--PAGE_BREAK--· более высокая доходность ценных бумаг;
· включение в глобальную сеть.
На базе вывоза капитала возникают огромные компании, имеющие предприятия в разных странах, — так называемые международные монополии.
В мировом хозяйстве действуют два вида международных корпораций:
1. Транснациональные корпорации (ТНК), национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности.
2. Межнациональные корпорации (МНК) – интернациональные и по капиталу, и по сфере деятельности.
Ведущим типом международных монополий являются ТНК. Теоретическая экономика уделяет транснациональным корпорациям много внимания. Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем стали разрабатываться их самостоятельные концепции.
Ч.П. Киндлебергер соединил теорию роста фирмы с теорией монополистической конкуренции и на этой базе обосновал выход компании за национальные границы: нормально развивающаяся фирма должна постоянно расти, используя свои монополистические преимущества.
Р. Вернон в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК прежде всего стремлением национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар.
Дж. Гэлбрейт считает, что генезис ТНК обусловлен технологическими причинами: современная продукция более сложна, чем в XIX веке, ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирмы создания товаро- и услугопроводящей сети.
Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК – это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.
Последняя по времени появления – концепция интернализации. Она опирается на идеи английских экономистов Р. Коуза и Н. Калдора о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок (internal), регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели этой концепции – Л. Бакли, М. Кассон, Дж. Мак-Манус, А. Рагмен, Дж. Даннинг и другие – считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.
В 1901 году всего 18 корпораций США имели за рубежом дочерние предприятия (их было 47); накануне первой мировой войны – соответственно 39 и 116. В начале 80-х годов центр ООН по ТНК относил к транснациональным корпорациям 10 тысяч компаний со 100 тысячами филиалов. В 1992 году в мире насчитывалось 40 тысяч ТНК, которые имели 270 тысяч зарубежных филиалов.
Сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не «максимизацию прибыли», а «максимизацию рынка». В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего.Таким образом, проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, которые перемещаются в направлении тех стран, где уровень прибыльности выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.
4. Влияние движения капиталов на платежный баланс Существует такое понятие, как «бегство» капитала. В узком смысле – ускоренное и внезапное перемещение краткосрочных капиталов из страны за рубеж; в широком смысле – массовый отток капитала из одной страны в другие в разных формах и на разные сроки в поисках более прибыльных и надежных сфер его приложения. Основная причина «бегства» капитала – экономическая и политическая нестабильность в стране, инфляция, недоверие к национальной валюте, неэффективная экономическая политика, вызывающая кризисные потрясения, повышение различных рисков, высокие налоги.
Различаются следующие формы «бегства» капитала:
1) нелегальные (оставление за рубежом части инвалютной выручки, упущенная выгода на внешнеэкономических сделках, например, при бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным контрактам, контрабандный вывоз капитала и товаров и др.);
2) по легальным каналам (увеличение зарубежных активов предприятий, банков), приобретение недвижимости за рубежом, не декларируемый вывоз инвалюты и др.);
3) отмывание «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;
4) внутреннее «бегство» капитала к инвалютам в форме долларизации экономики.
Оценить размеры «бегства» капитала трудно. В мировой практике для их оценки применяются следующие методы:
1) общий метод — сумма прироста иностранных активов (кроме официальных резервов) и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;
2) определение долга частного сектора — увеличение внешней задолженности за счет переводов банков и небанковских учреждений и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;
3) метод углубленного анализа — сумма краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и упомянутая статья платежного баланса;
4) косвенный метод — доля иностранных активов, не декларируемых для налогообложения. По оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассматриваться как «бегство» капитала.
«Бегство» капитала — глобальное явление, периодически охватывающее то одни, то другие страны. По некоторым оценкам, в России незаконный перевод активов в зарубежные банки достиг 50 млрд. долл. США, а общая сумма составила 230 млрд. (март 1998г.).
«Бегство» капитала подрывает экономический, особенно финансово-инвестиционный, потенциал страны, вызывает финансовые потери в виде упущенной выгоды от традиционного вывоза капитала (проценты, дивиденды), ограничивает возможности внутренних капиталовложений, подрывает национальную безопасность.
Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых направляется на погашение внешней задолженности. Они могут способствовать уменьшению импорта товаров страной-должником. Например, многие виды продукции, которые страны Западной Европы раньше ввозили из США (автомобили, сельскохозяйственное оборудование, нефтепродукты, электротовары), ныне производятся на американских предприятиях в этих странах.
Отрицательное воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны — импортера капитала проявляется, когда сумма вывозимых прибылей превышает приток новых капиталовложений страны — инвестора капитала. По истечении срока окупаемости иностранных предприятий (обычно 7—8 лет для американских, 10—11 лет для английских) первоначальные инвестиции превращаются в накопленный капитал. Уменьшается доля внешних источников финансирования иностранных предприятий. Одновременно растут иностранные инвестиции за счет использования местных капиталов в форме кредитов, размещения акций и облигаций. ТНК в этих целях широко используют мировой рынок ссудных капиталов. По мере покрытия капиталовложений иностранных инвесторов за счет местных и международных источников сокращаются приток капитала из родительских компаний, реинвестирование их прибылей и соответственно возрастает вывоз прибыли.
Отрицательные последствия портфельных инвестиций для платежного баланса страны приложения капитала связаны с их репатриацией (от лат. repatriaire — возвращение на родину) размещенного за рубежом капитала в период экономического, политического и валютного кризисов в стране инвестирования. Кроме того, отлив прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.
Негативное влияние иностранных капиталов на платежный баланс может быть связано с установлением контроля крупных иностранных монополий над экономикой ввозящей их страны, включая структуру и географическое направление экспорта товаров. Например, иностранные фирмы поощряют импорт товаров и услуг из страны — экспортера капитала по линии поставок родительских компаний своим филиалам. Причем ТНК прибегают к махинациям с помощью трансфертных цен по внутрифирменным поставкам, которые составляют примерно половину экспорта и импорта США. Особенность современного международного движения капитала заключается в концентрации в промышленно развитых странах примерно 2/3 иностранных инвестиций в мире.
В условиях глобализации мировой экономики нарастает взаимопроникновение капиталов США, Японии, стран Западной Европы, что усиливает партнерство и соперничество между ними.
Тема 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1. Сущность и причины миграции рабочей силы Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.
Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства.
Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции (доставка черных рабов на Американский континент).
Виды миграции:
1) Эмиграция – это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого государства на территорию данной страны;
2) Внешняя миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в пределах национальных границ;
3) Трудовая миграция. Международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции, которая является формой экспорта и импорта рабочей силы.
Все перемещения рабочей силы слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции). Разница между этими потоками дает объем чистой миграции, а их сумма – объем валовой миграции.
По классификации ООН, постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.
Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка.
Социально-экономические причины трудовой миграции:
1. Неравномерность экономического развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.
2. Различные уровни доходов в разных странах.
3. Существенное отличие уровней безработицы в странах.
4. Специфика формирования трудовых ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда).
5. Относительная дешевизна трудовых услуг слаборазвитых стран.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;
2. Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;
3. Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);
4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (называют этих людей фронтальеры);
5. Нелегальная – незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению) с последующим нелегальным трудоустройством;
6. «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).
2. Последствия трудовой миграции Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:
q уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;
q после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;
q страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.
Недостатки эмиграции состоят в следующем:
- отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
- потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»);
- потери будущих налоговых поступлений.
Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:
1) экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);
2) повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;
3) за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;
4) дополнительные налоговые поступления в бюджет;
5) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;
6) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;
7) иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.
К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:
· появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;
· перенаселенность;
· недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.
3. Государственное регулирование трудовой миграции Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.
В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Государство может:
1) ограничить въезд иммигрантов;
2) выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;
3) стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.
Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
2. возрастной ценз;
3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);
5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
¨ уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;
¨ первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
¨ налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
¨ ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.
В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.
В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.
Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).
Странами ЕС в конце 1991г. разработаны кратко-, средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдерживания потоков нелегальных мигрантов.
В области регулирования миграции в странах-экспортерах рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежелательную реакцию в виде:
– роста нелегальной миграции;
– сокращения валютных переводов;
– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки. Государству необходимо:
1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии которых особенно очевидна в данный момент;
2) оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам, возвращающимся в страну;
3) осуществлять их льготное кредитование.
На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций.
Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.
Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.
Тема 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.Глобализация и порождаемые ею проблемы Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения НТП.
Суть глобализации – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, межэтнических и межконфессиональных конфликтах.
Предпосылки глобализации:
1) информационная революция (создание глобальных сетей);
2) интернационализация капитала и ужесточение конкуренции на мировых рынках;
3) дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними;
4) демографический взрыв;
5) усиление техногенной нагрузки на природу;
6) распространение оружия массового уничтожения.
Проблемы, порождаемые глобализацией:
1. Дестабилизация экономической и социально-политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе.
2. Изменение внешних и внутригосударственных условий деятельности финансовых институтов, что порождает нестабильность мировой финансовой системы. Процессы глобализации не только привели к неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Деньги сами стали товаром, а спекуляция на изменении курса валют – наиболее выгодной операцией.
3. Усиление диспропорций в мировой экономике и нарастание социальной поляризации. Разрыв между нищим большинством и богатым меньшинством все больше.
4. Экологическая проблема. Наступила реальная опасность экологической катастрофы. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.
5. Мировой терроризм.
6. Угроза здоровью и жизни людей из-за эпидемий (малярия, «птичий грипп», туберкулез).
7. Геополитические конфликты (Ирак, Израиль и Палестина).
В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
1) неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
2) возможная деиндустриализация национальных экономик;
3) возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
4) возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
1) увеличение технологического отставания от развитых стран;
2) рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе11);
3) обнищание основной массы населения;
4) усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
5) ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
6) рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Как уже отмечалось, наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д.
В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
§ рост безработицы в результате:
§ внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;
§ изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;
§ возросшей мобильности рабочей силы;
§ выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.
2. Международные экономические организации Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).
МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.
Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.
Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).
Выделяют следующие виды МЭО:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.
В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.
Цели ООН:
- поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
- обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.
ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:
- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных ограничений;
- содействие справедливой конкуренции;
продолжение
--PAGE_BREAK--