Реферат по предмету "Мировая экономика"


Макроэкономические проблемы государственного долга

--PAGE_BREAK--3.
Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост.
Одним из факторов экономического роста является соотношение долг.

                                                                                           ВНП

Динамика этого, соотношения зависит от следующих факторов:

1)от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

2)от темпов роста реального ВНП;

3)от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджетапредставляет собой раз­ность между величиной общего дефицита и суммой процент­ных выплат по долгу. При долговом финансировании первич­ного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэф­фициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличениепервичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
В
D
общий    =    (  
G
       +      
N
      +     
F
   )  -    
T



                                                               государст-       выпла-        транс-    налоговые

                                                               венные за-        ты по         ферты    поступления

                                                               купки                обслужи-                    в бюджет

                                                                                         ванию долга

В
D первичный =    ( 
G  + 
F  )  - 
T

N =
DxRr, где

N - выплаты по обслуживанию долга,

В- величина долга,

Кл- реальная ставка процента.
3.1.Механизм самовоспроизводства государственного долга:

ВD первичный     => государственные займы      => государственный     =>   
N
        =>


долг

    =>
В
D
общий     => новые государственные       =>  долг        => N          и т.д.

                                                   займы

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга стано­вится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

ДМИпрогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость:


 Dl     -  изменение соотношения долг/ВНП,

l       -  исходное значение соотношения долг/ВНП,

  RR     -  реальная ставка процента,

         

           -  темп роста реального ВНП,

s            -  доляпервичного бюджетного излишка в ВНП.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

1)реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;

2)увеличение долипервичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличиепервичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бре­мени.

3.2.Увеличение налоговявляется для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты про­центов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того, чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чемN. Это означает, что соотношение N/ВНП являетсянижней границей ставки подоходного налога:

 

 Y- совокупный доход (или ВНП).
Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие расходы (в частности, государственные закупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда



свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к' инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает воз­можности экономического роста.

Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увели­чивать налоги, правительство можетрефинансировать долг, то есть выпустить новый государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по «старым» долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государст­венного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задол­женности практически отсутствует.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличи­вает ставки процента и, следовательно, сокращает инвести­ционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов «вытесняет» производство инвести­ционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основ­ных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходовпотребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения ит.д.).

3.3.Государственные инвестиции,как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост прави­тельственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, пор­тов, инвестиций в «человеческий капитал» в системе образо­вания и здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потреб­ления населения.

Поведение потребителей в условиях ростагосударственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отраже­ние в дискуссии между сторонникамитрадиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг.
4.Две точки зрения на проблему государственного долга
Итак, существует две точки зрения на государственный долг: традиционная и рикардианская, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответ­ствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Согласно традиционной точки зрения на государственный долг, государственные займы – фактор уменьшения национальных сбережений сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживаются большинство экономистов (в том числе и Мэнкью).

 

Мы увидим, что споры по поводу государственного долга в основном сводятся к дискуссии по вопросам теории потребления. Критерием того, какой подход к проблеме государственного долга -  традиционный или рикардианский — является правильным, может служить оценка влияния бюджетно-налоговой политики на расходы потребителя. Чтобы проанализировать экономические последствия дефицита государственного бюджета, необходимо иметь твердое мнение относительно того, исходят потребители из краткосрочных или долгосрочных интересов, сталкиваются ли они с ограничениями по заимствованию, а также по ряду других аспектов теории поведения потребителя.

        4.1. Традиционная точка зрения на государственный      

                                                долг.

Чтобы лучше осознать положения сторонников традиционной точки зрения приведем пример из учебника  по макроэкономике Г. Менкью.

Допустим, вы — экономист Бюджетной Службы Конгресса США (БСК). Вы получаете письмо от председателя Бюджетного комитета Сената:

Уважаемый экономистБСК!

Конгресс готов рассмотреть предложение Президента о сокращении всех налогов на 20%. Прежде чем решить, поддер­жать ли это предложение, наш комитет был бы рад получить Ваше заключение. Мы не рассчитываем на значительное сниже­ние государственных расходов, и поэтому снижение налогов приведет к росту бюджетного дефицита. Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики?

С уважением. Председатель комитета.

Прежде чем ответить сенатору, нужно определить  последствия таких изменений бюджетно-налоговой политики с точки зрения различных моделей.

 Долгосрочный эффект подобного изменения в политике: уменьшение налогов стимулирует рост расходов потребителей и ведет к снижению национальных сбережений. Сокращение сбережений приводит к росту ставки процента, что оказывает сдерживающее влияние на инвестиции. Модель роста Солоу, показывает, что сокращение инвестиций постепенно приводит к уменьшению устойчивого уровня капиталовооруженности и к снижению объема производства. Поскольку в этом случае исход­ные размеры капитала меньше, чем в устойчивом состоянии, соответственно,  уменьшение капитала устойчивого состояния сокращает размеры потребления и снижает уровень экономическо­го благосостояния.

Чтобы проанализировать краткосрочные последствия намеченного изменения экономической политики, необходимо обратиться к модели IS
-
LM. Эта модель показывает, что снижение налогов стимулирует расширение потребительских расходов, которое отражается на кривой IS. Сдвиг кривой ISприводит к сдвигу кривой совокупного спроса. В краткосрочном периоде, когда цены негибки, увеличение совокупного спроса стимулирует рост объемов производства и снижает уровень безработицы. Со временем, по мере того, как цены изменятся, в экономике восстановится естественный уровень производства, а рост совокупного спроса приведет к повышению уровня цен.

Чтобы ввести в анализ влияние фактора международной торговли, необходимо обратиться к модели открытой экономики. Эта модель показывает, что результатом сокращения национальных сбережений является положительное сальдо торгового баланса и бюджетный дефицит. И хотя приток капитала из-за границы смягчает воздействие изменений бюджетно-налоговой политики на накопление капитала, при этом данное государство становятся должником других стран. Изменение бюджетно-налоговой политики также приводит к повышению курса национальной валюты, что делает зарубежные товары в данной стране  дешевле, а местные товары за рубежом — дороже. Модель Манделла — Флеминга  показывает, что по­вышение курса нацинальной валюты  и уменьшение чистого экспорта отчасти нейтрализуют воздействие бюджетной политики, сопряженной с ростом бюджетного дефицита, на объем производства и безработицу.

Имея в виду все эти модели, можно подготовить проект ответа:

Дорогой сенатор! Снижение налогов, финансируемое правительством за счет займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на развитие экономики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение потре­бительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объема производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со сниже­нием объема сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс доллара по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности американских фирм на мировом рынке.

В долгосрочном плане сокращение национальных сбереже­ний, вызванное снижением налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолжен­ности. Поэтому объем национального продукта снизится, а доля в нем внешнего долга возрастет.

Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь совре­менного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжелое бремя последствий нынешнего бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.

Ваш преданный слуга, экономист БСК.

              Сенатор отвечает:   

             Уважаемый экономистБСК!

Спасибо Вам за Ваше письмо. Я считаю Ваше мнение обосно­ванным. Однако наш комитет заслушал вчера мнение выдающего­ся экономиста, назвавшего себя «рикардианкой», которая пришла к совершенно другому выводу. Она заявила, что само по себе снижение налогов не будет стимулировать роста расходов потребителей. Она пришла также к выводу, что поэтому дефицит бюджета не приведет ко всем тем последствиям, на которые Вы указали. Как это понять?

Искренне Ваш, Председатель комитета.
 После изучения следующего параграфа мы сможем ответить сенатору, объяснив в деталях суть дискуссии по поводу равенства Рикардо.

4.2.Рикардианская точка зрения на государственный   долг.

В современной теории поведения потребителей подчеркива­ется, что поскольку потребители в своих поступках учитывают интересы будущего, то потребление не может зависеть только от текущего дохода. Предусмотрительность потребителя занимает центральное место в гипотезе жизненного цикла Франко Модильяни и в гипотезе постоянного дохода Милтона Фридмана. Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.

              

                    4.2.1. Логика равенства Рикардо.
Рассмотрим, какую реакцию может вызвать снижение налогов, которое предполагает провести Комитет по бюджету Сената, у думающих о будущем потребителей. Рассуждения потребителя могут быть такими:

«Правительство снижает налоги, не планируя сокращения государственных расходов. Меняет ли эта политика мои возможности? Стану ли я более обеспеченным в результате снижения налогов? Следует ли мне увеличить потребление?

Вероятно, нет. Правительство финансирует снижение налогов за счет увеличения бюджетного дефицита. Через некоторое время оно будет вынуждено поднять налоги, чтобы выплатить задолженность и накопленные проценты. Таким образом, на самом деле, политика нынешнего сниже­ния налогов связана в будущем с их ростом. Снижение налогов просто дает мне временно дополнительный доход, который впоследствии придется возвратить. Я не получу никаких выгод и поэтому оставлю свой уровень потребления неизменным».

Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

К этому выводу можно прийти и другим путем. Предполо­жим, что правительство одалживает 1000 дол. у обычного гражда­нина и дает ему налоговую скидку в 1000 дол. По существу, такая политика означает то же самое, что дать гражданину в качестве подарка государственную облигацию на 1000 дол. На одной стороне этой облигации говорится: «Государство должно Вам. держатель облигации, 1000 дол. плюс процент». На другой стороне облигации сказано: «Вы, налогоплательщик, должны государству 1000 дол. плюс процент'. Облигация, подаренная государством гражданину, в итоге не делает его более богатым или бедным, поскольку стоимость этой облигации в будущем будет востребова­на с этого гражданина в виде налогов.

Общий принцип заключается в том, что сумма государствен­ного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счет долга равносильноих финанси­рованию за счет налогов. Эта точка зрения, известная какрикардианское равенство (или тезис об эквивалентности финансирования данного уровня государственных расходов посредством долга и посредством налогов), названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо (1772-1823), поскольку он первым обратил взимание на этот теоретический аргумент.

Выводиз равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счет долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагае­мого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышени0я налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбереже­ния — сумма личных и государственных сбережений — остаются неизменными. Поэтому снижение Налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

   

          4.2.2.Эмпирические данные равенства Рикардо.
Из логики анализа равенства Рикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Заметим, что они могут существенно повлиять на расходы потреби­теля, если приводят к изменению текущего или будущего объема государственных расходов. Предположим, например, что прави­тельство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государствен­ных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся. Однако, как это часто бывает в экономике, предпосылка «при прочих равных условиях» на самом деле не выполняется. В некоторые периоды кредитно-денежная политика может стимулировать экономический рост, тогда как в другие периоды времени она может быть весьма рестриктивной.

Истинность равенства Рикардо может быть так же установлена путем проверки факта увеличения людьми нормы своих сбережений в результате сокращения налогов.
4.2.3.Бюджетное ограничение государства.
 Чтобы лучше уяснить взаимосвязь между государственным долгом и будущими налогами, предположим, что экономика функционирует только в течение двух периодов. Первый период представляет настоящее, а второй — будущее. В первом периоде государство собрало налоги    продолжение
--PAGE_BREAK--Т1
.а объем закупок составил С1, во втором периоде оно собрало налогов Т2и осуществило закупки на суммуС2.В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды. Заметим, что в первый период бюджетный дефицит равен государственным расходам за вычетом налогов. Таким образом:

D = G1-T1

где D- дефицит. Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую для выплаты задолженности (включая накопленные проценты) и для оплаты государственных закупок за второй период сумму налогов. Исходя из этого:

T2=(1+r)*D+G2,

 где r — ставка процента.

Для того, чтобы показать алгебраически зависимость между налогами и объемом закупок, объединим два вышеприведенных уравнения. Подставив во второе уравнение величину Dиз первого уравнения, получим:
T2=(1+r)(G1-T1)+G2
,
 Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Чтобы удобнее было анализировать это уравнение, преобразуем его. После ряда алгебраических действий получим:


Это уравнение и являетсягосударственным бюджетным ограниче­нием. Оно показывает, что приведенная стоимость государственных закупок равна текущей приведенной стоимости налоговых поступ­лений.

Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Если правительство сокращает налоги первого периода без сокращения закупок, то оно входит во второй период с долгом по государственным облигациям. Наличие этого долга вынуждает правительство выбирать между сокращени­ем закупок и повышением налогов.

На рис. 1 приведена диаграмма Фишера, показывающая влияние снижения налогов в первый период на положение потребителя, при условии, что объем государственных закупок не сокращается ни в первый, ни во второй период. В первый период правительство сокращает налоги на D
Ти финанси­рует это сокращение путем займов. Во второй период правитель­ство должно поднять налоги на (1+r
)
D
Т, чтобы возвратить долг и выплатить накопленные проценты. В итоге, изменение бюджетно-налоговой политики повышает доход потребителя на D
Тв первый период и уменьшает его на (1 + r)D
Тво второй. Набор возможнос­тей потребителя остается, однако, неизменным, так как приведен­ная величина дохода за весь период жизни потребителя остается той же самой, что и до изменения бюджетно-налоговой политики. Поэтому потребитель выбирает тот же самый уровень потребления, который он бы имел без снижения налогов, что предполагает рост личных сбережений на величину снижения налога. Таким образом, исходя из ограничения государственного бюджета и модели межвременного выбора Фишера, получаем рикардианский резуль­тат: финансируемое за счет займов снижение налогов не влияет на потребление.



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.