Кривая IS отражает все соотношения между Y и i, при которых товарный рынок находится в равновесии; кривая LM — все комбинации Y и i, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, обе кривые необходимо совместить на одном графике (рис. 1). Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии [10, c.492].
Кривые IS, LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов. Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой IS. Изменения предложения денег сдвигают кривую LM.
Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных расходов и предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике.
Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке iE и национальном доходе YE (рис. 2. а) [10, c.493].
Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они привели к увеличению совокупных расходов, что обусловливает увеличение национального объема производства и национального дохода (следует учитывать, что государственные расходы обладают эффектом мультипликатора). Это приводит к сдвигу кривой IS в положение IS1. Если бы при этом процентная ставка осталась прежней iE, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке E2, а национальный доход был бы Y2. Однако растущий национальный доход увеличивает совокупный спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что ведет к росту процентной ставки.
На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке iE прирост инвестиций. В результате национальный доход увеличится до Y1, а не до Y2. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е1 при значениях i1, Y1.
Таким образом, модель IS—LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с YE до Y1, так и рост процентной ставки с iE до i1. Вместе с тем национальный доход возрастает в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: прирост государственных расходов (как и других автономных расходов) частично вытесняет плановые частные инвестиции. Такое явление получило название эффекта вытеснения. Оно снижает эффективность экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики [10, c.493].
Рассмотрим перемещение кривой LM под влиянием изменения предложения денег. Предположим, что предложение денег увеличилось и начало превышать спрос, что приведет к понижению процентной ставки. Новое положение равновесия на денежном рынке будет достигнуто при более низкой процентной ставке ii, что обусловит соответствующий сдвиг кривой LM вправо, в положение LM1 (рис. 2, б).На товарном рынке по мере снижения процентной ставки предприниматели начнут увеличивать плановые инвестиции, что приведет к росту совокупных расходов и в конечном итоге к росту национального дохода. С учетом мультипликационного эффекта национальный доход возрастет с YE до Y1. В точке Е1 рынок денег и рынок товаров снова будут находиться в равновесии.
Таким образом, экспансионистская денежно-кредитная политика привела к новому положению равновесия, которое характеризуется более низкой процентной ставкой i1 и более высоким национальным доходом Y1. При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке.
Следовательно, в модели IS—LM изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода. Однако последователи Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например, при процентных ставках, близких к минимальным. Чрезвычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что население, банки не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кривая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая LM имеет в начале практически горизонтальный участок.
Допустим, первоначально рынки товаров и денег находятся в равновесии в точке пересечения кривых IS и LM — точке Е (рис.3) [3, c.312]. Предположим, предложение денег увеличилось. Это обусловило сдвиг кривой LM вправо, в положение LM1. А поскольку кривая имеет почти горизонтальный участок, этот сдвиг не приведет к сколько-нибудь существенному снижению процентных ставок, объем инвестиций и национального дохода останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменение предложения денег не изменит реальный национальный доход. Такая ситуация получила название ликвидной ловушки. На нее ссылались ранние последователи Кейнса, доказывая неэффективность денежно-кредитной политики.
Монетаристы более глубоко исследовали влияние изменения количества денег на экономику страны. Они показали, что денежно-кредитная политика воздействует на национальный доход не только через норму процента и инвестиции, как считали кейнсианцы, но и через приобретение товаров длительного пользования, изменения цен на акции, объемов государственных закупок. Поэтому сегодня практически все экономисты считают денежно-кредитную политику эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Таким образом, товарный и денежный рынок взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках. Модель IS – LM – отражает соотношение между Y и i, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.