникает, как только товар отпущен; и, наоборот, в тот жемомент клиент может возместить сумму налога, которую он уплатил. На практике чаще всего имеют в виду дату бухгалтерской записи, которая делается непосредственно после поставки или выписки счета-фактуры.
В случае предоставления услуг, а также работ с недвижимостью задолженность по НДС, который собирается поставщиком, возникает, как только услуги оплачены. И наоборот, клиент может возместить налог, как только он заплатил за предоставленные услуги [3].
4) Оформление бюджета денежных средств.
Сходные различные прогнозы поступлений и выплат представляются в виде таблицы.
В колонках указывается выбранный интервал прогноза (3, 6 или 12 месяцев) по периодам, которыми могут быть месяц, полмесяца, даже неделя. Поступления и выплаты соответствуют выбранному периоду в зависимости от даты оплаты. Такое соответствие следует соблюдать с осторожностью: если, например, выбран период в один календарный месяц, а оплата поставщикам осуществляется 5-го числа каждого месяца, то предпочтительнее включить этот платеж в предыдущий месяц [16, c. 53].
Информатизация бюджета денежных средств.
Разработка и моделирование бюджета денежных средств сегоднянамногооблегчена применением вычислительной техники.
Предприятие может запрограммировать свой бюджет, но гораздо дешевле для него использовать многочисленные программы, которые существуют в продаже: табличные процессоры или системы финансового моделирования.
Табличные процессоры — это электронные таблицы, выводимые на экран и состоящие примерно из шестидесяти колонок и двухсот пятидесяти строк. Системы финансового моделирования, разработанные первоначально для оборудования большой мощности, а сегодня используемые на компьютерах, имеют некоторое преимущество перед электронными таблицами. Благодаря этим системам легче объединять различные подтаблицы: разработка бюджета денежных средств заключается в том, чтобы составить и объединить несколько подтаблиц для получения конечной таблицы [4, c. 150].
Метод процента от продаж.
Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание pro forma документов.
Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное соотношение от установленной величины продаж [17, c. 141].
В основе определения процентного соотношения лежат:
-процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы (т.е. в текущий период издержки составляют 80 % от продаж);
-процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;
-заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих, и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей.

2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МОНТАЖСТРОЙ» 2.1 Общая характеристика предприятия Предприятие «Монтажстрой» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО «Монтажстрой»).
Предприятие организовано 18 февраля 1996 г.
Отраслевая принадлежность предприятия – строительные работы и ремонт.
Режим работы офиса предприятия – с 10-00 до 18 – 00. Строительные бригады работают посменно.
Устав предприятия утвержден Решением учредителя № 1 от 18 февраля 1999 г.
Предприятие имеет двух учредителей, вклады которых в уставный капитал составляют 90 % и 10 % соответственно.
Направления деятельности предприятия:
-строительная и строительно – монтажная деятельность, пуско – наладочные и отделочные работы;
-деревообработка;
-транспортные услуги;
-оказание услуг складского хозяйства.
Основная деятельность предприятия в настоящее время — строительная и строительно – монтажная деятельность, пуско – наладочные и отделочные работы.
Предприятие выполняет следующие виды общестроительных работ:
1.Каменные работы.
2.Устройство бетонных и железобетонных конструкций:
-опалубочные и арматурные работы;
-устройство монолитных и железобетонных конструкций.
3.Монтаж бетонных и железобетонных конструкций:
-монтаж фундаментов и стен подземной части зданий;
-монтаж элементов конструкций надземной части зданий.
4.Осуществление функций генподрядчика.
5.Выполнение функций заказчика — застройщика:
-получение и оформление исходных данных для проектирования объектов строительства;
-подготовка задания на проектирование;
-техническое сопровождение проектной стадии;
-оформление разрешительной документации на строительство, контроль за сроками ТУ;
-освобождение территории строительства;
-организация управления строительства;
-технический надзор за строительством.
Предприятие имеет лицензию на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности от 22 марта 2004 г.
Общая численность работников предприятия составляет 206 чел. Штатное расписание включает: директора, коммерческого директора, зам. директора по производству, главного бухгалтера, а также строительно — монтажные бригады. Рабочая неделя составляет 40 час. Два дня – выходные.
Строительные бригады в зависимости от объемов работ могут работать 6 – 14 час. в сутки.
Для данного предприятия очень важно финансовое планирование, т.к. позволяет спланировать необходимые затраты на будущее, а также определить поступления средств. Руководство предприятия акцентирует внимание на необходимости составления финансовых планов.

2.2 Анализ финансового состояния Финансовое состояние предприятия определяется имеющимися в распоряжении Общества имуществом и источниками его финансирования. Состав имущества и источники его финансирования (агрегированный баланс) приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Состав имущества и источников финансирования, тыс. руб.
Группы
Активов
2004 г.
2005 г.
Отклоне-ние, +,-
Группы пассивов
2004 г.
2005 г.
Отклоне-ние, +,-
1.Всего имущества,
в т.ч.:
274777
300766
+25989
1. Всего источники,
в т.ч.:
274777
300766
+25989
1.1. Внеоборотные активы
148497
155934
+7437
1.1. Собственные источники
196190
243810
+47620
1.2.Оборотные активы,
в т.ч.:
126280
144832
+18552
1.2. Заемные источники,
в т.ч.:
78587
56956
-21631
1.2.1. Запасы
70795
84717
+13922
1.2.1. Долгосрочные заемные источники
___
___

1.2.2. Дебиторская задолженность
35042
34761
-281
1.2.2.Краткос-рочные заемные источники
47894
33000
-14894
1.2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
20443
25354
+4911
1.2.3. Кредиторская задолженность
30693
23956
-6737
Анализ показывает, что за анализируемый период произошли значительные изменения в составе имущества и источниках его финансирования. Так, стоимость всего имущества увеличилась на 25989 тыс. руб. При этом запасы увеличились на 13922 тыс. руб., что характеризуется как негативная тенденция, т.к. из оборота отвлекаются средства, которые могли бы быть использованы на развитие предприятия.
Таблица 3 — Движение дебиторской задолженности за 2005 год, тыс. руб.
Наименование показателя
Остаток н/г
Возникло
Погашено
Остаток
к/г
Темп роста остатка
%
Отклоне-
ние абсолют-
ное
1. Дебиторская задолженность всего
35042
1211402
1211683
34761
99,2
-281
1.1 Краткосрочная
35042
1208120
1211683
31479
89,8
-3563
А. В том числе просроченная
1262

1262


-1262
  Движение дебиторской задолженности приведено в таблице 4. Положительно характеризуется сокращение дебиторской задолженности на 281 тыс. руб. Это означает, что, несмотря на рост выручки, предприятие стало меньше кредитовать своих покупателей. Положительно характеризуется сокращение заемных источников и увеличение собственного капитала на 47620 тыс. руб. (Таблица 2). Это означает, что предприятие осуществляет свою финансовую деятельность в основном за счет собственных средств. В ООО «Монтажстрой» ведение бухгалтерского учета соответствует существующим нормативным требованиям. Финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12.2004 и 31.12.2005 и результаты финансово- хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2004 г. и с 1 января по 31 декабря 2005 г. (что подтверждается аудиторскими заключениями).
Таблица 4 —  Динамика и структура стоимости имущества за 2005 год, % Группы актива
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--В настоящий момент предприятием используются следующие виды планирования. Процесс финансового прогнозирования в ООО «Монтажстрой» состоит из следующих этапов:
1.Финансовое прогнозирование
1.1.Всесторонний сбор информации (внутренней и внешней)
1.2.Составление прогнозных документов
1.3.Проверка корректности полученных данных
2.Корректировка
2.1.Проверка прогнозируемых результатов на соответствие определенным критериям
2.2.Выработка целевых указаний по корректировке отдельных прогнозных показателей.
2.3.Корректировка отдельных прогнозных показателей
2.4.Формирование окончательного варианта прогнозных документов
2.5.Утверждение планов
Сбор информации является начальным этапом финансового прогнозирования в организации. На этом этапе планово-экономический отдел ООО «Монтажстрой» проводит работу по сбору информации, ее предварительной обработке, систематизирует соответственно с другими показателями. Здесь происходит сбор информации об объемах произведенной продукции, затратах, исполнении сметы затрат, остатках, структуре затрат и т.д.
На этапе составления документов планово-экономический отдел производит необходимые расчеты, руководителем утверждаются плановые документы. Затем составляется производственный, а затем финансовый план, включающий прогнозный Отчет о прибылях и убытках и баланс.
Проверка корректности полученных данных осуществляется при составлении прогнозного баланса. Если данные некорректны, то ведется поиск ошибок.
Затем проводится корректировка планов. Это делается на основе предварительных плановых данных о наличии финансовых ресурсов в плановом периоде. Источником этой информации служит доходная часть плана движения денежных средств. Процесс корректировки заключается в последовательной доработке составных документов Финансового плана и других документов таким образом, чтобы запланированное погашение обязательств соответствовало имеющимся платежным средствам.
В результате получается Финансовый план, удовлетворяющий предъявляемым требованиям (с учетом специфики предприятия и существующих ограничений). Скорректированный Финансовый план утверждается руководителем.
По глубине горизонта планирование в ООО «Монтажстрой» подразделяется на текущее и долгосрочное. Текущее осуществляется на 1 месяц вперед. Осуществляется с 25 по 30 число месяца, предшествующего планируемому. Долгосрочное – это планирование на период не более года. Осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь.
В основе того и другого планирования лежит месячный план. На год составляется двенадцать планов на каждый месяц отдельно.
Между тем необходимо отметить, что составляемый план на год часто оказывается неэффективным, т.к. ожидаемые данные меняются (например, изменение тарифов, цен, которое за год – полгода до этого не планировалось, изменения в законодательстве и т.д.).
Необходимо отметить, что планово-экономический отдел предприятия почти не занимается долгосрочным финансовым прогнозированием.
Только раз в год на основе отчетных данных делают прогнозный баланс на перспективу 3 года на основе метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации. Основная причина пренебрежения финансовым прогнозированием – недоверие к прогнозным результатам, нестабильность экономики, политические ситуации.
Таким образом, по результатам второй главы можно сделать следующие выводы:
1.Исследуемое предприятие стабильно развивается, имеет устойчивое финансовое положение.
2.На предприятии сформирована система финансового планирования.
3.По глубине горизонта планирование в ООО «Монтажстрой» подразделяется на текущее и долгосрочное.
4.Вместе с тем, в структуре предприятия не предусмотрено отдельной должности специалиста по управлению денежными потоками, поэтому планово-экономический отдел предприятия почти не занимается долгосрочным финансовым прогнозированием, в результате составляемый план на год часто оказывается неэффективным, т.к. ожидаемые данные меняются. Основная причина пренебрежения финансовым прогнозированием – недоверие к прогнозным результатам, нестабильность экономики, политические ситуации.

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МОНТАЖСТРОЙ» 3.1 Планирование продаж Анализ, проведенный во второй главе дипломной работы, показал, что за анализируемый период выручка ООО «Монтажстрой» возросла с 819682 до 907433 тыс. руб., Темп роста составил 110,7 %, т.е. прирост в месяц – 0,89 %.
По данным аналитиков компании, спрос на продукцию будет увеличиваться и далее теми же темпами, не зависимо от сезонности, поскольку количество покупателей постоянно увеличивается. Выручка в декабре 2005 г. составлял: 75619,4 тыс. руб.
Таблица 12 — Объемы продаж товаров по месяцам в 2006 г., тыс. руб.
Месяц
Величина выручки
Январь
76292,4
Февраль
76971,4
Март
77656,4
Апрель
78347,6
Май
79044,9
Июнь
79748,4
Июль
80458,2
Август
81174,2
Сентябрь
81896,7
Октябрь
82625,6
Ноябрь
83360,9
Декабрь
84102,8
ИТОГО за год
961679,5
В первый месяц (январь) прогнозируется поступление денежных средств:
75619,4 тыс. руб. * 1,0089 = 76292,4 тыс. руб.
В феврале:
76292,4 тыс. руб. * 1,0089 = 76971,4 тыс. руб.
В марте:
76971,4 тыс. руб. * 1,0089 = 77656,4 тыс. руб.
В апреле:
77656,4 тыс. руб. * 1,0089 = 78347,6 тыс. руб.
В мае:
78347,6 тыс. руб. * 1,0089 = 79044,9 тыс. руб.
В июне:
79044,9 тыс. руб. * 1,0089 = 79748,4 тыс. руб.
В июле:
79748,4 тыс. руб. * 1,0089 = 80458,2 тыс. руб.
В августе:
80458,2 тыс. руб. * 1,0089 = 81174,2 тыс. руб.
В сентябре:
81174,2 тыс. руб. * 1,0089 = 81896,7 тыс. руб.
В октябре:
81896,7 тыс. руб. * 1,0089 = 82625,6 тыс. руб.
В ноябре:
82625,6 тыс. руб. * 1,0089 = 83360,9 тыс. руб.
В декабре:
83360,9 тыс. руб. * 1,0089 = 84102,8 тыс. руб.
Таким образом, в первый год планировался объем продаж в размере 961679,5 тыс. руб. Объем продаж еще не является показателем величины денежных притоков, поскольку не всегда все работы оплачиваются вовремя. В условиях конкуренции предприятия часто идут на условия отсрочки платежа (коммерческий кредит). Так возникает дебиторская задолженность. Поэтому для вычисления реального денежного притока от основной деятельности необходимо рассчитать коэффициенты инкассации и соответственно – дебиторскую задолженность, и плановую выручку.

3.2 Расчет коэффициентов инкассации Коэффициенты инкассации представляют собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к объему реализации за тот же период.
Формула расчета коэффициента инкассации имеет следующий вид:
К = ДЗ: В,
где ДЗ – дебиторская задолженность;
В – объем реализации.
В 2005 г. образовалась дебиторская задолженность в размере 34761 тыс. руб. Соответственно с учетом выручки по месяцам рассчитаем коэффициенты инкассации и реальную выручку без дебиторской задолженности:
Таблица 13 — Расчет коэффициентов инкассации
Месяц
Выручка в 2005 г., тыс. руб.
Дебиторская задолженность в 2005 г., тыс. руб.
Коэффициент инкассации
Январь
75873,2
1236,9
0,0163
Февраль
74245,7
2345,8
0,0316
Март
75787,3
3412,7
0,0450
Апрель
74024,5
1124,4
0,0152
Май
76234,8
2335,7
0,0306
Июнь
75949,6
3008,6
0,0396
Июль
75125,9
4341,0
0,0578
Июль
75125,9
4341,0
0,0578
Август
75562,8
2467,7
0,0327
Сентябрь
75679,7
2987,3
0,0395
Октябрь
77984,8
4442,8
0,0570
Ноябрь
75345,3
2673,4
0,0355
Декабрь
75619,4
4384,7
0,0580
ИТОГО за год
907433
34761
0,0383

С учетом коэффициентов инкассации рассчитаем планируемую дебиторскую задолженность и выручку от реализации:
Таблица 14 — Расчет плановой выручки, тыс. руб.
Месяц
Планируемая выручка в 2006 г., тыс. руб.
Коэффи-циент инкассации
Дебиторская задолженность в 2006 г., тыс. руб.
Реальная выручка с учетом дебиторской задолженности, тыс. руб.
Январь
76292,4
0,0163
1243,6
75048,8
Февраль
76971,4
0,0316
2432,3
74539,1
Март
77656,4
0,045
3494,5
74161,9
Апрель
78347,6
0,0152
1190,9
77156,7
Май
79044,9
0,0306
2418,8
76626,1
Июнь
79748,4
0,0396
3158,0
76590,4
Июль
80458,2
0,0578
4650,5
75807,7
Август
81174,2
0,0327
2654,4
78519,8
Сентябрь
81896,7
0,0395
3234,9
78661,8
Октябрь
82625,6
0,057
4709,7
77915,9
Ноябрь
83360,9
0,0355
2959,3
80401,6
Декабрь
84102,8
0,058
4878,0
79224,8
ИТОГО за год
961679,5
0,0383
36832,3
924847,2
Спланировать дебиторскую задолженность достаточно сложно, поэтому мы принимаем коэффициент инкассации на уровне прошлого года.
Таким образом, с учетом коэффициентов инкассации ожидается поступление денежных средств в размере 872678,3 тыс. руб., а 3,83 % от фактического объема продаж составит дебиторская задолженность.
Поскольку большинство показателей достаточно трудно спланировать с большой точностью, нередко планирование финансового потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, доля выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Поступления денежных средств были нами рассчитаны выше (Таблица 14). Основным составляющим элементом оттока денежных средств является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Денежные средства используются в том числе на заработную плату персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также выплаты налогов, процентов и т.д.
3.3 Расчет оптимального остатка денежных средств при использовании модели Боумола В практике хозяйствования имеются методы, обеспечивающие расчет поддержания высокого уровня кассовой наличности. Верное соотношение находится путем учета затрат на хранение и трансакционных затрат с тем, чтобы минимизировать общие затраты по поддержанию уровня кассовой наличности.
Среди них выделяется модель Боумола, которая исходит из тех же самых допущений, которые используются и модели оптимального размера заказа. Она исходит из того, что норма расхода денежных средств точно известна и не меняется. В модели делается допущение о том, что компания использует денежные средства по известной постоянной норме и поэтому несет затраты, связанные с держанием средств, поэтому. Т.к. эти затраты увеличиваются вместе со средним уровнем наличных денежных средств, то учет только данного фактора заставит компанию держать денежные средства в минимально возможных объемах. Однако когда компания использует все наличные денежные средства, ей необходимо приобретать новые наличные денежные средства – возможно, за счет продажи обращающихся на бирже ценных бумаг. Каждый раз, когда компания действует, таким образом, она несет трансакационные издержки, поэтому она стремится ограничивать возможное количество операций, проводимых в течение года.
Эта модель подходит для ООО «Монтажстрой», т.к. денежные потоки данного предприятия стабильны и прогнозируемы. Оптимальный размер кассовой наличности определяется по следующей формуле:

Q = ,
Где V – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде;
с – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;
r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям.
Q =  = 2906, 1 тыс. руб.
Средний запас денежных средств составляет Q/2, т.е.
2906,1 тыс. руб.: 2 = 1453,1 тыс. руб.
Общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно:
k = V / Q = 767781.57 / 2906,1 = 264
Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными потоками составляют:
ОР = с * k + r *(Q /2) = 0,66 * 264 + 0,12 * 1453,1 = 348,6 тыс. руб.
Первое слагаемое представляет собой прямые расходы, второе – упущенная выгода от хранения средств вместо того, чтобы инвестировать в ценные бумаги.
3.4 Определение размера и разработка проекта вложения временно свободных денежных средств Временно свободные денежные средства определяются как разница притоков и оттоков денежных средств с учетом минимального остатка.
Для увеличения денежных потоков рационально высвобожденные средства положить на депозит в КБ «Собинбанк» по следующим условиям:
1.Вклад «Накопительный»
2.Срок хранения вклада — 181 день.
3.Процентная ставка зависит от срока вклада и суммы вклада. Если мы будем вкладывать свыше 100 тыс. руб. на срок 366 дней, годовая процентная ставка составит 12 %, на 181 день ставка составляет 11 % годовых.
4.Периодичность начисления процентов — каждый месяц, выплаты – в конце периода.
В январе и феврале 2005 г. величина временно свободных денежных средств составит 49106,25 тыс. руб. (9060,9 тыс. руб. + 40045,35 тыс. руб.).
Никаких инвестиционных проектов на 2006 г. не планируется, поэтому эти средства будут положены на депозит под 12 % годовых. Для начисления применяется сложный процент.
Рассмотрим начисления процентов по месяцам. Сумма процентов и вклада будет возвращена в конце периода (на 182 –й день, т.е. через полгода).
Рассчитаем сумму начисленных процентов по месяцам (Таблица 15)
Таблица 15 — Сумма начисленных процентов и выплат, тыс. руб.
Показатель
Месяц
Сумма выплат
3
4
5
6
7
8
Процент по депозиту, тыс. руб. (0,917 % в месяц)
450,3
454,4
458,6
462,8
467,1
471,3
2764,53
Остаток на конец месяца, тыс. руб.
49556,6
50011,0
50469,6
50932,4
51399,5
51870,8
0
Основная сумма депозита, тыс. руб.
49106,25
Таким образом, за счет этого мероприятия величина денежного потока за полгода увеличится на 2764,53 тыс. руб.

3.5 Разработка мероприятий по оптимизации структуры управления финансовыми потоками Предлагается принять в штат специалиста по управлению дебиторской задолженностью.
Специалист будет собирать данные о клиентах в систему (базу данных). В этой системе будет размещаться информация о контрагентах, нарушающих условия оплаты. Грамотно настроенная база данных и анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять обоснованное решение о дальнейшей работе с данным клиентом.
Создается система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Все контрагенты объединяются в группы по уровню надежности:
— группа риска;
— группа повышенного внимания;
— группа надежных клиентов;
— «золотые клиенты».
Оценка надежности контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода.
Эти обязанности будут внесены в должностную инструкцию специалиста. Специалист в организационной структуре будет подчиняться начальнику экономической группы. Рассмотрим расходы, связанные с этим мероприятием:
Таблица 16 — Дополнительные затраты в связи с наймом специалиста по управлению денежными потоками, тыс. руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.