Содержание
Введение………………………………………………….………………………….……..3
Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в
осуществлении хозяйственных связей между производством
товаров и их розничной продажей…………………………………….…….5
Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.
Его роль в торговом обслуживании населения.
Источники используемой информации………………………………..……7
Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы…………………10
Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана — прогноза
оптового товарооборота cиспользованием абсолютных и
относительных показателей — отклонений ……………………………...12
Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота…………………….……..16
5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы……………...….…..16
5.2. Влияние поступления товаров и других факторов
на изменение общего объема……………………………………………...19
5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,
степень их влияния на изменение объема товарооборота…………….23
Заключение………………………………………………………………………….…...24
Список использованной литературы……………………………………….………..26
Введение
Современный рынок представляет собой разветвленную систему хозяйственных связей между производителями и потребителями, а также сложнейший механизм выявления и согласования их экономических интересов. Практическое осуществление этих связей с учетом интересов всех участников товарного обращения берут на себя торговые посредники. Тем самым они способствуют формированию единого рынка товаров и услуг, расширяют возможности развития на нем конкуренции.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате ее деятельности товар приближается к потребителю, но еще не попадает в сферу личного потребления. Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом.
Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через нее – на сферу потребления.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение потребностей населения в товарах.
Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в ее функции входят закупка и завоз товаров от предприятий изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить закупки товаров из различных источников. На складах оптовых предприятий товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.
Чтобы воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков. Важнейшая задача торговли – регулярно снабжать магазины мелкими партиями товаров в соответствии с их потребностью.
С точки зрения оптового торгового предприятия можно выделить следующие основные задачи: преодоление пространственного разрыва; преобразование производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров; формирование запасов для страхования от изменений спроса на товары; сглаживание цен; хранение товаров; доработка и доведение товара до требуемого качества, фасовки и упаковки; кредитование своих клиентов; маркетинговые исследования.
Основным и определяющим показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятий оптового звена является оптовый товарооборот, который своим объемом определяет доходы, расходы, прибыль, потребность в складской и торговой сети. Анализ этого показателя помогает полнее выявлять имеющиеся резервы его роста, обеспечивать рациональное изменение его структуры и содействовать более полному удовлетворению потребности розничной торговой сети и населения на товары народного потребления.
Поэтому, основной целью работы является овладение приемами и методами экономического анализа для выявления резервов роста объема продаж и принятию своевременных мер для их реализации. Основные задачи работы — провести анализ общего объема товарооборота и определить факторы, оказывающие на него наибольшее влияние.
При анализе оптового товарооборота в курсовой работе использовались экономические методы – метод сравнения, метод цепных подстановок, метод процентных чисел.
В условиях функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства, поэтому вопросы развития оптовой торговли и ее показатели представляют интерес для изучения.
Глава I. Оптовый товарооборот, его сущность, значение в осуществлении
хозяйственных связей между производством товаров и их
розничной продажей
Оптовый товарооборот – основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли.
Под оптовым товарооборотом понимается реализация товаров народного потребления и производственного значения торговыми предприятиями для последующей их продажи или переработки.
Экономическая сущность оптового товарооборота определяется выполняемыми оптовой торговлей функциями. Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает как заказчик на товары народного потребления, а так же воздействует на рациональное размещение производства, увеличение объема выпуска продукции.
Различают два вида оптового товарооборота:
складской товарооборот — продажа товара через склады оптовых баз;
транзитный товарооборот – отгрузка товаров промышленными предприятиями покупателям минуя склады торговых баз, но по их разнарядкам. При этой форме оборота предприятия торговли организуют товародвижение, но не участвуют в самом технологическом процессе. Прямые связи крупных торговых предприятий с производителями позволяют оперативно реагировать на изменение покупательского спроса, расширять ассортимент и улучшать качество товаров, ритмично их получать. Транзитные поставки доказали свою эффективность и для торговых предприятий, предъявляющих специальные требования к реализуемым товарам, то есть в тех случаях, когда необходимо формировать ассортимент в соответствии с товарным профилем магазинов. Оптовая продажа товаров транзитом может производиться с участием оптового звена в расчетах – с вложением средств, и без участия в расчетах – организуемый оборот.
При транзитном обороте с участием в расчетах оптовая торговля сначала в качестве покупателя рассчитывается с поставщиком, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банка, уплачивают все налоги, то есть, как и все предприятия имеют целью получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над расходами – издержками обращения. В ряде случаев, в объеме товарооборота с участием в расчетах учитываются транзитные продажи, когда оптовые предприятия оплачивают только транспортные расходы по доставке товаров к месту назначения.
Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли. Расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена заключается в организации договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары и следит за ходом отгрузки.
Транзитный товарооборот является наиболее экономичным. Увеличение его доли во всем оптовом товарообороте приводит к экономии ресурсов. Это достигается за счет сокращения звенности товародвижения, ускорения оборачиваемости товаров, уменьшения потребности в складской площади и транспорте для доставки товаров. Однако применение транзитного товарооборота ограничивается определенными условиями: размером товарооборота розничного торгового предприятия, отсутствием подсортировки товаров, расположением промышленных предприятий и покупателей. Доставка товаров транзитом в розничную сеть крупными партиями может привести к замедлению оборачиваемости вложенных средств, к неполному удовлетворению спроса в одних регионах на товары, имеющиеся в других местах в излишних количествах. Транзитный товарооборот получил широкое развитие по товарам простого ассортимента, а так же по товарам, которые вырабатывают предприятия местной промышленности
Сумма складского и транзитного товарооборота представляет собой общий, или валовый товарооборот оптового предприятия.
Оптовый товарооборот можно рассматривать как:
1) оборот оптового звена по реализации товаров организациям и предприятиям розничной торговли, объединениям, предприятиям общественного питания и промышленности;
2) оборот по реализации товаров одними оптовыми звеньями другим. Этот оборот возникает в тех случаях, когда товар проходит через несколько оптовых звеньев.
Глава II. Задачи экономического анализа оптового товарооборота.
Его роль в торговом обслуживании населения.
Источники используемой информации
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей и внерыночного потребления.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.
Информационным материалом, используемым в ходе экономического анализа показателей оптовой базы, служат планы и нормативные показатели, данные статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, в частности: бухгалтерский баланс, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 3 «Расшифровка прочих статей отчета о прибылях и убытках», форма №4 «Отчет об издержках обращения в торговле», форма № 5 «Отчет о расходах на содержание аппарата управления», форма № 7 «Отчет о движении фондов экономического стимулирования» и другие данные бухгалтерского учета, перечень которых определяется в ходе анализа1.
Основными источниками для составления отчетности являются записи в ведомости отгрузки и реализации товаров, которая ведется к журналу — ордеру по счету «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги», где содержатся данные о реализации товаров по их группам, по покупателям, по отделам и секциям оптового предприятия, по складскому и транзитному обороту.
Первичными документами для составления бухгалтерского баланса являются товарные отчеты и реестры с приложенными к ним документами: счетами-фактурами, спецификациями. Торговые отделы ведут оперативный учет отгрузок товаров каждому покупателю, данные которого являются важным источником анализа и планирования.
Оперативный учет расхода и прихода товаров ведется, как правило, каждые 5-10 дней в развернутой товарной номенклатуре на основе аналитического учета.
Поставки товаров отдельными поставщиками по количеству, ассортименту, качеству, срокам и другим признакам договора-поставки ведется также на основании материалов оперативного учета. На каждого поставщика, на каждый заключенный договор заводится отдельная карточка с соответствующими реквизитами. Записи в карточке делаются по мере поступления товара. Поэтому поставка по отдельным поставщикам или по группе поставщиков, по количеству и видам товаров, по срокам поступления, а так же по другим элементам может быть рассмотрена по состоянию на любую дату или за любой отрезок времени.
Углубленный анализ отклонений от условий договора поставки можно сделать также на основе изучения первичных бухгалтерских документов – актов, составляемых при приемке товаров при несоответствии количества, ассортимента, качества, цены товаров данным сопроводительных документов и условиям договора.
Инвентаризация — сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.
Снятие остатков или оперативный учет — сверка материально-ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем при этом подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки) затем с учетом соответствующих норм производится перерасчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам.
Все вышеперечисленные источники информации и методы ее получения могут служить для аналитики оптового товарооборота и всех его составляющих.
Глава III. Краткая характеристика деятельности оптовой базы
Для проведения экономического анализа оптового товарооборота и факторов, оказывающих на него влияние, рассмотрены показатели оптового звена предприятия «Оптовик», которое занимается, главным образом, поставкой товаров в регионы области, накапливанием и хранением сезонного товара и оптовой реализацией. Предприятие завозит в основном продовольственные товары — 90% и часть — 10% непродовольственных – сопутствующие товаров. Общий объем товарооборота за отчетный год составил 36209,1 тыс.руб. и имеет тенденцию к росту.
Перспективы увеличения товарооборота определяются заключением договоров поставок с поставщиками, работающими в данном регионе, что предполагает снижение отпускных цен или, по крайней мере, их стабильность, так как уровень транспортных расходов может быть снижен за счет их небольшой отдаленности по сравнению с доставкой товаров с материка. Работа с местными поставщиками дает возможность выживания местным производителям, увеличению рабочих мест, получению налогов областью, и как следствие – увеличение качества и уровня жизни населения.
Работа с торговой базой магазинов города позволяет последним свободней распоряжаться своими финансовыми резервами, так как дает возможность закупать товар мелкими партиями, таким образом расширять ассортимент товаров, своевременно предъявлять претензии поставщику и производителю в случае его (товара) некачественных характеристик.
На отчетный год товарные запасы оптовой базы имеют тенденцию к увеличению, в то же время увеличивается и оборачиваемость товаров. Это является положительным показателем в работе базы, но том не менее требует увеличения торговых площадей.
Торговая база имеет небольшие по своему размеру площади – 300,5кв.м, но в перспективе намечается сдача в эксплуатацию объекта общей площадью 1000 кв.м., специально предназначенного для работы с продовольственными товарами, что позволит увеличить не только объем товарооборота, но и ассортимент завозимых для реализации товаров.
База имеет в своем штате на отчетный год 111 человек сотрудников, имеющих высшее и специальное торговое образование. С увеличением торговых площадей и товарооборота кадровый состав работников повыситься с учетом производительности на 1 метр торгово-складской площади.
База располагает оптово-складским и транзитным товарооборотом. Оптово-складской товарооборот составляет 72,2% к розничному в обслуживаемых предприятиях, что является положительным фактором, хотя его доля несколько колеблется в сторону уменьшения, что говорит о том, что предприятия розничной торговли стараются самостоятельно работать с поставщиками или сдатчиками местной продукции, тем самым стараясь работать без посредников.
В целом, у базы имеются большие перспективы, так как она располагает определенными финансовыми ресурсами, основными фондами, приспособленными для торговли продовольственными товарами, отработанными связями с поставщиками, а так же квалифицированными кадрами.
Глава IV. Оценка динамики и выполнения внутреннего плана — прогноза
оптового товарооборота cиспользованием абсолютных и
относительных показателей
Общий объем оптового товарооборота, его виды, пути и звенность товародвижения представляют собой важные показатели торговой деятельности оптовой базы. Их анализ проводится с помощью методов сравнения и разниц. Кроме того, в процессе анализа также используются некоторые расчетные показатели, такие, например, как доля оптово-складского и транзитного оборота в общем объеме оптового товарооборота, коэффициент звенности товародвижения, удельный вес централизованной доставки товаров в розничную сеть.
Для нормального функционирования оптового торгового предприятия необходимо определить основные показатели оптового товарооборота: объем и структуру товарооборота, поступление товаров и товарные запасы.
Анализ оптового товарооборота рассматривается при необходимости по формам товародвижения: складской оборот, транзитный, с участием в расчетах, без участия в расчетах; по категориям покупателей: розничные предприятия, промышленные предприятия, оптовые предприятия, экспорт, госзаказ; по регионам: местный регион, другие регионы; по структуре и ассортименту оборота: продовольственные товары, непродовольственные товары; по способу оплаты за товар: немедленная оплата, по перечислению, в кредит.
Оптовый товарооборот характеризуется изменениями общего объема продаж в отчетном году по сравнению с показателями прошлых лет, темпами прироста товарооборота, средними темпами роста, изменениями в стоимостном (натуральном) измерении. При необходимости аналогичные показатели рассчитываются в постоянных ценах.
Можно выделить и такой показатель, — как продажа товаров каждому покупателю в разрезе товарных групп, а так же другие показатели товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия.
Анализ товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема.
Если на предприятии осуществляется планирование товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по оптовому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.
Таблица 4.1. Анализ оптового товарооборота за отчетный год по торговой базе
(тыс.руб)
Группы товаров
Товарооборот
отклонение
Темп роста,
%
Прошлый
год
Отчетный год
от плана
фактически
план
факт
% выпол.
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
(сопутствующие)
Всего
30085,7
3225,6
33311,3
32320
3520
35840
35838,4
3991,6
39830
110,9
113,4
111,10
+3518,4
+471,6
+3990
+5752,7
+766,0
+6518,7
119,1
123,9
119,6
Оптовый товарооборот базы за отчетный год составил 39830,0тыс.руб., что выше показателя прошлого года на 6518,7тысруб.(39830,0-33311,3) или на 119,6% (39830/33311,3х100).
Выполнение планового показателя товарооборота базы составило 111,0% (39830/35840х100), что в сумме составляет 3990,0 тыс.руб. ( 39830 — 35840).
Анализ товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп — по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов2:
/>Ксс= √ ∑(fi 1 – fi 0)2 / n, (4.1.)
где К — коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;
f1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;
f0 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);
n — количество товарных групп.
Оптовый товарооборот по видам продвижения товаров подразделяется на оптово-складской и транзитный (оплаченный и неоплаченный). Транзитный оборот, как оплаченный, так и неоплаченный, имеет определенные преимущества по сравнению с оптово-складским оборотом. Он ускоряет продвижение товаров, сокращает затраты труда и средств. Поэтому повышение доли транзитного оборота в общем объеме оптового товарооборота рассматривается как положительное явление при условии, если транзитные поставки отдельных товаров, производимые исходя из действующих норм отгрузки, не превышают потребности в них розничной сети и не затоваривают ее, что необходимо учитывать при оценке изменения соотношения оптово-складского и транзитного товарооборота.
В процессе анализа оптового товарооборота проверяется и оценивается состояние и развитие централизованной доставки товаров непосредственно в магазины.
Анализ общей звенности товародвижения по оптовой базе можно рассмотреть примере таблицы 4.2.
Таблица 4.2. Оптовый товарооборот оптовой базы за отчетный год (тыс.руб.)
Показатели
Пред. год
Отчет.
год
Отчетный год к предшеств.в
%
сумме
1.Оптово-складской оборот
2.Транзитный оборот
(оплаченный и неоплаченный)
28248
5063,3
33736
6094
119,4
120,4
+5488
+1030,7
3.Итого оптовый товарооборот
(стр.1+стр.2)……………………………………….
33311,3
39830
119,6
+6518,7
4.Удельный вес транзитного оборота в общем оптовом товарообороте, %
(стр.2/стр.3х 100)…………………………………
5.Розничный товарооборот обслуживаемых организаций………………………………………
6.Оптово-складской оборот в % к розничному в обслуживаемых предприятиях
стр.1/стр.5х100)……………………………………
15,2
39017
72,4
15,3
46725,8
72,2
+0,6
119,8
-0,3
+0,1
+7708,8
-0,2
В отчетном году оптовой базой был достигнут рост товарооборота в 119,6% а торговые организации, обслуживаемые оптовой базой, увеличили рост розничного товарооборота на 119,8%. При этом розничный товарооборот перевыполнен 7708,8тыс. руб. (46725,8 — 39017), а оптовый товарооборот на 6518,7тыс. руб. (39830 – 33311,3). В данном случае необходимо в ходе анализа структуры товарооборота установить, по каким товарным группам сверхплановый оптовый товарооборот превышает розничный, и рассмотреть состояние товарных запасов в розничной сети по этим группам. Наличие в розничной сети сверхнормативных запасов товаров по этим группам будет свидетельствовать о том, что часть товаров, поступивших в отчетном году с оптовой базы, не была реализована населению.
Таким образом, в отчетном году обеспечен прирост оптово-складского (119,4%) и транзитного (120,4%) оборота. При этом достигнут более высокий процент транзитного оборота, в результате чего его удельный вес в общем оптовом обороте составил 15,3%; по сравнению с предшествующим годом он возрос на 0,1% (15,3 – 15,2). Повышение в отчетном году удельного веса транзитного оборота заслуживает положительной оценки.
Фактический коэффициент звенности (отношение оптово-складского оборота к розничному товарообороту) составляет 72,2%. Это означает, что из общей массы товаров, проданных населению через розничную сеть и предприятия общественного питания, 72,2% их поступило со складов оптовой базы. При этом коэффициент звенности оказался ниже прошлогоднего показателя на 0,2% (72,2 – 72,4). Данные показатели свидетельствуют о том, что в отчетном году роль оптовой базы в товароснабжении розничной сети несколько снизилась, что нельзя оценивать как положительный фактор.
Глава V. Факторный анализ оптового товарооборота
На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов.
Анализ показателей товарооборота, поступления и запасов товаров во взаимной увязке основан на применении балансового метода — на использовании балансовой формулы3:
Зн + П = Тоб + Др + Зк, (5.1.)
откуда Тоб = Зн + П – Зк — Др
Где Зн — товарные запасы на начало периода (руб.);
П — поступление товаров за анализируемый период (руб.);
Тоб — товарооборот предприятия за анализируемый период (руб.);
Др — документированный товарооборот за анализируемый период,
не являющийся продажей (руб.);
Зк — товарные запасы на конец периода (руб.).
5.1. Влияние общего индекса цен и физической массы
Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах — в ценах базисного года4:
Т с.ц. = Тф.ц. / Iц, (5.2.)
где Тс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Тфц — объем товарооборота в фактических ценах;
I ц — индекс изменения цен.
В процессе анализа товарооборота целесообразно определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:
I т = I ц х I q (5.3.)
где I т — индекс изменения объема товарооборота;
I ц — индекс изменения цен;
Iq — индекс изменения физического объема товарооборота.
Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.
Влияние изменения цен и физического объема товарооборота на величину товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров, а так же в целом рассмотрим на примере сложившихся показателях оптовой базы.
Таблица 5.1. Оптовый товарооборот базы за отчетный год (тыс. руб.)
Товарные группы
Фактический товарооборот
Средний размер повышения цен в отчетном году, %
прошлый год
отчетный год
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
Итого
30085,7
3225,6
33311,3
35838,4
3991,6
39830,0
+40
+20
Для анализа имеющихся данных составим таблицу:
Таблица 5.2. Анализ оптового товарооборота за отчетный год по торговой базе
(тыс.руб)
Товарооборот
Темп роста. %
Изменение
Группы товаров
Прошлый год
Отчетный год
В
сопост.
В действ
В
сопос
уд. веса
Сумма
Уд. вес
Сумма
Уд.
вес
ценах
ценах
ценах
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
(сопутствующие)
Всего
30085,7
3225,6
33311,3
90,4
9,6
100,0
35838,4
3991,6
39830,0
90,0
10,0
100,0
25598,9
3326,3
28925,2
+ 19,1
+ 23,7
+ 19,6
-14,9
+3,1
-13,2
— 0,4
+0,4
-
Группа продовольственных товаров в товарообороте прошлого года представлена в сумме 30085,7 тыс.руб., что составляет 90,4% (30085,7 / 33311,3 х100–100) от общей суммы реализованных товаров, доля непродовольственных товаров представлена суммой 3225,6тыс.руб., что составляет 9,6% (3225,6 / 33311,3 х 100 – 100).
Удельный вес продовольственных товаров в товарообороте отчетного года составляет 90,0% (35838,4 / 30085,7,1 х 100 – 100), непродовольственных – 10% (3991,6 / 39830 х 100 – 100).
Для расчета товарооборота в сопоставимых ценах, воспользуемся средним размером повышения цен в отчетном году. При условии, что по продовольственным товарам он составил 40%, следовательно фактический товарооборот в сопоставимых ценах отчетного года (согласно формуле 2.1.) составит по этой группе товаров 25598,9тыс.руб.(35838,4/1,40), по группе непродовольственных товаров – 3326,3тыс.руб.(3991,6/1,20). В сумме сопоставимый товарооборот составит 28925,2тыс.руб.(25598,9+3326,3), а, индекс цен за анализируемый период составил 1,38 (39830 / 28925,2).
Темп роста товарооборота в действующих ценах составляет +19,6% (39830 / 33311,3 х 100 — 100), в том числе по продовольственным товарам: +19,1%(35838,4 /30085,7 х 100 – 100), по непродовольственным товарам: +23,7% (3991,6 / 3225,6 х100 – 100).
Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах снизился на 13,2%(28925,2 / 33311,3 х 100 – 100). В том числе по продовольственным товарам снижение составило 14,9% (25598,9 / 30085,7 х 100 – 100), по непродовольственным товарам произошло увеличение на 3,1% (3226,6 / 3225,6 х100 – 100).
Изменение структуры товарооборота произошло следующим образом: доля продовольственных товаров снизилась на 0,4 %, а доля непродовольственных товаров соответственно увеличилась на 0,4 %.
Изменение цен увеличило общий объем товарооборота на сумму 10904,8тыс.руб. (39830 – 28925,2).
Изменение физического объема товарооборота уменьшило общий объем товарооборота на сумму 4386,1тыс.руб. (28925,2 – 33311,3)
В результате влияние этих факторов произошло увеличение товарооборота на 6518,7тыс.руб. (10904,8 –4386,1).
Если рассмотреть влияние изменения цен и физического объема товарооборота по товарным группам, то можно увидеть, что по продовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 10239,5тыс.руб.(35838,4 – 25598,9), за счет уменьшения физического объема он снизился на 4486,8тыс.руб.(25598,9 – 30085,7), эти два фактора в сумме увеличили товарооборот по группе продовольственных товаров на 5752,7 тыс.руб (10239,5 – 4486,8).
По непродовольственным товарам за счет увеличения цен объем товарооборота увеличился на 665,3тыс.руб.(3991,6 – 3326,3), за счет изменения физического объема снизился на 100,7тыс.руб.(3326,3 – 3225,6), что повлекло за собой увеличение товарооборота по непродовольственной группе в сумме 564,6тыс.руб.(665,3 – 100,7).
Применяя формулу коэффициента абсолютных структурных сдвигов (4.1) в разрезе отдельных товарных групп — по ассортиментной структуре коэффициент составит:
/>/>К сс = √ ∑(90,0 – 90,4)2 + (10,0 – 9,6)2/ 2 = √0,32 / 2 = √ 0,16 = 0,4
5.2. Влияние поступления товаров и других факторов на изменение
общего объема
Вторым показателем, оказывающим влияние на оптовый товарооборот, является поступление товаров на оптовое предприятие. Здесь необходимо проанализировать источники поступления товара и конкретных поставщиков товара. По источникам поступления выделяются поступления от предприятий изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Выделяются поставщики своего региона и других регионов. Учет и анализ ведется по товарной структуре, сопоставимой со структурой оптовых продаж.
Поступление товаров по отдельным поставщикам рассматривается по объему выполненных заказов, по его структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа этих показателей являются базой для оценки выполнения заключенных контрактов на поставку товаров.
Под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства, формируется и спрос на товары. Поэтому с помощью маркетинга коммерческие работники получают информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах. Так, например, оптовые предприятия используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса: оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период, изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса.
Руководствуясь этими исследованиями, оптовые базы строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса, это позволяет оптовому звену заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.
Таким образом, основной фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование.
Имея исходные показатели за отчетный и предыдущий годы, можно заполнить товарный баланс оптовой торговой фирмы в действующих ценах и определить влияние различных факторов на оптовую реализацию:
Таблица 5.3. Товарный баланс торговой базы в действующих ценах
(тыс.руб.)
Показатели
Факт.
за прошлый год
Отчетный год
Отклонение
Повлияли на
план
Факт.
от плана
от прошл года
выполнение плана
динамику
1
2
3
4
5
6
7
8
Запасы товаров на начало года
Поступление товаров
Прочее выбытие
Запасы товаров на конец года
Реализация товаров
6030,2
35866,6
29,7
8555,8
33311,3
7783,0
36395,0
8338
35840
8555,8
39634,7
18,1
8342,4
39830
+772,8
+3239,7
+18,1
+4,4
+3990,0
+2525,6
+3768,1
-11,6
-213,4
+6518,7
+772,8
+3239,7
-18,1
-4,4
+3990,0
+2525,6
+3768,1
+11,6
+213,4
+6518,7
По данным таблицы можно сделать следующие выводы.
На перевыполнение плана товарооборота повлияло увеличение остатков товаров на начало года в сумме на 772,8тыс.руб., увеличение поступления товаров на сумму 3239,7тыс.руб. и увеличение запасов на конец года на сумму 4,4тыс.руб. Прочее выбытие товаров в сумме 18,1тыс.руб снизило реализацию, которая в результате влияния суммы вышеперечисленных факторов сформировалась выше плановой на 3990,0тыс.руб.
Против прошлого года реализация товаров увеличилась 6518,7тыс.руб. Это произошло за счет увеличения запасов товаров на начало года, которые увеличились по сравнению с базисным периодом на 2525,6тыс.руб, увеличение поступления товаров на в сумме 3768,1тыс.руб., прочее выбытие, которое на сумму 11,6тыс.руб. ниже прошлого, а также снижение товарных остатков на конец периода на 213,4тыс.руб.
Объем продажи товаров находится в зависимости от поступления и запасов товаров. Увеличение или уменьшение одного их этих показателей связано с соответствующим изменением других.
Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем оптового товарооборота торгового предприятия.
В процессе анализа оптового товарооборота определяется степень выполнения плана поступления товаров по общему объему и в ассортименте. При этом показатели поступления сравниваются с соответствующими данными по оптовой реализации товаров. Такое сравнение позволяет установить, насколько соблюдены сроки завоза и отгрузки товаров, отвечают ли поступившие товары спросу потребителей. Особо подвергаются анализу показатели выполнения плана поступления по источникам и поставщикам, соответствия поступивших товаров договорам и спецификациям по количеству, сумме, внутригрупповому ассортименту и другим признакам. Выявляется роль оптовой базы в вовлечении в товарооборот дополнительных товарных ресурсов.
Одновременно с оценкой выполнения плана и динамики поступления товаров выявляются конкретные причины (факторы), оказавшие влияние на отклонение фактических показателей от плановых и от соответствующих показателей за предшествующий период.
Поступление товаров анализируется за квартал, год. В оперативном порядке осуществляется повседневный контроль за соблюдением поставщиками сроков поставки товаров, определенных договором, соответствием поставляемых товаров ассортиментной структуре, предусмотренной спецификациями, прилагаемыми к договорам.
Анализ поступления товаров по базе предусматривает проверку уровня организации и результатов приемки товаров по качеству. Повышение удельного веса товаров, подвергающихся качественной проверке, является положительным показателем работы оптовой базы.
В процессе анализа поступления товаров проверяется правильность и своевременность оформления договоров с поставщиками товаров, согласования ассортимента, расширение прямых связей оптовой базы с промышленными предприятиями, состояние работы по осуществлению контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств по поставке товаров, уровень претензионной работы.
Основополагающий показатель оптового товарооборота – товарные запасы предприятия, которые обслуживают складской товарооборот.
Этот показатель изучается по следующим направлениям: общий объем и структура запасов предприятия – начинается с оценки общего объема и местонахождения товаров – по принципу: товары на складах и товары отгруженные; отклонение фактических товарных запасов от рассчитанных нормативов, которые определяются предприятием самостоятельно; определение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов, это может быть объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех стадий оптового товарооборота; исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости, которая характеризует время необходимое для полного обновления запаса на оптовом предприятии.
Товарные запасы и их анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.
В оптовой торговле концентрируются запасы товаров, как текущего хранения, так и сезонного накопления и досрочного завоза. Товары сезонного спроса целесообразно накапливать главным образом на оптовых базах.
В процессе анализа выявляются соответствие товарных запасов нормативам, размещение запасов между розничной и оптовой торговлей, оцениваются изменения, происходящие в их объеме и структуре. На этой основе разрабатываются мероприятия по нормализации товарных запасов.
По методике анализа товарные запасы на конец отчетного периода приводятся в сопоставимый вид с нормативом и сравниваются с нормативом следующего квартала, определяются недостающие или излишние запасы. Исчисление товарооборачиваемости и товарных запасов в днях производится на основе данных об оптово-складском обороте, включая мелкооптовый оборот базы. Сопоставление товарных запасов и товарооборачиваемости с нормативом производится в целом по оптовой базе, по складам базы и товарным группам.
5.3. Оценка эффективности использования складских площадей,
степень их влияния на изменение объема товарооборота
Большое влияние на динамику товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов предприятия. Объем товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:
Т = S х Ксм х Д х Вs (5.3.)
где Т — объем розничного товарооборота, руб.;
S — площадь торгового зала предприятия, м2;
Вs — товарооборот на 1 м2 площади, руб.
Методом цепной подстановки, последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.
Таблица 5.4. Показатели основных фондов оптовой базы торговой организации
(тыс.руб.)
Показатели
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение
сумма
%
Товарооборот, Т
Торговая площадь, S
Товарооборот на 1кв.м. площади, Вs
33311,3
355
93,8
39830
385
103,5
+6518,7
+30
+9,7
+19,6
+8,4
+10,3
Отсюда, согласно формулы, можно просчитать влияние каждого из факторов на динамику товарооборота.
Так, товарооборот прошлого года оптовой базы составил 33311,3тыс.руб., следовательно товарооборот оптовой базы на 1 кв.м. равен 93,8тыс.руб. (33311,3/355).
Изменение торговой площади с 355кв.м. до 385 кв.м., то есть на 30кв.м. (385-355) повлияло следующим образом:
385кв.м х 93,8тыс.руб. – 33311,3тыс.руб = 2801,7 тыс.руб.
то есть привело к увеличению товарооборота на 2801,7тыс.руб.
Следовательно, увеличению товарооборота в отчетном году на 6518,6тыс.руб. способствовало так же увеличение торговых площадей на 30кв.м., за счет чего произошло увеличение его общего объема на 2801,7тыс.руб. и увеличение товарооборота на 1кв.м. площади на 5,2тыс.руб (103,5-93,8), что способствовало положительной динамике товарооборота в размере 3717,0тыс.руб. (6518,7-2801,7).
Заключение
Оптовая торговля – это важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.
Текущий анализ структуры товарооборота завершается разработкой конкретных мер, обеспечивающих улучшение торговли определенными товарами и более полное удовлетворение спроса населения на них.
Для успешного решения задач роста товарооборота, более полного удовлетворения спроса населения на те или иные товары, следующие: правильное определение спроса населения на конкретные товары, обеспечение завоза только тех товаров, которые пользуются спросом, а также в количестве, соответствующем спросу населения; устранение фактов перебоев в торговле достаточными товарами; установление и строгое соблюдение режима работы, удобного для покупателей; повышение обоснованности заявок и заказов; завоз только доброкачественных товаров и в объеме, соответствующем спросу населения; соблюдение графиков завоза товаров; проведение выставок-продаж.
В числе резервов по улучшению работы по поставкам товаров могут быть: усиление контроля за выполнением поставщиками обязательств, предусмотренных договорами; обеспечение своевременного завоза товаров на склады базы; повышение активности работников по изысканию и вовлечению в оборот дополнительных товарных ресурсов, закупаемых в порядке децентрализованных закупок.
Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения, оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важнейших долговременных задач государственной политики в области развития оптовой торговли – ее структурная перестройка, предусматривающая распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.
Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих розничную торговую деятельность, что позволит наполнить потребительский рынок товарами, создаст условия для бесперебойного их продвижения по каналам распределения, активизации отечественных товаропроизводителей.
Но поскольку основной целью деятельности оптового предприятия, как и любого другого, является получение прибыли, оптовому предприятию необходимо правильно строить свою деятельность – вести учет, проводить анализ хозяйственной деятельности, планировать самостоятельно свои показатели: оптовый товарооборот, объем продаж, норматив товарных запасов, товарное покрытие. При этом огромное значение имеет достоверность данных учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических расчетов. Предприятие самостоятельно выбирает наиболее подходящие для этого экономико-математические методы и модели, применительно к своей деятельности и условиям работы оптового звена.
При рентабельности работы оптовых предприятий гарантирован и рост товарооборота розничной торговли, которая является последним связующим звеном производителя и потребителя, а, следовательно, насыщение рынка товарами народного потребления.
Список использованной литературы
Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. Для торг. Вузов. – М.: Экономика, 1990.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. М.: Новое знание, 2003.
Кудрявцев А.А. Анализ хозяйственной деятельности кооперативных организаций: Учебник для кооп.техникумов.-М.: Экономика, 1983.
Микицей М.В. Учет и отчетность в торговле: Учебное пособие – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Основы оптовой торговли: Практический курс/Даненбург В., Монкриф, Тейлор В. – Санкт- Петербург.: «Нева-Ладога-Онега», 1993.
Сребник Б.В. Экономика торговли: Учеб. Для вузов по спец. «Финансы и кредит». – М.: Высш.шк.,1983.
Фридман А.Б. Проблемы повышения эффективности кооперативной торговли. М.: Экономика, 1978.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Н.Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2000.
Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / Рук. Авт. Кол. А.И. Гребнев. – М.: Экономика, 1996.
Экономика и планирование кооперативной торговли: В2-х томах. Т.1: Учеб. Для студ. Вузов. / Фридман А.М., Курбетьев В.А., Нешитой А.С. – 2-е изд., перераб. – М.; экономика, 1989.
Экономика торговли: Учебник для торг. Вузов/ Рук.авт.коллектива Б.А. Соловьев. – М.: Экономика, 1990.
Экономика потребительской кооперации: Учеб.для кооп.техникумов/ И.Т.Петрук, М.В.Панасюк, В.С.Марцин и др. – М.: Экономика,1989.