Реферат по предмету "Мировая экономика"


Конкуренция е виды место и роль в современном хозяйственном механизме

--PAGE_BREAK--Однако в XVI – XVIII века цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Они по-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехи добивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбыт данного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничивали выпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственной среде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья и реализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качеству продуктов и другие хозяйственные условия.
В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.
Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков. Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют её свойства. В западной экономической литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).
Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную «войну всех против всех». На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок.
Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма»: «Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба».
Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.

§1.3 Виды конкуренции Схема 1.1


По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают: внутри — и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.
Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Подробнее последние два вида будут рассмотрены во второй главе.
§1.4 Типы рыночных структур Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.
В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных интересов приходится учитывать интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны потребителю и продаются по более низким ценам.
Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.
По степени развития конкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:
1) рынок совершенной конкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;
2) рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;
3) рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;
4) рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.
На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.
В таблице 1.2 приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.
Таблица 1.2 Характерные черты основных моделей рынка*
*Подробнее (продолжение) об основных моделях рынка во второй главе.
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя Целью фирмы является получение максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении выступает как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P Ч Q.
При рассмотрении кривой спроса конкурентного производителя необходимо иметь в виду два обстоятельства:
1. Поскольку доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объёме предлагаемых товаров и услуг незначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень цены диктуется рынком, задаётся извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтому кривая спроса на стандартизированный продукт отдельной фирмы, имеющий много заменителей, совершенно эластична (угол её наклона равен нулю). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровень цены. Рыночная же кривая спроса имеет обычный отрицательный наклон.
2. Цена за единицу продукта для покупателя является выручкой от единицы продукта или средней выручкой, — для продавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельная выручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующей формулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу и все единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR = AR = P. Отсюда кривые спроса, средней и предельной выручки тождественны.
Таким образом, в связи с тем, что конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max.
В краткосрочном периоде осуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём изменения величины переменных ресурсов.
Решая эту задачу, фирма должна ответить на три вопроса:
1) следует ли производить;
2) если да, то какой объём;
3) какая при этом прибыль будет получена.
В экономической теории существуют два основных подхода к определению уровня производства, максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC.
В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить аналитическим и графическим путём.
Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и остановки производства.
1. Максимизация прибыли.
        В условиях совершенной конкуренции кривая TR представляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рисунок 1.1, а).
 

                          
Рисунок 1.1. Случай максимизации прибыли

Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC.
Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1, б) показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR
Применение правила равенства MR и MC не ограничивается моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условиях совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Определив равновесный выпуск, можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC.
Таким образом, когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена равна средним издержкам при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирма будет лишь покрывать свои издержки.
2. Минимизация убытков.
Когда цена падает ниже минимума средних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль (рисунок 1.2, а).
Однако фирма должна продолжать производство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.
3. Остановка производства.
Если цена упадёт ниже минимума средних переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и фирма закрывается. Убытки на рисунке 1.2, б изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC, представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и средних переменных издержек, на объём выпуска.
 

                                                                   
   

    
                                                                            
Рисунок 1.2. Случаи минимизации убытков и остановки производства
При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек.
Таким образом, фирма: а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC TR минимально и

Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме Конкуренция представляет собой соперничество субъёктов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель.
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.
Первое направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.
Как нам известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).
                                                                                  
                                                                                  
                                                                 
                                                                                                             
Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции
В сложившихся условиях обостряется ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.
Результат конкуренции среди товаровладельцев таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.
На рынке возможен и прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).
В данной ситуации очень напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.
Итог соперничества покупателей вполне предсказуем. Вздорожание цен способствует появлению товаров на прилавках магазинов. А производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. Зона товарного дефицита перестаёт существовать. При достижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.
Стало быть, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.
Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры». В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.
Уровень равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.
Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
Как было установлено, конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.
Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: «Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…»[1].
Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.
В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.
Такую тенденцию можно обнаружить, например, в США. Здесь в 80-е годы насчитывалось около 10 миллионов крошечных предприятий с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству из них обычно не хватает начального капитала для длительной и доходной работы. Например, существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трёх лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В США насчитывается 1,4 миллионов небольших фермерских хозяйств, которые составляют 2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. В первой половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной. С начала 80-х годов прекратили существование свыше 1,5 миллионов ферм.
Рыночное соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.
Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.
Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.
I) Конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
II) Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.
III) Главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.
Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому.
§2.2 Совершенная конкуренция На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде.
Идеально конкурентный рынок предполагает, что: а) все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.
Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса) (рисунок 2.2).
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.