Реферат по предмету "Мировая экономика"


Мировой рынок рабочей силы 2

--PAGE_BREAK--
2. МИГРАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1 Современные миграционные потоки
По данным ООН, в 2005 году общее число международных мигрантов, то есть лиц, проживающих за пределами стран происхождения, достигло 175 млн., более чем, удвоившись по сравнению с 1995 годом, и равнялось примерно 3% населения планеты. Около 60% их проживают в более развитых ее регионах: в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии.


В 90-е годы нетто-иммиграция обеспечила в развитых регионах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе — 89%. В основных странах иммиграции пришлые жители составляют 5-20% населения и 10-25% его экономически активной части.

Таблица 2.1.

Численность международных мигрантов, тысяч человек

Показатели

1995

2005

Изменение

за 10 лет (%)

Мир в целом

153956

174781

13,5

Более развитые регионы мира

81424

105119

27,9

Менее развитые регионы мира

72532

70662

-2,6

Африка

16221

16277

0,3

Азия

48856

49781

-0,4

Европа

48437

56100

15,8

Латинская Америка

6994

5944

-15,0

Северная Америка

27597

40844

48,0

Австралия и Океания

4751

5835

22,8



По причине своей масштабности иммиграция — важный источник дополнительных трудовых ресурсов в большинстве развитых стран, особенно в периоды экономического подъема и дефицита местных рабочих рук. Вместе с тем устойчивый рост иммиграции свидетельствует о том, что она стала автономным, мало зависимым от хозяйственной конъюнктуры процессом.

Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для

Канады, Великобритания – для Австралии). (17, с.25)

Таблица 2.2

Численность и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе

развитых стран, 2005 год

Страны

Иностранное население (ИН) (тысяч человек)

Доля ИН во всем населении  (%)

Иностранная рабочая сила (ИРС) (тысяч человек)

Доля ИРС во всей рабочей силе (%)

Австралия

4517*

23,6

2365*

24,5

Австрия

843*

10,4

377

9,8

Бельгия

862

8,4

377

9,8

Великобритания

2342

4,0

1220

4,2

Италия

1388

2,4

246

1,1

Канада

4971*

17,4

2839*

19,1

Нидерланды

1615*

10,1

298

3,7

США

28400*

10,4

17400*

12,4

ФРГ

7297

8,9

3429

8,8

Франция

5868*

10,0

1571

6,1

Швейцария

1384

19,3

717

18,3

Швеция

1004

11,3

222

5,0

Япония

1686

1,3

155

0,2



* К иностранному населению отнесены все жители данных стран, родившиеся за границей, в том числе натурализованные иммигранты, а к иностранной рабочей силе — экономически активная часть этих жителей. В остальных случаях учтены только лица, проживающие в данной стране, но не имеющие ее гражданства.
В США начиная с конца 2005-х годов преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса. Так, по данным американских исследователей, 47,5% корейского населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%. Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство, торговля и сфера услуг. Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов, большинство из которых выходцы из Мексики. Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по своему составу. Так, если в 2005 году выходцы из азиатских стран составляли 3%, то к 2007 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%). Большинство иммигрантов из Гонконга – инвесторы или предприниматели, приезжающие на постоянное место жительства. По оценкам Canadian Imperial Bank of Commerce, ежегодно порядка 2–4 млрд. канадских долларов поступает в страну из бывших британских колоний.

В последнее время увеличился приток в Канаду иммигрантов из Восточной Европы, особенно из Польши. По-прежнему существует экспорт трудовых сил из Великобритании, Германии, Италии и США.

Западная Европа также является одним из крупнейших центров международной миграции рабочей силы. Основными странами-донорами для некоторых европейских стран являются: Алжир, Марокко и Португалия для Франции; Италия и Марокко для Бельгии; Турция, Югославия, Италия, Греция и Польша для Германии; Турция и Марокко для Нидерландов; Италия, Югославия и Испания для Швейцарии; Индия для Великобритании. В последнее время на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации. Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу. (16, с.30)

География поселения иммигрантов традиционно характеризовалась их сосредоточением в крупных городах и приграничных округах. Так, в США в 2005 году 70% иностранного населения проживали в шести штатах: Калифорнии (31%), Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Нью-Джерси и Иллинойсе. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обусловливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой — создает плацдарм для развития этнической экономики и обновления городской инфраструктуры в районах его проживания. В последние годы по мере перенасыщения подобных районов иммигрантами и их неспособности абсорбировать вновь прибывающие контингенты усиливается тенденция к перемещению иммигрантов в регионы с более привлекательными условиями труда. В США, например, с 90-х годов все больше мигрантов устремляются в другие, менее населенные иностранцами штаты, — такие, как Орегон, Аризона, Айова, Арканзас, Джорджия.

Хотя уровень образования и профессиональной квалификации иммигрантов, как и коренного населения, имеет очевидную тенденцию к повышению, он обычно в целом более низок, чем у местных жителей, а профессионально-квалификационный состав пришлых жителей более поляризован. Вместе с тем в Канаде и новых странах иммиграции, в Южной и Центральной Европе, наблюдаются обратные тенденции. В Канаде в 2000-2001 годах почти 23% иммигрантов 25-44 лет имели высшее образование против 17% местных жителей той же возрастной группы, а диплома об окончании средней школы не имели соответственно 22% и 23%. Такая степень дифференциации отчасти отражает поляризованность современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны — на высококвалифицированных специалистов, с другой — на низкоквалифицированных временных, в том числе сезонных, работников. (8, с.15)

В развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных выходцев из развивающихся государств. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии, согласно так называемой рейтинговой системе приема, рекрутируются и принимаются на постоянное жительство только высококвалифицированные и экономически востребованные иммигранты, набравшие нужное количество баллов. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. А в США до недавнего времени важным каналом привлечения зарубежных интеллектов было обучение иностранцев, примерно 2/3 которых после его окончания там и оставались. Так, в 1990 году 62% присужденных ученых степеней в инженерных науках пришлось на иностранцев (в основном азиатов); высок их удельный вес был также в математике, компьютерных науках, физике.

Одновременно осуществляются программы привлечения временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников-иммигрантов в строительство, сельское хозяйство, индустрию туризма (например, в США и Канаде). Вместе с тем, высокая доля малообразованных среди пришлых жителей нередко оценивается, с точки зрения спроса, как чрезмерная. Она является следствием значительности гуманитарных и нелегальных потоков иммиграции и одним из ее факторов, пагубно влияющих на занятость, заработки местного населения и увеличивающих нагрузку на социальную инфраструктуру и бюджет государства и т.п. (6, с.177)

В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

Присутствие большого числа нелегальных мигрантов является серьезной проблемой для европейских стран. В начале 2000-х, по оценкам экспертов, в Европейском сообществе находилось более 3 млн. «нелегалов», в основном это выходцы из Северной Африки и Азии. (4, с.189)

Численность мигрантов в Греции, Ирландии, Испании, Италии и Португалии за 1990-2005 годы увеличилась на 6,4 миллиона человек и достигла 9,6 миллиона человек. В 2001 году в Греции находилось 413 тысяч иностранцев, прибывших на работу, из которых 41% составляли женщины. В Ирландии число ежегодно выдаваемых или продлеваемых разрешений на работу увеличилось с 1999 года по 2003 год с 6,3 до 47,6 тысячи, а в Италии — с 21,4 до 139,1 тысячи. В Португалии численность работающих иностранцев увеличилась почти в три раза — с 92 до 286 тысяч человек. В Испании заметно ускорились темпы прироста трудовой миграции: численность мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, возросла с 1999 года по 2002 год более чем в четыре раза и достигла 443 тысяч человек, а контингент мигрантов — с 0,8 миллиона в 1990 году до 4,8 миллиона человек в 2005 году, причем прирост по сравнению с 2000 годом составил 3,2 миллиона человек.

Примерно половина всех международных мигрантов — женщины.Как и мужчины, они мигрируют в поисках лучших средств к существованию. Для многих женщин миграция является средством расширения их прав и возможностей. Предпринимательский потенциал женщин-мигрантов заслуживает поддержки, и необходимо признать вклад женщин-мигрантов в развитие и стран выезда, и стран назначения.



График 2.1 Число временных трудовых мигрантов, въезжавших в некоторые развитые страны в 1992 и 2000-2003 годы, тыс. человек

Вместе с тем миграция сопряжена и с рисками, которые для женщин зачастую бывают более существенным, чем для мужчин, особенно когда женщинам приходится соглашаться на нежелательную низкооплачиваемую работу. Поэтому важно принять такие меры, которые учитывали бы конкретные обстоятельства и опыт женщин-мигрантов и ослабляли бы их подверженность эксплуатации и злоупотреблениям. Женщины и девочки, которые являются жертвами торговли людьми, имеют право на особую защиту.

Удельный вес женщин в общей численности международных мигрантов постепенно возрастает: если в 1960 году он составлял 47%, то к 2005 году возрос до 50%. Численность женщин-мигрантов растет быстрее в более развитых регионах мира, в которых она превышает численность мигрантов-мужчин уже с 1990 года. В развивающихся странах женщины составляют около 46% международных мигрантов, и эта доля остается довольно стабильной начиная с 1960 года.

На региональном уровне, число женщин-мигрантов превышает число ми-

грантов-мужчин в Европе, особенно Западной и Северной, а также в Океании.

Примерное равенство полов по численности отмечается среди иммигрантов Северной и Латинской Америки.



График 2.2 Доля женщин среди международных мигрантов в основных регионах мира,

1990 и 2005 годы, %

Женщины-мигранты малочисленны в Азии, в частности в государствах — членах Совета сотрудничества стран Персидского залива, где они составляют лишь 29% от общего числа мигрантов (график 2.2). Когда мигранты представлены в основном работающими по контракту, доля женщин среди них, как правило, низка.

В то же время среди мигрантов, выезжающих за границу в поисках работы из ряда стран Юго-Восточной Азии, женщины преобладают. Так, среди трудовых мигрантов из Индонезии женщины составляли в 1995-1999 годах 69%, в 2000-2003 годах — 79,2%, а среди трудовых мигрантов из Шри-Ланки — соответственно, 70,4 и 66,1%. Повышение уровня образования женщин в Сингапуре привело к повышению их экономической активности и занятости и необходимости привлечения наемных работников ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми и престарелыми. Эти функции на себя все чаще брали женщины из Филиппин. (13, с.35)


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2Экспорт рабочей силы из России

Как ни горько приходится признать: процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, — кризис профессиональный. Можно, в конце концов, занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться, наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности, интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей «прорыва» может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.

Главный «плюс» состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу. (10)

Процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей — организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия. В настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе — из России.

Сегодня для граждан России западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья. Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей приграничных с ней районов — Мурманской, Архангельской областей, а также Карелии. (21, с.38)

Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.

В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.

Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится не владение английским языком. Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах.

Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и так далее. То есть, необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции.

Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться. (9, с.15)

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Миграционные процессы в России

Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья. (19)

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (график 2.3). По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

 

График 2.3 Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек
Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 2/3. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). А в 2007 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана – 14,6%, Китая – 13,3%, Украины – 12,2% и Турции – 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтики складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты. (10)

Распределение мигрантов по отраслям выглядит следующим образом:

 

Диаграмма 2.1 Структура занятости мигрантов по отраслям в России
Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области. (24)

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России. (18)

Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ. (24)
3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ

СИЛЫ
3.1 Государственное регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно — образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции  в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления. (20, с.150)

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного».

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения, которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму — комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика. (22, с.235)

Важную роль в регулировании социально-трудовых отношений выполня­ет Международная организация труда. Она была создана в целях установ­ления и сохранения социального мира, защиты прав человека, проведения трехсторонних переговоров и регулирования социально-трудовых отноше­ний. За годы своего существования она накопила огромный опыт и продела­ла большую практическую работу по развитию переговорного процесса и урегулированию возникающих социально-трудовых проблем и конфликтов на основе трехсторонних переговоров и соглашений (трипартизма).

Международная организация труда была создана в 1919г. в ходе Вер­сальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами:

 1. Политическая;

Главный повод для ее образования — революции в России и ряде других европейских стран. Для предотвраще­ния возникающих в обществе противоречий взрывным насильственным путем организаторы МОТ решили создать организацию, призванную все­мерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержа­нию социального мира между различными слоями общества, способство­вать решению возникающих проблем эволюционным, мирным путем.

2. Социальная;

Тяжелыми и неприменимыми с общече­ловеческих позиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвер­гались эксплуатации в ущерб их здоровью, семейной жизни, личным инте­ресам. Социальная защита их была очень слабой или ее не было вовсе.

3. Экономическая.

Устремление отдельных стран к улучшению социального положения трудящихся сопровождалось увеличе­нием затрат, ростом себестоимости продукции, что создало трудности в конкурентной борьбе и требовало решения социальных проблем в боль­шинстве индустриально развитых стран.

МОТ оказывает большое влияние на формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по не­скольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ — Уставе и Филадельфийской декларации, а конкретная их разработка — в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, то есть помощи го­сударствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовки кадров, в научных исследованиях социально-трудовых про­блем и путем публикаций этих исследований и других работ и документов.

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрес­су, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защи­та прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

-   разработка согласованной политики и программ, направленных на ре­шение социально-трудовых проблем;

-   разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвен­ций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

-   помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокраще­ния

безработицы и регулирования миграций;

-   защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

-   борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

-   содействие профессиональной подготовке и переподготовке рабо­тающих и безработных;

-   разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

-   содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их ра­
боте совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых
отношений;

-    разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщины, молодежь, пожилые люди, трудящиеся-мигранты).

Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ. Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыноч­ным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты. Это поддержка про­цесса демократизации, развития трипартизма, продолжение борьбы с бед­ностью, особенно путем увеличения занятости.

Новые задачи МОТ связаны также с глобализацией экономики, соци­альный аспект которой создает озабоченность всего общества.

Структура МОТ исходит из принципов трипартизма — все ее органы по­строены на трехсторонней основе и включают представителей прави­тельств, трудящихся и работодателей.(3, с.208)

Национальная миграционная политика,которая вырабатывается в каждой стране, представляет собой комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въез­да и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование иностранной рабочей силы, а также создание системы социальной защиты ра­ботников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламента­цию потоков беженцев и их социальную защиту. С целью недопу­щения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призван­ную защитить интересы своего населения.

С ростом политической и демографической нестабильности в мире в 1990 годах и усложнением процесса адаптации и трудоус­тройства иммигрантов многие европейские страны также ужесто­чили иммиграционное законодательство. Так, в 1993г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила пре­доставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту миг­рантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционное законо­дательство ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, вой­ной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза и ухудше­нием экономической ситуации в этих странах.

Международные конвен­ции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948г., объявляют свободный выбор места жи­тельства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие про­цессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либераль­ные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интег­рационных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам. В ЕС действует ряд конвенций, регулирующих меж­дународные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе Римский договор 1957г., вступивший в силу в 1968г., пре­доставил гражданам стран —  членов ЕС право поиска работы в грани­цах сообщества. Шенгенское соглашение 1985г., вступившее в силу в 1993г., установило единые визовые правила въезда в страны — участницы соглашения. Дублинская конвенция 1990г. установила правила предоставления убежища. (7, с.736)
3.2 Проблемы регулирования иммиграции рабочей силы
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая  въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

— работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтовые, муниципальные рабочие;

— специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

— представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

— специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В  некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. (15, с. 69)

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

— Профессиональная квалификация;

Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране — экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

— Ограничения личного характера;

Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

— Количественное квотирование;

Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

— Экономическое регулирование;

Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

— Временные ограничения;

Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

— Географические приоритеты;

Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.