--PAGE_BREAK-- Следует однако отметить, что уже в этот период некоторые взгляды и настроения Г.А. Насера и его ближайшего окружения, выражавшиеся в стремлении проводить независимый внешнеполитический курс, наметившиеся антиимпериалистические тенденции и нежелание «культивировать» в Египте демократию западного типа вызывали беспокойство со стороны Вашингтона.
После июньской революции 1952 г. определяющим фактором Американской политики в отношении Египта продолжало оставатся стремление правящих кругов США сколотить на Ближнем Востоке военный блок с обязательным вовлечением в него арабских стран.
Американская дипломатия не прекращала попыток возродить в той или иной форме идею «средневосточного командования» с участием египтян. В Вашингтоне тесно увязывали эту идею с урегулированием англо-египетского конфликта по вопросу о выводе английских войск из Египта. K уже отмечалось, египетские руководители во главе Г.А. Насером видели свою первоочередную задачу в ликвидации британского господства в стране. Вопрос о полной и безусловной эвакуации английских войск стал стержнем всей политики нового режима. Правительство Великобритании, однако, упорствовало в своем стремлении сохранить военное присутствие в Египте, но при этом не могло обойтись без американской поддержки. Соединенные Штаты, однако, были склонны поддерживать своего союзника лишь до известных пределов, т. е. их позиции была присуща двойственность, с одной стороны США были солидарны с Англией, в стремлении удержать позиции Запада в этой стране перед лицом мощного антибританского движения египетского народа, принимавшего форму партизанской борьбы в зоне Суэцкого канала. С другой стороны Вашингтон был не прочь пожертвовать интересами Англии в Египте и ценой вывода оттуда английских войск установить совместный, англо-американский контроль над Суэцким каналом и базами в его зоне., чтобы тем самым создать благоприятную атмосферу для широкого сотрудничества Египта с Западом.
В этот период под прикрытием рассуждений о «безопасности» США и «международной обороне» американцы усиленно проталкивали идею об «интернационализации» Суэцкого канала… В своих мемуарах Д. Эйзенхауэр, излагая мотивы участия США в урегулировании англо-египетского конфликта, подчеркивал: «В силу зависимости Европы от Суэцкого канала в Египте были поставлены на карту интересы всего свободного мира (т. е. капиталистического Запада. ), и поэтому было важно, чтобы разгоревшаяся ссора (между Египтом и Англией.) была улажена быстро и полюбовно»[8].
В начале марта 1953 г. в Вашингтоне состоялось совещание между Д. Эйзенхауэром, Дж. Даллесом и министром иностранных дел Англии А. Иденом. Последний представил на рассмотрение американской стороны разработанный в Лондоне «план урегулирования вопроса о суэцкой базе». План предусматривал: а) «материально-техническое обслуживание базы англичанами в мирное время и ее немедленную реактивацию в случае военных действий; б) организацию в Египте системы ПВО; в) поэтапный вывод английских войск с египетской территории; г) вступление Египта в «ближневосточную оборонительную организацию» (МЕДО); д) оказание Египту военной и экономической помощи. Д. Эйзенхауэр и Дж. Даллес одобрили этот план и обещали англичанам всяческую поддержку на переговорах с египтянами. На совещании в Вашингтоне были окончательно согласованы детали организации МЕДО, хотя его участникам было хорошо известно, что египетское руководство отрицательно относится к идее вступления в блок.
В марте 1953 г. США и Англия обратились к Египту с совместными предложениями по вопросу о выводе английских войск из Египта. Суть этих предложений сводилась к основным положениям плана, согласованного в Вашингтоне. В качестве обязательного условия эвакуации британских войск выдвигалось требование участия Египта в оборонительном пакте[9]. Реакция египетского правительства на эти предложения была отрицательной.
В конце апреля 1953 г. в Каире начались англо-египетские переговоры, за развитием которых внимательно наблюдали в Вашингтоне. Переговоры, однако, очень быстро зашли в тупик из-за обструкционистской позиции Англии.
В мае 1953 г. в Каир прибыл Дж. Даллес. Это был первый в истории визит государственного секретаря США в Египет, где он имел встречи с М. Нагибом и Г.А. Насером. Среди главных задач, которые государственный секретарь США пытался решить во время своей поездки в Египет и другие ближневосточные страны, первое место отводилось созданию военного блока в этом регионе с обязательным участием в нем Египта, однако Г.А. Насер отверг идею, предложенную Дж. Даллесом. Насер выразил также сомнение в необходимости обороны Ближнего Востока от Советского Союза, в чем пытался убедить его Дж. Даллес."
Не увенчалась успехом также попытка государственного секретаря США навязать египетскому руководству соглашение с Англией по вопросу о суэцкой базе в рамках коллективной оборонительной системы для Ближнего Востока. Как сообщала в то время египетская пресса, Дж. Даллес привез в Каир конкретный план, который предусматривал переход Суэцкого канала под «совместный англо-американский контроль», создание с этой целью специального англоамериканского совета, привлечение на работу в зоне канала американских специалистов. Дж. Даллес фактически игнорировал основное требование Египта о безоговорочной эвакуации английских войск, предложив их поэтапный вывод, Предложения Дж. Даллеса были отклонены египетским правительством.
По возвращении из своего ближневосточного турне Дж. Даллес представил отчет, в котором содержались неутешительные для США выводы. Государственный секретарь был вынужден признать, что арабские народы «больше опасаются сионизма, чем коммунизма», поскольку они считают, что «Соединенные Штаты будут поддерживать агрессивную экспансию нового государства Израиль». Дж. Даллес рекомендовал правительству США проводить «беспристрастную политику в отношении арабов и израильтян.
В конце 1953 — начале 1954 г. внутри египетского руководства резко обострились разногласия между двумя основными группировками. Буржуазно-либеральная группа во главе с М. Нагибом считала революцию завершенной и выступала за восстановление в стране парламентарной «демократии», что на деле означало бы возвращение к власти буржуазно-помещичьих партий, которые уже давно доказали свою неспособность разрешить важнейшие национальные проблемы. Радикальное крыло египетского руководства во главе с Г. А. Насером выступало за расширение революционных реформ, углубление социально-экономических преобразований.
Политический кризис достиг наибольшей остроты в начале 1954 г., когда стало очевидно, что политика, проводимая группировкой М. Нагиба, является помехой на пути дальнейшего упрочения независимости страны. В результате острой политической борьбы в конце марта 1954 г. премьер-министром Египта и председателем Совета революционного командования был избран его фактический глава Г.А. Насер. Однако борьба за власть в Египте продолжалась до конца 1954 г. и завершилась разгромом реакционно-клерикальной организации «Ассоциация братьев-мусульман» и смещением М. Нагиба с поста президента республики. В ноябре этого года вся политическая и государственная власть окончательно перешла в руки Г. А. Насера.
Серьезные изменения в составе египетского руководства вынудили Вашингтон и Лондон внести определенные коррективы в свою позицию на переговорах с Египтом и пойти на известные уступки. К тому же борьба египетских партизан в зоне Суэцкого канала против британских оккупационных войск все больше убеждала правящие круги Великобритании в нецелесообразности сохранения английских баз в Египте.
Правительство Г. А. Насера, со своей стороны, было крайне заинтересовано в скорейшем решении вопроса об эвакуации английских войск и поэтому выразило готовность принять некоторые условия, предложенные США и Англией. В результате 19 октября 1954 г. было подписано англо-египетское соглашение, предусматривавшее эвакуацию английских войск из зоны Суэцкого канала по этапам в течение 20 месяцев со дня его подписания. Египетское правительство было вынуждено согласиться на включение в соглашение пункта о возможности реактивации базы в случае нападения «иностранной державы» на одну из арабских стран, подписавших в 1950 г. Пакт коллективной безопасности, или Турцию. Кроме того, документ предусматривал пребывание в зоне Суэцкого канала английских «технических специалистов». Срок его действия составлял 7 лет50. 13 июня 1956 г. последний британский солдат покинул страну. Так был положен конец 74-летнему периоду британской оккупации Египта.
Это был первый крупный внешнеполитический успех правительства Г. А. Насера, важный этап в борьбе за окончательное освобождение от британского господства и становление независимой внешней политики Египта. Как отмечает советский арабист А. М. Голдобин, это соглашение в значительной степени подготовило почву для национализации египетским правительством Суэцкого канала в 1956 г. Такой шаг стал возможным лишь после эвакуации британских войск.
В то же время осенью 1954 г. западная дипломатия рассматривала соглашение между Англией и Египтом как первый шаг для окончательного перехода египетского режима на позиции союзника западных держав. В Вашингтоне и Лондоне были склонны расценивать согласие Египта на компромиссные условия договора с Англией как готовность присоединиться к планировавшемуся тогда «оборонительному союзу» стран «северного яруса».
Стремясь закрепить свое «сотрудничество» с египетским режимом, Вашингтон пытался максимально использовать рычаги экономической «помощи». При этом правящие круги США рассчитывали воспользоваться экономическими трудностями, с которыми столкнулось египетское руководство в первые годы после революции, острой потребностью Египта в иностранных займах и кредитах.
Осенью 1953 г. США заключили с Египтом три соглашения об «экономическом сотрудничестве» сроком до 1960 г. В феврале 1954 г. было подписано новое соглашение, в соответствии с которым США взяли па себя «твердые обязательства» оказать Египту помощь в сооружении ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов. Следует отметить, что такие «обязательства» были вынужденным шагом, поскольку незадолго до этого Советский Союз выразил готовность оказать Египту необходимую помощь. 2 июня 1954 г. было объявлено о решении египетского правительства продлить еще на два года соглашение с США о предоставлении Египту «технической помощи» в соответствии с «4-м пунктом» программы Трумэна.
6 ноября 1954 г., т. е. вскоре после заключения соглашения между Англией и Египтом об эвакуации английских войск, было подписано американо-египетское соглашение, в соответствии с которым США предоставили Египту 40 млн. долл. для экономического развития. Одновременно начались переговоры по вопросу оказания Египту военной «помощи» в размере 20 млн. долл.58. В этот период Соединенные Штаты оказывали Египту незначительную «техническую помощь», в частности в развитии сельского хозяйства, инфраструктуры, изыскании полезных ископаемых. В первой половине 1955 г. американские технические эксперты оказывали содействие египетским специалистам в изучении промышленного потенциала Египта 59. Однако экономическая «помощь» США Египту имела преимущественно рекламно-пропагандистский характер, предоставлялась под флагом «содействия развитию Египта» и в принципе не отличалась от обычных коммерческих операций. К тому же значительная часть этих сумм расходовалась на содержание чрезмерно раздутого штата американских миссий, комиссий, специальных групп «советников», «экспертов» и «специалистов»[10]. Американская «помощь» Египту не могла оказать сколько-нибудь существенного влияния на его экономическое развитие.
Объективно оценивая американскую «помощь» Египту, необходимо учесть одно немаловажное обстоятельство. В первой половине 50-х годов США широко практиковали продажу на мировом рынке крупных партий хлопка по демпинговым ценам, что наносило удар прежде всего по интересам Египта, для которого экспорт хлопка и уровень цен на него всегда имели жизненно важное значение. В результате таких операций, проведенных Соединенными Штатами и другими западными державами, в 1952—1955 гг. Египту был нанесен экономический ущерб, превысивший 250 млн. долл., что намного превосходило объем американской «помощи»[11].
Усиливая экономическую экспансию в Египте, Соединенные Штаты в то же время не оставляли попыток вовлечь его в орбиту своей империалистической политики. Как-уже отмечалось, с 1953 г., т. е. после поездки Дж. Даллеса на Ближний Восток, Вашингтон и Лондон вынашивали планы создания военного блока стран «северного яруса» с последующим подключением к нему арабских стран. При этом западная пропаганда пыталась убедить мировое общественное мнение, что инициатива его организации исходит от самих стран Ближнего и Среднего Востока, которые якобы обеспокоены угрозой своей безопасности со стороны Советского Союза и поэтому решили заключить между собой военный союз и обратиться за помощью и поддержкой к западным державам.
Прологом к созданию блока явился турецко-пакистанский договор «о дружбе и сотрудничестве в целях безопасности» от 2 апреля- 1954 г., заключенный при активном содействии американской дипломатии. Этот договор был подкреплен соглашением о «взаимном обеспечении безопасности» между США и Пакистаном от 19 мая 1954 г. К концу 1954 г. американская и английская дипломатия резко активизировали свои усилия, направленные на быстрейшее создание на Ближнем Востоке замкнутой военной группировки, которая служила бы связующим звеном между НАТО и СЕАТО. В результате 24 февраля 1955 г. в Багдаде был подписан договор «о взаимном сотрудничестве и обороне» между Ираком и Турцией, образовавший основу Багдадского пакта (впоследствии — СЕНТО). В апреле 1955 г. к пакту присоединилась Англия, в сентябре — Пакистан и в ноябре — Иран. В конце ноября 1955 г. в Багдаде состоялась учредительная сессия Багдадского пакта. Новая организация была официально названа «региональным оборонительным союзом», но в действительности являлась агрессивным военным блоком, направленным против национальных интересов стран Ближнего и Среднего Востока, против Советского Союза и других социалистических стран.
Главным организатором и вдохновителем этого блока были Соединенные Штаты, хотя они и предпочитали действовать за спиной Англии. США не только официально санкционировали создание Багдадского пакта, но и активно содействовали его формированию. Об этом недвусмысленно пишет в своих мемуарах Д. Эйзенхауэр. Однако США воздержались от официального вступления в блок, хотя с самого начала фактически были его участником и той силой, которая поддерживала и направляла его политику.
В ноябре 1954 г. в Каире побывали представители Пентагона — полковники А. Герхардт и У. Ивлэнд, совершавшие поездку по Ближнему Востоку с целью вовлечения как можно большего числа арабских стран в готовившийся военный блок. Во время встречи с Г. А. Насером американские визитеры пытались убедить его в «необходимости» создания «региональной оборонительной организации» с участием Египта и других арабских стран, которая была бы направлена против Советского Союза. Американцы дали понять египетским руководителям, что в ответ на вступление Египта в такую организацию США готовы оказать ему необходимую военную помощь.
Г. А. Насер, однако, довольно решительно отверг предложение американцев, указав на то, что у арабских народов есть только два реальных врага на Ближнем Востоке — Англия и Израиль и что «глупо пытаться вызвать у них страх перед советским вторжением»[12]…
Египет резко выступил против Багдадского пакта и направлял все свое влияние в арабском мире против этого блока. В январе 1956 г. президент Г.А. Насер заявил, что «арабы не желают иметь ничего общего с большой тюрьмой, создаваемой империалистами в соответствии с их целями»[13].
Стремление Египта к проведению независимого внешнеполитического курса и объединению арабских стран на антиимпериалистической основе наталкивалось на ожесточенное противодействие империалистических держав. К середине 1955 г. на Западе была развернута яростная антиегипетская кампания. Красноречивым свидетельством усиления враждебности западных держав к Египту стала агрессивная акция Израиля, совершенная против него 28 февраля 1955 г., т. е. через несколько дней после образования Багдадского пакта. Израильские войска под предлогом «борьбы с террористами» совершили налет на Газу — палестинскую территорию, находившуюся под контролем Египта, В результате этого рейда было убито 38 египетских военнослужащих и мирных жителей, 31 человек был ранен. Это была по существу первая вооруженная провокация Израиля против Египта со времени окончания арабо-израильской войны 1948—1949 гг. В течение апреля-сентября 1955 г. вооруженные нападения израильских войск на египетскую границу в районе Газы следовали одно за другим. То, что такие акции имели место именно в этот период, не было простым совпадением. В Тель-Авиве, как и в столицах западных держав, испытывали растущую тревогу в связи с укреплением позиций антиимпериалистического режима в Египте. Поэтому израильская «демонстрация силы» была нацелена против крепнувшей тенденции к арабскому единству вокруг Египта.
продолжение
--PAGE_BREAK-- В этих условиях западные державы все больше рассчитывали на Израиль как плацдарм империалистического влияния на Ближнем Востоке, как орудие военно-политического давления на Египет. Соединенные Штаты финансировали Израиль, вооружали и оснащали его армию современной военной техникой, оказывали ему поддержку на международной арене. Тем самым они поощряли экспансионистские устремления правящих кругов Израиля в отношении соседних арабских государств.
Выводы.
Таким образом, в рассматриваемый период администрация США делала ставку на то, чтобы наладить тесное «сотрудничество» с новым египетским режимом. Такое «сотрудничество» означало бы установление американского контроля над внутренней и внешней политикой Египта и вовлечение страны в агрессивные блоки. В этот период в политике США в отношении Египта преобладали «позитивные» методы, такие как предоставление кредитов и займов, посредничество США в англо-египетском конфликте по вопросу об эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала.
Однако «заигрывание» Вашингтона с Каиром продолжалось недолго. Экспансионистские устремления правящих кругов США все больше вступали в противоречие с национальными интересами Египта. Конфронтация западных держав и Египта в вопросе создания Багдадского пакта и израильское нападение на Газу стали определенной вехой в развитии американо-египетских отношений. Нельзя не согласиться с точкой зрения академика Е. М. Примакова, который считает, что именно с этого рубежа наметился поворот в политике США в отношении Египта. Соединенные Штаты начали более активно и целенаправленно использовать конфронтацию Израиля с арабскими странами в борьбе против антиимпериалистических тенденций в политике Египта и некоторых других арабских стран[14].
Раздел 2.
Роль советского фактора в американо-египетских отношениях (1956-1970 гг)
В марте 1955 г. Г А. Насер впервые сформулировал шесть принципов египетской революции: 1) ликвидация господства империализма; 2) уничтожение господства феодализма; 3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья; 4) установление социальной справедливости; 5) создание сильной национальной армии; 6) создание, здорового, демократического общества [15].
Жизненный и политический опыт убеждал Г.А. Насера, что возрождение страны возможно лишь в случае самостоятельной внешней политики, а не под диктовку США, т.е. что внешняя политика Египта должна обрести подлинно национальный характер и стать эффективным инструментом укрепления независимости.
Совсем недавний памятный рейд на Газу В феврале 1955 года, совершенный израильской армией показало весьма печальный итог. Египет, управлявший полосой Газы после первой израильско арабской войны, не смог дать отпор израильским солдатам. Прежде всего потому, что египетская армия была плохо вооружена. Перед президентом страны остро встала проблема перевооружения. Все предпринимавшиеся сразу после начала революции попытки Египта получить необходимое вооружение из США закончились безуспешно Президент Д Эйзенхауэр прислал Насеру то что последний назвал «игрушками для проведения военных парадов» Ему же не терпелось перевооружить армию.
Для становления и формирования политики позитивного нейтралитета и неприсоединения, высказанной Г.А. Насером, явилось участие Египта в работе Бандунгской конференции стран Азии и Африки (апрель 1955 г.).Одновременно участие в этой конференции дало толчок к решению проблемы оружия. Насер в униформе подполковника отправился в Бандунг В Индонезии состоялась имевшая колоссальный резонанс во всем мире международная конференция, на которую съехались лидеры свободных государств Азии и Африки Среди ее участников были Чжоу Эньлай, Джа вахарлал Неру Ахмед Сукарно, другие лидеры освободившихся стран двух континентов
И вот именно там, в Бандунге, Насер встретился с Чжоу Эньлаем, которому решился задать свой сокровенный вопрос в какой стране Египет смог бы получить так необходимое для нужд обороны оружие. Чжоу Эньлай не сразу ответил на заданный вопросОднако по прошествии нескольких минут ответил, что. оружие они смогут получить только у Советского Союза[16].
Нужно отметить, что Насер многим рисковал, обращаясь к Советскому Союзу за оружием и прежде всего благосклонностью и поддержкой своих американских друзей. Те никак не думали, что подполковник в поисках защиты повернется к Москве Для них обращение Насера к СССР явилось полной неожиданностью. Накануне открытия конференции американские политики возлагали надежды на то, что Г. А. Насер окажет «сдерживающее влияние» на ее участников и тем самым поможет удержать молодые афро-азиатские государства от «нейтралитета на стороне коммунистов». Эксперты госдепартамента даже предоставили в распоряжение египетского руководства материалы, призванные «помочь» Египту определить свою позицию на конференции и настроить его против КНР и Индонезии. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Вслед за объявлением Насера о предстоящем получении советского оружия в Египет зачастили официальные и неофициальные представители из США. Сначала они уговаривали будущего президента Египта одуматься. Затем попытались в очередной раз прибегнуть к рычагам военной и экономической «помощи» для оказания давления на Египет. Ранее египетское правительство неоднократно обращалось к США с просьбами о поставках вооружения, однако Вашингтон, как было сказано ранее, увязывал вопрос о военной «помощи» с заключением англо-египетского соглашения об эвакуации английских баз из зоны Суэцкого канала и вступлением Египта в военный блок. С подписанием этого документа Соединенные Штаты соглашались поставить вооружение в рамках «программы взаимной безопасности», но это условие было отвергнуто Египтом. Лишившись одного средства давления на Египет Вашингтон решил в очередной раз пустить в ход рычаги экономической «помощи».
Стремясь к ликвидации господства иностранных монополий в стране, правительство Г. А. Насера взяло курс на ускоренное развитие национальной экономики. Среди первых мероприятий по се подъему, разработанных в 1953 г., особое место занимал проект сооружения на р. Нил выше г. Асуан высотной плотины с мощной гидроэлектростанцией и создания разветвленной оросительной системы.
К концу 1955 г. госдепартамент США, обеспокоенный сближением Египта с Советским Союзом, принял решение форсировать переговоры об участии США в финансировании строительства высотной Асуанской плотины, начатые еще в 1953 г. В декабре 1955 г. в США состоялась встреча министра финансов Египта А. М. Каисуни с представителями правительств США и Англии, а также президентом Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Ю. Блэком. В ходе встречи была достигнута принципиальная договоренность о финансировании работ по строительству плотины. МБРР обещал выдслшь 200 млн. долл., Соединенные Штаты — 96 млн, Англия — 14 млн. долл.
Советский Союз, скажем прямо, вдруг получивший возможность резко обозначить и защитить свои законные интересы на Ближнем Востоке, не упус- тил предоставившегося ему благоприятного шанса освободившиеся государства. В феврале 1956 г. западные державы и МБРР подтвердили свое согласие на предоставление Египту упомянутых займов.
Для Вашингтона участие в асуанском проекте было необходимостью для «нейтрализации растущего советского влияния в Египте». Как заявил Дж. Даллес, они с президентом Эйзенхауэром считали, что столь крупномасштабное соглашение с Египтом «будет отвечать интересам надежной взаимной безопасности» и что оно «поможет западным державам завоевать симпатии арабов и обеспечит поступление нефти по спокойным водам Суэца, Персидского залива и Восточного Средиземноморья»[17].
В ходе переговоров о финансировании строительства Асуанской плотины, которые длились в общей сложности семь месяцев, США, Англия и МБРР неоднократно прибегали к тактике проволочек и оказывали постоянный нажим на египетское правительство, обусловливая свою помощь рядом требований, в том числе политического характера. В их числе — отказ Египта от заключения новых соглашений с социалистическими странами о поставках оружия, прекращение внешнеполитических актов «недружественного характера» по отношению к западным державам и подписание сепаратного мирного соглашения с Израилем. К тому же Вашингтон требовал, чтобы Египет не принимал помощи от Советского Союза в строительстве Асуанской плотины.
Однако надежды Вашингтона и Лондона на «сговорчивость» Египта оказались необоснованными. Египетское правительство решительно отклонило условия западной «помощи», охарактеризовав их как вмешательство во внутренние дела страны и посягательство па его суверенитет. Характеризуя эти условия, Г. А. Насер говорил: «Банк пришлет к нам трех человек, один из которых сядет на место министра финансов, другой — на место министра торговли и третий — на мое» [18].
Летом 1956 г.переговоры между Каиром, с одной стороны, и Вашингтоном и Лондоном — с другой, о финансировании асуанского проекта вступили в решающую фазу. Египетское правительство, будучи заинтересованным в получении займов, выразило готовность принять западную помощь после внесения в условия и предоставления соответствующих поправок. Об этом Г. А. Насер проинформировал президента- МБРР Ю. Блэка во время встречи в Каире 20 июня 1956 г. 17 июля египетский посол в США А. Хуссейн, получив полномочия на подписание соглашения, прибыл в Вашингтон, где заявил представителям печати, что Египет принимает англо-американские предложения. Однако 19 июля, приняв египетского посла, Дж. Даллес в бесцеремонной, оскорбительной форме заявил об отказе американского правительства финансировать строительство Асуанской плотины и вручил ему официальное коммюнике, которое было заранее передано в печать. На следующий день аналогичное заявление было сделано египетскому послу в Лондоне от имени английского правительства. В тот же день президент МБРР заявил, что в связи с решением правительств США и Англии банк, со своей стороны, не может предоставить Египту обещанного займа..
Свой отказ предоставить обещанные займы Вашингтон мотивировал неуклюжими ссылками на отсутствие у Египта достаточных средств для строительства Асуанской.плотины, а также на то, что проблема распределения водных ресурсов Нила между Египтом и другими государствами бассейна оставалась нерешенной. Но уже тогда всем было понятно, что истинных мотивах «асуанской акции» Вашингтона, поставив Египту в вину его сближение с социалистическими странами/
Отказ Вашингтона от финансирования асуанского проекта преследовал цель оказать на египетское правительство необходимое давление, с тем чтобы вынудить его капитулировать и в конечном счете принять те требования, которые продиктуют ему США и Англия. При этом предполагалось, что отказ в помощи поставит под вопрос осуществимость проекта, имевшего жизненно важное значение для Египта. Предпринимая этот демарш, Дж. Даллес, по свидетельству его официального биографа Дж. Била, явно надеялся, что Советский Союз не сможет оказать Египту необходимую экономическую помощь и, в результате, его авторитет на Ближнем Востоке окажется подорванным.
Таким образом, вопрос об отказе финансировать асуанский проект был решен Вашингтоном в духе политики «с позиции силы» и «холодной войны».
Реакция египетского правительства на политику шантажа и провокаций оказалась прямо противоположной той, на которую рассчитывали в Вашингтоне, Лондоне и Париже. 26 июля 1956 г. правительство Египетской Республики опубликовало президентский декрет о национализации Всеобщей компании Суэцкого морского канала, которым предусматривалась конфискация ее имущества, передача прав, обязательств и функций автономному египетскому органу, подчиненному правительству, а также выплата компенсации акционерам и держателям акций[19].
Компания Суэцкого канала, которая была своеобразным «государством в государстве», ежегодного выкачивала из Египта огромные суммы. Так, в 1955 г., накануне национализации, чистая прибыль компании от эксплуатации Суэцкого канала составила около 64 млн. долл., из которых 37,5 млн. досталось Франции, 23,5 млн.—Англии и лишь 3-млн: долл. было выплачено Египту. В среднем Египет получал около 3% от всей суммы дохода. Если бы Египет получал все прибыли от Суэцкого канала он бы мог строить два завода. Ежегодный доход канала равнялся 10% оценочной стоимости всей программы «Высокой плотины» на Ниле, осуществление которой Египет рассматривал, как задачу насущной экономической необходимости.
-Национализация Компании Суэцкого канала во всех отношениях была законной, справедливой акцией — строили его тысячи египетских феллахов, он являлся неотъемлемой частью территории Египта, его собственностью. И такая мера была продиктована политической и экономической необходимостью.
Однако реакция Запада была крайне негативной. Законный акт египетского правительства был использован правящими кругами империалистических держав как предлог для создания вокруг проблемы Суэцкого канала острого дипломатического конфликта и осуществления военно-политической диверсии против Египта. Политики и дипломаты империалистических держав умеренно смешивали вопрос о национализации Суэцкого капала с вопросом о свободе судоходства по каналу. Выдвижение западными правительствами явно неприемлемых для Каира предложений было лишь политической формой подготовки вооруженной интервенции в Египет.
26 июля 1956 г. египетское правительство национализировало Суэцкий канал. В сентябре — октябре Совет Безопасности ООН рассматривал суэцкий вопрос, а в конце октября — начале ноября Израиль, Англия и Франция начали агрессию против Египта. 2 ноября 1956 г. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию, призывавшую к прекращению огня в Египте и возвращению к линии перемирия, установленной между Египтом и Израилем в 1949 году. Однако до вечера 4 ноября Генеральный секретарь ООН Д. Хаммар-шельд получил согласие на прекращение огня лишь от Египта. Что же касается агрессоров, то они активизировали военные действия, пытаясь достичь решающего военного преимущества: утром 5 ноября в Порт-Саиде был выброшен англо-французский десант, а израильские поиска, оккупировав Синайский полуостров, почти вплотную подошли к Суэц
В этих условиях решающей оказалась позиция СССР. 5 ноября советская делегация потребовала созыва Совета Безопасности для рассмотрения сложившейся ситуации и представила проект резолюции, согласно которому все члены ООН, а особенно СССР и США как постоянные члены Совета Безопасности, имеющие в своем распоряжении мощные военно-воздушные и военно-морские силы, призывались в том случае, если агрессоры нe прекратят в течение 12 часов огня и не выведут в трехдневный срок свои войска, оказать Египту военную или иную помощь посредством посылки вооруженных сил, военных инструкторов, добровольцев, а также в других формах. В тот же день Председатель Совета Министров СССР направил письма главам правительств Англии, Франции и Израиля, в которых была изложена твердая позиция Советского Союза в отношении агрессии и подчеркивалась решимость СССР любыми средствами добиться ее прекращения[20]. Хотя советский проект резолюции был отвергнут вечером 5 ноября в Совете Безопасности (против него вместе с Англией и Францией голосовали и США), твердая советская позиция сыграла свою роль. 6 ноября военные действия в Египте были прекращены.
Выражением нового политического курса США на Ближнем Востоке явилась «доктрина Эйзенхауэра», изложенная в послании президента конгрессу от 5 января 1957 года. Вдохновитель и фактический автор этой доктрины Д. Ф. Даллес видел в ней логическое продолжение всей предшествующей американской политики в этом регионе, цель которой заключалась в стремлении захватить здесь прочные политические позиции, полностью оттеснив СССР и социалистические страны от участия в решении его проблем. Путем проведения этой доктрины Запад и в первую очередь США пытались включить арабские страны и Израиль в некую единую политическую общность, то есть осуществить план, который выдвинули США вместе с другими империалистическими державами в начале 50-х годов.
Разумеется, «доктрина Эйзенхауэра» не была простым повторением старого политического курса, поскольку условия коренным образом изменились. Суэцкая авантюра Англии и Франции и их фактическое поражение лишили эти державы, которые считались традиционными выразителями интересов западного мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке, большей части их влияния. Американское правительство стремилось заполнить образовавшийся, говоря его словами, «вакуум силы», заменив англичан и французов и помешать росту авторитета Советского Союза среди арабских народов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Президент требовал, чтобы конгресс разрешил использовать американские войска «для обеспечения и защиты целостности и политической независимости» тех стран Ближнего Востока, которые попросят о такой помощи против открытой агрессии со стороны любого государства, контролируемого международным коммунизмом. Фактически Эйзенхауэр предлагал ближневосточным странам специфическую форму военного союза с США, не закрепленного формально каким-либо договором, в котором вся тяжесть обязательств как будто бы должна была лечь на американскую сторону, а механизм действия которого вроде бы зависел только от пожеланий и просьб лидеров самих ближневосточных стран. Уже одно согласие с этой доктриной, как полагало американское правительство, должно было помешать потенциальному развитию контактов этих стран с СССР. А для того чтобы придать особую притягательность этому неофициальному военному-союзу, Эйзенхауэр предложил ежегодно предоставлять принявшим его странам «экономическую помощь» на сумму в 200 млн. долларов, а также оказывать военную помощь и содействие в рамках ранее принятых американских «оборонительных программ». Принятие ближневосточными странами этого «довеска» должно было обеспечить Соединенным Штатам Америки средства давления на их политику и гарантировать «надежность» этого союза.
«Доктрина Эйзенхауэра» носила фактически антисоветский характер. Эта устремленность, желание заставить арабские страны отказаться от каких-либо связей с СССР и другими странами социалистического содружества были разоблачены в Заявлении ТАСС «О политике Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке», опубликованном 13 января 1957 года. В нем констатировалось наличие «серьезной угрозы миру и безопасности в районе Ближнего и Среднего Востока.
11 февраля 1957 г. правительство СССР выступило с дипломатической инициативой, направленной на скорейшее урегулирование спорных проблем и создание на Ближнем Востоке и в Северной Африке условий для беспрепятственного и всестороннего политического и социально-экономического развития стран этого региона. Советское правительство направило США, Англии и Франции идентичные ноты с изложением программы совместных действий, которая включала в себя: (1) «сохранение мира на Ближнем и Среднем Востоке путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами на основе метода переговоров»; (2) взаимное невмешательство во внутренние дела стран этого района; (3) отказ от вовлечения их в военные блоки с участием великих держав; (4) ликвидация иностранных военных баз и вывод иностранных войск с территории стран Ближнего и Среднего Востока; (5) взаимный отказ от поставок оружия в эти страны; (6) содействие их экономическому развитию «без предъявления каких бы то ни было при этом политических, военных или иных условий, несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран»[21]. Указанные предложения были адресованы прежде всего США и ставили целью воспрепятствовать осуществлению в районе Ближнего Востока односторонних действий, предусмотренных «доктриной Эйзенхауэра», которые, как говорилось в нотах, создали бы «искусственные экономические и политические барьеры, мешающие нормальным связям между государствами». Советское правительство заявляло, что, со своей стороны, оно не стремится к приобретению здесь баз или концессий.
Навязывая арабскому миру «доктрину Эйзенхауэра», США одновременно активно поддерживали политические и территориальные претензии Израиля, выполнявшего роль их наиболее верного агента на Ближнем Востоке. В то же время советская программа не оставляла американскому правительству сколько-нибудь существенного простора для маневрирования. Не вызывала сомнений решимость правительства СССР оказать всю необходимую помощь Египту в освобождении захваченной территории и в случае отрицательной реакции США. Поэтому в своих собственных интересах, стремясь обеспечить потенциальный успех «доктрины Эйзенхауэра», американское правительство вынуждено было уже в день получения советской ноты направить Израилю «памятную записку», в которой указывалось, что США не могут поддержать израильские притязания на Газу. Однако Тель-Авив медлил с ответом.
9 марта конгресс США одобрил «доктрину Эйзенхауэра», а 11 марта правительство США ответило отрицательно на ноту СССР от 11 февраля. Демагогически заявляя о невмешательстве в дела государств Ближнего Востока, США одновременно форсировали собственное вмешательство в дела этого района. 9 марта, в день утверждения «доктрины Эйзенхауэра» конгрессом, президент США назначил Д. П. Ричардса своим специальным эмиссаром для поездки по странам Ближнего Востока и Северной Африки с целью убедить их правительства принять «доктрину».
США торопились использовать политические и психологические преимущества, которые, по их мнению, предоставлял им вывод израильских войск. 12 марта Д. Ричарде пустился в путь. В течение марта, апреля и мая 1957 г. он побывал в 15 странах Ближнего Востока и Северной Африки. Деятельность Ричардса в Северной Африке весьма походила на попытку «окружения» Египта. Вместе с тем США не оставляли попыток побудить его наравне с другими арабскими странами примкнуть к «доктрине», сменив тем самым свою внешнеполитическую ориентацию, которой он придерживался с середины 1955 года. Египетское правительство очень осторожно подходило к выработке своего решения по данному вопросу и не торопилось с окончательным ответом, надеясь использовать межимпериалистические противоречия для разрешения ряда проблем, в частности вопросов о порядке взимания сборов за проход через Суэцкий канал, о праве Израиля пользоваться каналом, а также о статусе Газы.
В условиях, когда США нагнетали напряженность на Ближнем Востоке, Советский Союз вновь напомнил о своей программе, которая могла бы решительно изменить развитие событий. Эту цель преследовала, в частности, советская нота правительству США от 19 апреля. В ней СССР предлагал, чтобы четыре великие державы осудили применение силы в районе Ближнего Востока. Данное предложение выдвигалось в качестве «первого шага в направлении оздоровления и нормализации обстановки на Ближнем и Среднем Востоке»[22] и в дальнейшем предусматривало совместную гарантию четырьмя великими державами статус-кво в этом районе, что, в свою очередь, должно было проложить путь к урегулированию спорных проблем, в том числе и к возможному признанию Израиля со стороны арабских государств. 11 июня 1957 г. США, Англия и Франция направили ответные ноты Советскому правительству. В них они отвергали новое советское предложение, ничего не предлагая взамен.
Таким образом, позиция США привела к срыву советско-американского диалога в отношении согласованных действий в районе Ближнего Востока, что не могло не повлиять на развитие международных отношений. Попытки использовать «доктрину Эйзенхауэра» в качестве основного инструмента в политике Запада в этом регионе встретили решительное противодействие Советского Союза, стран социалистического содружества и арабских народов и в итоге были сорваны.
По мере того как все более очевидной становилась несостоятельность американской ближневосточной политики «с позиции силы», в правящих кругах США росло понимание того, что курс на втягивание арабских стран в военные блоки, односторонняя ориентация на слабеющие феодально-монархические режимы и открытая враждебность по отношению к нейтралистским государствам способны лишь нанести ущерб интересам и позициям США па Ближнем Востоке. Примерно с середины 1958 г. Вашингтон приступил к постепенному осторожному пересмотру подхода к ближневосточным вопросам.
Суть новой тактики заключалась в том, что империалистические круги США сознательно шли на возобновление диалога с арабским национализмом с целью использовать его в своих интересах. В качестве важнейшей задачи па-ряду с укреплением системы военных блоков и баз, сохранившихся в этом районе, выдвигалось создание прочного классового союза с национальной буржуазией арабских стран на платформе «борьбы с коммунизмом».
В период 1958-1960 гг. антикоммунизм стал основным инструментом новой тактики на Ближнем Востоке. Это явилось реакцией Вашингтона на развитие советско-египетского сотрудничества. Еще в июне 1956. произошел визит министра иностранных дел СССР в Каир. В коммюнике, об итогах его переговоров с Г.А. Насером было признано, что развитие советско-египетских отношений во всех областях сотрудничества отвечает интересам обоих народов и является существенным вкладом в дело упрочнения мира и безопасности.[23]
По мере того, как становилось ясно, что Египет не собирается «вписываться» в разработанные Вашингтоном системы тактика лавирования в египетской политике уступала место неприкрытой враждебности. Эта враждебность выражалась в активном расширении антикоммунистической компании в Египте. Вашингтон в своей борьбе успешно опирался на крупную египетскую буржуазию, которая обладала подавляющим большинством в высшем законодательном органе страны — Национальном собрании.[24] Используя экономическую мощь и укрепившиеся политические позиции, крупная египетская буржуазия оказывала давление па правительство с тем, чтобы добиться поворота в сторону ориентации на западные державы; этот курс получил поддержку со стороны определенной части высшей бюрократии и офицерства.
Другим важным фактором влияния являлась сельскохозяйственная «помощь»,. Которая однако выражалась только в поставках зерна, но не в развитии сельского хозяйства. Американские «займы развития», размеры которых были весьма невелики, направлялись, как правило, на развитие в ОАР инфраструктуры и второстепенных отраслей экономики. В ряде случаев Соединенные Штаты финансировали государственные проекты промышленного развития Египта. При этом, однако, займы и кредиты не предоставлялись для развития ключевых отраслей египетской промышленности. Значительное увеличение американской «помощи» ОАР в 1959—1960 гг. способствовало расширению торговой экспансии США. Товарооборот между двумя странами увеличился до 182,2 млн. долл. в 1960 г. по сравнению с 57,1 млн. в 1957 г., т. е. в 3,7 раза, При этом экспорт США вырос почти в 4 раза, а импорт практически оставался на прежнем уровне[25]. Вынужденные коррективы в американской политике «помощи» были прежде всего реакцией на экономическое сотрудничество ОАР с социалистическими странами, которое продолжало успешно развиваться, несмотря на отмечавшееся осложнение отношений между ними в области идеологии. В этом сотрудничестве правящие круги США видели реальную угрозу остаться в стороне от развития египетской экономики, утратить основной, решающий рычаг воздействия на социально-экономические процессы в этой арабской стране.
С приходом к власти в США администрации Дж. Кеннеди американская политика в отношении ОАР претерпела существенные изменения, которые вытекали из установок политики «новых рубежей», торжественно провозглашенной президентом в начале 1961 г. Программа «новых рубежей» была своего рода защитной реакцией правящих кругов США на очевидный провал политики с «позиции силы» и кардинальные сдвиги па международной арене на рубеже 50—60-х годов. К тому времени неизмеримо выросли экономическая и военная мощь Советского Союза и социалистического содружества в целом, расширилось и углубилось национально-освободительное движение. Политика «новых рубежей» таила в себе гораздо большую опасность для арабских стран, чем прямолинейный, твердолобый «жесткий курс». Стремясь поднять изрядно подорванный престиж США в арабском мире, американские политики выдвинули универсальные принципы «дружбы со всеми арабами» и «беспристрастного подхода к арабам и израильтянам». Их практическая реализация означала признание Насера в качестве ведущего арабского лидера.
Однако политика «новых рубежей» оказалась несостоятельной. Об этом свидетельствовало то, что Соединенные Штаты не смогли оказать сколько-нибудь существенного воздействия на внутриполитические и социально-экономические процессы в этой стране. Более того, в этот период имело место дальнейшее углубление египетской революции. Прогрессивные социально-экономические и политические сдвиги, происшедшие в ОАР, были закреплены в Хартии национальных действий, принятой в июне 1962 г. и ставшей одним из главных программных документов египетской революции. Хартия официально провозгласила социалистическую ориентацию ОАР как единственно правильный путь развития. В пен подчеркивалось» что капитализм не может обеспечить преодоления социально-экономической отсталости страны и поэтому неприемлем для египетского народа.
В 1964 году, после гибели Дж. Кеннеди в конце 1963 г., новая администрация постепенно возвращалась к «жесткому курсу» и кульмина-цией антиегипетской политики стала израильская агрессия 1967 г. В 1966 г. Вашингтон объявил об отказе заключить новое соглашение о поставках продовольствия ОАР… В качестве одной из главных причин этой «карательной» акции Вашингтона было сближение ОАР с социалистическими странами…
Отказ США возобновить продовольственную помощь ОАР означал в то же время окончательный отход администрации Джонсона от тактики маневрирования в отношении Каира. С этого времени отношения между США и ОАР вступили в фазу открытой конфронтации, враждебности
С июня I966 г. и вплоть до израильской агрессии 1967 г. Соединенные Штаты, несмотря на неоднократные обращении египетского правительства в Вашингтон, не шли на предоставление продовольственной помощи Египту. В апреле 1967 г. президент Насер официально отказался от поданной ранее заявки на поставки ОАР американской пшеницы.
Экономическое давление и шантаж Вашингтона в отношении ОАР были важным, но не единственным направлением в антиегипетской политике США. Внешнеэкономическая политика ведущей империалистической державы тесно смыкалась с организацией подрывной деятельности против ОАР. Не будет преувеличением сказать, что в борьбе против прогрессивного египетского режима основную ставку Вашингтон делал на насильственное свержение правительства Г. Л. Насера. Одновременно Вашингтон начал создавать политическую и экономическую завесу для неожиданного израильского нападения на арабские страны. США накануне изральской агрессии 1967 г., имели целью дезориентировать правительства Египта и других арабских стран и обеспечить прикрытие для Телль-Авива.
Американская политика пособничества агрессивным планам Тель-Авива получила в этот период наиболее яркое выражении в массированных поставках оружия израильской военщине. Так, с марта по май 1967 г., т. е. а период особой напряженности на Ближним Востоке, США и их союзники по НАТО поставили Израилю 400 танков и 250 самолетов. Усилиями западных держав израильская армия была превращена с мощную агрессивную силу, призванную служить целям империализма на Ближнем Востоке. Накануне «шестидневной войны» эта армия при населении страны 2,5 млн. человек насчитывала 264 тыс. военнослужащих, имея па вооружении 800 танков и 300 боевых самолетов.
5 июня 967 г. израильские войска вероломно напали на ОАР, Сирию и Иорданию. Используя преимущества внезапного нападения, израильские ВВС смогли в первый же день воины уничтожить на аэродромах большую часть авиации арабских стран. Сломив затем сопротивление египетских мотопехотных и бронетанковых частей, лишившихся прикрытия с воздуха, израильская армия вышла на восточный берег Суэцкого капала. В ходе так называемой шести- дневной войны 5—10 нюня 1967 г. Израиль захватил сектор Газа, находившийся под управлением ОАР, Синайский полуостров, иорданскую часть г. Иерусалима, Западный берег р. Иордан и сирийские Голанские высоты.
В преодолении тяжелых последствий израильской агрессии огромную помощь Египту оказал Советский Союз. Так, сразу же после июньской войны 1967 г. СССР предоставил ОАР —до конца года — 350 тыс. т пшеницы, 300 тыс, т сахара, большое количество других продуктов питания. Были значительно увеличены советские поставки машин, оборудования, лесоматериалов и т. п[26]. Значительную экономическую поддержку Советский Союз продолжал оказывать ОАР и в последующие годы.
Советский Союз в кратчайший срок после израильской агрессии 1967 г. помог Египту не только восстановить, но и значительно увеличить ее оборонную мощь. Советское правительство предоставило Египту необходимое вооружение и по просьбе египетского руководства направило туда военных советников и специалистов. Благодаря обширным поставкам советской военной техники на льготных условиях и помощи советских военных специалистов был создан внушительный военный потенциал Египту, позволивший ей усилить отпор агрессивным действиям Израиля. Уже в 1969—1970 гг. египетские вооруженные силы успешно противостояли израильской армии в военной конфронтации в зоне Суэцкого канала.
продолжение
--PAGE_BREAK--