Реферат по предмету "Мировая экономика"


Место и роль Российской Федерации в мировой экономике 90-е г.г. 20 века .

--PAGE_BREAK--
5.1 Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира

  Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился.

В табл. 1 приводятся данные по результатам международных сопоставлений ВВП России и главных стран мира за 1999 г Россия и страны мира. 2002. М., 2002. С. 91; Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003. С. 503, 504, 512.

.

Таблица 1. Сопоставление объемов ВВП России и других главных стран мира за 1999 г.

Страна

ВВП в целом,

млрд долл.

ВВП на душу

населения,

долл.

ВВП, %

к уровню

США

ВВП на душу

населения, %

к уровню США



Россия

887,7

6067

9,6

18,0



США

9206,9

33 725

100,0

100,0



Китай

4631,2

3 743

50,3

11,1



Япония

3163,1

24968

34,3

74,0



Индия

2429,3

2293

26,4

6,8



Германия

2019,4

24601

21,9

72,9



Франция

1387,7

23 068

15,1

68,4



Великобритания

1385,5

23 312

15,1

69,1



Италия

1379,9

23 937

15,0

71,0



Бразилия

1165,3

6711

12,7

19,9



ЕС_15

8736,7

23180

94,9

68,7















  Российская Федерация была включена в ПМС ООН за 1993 г. и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, предоставляя все необходимые базовые данные. Для расчета ППС за 1999 г. в рамках ОЭСР — Евростат Россия предоставила данные о ценах почти 3000 товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП в долларах Россия и страны--члены Европейского Союза. М., 2003. С. 85… Подобные же расчеты были произведены за 1996 г.

  Эти расчеты показывают, что Россия по общему объему своего ВВП в конце XX в. занимала 10_е место в мире, отставая от США примерно в 10 раз, от ЕС — в 9,8, от Китая — в 5, от Японии — примерно в 3,6, от Индии — в 2,7, от Франции — в 1,6, Великобритании и Италии — в 1,6, от Бразилии — в 1,3 раза. По ВВП в расчете на душу населения Россия отставала от США в 1999 г. в 5,5 раза, от ЕС — в 3,8, от Японии — более чем в 4, от Германии — в 4, от Великобритании, Франции и Италии — примерно в 3,8 раза, от Бразилии — на 10%. Зато опережала Китай в 1,6 раза и Индию — в 2,6 раза. Данные, конечно, неутешительные, но объективные.

  После финансового дефолта, случившегося в августе 1998 г., и резкой девальвации рубля в России начался рост производства. Этот рост связан, несомненно, с исчерпанием, так сказать, ресурса долговременного падения производства в России, которое фактически, как уже говорилось, продолжалось примерно 20 лет — с конца 70_х — начала 80_х годов XX в. Когда говорят, что падение производства началось в России в 1992 г., с началом рыночных реформ и трансформацией всей российской экономики по схеме МВФ, — это абсолютная неправда.

  Даже по официальным советским данным, ВВП СССР в 1990 г. сократился на 2,3%, ВВП России в 1991 г. — на 5% Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 7; Российский статистический ежегодник. М., 1997. С. 61… Начавшийся в 1999 г. рост производства в России является результатом действия трех причин: 1) сокращения импорта подорожавших иностранных товаров, вызвавшего импортозамещающий рост отечественного производства (прежде всего в пищевой промышленности); 2) повышения мировых цен на нефть и газ, давшего дополнительную экспортную выручку; 3) скрытой денежной эмиссии, временно стимулировавшей спрос.

  Конечно, рост производства — это принципиально важный вопрос. Но возникает другой вопрос: а производство, собственно, какой продукции стало расти? Достаточно ли современна, конкурентоспособна эта продукция, удовлетворяет ли ее качество и новизна высоким современным требованиям мирового рынка? К сожалению, приходится признать, что экономический рост носит экстенсивный характер и идет прежде всего за счет традиционной, обычной, неконкурентоспособной продукции, спрос на которую заметно возрос внутри страны вследствие резкого сокращения импорта после девальвации рубля.     Россия почти не производит современной электронной техники потребительского назначения, ее автомобили не выдерживают сравнения с западными, а экспорт военной техники сократился.

  В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной, речь не идет).

  Не менее серьезной проблемой является фактическое прекращение после 1998 г. начатых в 1992 г. рыночных реформ, в ходе которых хотя и было допущено много ошибок, но движение в сторону развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции и вхождения в мировую экономику в общем было правильным. В отдельные годы в 1999-2003 гг., похоже, терялось даже само направление этих реформ. В течение многих лет, начиная с 1992 г. парламент в своем противостоянии президентской власти сознательно тормозил формирование рыночных отношений, напрямую мешал проведению реформ, активно вел работу по дискредитации и реформаторов, и президента.

  В связи с этим встал вопрос о государственном стимулировании подъема российской экономики, повышении ее эффективности и реструктуризации с помощью современной промышленной политики и политики в отношении предприятий и ускорения НТП. Идея тотального ухода государства из экономики на практике никогда не возникала. Речь не идет и о вхождении сильного государства во все поры нашей экономической жизни, как это было в советские времена. Речь идет о нормальном и объективно обусловленном регулировании хозяйственных процессов в стране, стимулировании их эффективности, предпринимательской активности, конкурентоспособности, государственном стимулировании самого хода реформ. Все это имеет место в странах со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной поддержки невозможно.

  В еще большей степени это имеет место сегодня в странах ЦВЕ, ставших полноправными членами ЕС. В качестве важной причины большинства неудач в сфере российской экономики и ее реформирования следует назвать слабость институтов власти, отсутствие необходимой политической воли к формированию истинно эффективной рыночной экономики и демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж в их исполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской сферой — все это обычное дело в системе нынешнего управления в России и не может не сказаться самым негативным образом на характере развития российской экономики.

  Однако главной причиной неудач, о которых идет речь, является неясность, неопределенность общественного сознанияв нашей стране, то, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью». Последняя порождена тем, что общество не полностью отошло от прежнего, советского идеологизированного мышления, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за допущенные беззакония и трагедии в течение советского периода российской истории. Такое положение принципиально отличает Россию, например, от Германии, где перестройка общественного сознания была проведена еще при Аденауэре, и сегодня немецкая нация предстает перед всем миром вполне обновленной, современной, органически вписанной в процесс мировой цивилизации, заслуживающей международного доверия.

   Другой сдерживающий фактор экономического роста в России — ее государственный внешний долг, составляющий в настоящее время порядка 130 млрд. долл. В течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3,5 до 5,0 млрд. долл. Трудности страны, связанные с погашением внешнего долга, еще более обостряются по причине массового оттока капиталов из России. Ежегодно из страны вывозится до 14 млрд. долл., что обусловлено недостаточной стабильностью внутриполитической и социально-экономической жизни в стране, прекращением рыночных реформ, неясностью отношений между государством и бизнесом, слабостью финансово-банковской системы, разгулом криминалитета, отсутствием необходимого таможенного и валютного контроля, т.е. слабостью не только политической власти в стране, но и ее экономических и правовых институтов, включающих законодательство, адекватное современной эффективной рыночной системе.

  Объективно необходимы жесткие меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, а полученные средства целесообразно направить на инвестиции и развитие науки в России. Нет смысла в огромном импорте потребительских товаров, так как это пагубно сказывается на отечественном производстве. Но нужна твердая политическая воля, реальное государственное стимулирование частных и иных капиталовложений, экономического роста и научно-технического прогресса в стране. Прежде всего, необходимо укрепление банковской системы, прекращение оттока российских капиталов за границу. Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного спроса, на новом рынке в реформировании и модернизации российской экономики и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему ВТО.

6.Российская Федерация в мировом хозяйстве

 

  Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира — 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4% населения мира. Она производит 1,1—2,4% ВМП (1998 г.). РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза. Современная хозяйственная система — следствие слома государственного строя, разрушения единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

  В составе СССР Российская Федерация обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом. В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одни из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы. По оценкам, на долю Российской Федерации приходится 1/5 часть мировых минеральных ресурсов. На ее территории расположено 33% мировых запасов природного газа, крупнейшие запасы каменного угля, железа и никеля, олова и свинца, золота, алмазов и нефти.



6.1 Особенности экономического развития

 Основной тенденцией экономического развития РФ в 90-е годы являлись падение производства и снижение производственного потенциала. ВВП уменьшился в 1,4 раза, составив 62,5% от уровня 1991 г. Наиболее крупное сокращение производства произошло в обрабатывающей промышленности — в два раза. Постоянно сокращалось сельскохозяйственное производство, снизились его товарность и производственные возможности.

Падение производства парализовало спрос, и особенно производственный спрос. Объем капиталовложений за 1990— 1998 гг. сократился в 4 раза.

В структуре производственных капиталовложений резко упала доля сельского хозяйства. Снизились капиталовложения в отрасли конечного спроса (машиностроение, легкая промышленность). Инвестиционный процесс в значительной степени поддерживался жилищным строительством для богатых. Доля капиталовложений в ВВП сократилась до 15% (1990 г. — 30%), причем доля производственного накопления не превышала 10%. Как показали результаты обследований, только половина предприятий направляла свои доходы на развитие производства. Норма накопления оказалась ниже общемирового уровня.

 

Таблица 2

 Нормы сбережений и накопления в РФ

 

 

 

1991

1995

1999

Сбережения

38,8

 27,9

 25,6

Накопление

36,3

 25,4

 15,5

 

И с т о ч н и к: Национальные счета России в 1991—1998 годах, в 1992—1999 годах. Статистические сборники.

 С 1997 г. коэффициент ввода основных фондов стал отставать от выбытия, что вызвало нарастание износа основных фондов, их старение. Деградация технического уровня проявилась в падении доли оборудования молодых возрастов (до пяти лет). Средний возраст промышленного оборудования возрос с 10,8 до более 16 лет, износ основных фондов промышленности — с 46,4 до 52%. Несмотря на то, что на реконструкцию и техническое перевооружение действовавших предприятий использовалось более половины капиталовложений производственного назначения, этого было недостаточно для массового обновления производственных мощностей из-за значительного сокращения общего объема инвестиций.

Разрушение реального сектора экономики особенно отрицательно отразилось на эффективности производства. Фондоотдача уменьшилась по национальному хозяйству в целом и по промышленности.

 

Таблица 3

Динамика ВВП, промышленной продукции и фондоотдачи в РФ  

(текущие цены с соответствующей переоценкой фондов, млрд руб.)

 

 

 

   1990

   1991

 1996

   1999

ВВП

   664,2

 1398,5

  2256120,7

   9545

Основные фонды

 1927,0

 2061,0

13493758,0

 14285,5

Продукция промышленности

   600,0

 1300,0

  1414000,0

   2995,0

Основные фонды промышленности

   650,0

   697,0

  4518578,0

   4403

Фондоотдача по национальному

хозяйству

    0,33

0,67

 0,165

 0,318

Фондоотдача по промышленности

    0,92

1,86

 0,31

 0,680



   В условиях резкого сокращения производственного спроса основным элементом общего спроса стали домашние хозяйства. Потребление домашних хозяйств достигло 65% в 1999 г. (1990 г. — 49%). При сокращении производства поддержка потреблением была возможна только при условии перераспределения национального дохода от производителей к потребителям (домашним хозяйствам). Это стало возможным за счет приватизации расходов предприятий и государства и сосредоточения их в руках нескольких процентов населения — «новых русских». В абсолютном выражении потребление домашних хозяйств также сократилось. В итоге образовался резкий дисбаланс между производством и потреблением.

   Потребление населения уменьшилось на 1/5 часть. Основу потребления стали составлять продукты питания (52%, в том числе хлеб — 9% потребительских расходов), потребление качественных продуктов питания сократилось на 40—50%. У половины населения потребление животного белка, витаминов, упало ниже минимального уровня. Подобная картина сложилась по энергетической ценности продуктов питания. По уровню потребления основных продуктов на душу населения РФ скатилась на 45 место в мире против 6—7 места в 1990 г.

  Негативные сдвиги в личном потреблении — результат снижения доходов основной массы населения. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, в 1999 г. составляла 30%, разрыв между доходами 10% самых богатых групп населения и 10% самых бедных групп населения —         14 раз. Стремительный раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создало две противоположные по своим социальным целям группы населения.

  Резкое сокращение производства и платежеспособности предприятий привело к падению спроса на научно-технические разработки, к абсолютному и относительному уменьшению их финансирования. Ассигнование науки из бюджета уменьшилось в 10 раз. Доля финансирования НИОКР из всех источников опустилась до 0,2% ВВП (0,9% в 1992 г.). Разрушился научно-технический комплекс как взаимосвязанная система.

  Произошел массовый отток научных кадров за рубеж, практически утрачен ряд научных школ, сократился потенциал фундаментальной науки. Значительно снизилась эффективность исследовательских и научных разработок. Если в 80-е годы около 70% фундаментальных и прикладных разработок соответствовало мировому уровню, а 20% превосходило его, то в середине 90-х годов эти показатели снизились до 25 и 7%.

  Под влиянием сокращения производства и сдвигов в спросе произошли важные изменения в структуре хозяйства. Доля материального производства снизилась с 65 до 41%, а сфера услуг увеличилась. Внешне это соответствовало тенденциям мирового развития, но по экономическому содержанию сфера услуг не соответствовала своему целевому назначению. Основное место в ней занял, как и в других странах, финансовый сектор, который в отличие от многих стран имел ростовщический, спекулятивный характер и оказывал негативное влияние на экономическое развитие страны.

Серьезно изменилась структура промышленного производства. В ней возросла доля электроэнергетики, добычи топлива, черной и цветной металлургии и резко сократилась доля машиностроения и легкой промышленности.

 

Таблица 4

 

Структура промышленного производства РФ, %

 

Отрасли

 1992

  1996

1999

Электроэнергетика

   9,7

   13,0

 11,8

Топливная промышленность

 13,7

   17,3

 16,4

Черная металлургия

   8,0

    9,6

  9,7

Цветная металлургия

   5,3

    6,7

  6,9

Химическая промышленность

   8,3

    8,0

  8,8

Машиностроение

  22,4

  18,4

 19,1

Лесная, деревообрабатывающая и

целлюлозно-бумажная промышленность

    6,0

   4,5

  5,1

Стройматериалы

    5,7

   4,3

  3,9

Легкая промышленность

    5,6

   2,0

  2,0

Пищевая промышленность

  11,4

 12,3

12,2

 

И с т о ч н и к: Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание. 2000. — М., 2000. — С. 175—176.

 

  На изменение структуры промышленного производства повлияли существенные сдвиги в спросе. Отрасли, которые в основном удовлетворяли внутренний спрос, резко снизили свое производство (машиностроение, легкая промышленность, строительные материалы). Сырьевые отрасли и отрасли первичной обработки, спрос на которые в условиях рухнувшего внутреннего рынка определялся развитыми странами, могли поддерживать свое существование. Самое тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях и смежном с ними оборонном промышленном комплексе. Ряд производств почти полностью прекратил свое существование. По оценкам, пороговое значение доли наукоемкой продукции не должно быть ниже 6% обрабатывающей промышленности. Фактически эта доля не превышает 2—2,5%.

  Анализ показателей динамики и структуры промышленного производства показывает устойчивую тенденцию к разрушению сложившихся в предыдущие десятилетия пропорций. Резко разновеликие сокращения производства привели к дисбалансу в структуре производства: сырьевые отрасли — обрабатывающая промышленность — конечные продукты потребления, что подорвало единое производственное пространство страны.

  Переход от централизованно планируемой экономики к методам рыночного регулирования сопровождался обострением региональных проблем. Расширился состав кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возросли региональные различия в уровне развития. Воспроизводственные диспропорции, сопровождаемые региональными разрывами, соседствуют с усилением хозяйственного обособления отдельных районов. В результате ряд приграничных районов включился в зарубежную экономику в большей степени, чем во внутренний рынок.

  Произошла чрезмерная концентрация факторов производства в немногих зонах с высоким уровнем городского населения и в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. Разрывы в уровнях экономического развития между субъектами РФ достигают несколько сот раз.

  Негативное влияние на экономическое развитие оказывала инфляция. За 1992—1996 гг. индекс потребительских цен вырос в 2,2 тыс. раз. В конце 90-х годов темпы инфляции замедлились — 30—86% в год, что превышает уровень развивающихся стран.

  Стремление властей сгладить растущие диспропорции и острые социальные проблемы привело к хроническому бюджетному дефициту, достигавшему в отдельные годы 2—10% ВВП. Это побуждало правительство прибегать к крупным заимствованиям на внешних и внутреннем рынке.

  Одной из характерных черт развития российской экономики является ее долларизация. Общий объем долларов на руках у населения близок к объему наличной денежной массы. Иностранная валюта выполняет не только функцию сбережения, но также платежного средства, особенно в теневой деятельности. Это подрывает устойчивость национальной денежной единицы.

  Кроме того, граждане бесплатно кредитуют США, теряя при этом несколько миллиардов долларов в год.

  Диспропорциональность производства и обращения не могла не сказаться на товарно-денежных отношениях. Их роль снизилась, и возросла доля примитивных форм обмена — товар на товар. Бартерный обмен в промышленном секторе возрос примерно с 8% в 1993 г. до почти 50% в 1998 г., опустившись затем до 35%. Многие компании, которые получают наличные во внешней торговле, используют бартерный обмен на внутреннем рынке. Это результат огромных дисбалансов в хозяйстве, приведших к недостатку ликвидности (отпуск цен не сопровождался соответствующим ростом денежной массы).

  Положение любой страны в мировом хозяйстве зависит от качества и количества трудовых ресурсов, основу которых составляет население. С 1992 г. в Российской Федерации началось абсолютное снижение численности населения: ежегодно на 200—400 тыс. человек. Сокращение происходило за счет естественной убыли, несмотря на значительную иммиграцию из бывших союзных республик (более 2 млн человек). В отрицательную сторону изменились показатели воспроизводства населения (в 1988 г. — 2,0%, в 1996 г. — 1,3%). Растет число нетрудоспособных возрастов (20,7% в 1997 г.), одновременно сократилась средняя ожидаемая продолжительность жизни (66,9 лет в 1997 г. против 70 лет в 1986—1988 гг.). Основные причины снижения средней продолжительности жизни связаны с низким качеством питания, его нехваткой, ухудшением окружающей среды и медицинского обслуживания, усилением нервно-психических нагрузок, ростом алкоголизма и наркомании.

  Российская Федерация в мировом хозяйстве. Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом хозяйстве. Ее доля в мировом производстве сократилась с 6% в 1990 г. до 2,4% в 1999 г. (по ППС). Подушевой ВВП составил 33—35% от аналогичного показателя, что отбросило страну на 98 место в мире при подсчете ВВП по текущему валютному курсу и на 80-е по ППС.

  В мировом хозяйстве страна известна как крупный производитель минерального сырья. В конце 90-х годов Российская Федерация обеспечивала 28% мировой добычи природного газа, 14% — каменного угля, 11% — нефти. Она является крупным производителем алмазов, алюминия, платины, электроэнергии, черных металлов, деловой древесины, хлопчатобумажных тканей, зерна, минеральных удобрений, но незначительным производителем машин и оборудования. Все машиностроение РФ по объему продаж уступает одной американской корпорации «Дженерал моторс». На долю Российской Федерации приходится 0,3% мирового объема наукоемкой продукции.

  Экономическое ослабление РФ крайне затрудняет для нее реализацию своих потенциальных преимуществ. Минеральные и сырьевые ресурсы (до 40% доступных полезных ископаемых) сосредоточены в сибирском и дальневосточном районах. Освоение природных ресурсов, так же, как и воплощение прежних и новых научно-технических наработок в конкурентоспособные изделия, требуют для своей реализации крупных капитальных расходов, которые могут оказаться непосильными для страны в ближайшем будущем при существующем воспроизводственном режиме.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
6.2. Характерные черты социальной структуры хозяйства

 

  Формирование социально-экономической структуры определялось ходом социально-экономических преобразований в стране, связанных с приватизацией государственной собственности, в результате которых сложилась достаточно устойчивая система, основные черты которой определяют функционирование предпринимательского секторов, государства и использование рабочей силы.

  Основное место в деловой активности занял частнокапиталистический сектор. Доля частного и смешанного секторов в производстве ВВП составила 70%, в числе занятых — 60%. Они возникли в результате слома занимавшего доминирующее положение государственного сектора. В ходе этого процесса были нарушены принципы экономической свободы, равноправия и социальной справедливости. Основные хозяйственные субъекты были переданы в частные руки бесплатно или за бесценок (в среднем за одно приватизированное предприятие в промышленности получено 15,5 тыс. долл.).

  Розданные всему населению приватизационные чеки попали в руки руководителей созданных различного рода объединений, фондов путем мошенничества, использования государственных средств. Огромные достояния сосредоточились в руках отдельных лиц. Основной путь их обогащения — вхождение или близость к властным структурам, «семье». Сложился криминально-номеклатурный капитализм, или клептократия.

  Для образовавшейся системы собственности и хозяйствования характерна клановость. Сращенные с государственным аппаратом и криминалом группировки новых собственников контролируют рынки, ведя борьбу за обладание над крупнейшими и доходными предприятиями и доступ к государственному бюджету. Кланы цементируют неформальная зависимость, круговая порука, преданность. Они обладают огромной экономической и политической властью, владеют СМИ, подавляя независимую активность, устраняя неугодных чиновников и предпринимателей. Доминирование клановых группировок деформировало товарно-денежные отношения, превратив их в квазирыночные.

  Клановая структура предпринимательства порождает монопольную структуру хозяйственной деятельности и рынка. Она образуется в результате личной унии кланов и государственных структур, создания «дружеских» компаний, которые возглавляются лицами, связанными с органами власти. Это позволяет группировкам ограничивать участие на рынке других, используя правовые, административные и силовые методы, в том числе доводя их до банкротства. В этих условиях эффективные предприятия могут оказываться неприбыльными.

  Задача быстрого слома центрально планируемой хозяйственной системы, недопущения ее возрождения способствовала криминализации хозяйственной деятельности. По оценкам, в 1997 г. в стране действовало более 3 тыс. преступных группировок, которые контролировали свыше 40 тыс. хозяйственных субъектов. В криминальную среду втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур. По усредненным оценкам, они контролируют 25% ВВП страны.

  Общестрановые масштабы приобрела «теневая» деятельность. Отсутствие четкой правовой регламентации, разрушение в общественном сознании обычных норм поведения, взаимоотношений позволяет многим субъектам и физическим лицам осуществлять противоправную деятельность. Теневая хозяйственная деятельность достигает 40—50% ВВП, или в два раза выше, чем в других странах с переходной экономикой. Основная масса теневой деятельности осуществляется в крупных объединениях, которые укрывают огромные доходы от налогообложения.

  Клановость и связанная с ним криминальная и теневая экономика подавляют инициативу других хозяйствующих субъектов, стремление домашних хозяйств к сбережению, деформируют регулирующую и социальную роль государства. В тяжелом положении оказывается сектор мелкого и среднего предпринимательства. Доля малых предприятий в общем производстве снизилась с 14,3% в 1992 г. до 5,5% в 1999 г., а в занятости после повышения в середине десятилетия возвратилась к прежнему уровню.

6.3. Российская Федерации в мирохозяйственных связях

 Открытость экономики. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990 г. — 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

  По ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты — 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения — 72%, черные металлы, медь — 72—80%, целлюлоза — 85%, алюминий — 90%. Как видно, ряд отраслей почти полностью работает на внешний рынок.

  Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35—37% спроса на продовольственные товары, в том числе на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло. Почти полностью за счет импорта удовлетворяется спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах. Доля импорта машин и оборудования превышает 60% (15—20% в 80-е годы).

  Значительный рост открытости российской экономики объясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами. В середине 90-х годов были почти полностью упразднены квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок. Единственным регулятором ввоза товаров оставался импортный тариф. Была введена внутренняя и внешняя обратимость рубля по текущим операциям, иностранцы допущены на финансовый рынок. Защита национального производства, отдельных его секторов оказалась на заднем плане. Преобладал подход — запад нам поможет. Это привело к гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.

  Внешняя торговля. Доля Российской Федерации в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,3% в 1999 г. против 2,7% в 1991 г. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 20-е место в мире. Внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом выражении в 1,4 раза, при этом импорт сократился в 1,2 раза.

  Положение РФ в системе внешнеторговых связей существенно ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования привели к снижению конкурентоспособности. В большинстве отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции в 2—2,8 раза выше, чем в ведущих промышленных странах. Промышленное производство увеличило материало-, энерго- и трудоемкость. Энергоемкость ВВП увеличилась на 21%, промышленного производства — на 39%. По производительности труда обрабатывающая промышленность в 5—6 раз уступает развитым и в 3—4 раза НИС. Производительность труда в сельском хозяйстве по величине добавленной стоимости на одного занятого в 15—20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада.

  По показателям общественной производительности труда РФ стала значительно уступать (в 1,6 раза) Бразилии, практически сравнялась с уровнем КНР (в 1990 г. она превосходила общую производительность в промышленности КНР в 2,5 раза).

  Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли, в которой значительно усилилась сырьевая направленность.

 

Таблица 5

 

Товарная структура экспорта РФ, %

 

              Товарные группы

  1993

  1997

  1999

Продовольственные товары и

сельскохозяйственное сырье

 3,1

2,8

2,7

Минеральные продукты

   52,0

   47,9

  44,2

Продукция химической промышленности, каучук

 5,7

 8,3

    8,6

Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них

 0,1

 0,4



Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

 3,8

 4,2

5,1

Текстиль и текстильные изделия, обувь

 0,6

 1,1

1,4

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

    19,0

   24,0

   25,9

Машины и оборудование, транспортные средства

 6,9

   10,3

   10,6

Другие товары

 8,0

 1,0

     4,1

 

И с т о ч н и к: Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистически-аналитический справочник. — М.: Экономика, 2000. — С. 299; Российский статистический ежегодник 2000. Статистический сборник. — М., 2000. — С. 582.

 

  Структура экспорта стала приближаться к соответствующей структуре ряда развивающихся стран. Свыше половины объема в нем составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8—11% стоимостного объема экспорта (1990 г. — 18%). В структуре экспорта обрабатывающей промышленности доля высокотехнологичных товаров выше, чем в Бразилии, но ниже, чем в КНР. Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

  По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе отдельных стран-импортеров. Так, поставки энергетических товаров из страны покрывают 80% потребностей Украины, полностью — стран Балтии, свыше 50% — стран Восточной и Центральной Европы, до 20% — западноевропейских стран. В ряде производств российские производители имеют высокую конкурентоспособность: черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность.

  Значительные изменения произошли в структуре импорта: снизилась доля машин и оборудования, усилилась роль потребительских товаров. Доля машин и оборудования сократилась с 44,5% в 1990 г. до 36,3 в 1999 г. Вместе с тем машины и оборудование составляли крупнейшую позицию, но она была ниже уровня промышленно развитых стран. Значительное место в импорте занимают сельскохозяйственные продукты (свыше 26% за десятилетие) и химические товары (11%). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.

  Рассмотренные изменения во внешней торговле в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

  Торговый баланс сводился с возраставшим положительным сальдо, которое в основном обеспечивалось в торговле с развитыми странами.

  Российская Федерация в движении капитала. Еще до сформирования развитой денежно-кредитной системы РФ широко включилась в международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитала в нелегальной форме.

  Официальный экспорт капитала (по лицензиям Центрального банка) за 1991—1998 гг. составил 11 млрд долл., в том числе прямые и портфельные инвестиции равнялись 4,5 млрд долл., или примерно 41% разрешенной суммы капитала.

  По оценке ЮНКТАД, в 1998 г. накопленная сумма российских зарубежных прямых капиталовложений составила 7,4 млрд долл., или примерно 0,02% их мирового объема. В указанную сумму входят советские заграничные прямые капиталовложения. К началу 90-х годов за рубежом насчитывалось около 300 совместных компаний с участием советского капитала. 64% из них были зарегистрированы в Западной Европе, 14% — в Америке, 13% — в Азии. Совокупный объем капиталовложений в эти компании оценивался в 2—2,5 млрд долл.

  В 90-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций колебался в пределах 0,2—3% валовых вложений в основной капитал в российском хозяйстве. Основными экспортерами капитала и инвесторами в зарубежную экономику выступают финансово-промышленные группы топливно-энергетической сферы. Легальный вывоз капитала составлял незначительную величину по сравнению с нелегально вывезенным капиталом.

  Оценка нелегальной утечки капитала сильно разнится — от 9 до              100 млрд долл. в год, что составляет от 2 до 30% ВВП Российской Федерации. Предельная цифра нелегального вывоза в конце 90-х годов оценивалась в            1,4 трлн долл., что представляет чудовищное расхищение национального богатства. Огромная величина утечки капитала во много раз превышает объем иностранных инвестиций и экономической помощи Российской Федерации за 90-е годы. Господствующие круги, именуемые элитой, в 90-е годы продемонстрировали, что свое будущее они видят вне Большой и Малой России.

  Движущей силой нелегального перемещения капитала служила теневая экономика, плановость, криминализация хозяйственного механизма. В этой структуре создаются незаконные прибыли, прямо ориентированные на уход от налогообложения, от любых форм государственного контроля. Немаловажную роль в этом процессе играли государственные структуры. «Диктату теневой экономики и «серых схем», разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство», — отмечал президент РФ в своем выступлении перед Федеральным Собранием в июле 2000 г. Нелегальный вывоз капитала был бы невозможен без содействия ему со стороны кредитных учреждений западных стран.

  Огромные масштабы утечки капитала стали важной причиной хозяйственного кризиса, снижения уровня жизни населения. Они сдерживают инвестиционный процесс, подрывают валютное положение страны, существенно сократили налоговые поступления, затруднили погашение внешней задолженности.

  Объем утечки капитала из РФ показывает, что созданное трудом нескольких поколений национальное богатство в немалой степени способствовало экономическому подъему западных стран в 90-е годы.

  В 90-е годы Российская Федерация привлекала иностранный капитал в больших размерах. Основная его часть (70%) была привлечена в форме ссудного капитала. РФ использовала все основные формы заимствования: государственные кредиты, кредиты международных организаций, размещение обязательств на международных рынках. Значительная часть средств поступила в форме экономической помощи. В год финансового кризиса 1998 г. ее объем составил 0,4% ВВП, или 4 долл. на жителя РФ (Эстонии — 62, Латвии — 40, Литвы — 34, Грузии — 30, Украины — 8 долл.).

  Широкое использование иностранного ссудного капитала привело к значительному увеличению внешнего долга — в три раза. По данным Мирового банка, в 1998 г. объем внешнего долга Российской Федерации составил 183,6 млрд долл. (1990 г. — 59,8). Он стал одним из крупнейших среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Большая часть его приходилась на государственную и гарантированную государством задолженность. Примерно 10% ее составляют кредиты МВФ. Следует отметить, что рост внешнего долга происходил при наличии огромного, постоянно растущего положительного сальдо торгового баланса. Экспорт в 1,8 раза превосходит объем импорта.

  Снижение производства, высокий уровень теневой экономики привели к тому, что РФ постоянно испытывает трудности с погашением задолженности и ее обслуживанием. В результате переговоров и вступления Российской Федерации в Лондонский и Парижский клубы кредиторов удавалось договориться о реструктуризации внешних долгов. Погашение основной части долга было перенесено на начало текущего века. Наряду с облегчением текущих выплат это привело к увеличению суммы задолженности. В конце 90-х годов обслуживание внешнего долга составляло 13—16% экспортных поступлений. Нараставшие платежи по внешнему долгу делали почти невозможной государственную политику, направленную на подъем материального производства.

  В силу того, что Российская Федерация стала правопреемницей СССР, к ней перешли внешние активы Советского Союза. Общая сумма задолженности иностранных государств (без задолженности стран СНГ) составляла                 120 млрд долл. Однако РФ не может в полном объеме использовать эти активы. Основными должниками являются развивающиеся страны, часть из которых относится к групп наименее развитых стран. Из 57 стран-должников на регулярной основе выполняли свои долговые обязательстве менее 1/3 государств.

  Хозяйственному развитию может служить приток иностранных прямых и портфельных инвестиций, которые формально не создают внешней задолженности. За 1991—2000 гг. их объем достиг 23 млрд долл., из которых 40% составляли портфельные. Приток ИПК по мировым меркам был небольшой — до 0,3—1,3% мирового объема в конце 90-х годов. В абсолютном размере общая сумма ИПК превысила 14 млрд долл., что составляло незначительную величину в мировом объеме ИПК — 0,03%.

  Ежегодный приток ИПК в РФ занимал небольшое место в общем объеме валовых капиталовложений в основной капитал — от 1,1 до 7,2%. Столь небольшое значение иностранных прямых инвестиций обычно объясняется неблагоприятными условиями инвертирования (коррупция и т. д).

  Основной сферой приложения ИПК были пищевая промышленность и топливно-энергетическая сфера. Далее шли торговля и общественное питание. На машиностроение и металлообработку приходится около 5% общего объема капиталовложений. В региональном отношении отмечается огромная концентрация ИПК — свыше 51% их объема приходится на Москву               (Санкт-Петербург — 6,9%). Основной приток прямых капиталовложений обеспечивался за счет приобретения существовавших промышленных предприятий и не оказывал заметного влияния на увеличение и обновление основного капитала.

  Основными инвесторами ИПК в российскую экономику являются американские корпорации, на долю которых приходится 43% общего объема прямых капиталовложений. Далее со значительным отрывом идут компании ЕС. Среди стран ЕС основными экспортерами выступали германские и британские компании — примерно по 8% наколенных капиталовложений. Обращает внимание высокая доля кипрских компаний (свыше 6% общего объема ИПК), которые не являются заметными инвесторами в мировой экономике. В данном случае речь идет об использовании российского нелегального капитала.

  Оценивая движение частного легального капитала, следует отметить, что в 90-е годы происходил его чистый отток. В других европейских странах с переходной экономикой приток частного капитала составил около                    180 млрд долл.

  В целом внешнеэкономические связи РФ имеют однонаправленный характер, определяемый вывозом товаров и капитала. Это приводило к диспропорциональности хозяйственного развития. Сырьевая ориентация экспорта привела к выделению в рамках материального производства двух секторов, работающих на внутренний и внешний рынок, что вызывает нарушение единства воспроизводственного процесса. В одном секторе большие доходы, в другом — низкая прибыльность и основная занятость. Незначительный приток иностранных прямых капиталовложений не выравнивал эту диспропорцию, а углублял ее. В результате изменений в состоянии внутреннего и внешнего секторов российское хозяйство приобрело черты периферийно-зависимого типа развития.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.