Реферат по предмету "Мировая экономика"


Жилищно-коммунальное хозяйство

--PAGE_BREAK--2.2 КамчаткаВ Елизовскую районную Думу за подписью главы Елизовского РМО Николая Пискуна поступил пакет документов о необходимости увеличения в 3,6 раза тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Елизовском районе. В тот же день вопрос был обсужден на заседании комитета Елизовской районной Думы по экономике и предпринимательству. Изменится ли качество коммунальных услуг при доведении тарифов до федерального стандарта? Этот вопрос депутаты задают руководству района не впервые. Представленные главой Елизовского РМО документы вовсе не доказывают экономической целесообразности повышения тарифов. Зато результаты проведенной летом текущего года ревизионным отделом финуправления Елизовской администрации проверки на предприятиях ЖКХ Елизовского района ясно показали возможность снижения фактической стоимости предоставляемых коммунальных услуг. Ревизия выявила ряд серьезных нарушений в деятельности коммунально-жилищных предприятий. Глава исполнительной власти и руководство жилищно-коммунальным хозяйством района видят в повышении тарифов и доведении их до федерального стандарта «единственно реальный источник оздоровления ситуации в отрасли». Однако депутаты считают, что надежды лишь на повышение тарифов и субсидии, которые, кстати, покроют лишь одну десятую часть затрат в коммунальном хозяйстве, не исправят в лучшую сторону ситуацию в коммунальном хозяйстве. В качестве решения коммунальных проблем необходимо искать пути уменьшения себестоимости коммунальных работ и услуг, развивать конкурентную среду в сфере коммунального хозяйства, а не идти только по пути увеличения тарифов, «подгоняя» их под федеральный стандарт.2.3 Костромская область


Платить или не платить за коммунальные услуги? Оказывается, на этот вопрос можно ответить и отрицательно. Коммунальщики города Нерехта Костромской области подали в суд на некоего квартиросъемщика Жукова за то, что тот вовремя не платил за горячую воду. Казалось бы, ситуация с юридической точки зрения для коммунальщиков беспроигрышная. Однако дело приняло неожиданный поворот. Грамотный житель Нерехты подал встречный иск, утверждая, что местная теплосеть оказывает ему некачественные услуги. И что самое интересное, выиграл его! Одна из основных претензий истца заключалась в том, что местные коммунальщики не проводят так называемую химподготовку воды. Эта абсолютно безвредная для здоровья процедура позволяет значительно увеличить срок службы труб, по которым подается горячая вода в квартиры. Дело в том, что кислород и углекислый газ, которые содержатся в воде в большом количестве, ускоряют процесс коррозии металла и образуют на стенках труб накипь. Существуют нормативные документы, обязывающие коммунальщиков проводить так называемую деаэрацию воды, позволяющую уменьшить в ней содержание кислорода и углекислого газа до предельного минимума. Более того, сразу два ведомства — Госгортехнадзор и Госэнергонадзор — обязаны следить, чтобы эти требования выполнялись неукоснительно. Однако на самом деле в подавляющем большинстве случаев такая процедура не производится. В результате резко снижается нормативный срок службы труб и теплосетей горячего водоснабжения: сейчас он составляет от 5 до 9 лет, в то время как должен достигать 20 — 25 лет. Стоит ли после этого удивляться тому, что тарифы на коммунальные услуги в городах год от года растут как на дрожжах. — Почему-то принято считать, что рост тарифов на коммунальные услуги напрямую зависит от роста цен на топливо и электричество. На деле же львиная доля денег расходуется на ремонт котлов и теплосетей, — считает эксперт в области ЖКХ кандидат технических наук Владимир Ванин. — Безусловно время от времени такие работы проводить нужно. Однако в большинстве случаев такие траты относятся к сверхнормативным и напрямую зависят от того, как эксплуатируются коммуникации. Яркий пример — деаэрация воды, которая во многих случаях попросту не производится. В результате срок службы систем горячего водоснабжения сокращается в 2-3 раза. Характерно, что государственные инспекции строго следят за тем, чтобы химподготовка воды производилась на крупных теплоэнергетических предприятиях, и практически не контролируют ЖКХ. Сами же коммунальщики, пользуясь монопольным положением, в снижении потерь, связанных с аварийно-ремонтными работами, не заинтересованы, поскольку это приведет к значительному сокращению финансирования. По некоторым оценкам, экономия может достигать 60%. Таким образом, поставщик, поставляя продукцию низкого качества, буквально вынуждает потребителя оплачивать свои явно завышенные затраты. Так что вполне логичным выглядит право каждого гражданина не идти на поводу у безответственных коммунальщиков, а обращаться в суды и не платить. Не платить за услуги, которые нам просто не предоставляются. Более того, по мнению специалистов, чем больше людей таким образом заявят о своем несогласии с недопустимым положением дел в ЖКХ, тем скорее пойдет реформа этой сферы российской действительности, которая так необходима всем нам. Что же касается нерехтинских коммунальщиков, то с них хватило и одного суда. Местная теплосеть в срочном порядке наладила химподготовку воды в котельной.

Итак, из перечисленных примеров видно, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры, характеризующееся высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.

Проблема усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все отрасли экономики.

Основными причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

· многолетнее занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с их бюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня при формировании бюджетных средств;

· секвестирование и невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных жилищно-коммунальному хозяйству в 1997-1998 годах;

· хронически возрастающие неплатежи граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги в период изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;

· крайне замедленный ход установки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительными органами власти муниципальных образований и учрежденными ими муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываются жилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровне их оплаты населением — на неплатежеспособный муниципальный бюджет;

· несовершенство тарифной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и систематическое изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы с последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;

· высокая дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги организациями, финансируемыми из бюджетов различного уровня;

· отсутствие в муниципальных образованиях системы договорно-экономических взаимоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе муниципального заказа в соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков в нарушении существующего в Российской Федерации законодательства и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций за производством и предоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованных жилищно-коммунальных услуг.

По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить действенный государственный контроль качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции Свердловской области.

Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

Все это говорит о наличии системного кризиса в регионах и в отрасли, в целом, и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях рыночной экономики необходимо использование программно-целевого метода.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Финансовое состояние организаций ЖКХ


В 2004–2006 гг. количество убыточных предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций ЖКХ в эти годы продолжала расти.

Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.




4. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и её влияние на улучшение состояния ЖКХ

Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.

Финансовые отношения предприятий жилищно-коммунального комплекса не соответствуют требованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще в 1992 г.

Главная задача экономической реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.

Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;

– дотации федерального бюджета;

– дотации региональных бюджетов.

До реформы (1991 г.) платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

Причинами того, что фактические платежи населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:

– экономическая политика советской власти;

– низкая платежеспособность работающего населения России;

– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;

– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.

За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются значительные потери энергоресурсов (в тепловых сетях свыше 30%).


4.1 Цели и задачи реформирования отрасли


Основные цели реформирования ЖКХ России:

– обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;

– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

– переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:

– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

– переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

– совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т.ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

– совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Реформа ЖКХ предполагает:

– переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;

– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

– сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;

– необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договорами найма;

– введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

– создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли;

– совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;

– повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;

– сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели;

– повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Madame Bovary Essay Research Paper Madame BovaryThe
Реферат TV And Reality Different But OKay Essay
Реферат Killer Angels The Human Factor In The
Реферат Social Observations Essay Research Paper For my
Реферат Функционирование имен прилаготельных в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре"
Реферат Приёмы преодоления трудностей в процессе допроса и диагностики неискренности допрашиваемого.
Реферат Технология строительства метрополитена
Реферат Особенности посева кукурузы трактором МТЗ-80
Реферат Hamlet Essay Research Paper Your typical Julia
Реферат Христианская ментальная революция в культуре Киевской Руси в XI в
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины теория функций действительного переменного уровень основной образовательной программы
Реферат Иностранные инвестиции и экономику РФ
Реферат Специальные схемы усилительных каскадов
Реферат Holocaust Essay Research Paper It is amazing
Реферат Управление мореходными качествами судна