--PAGE_BREAK--Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.
Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:
проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигла 6,6% от ВВП (в 1990 г. – 4,3%, в 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Республика Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).
Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:
создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;
обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;
обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по:
завершению реформы общеобразовательной школы;
последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
обновлению и расширению материально-технической базы;
обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.
К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс.
Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;
повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;
создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;
совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.
Однако из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.
Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:
развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;
сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;
обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;
достижение здорового нравственного климата в обществе;
обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;
усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;
интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально — культурных процессов.
Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.
В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами.
Однако эффективность физического оздоровления населения в определенной мере снижается слабой материально-технической базой отрасли, низкой обеспеченностью спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной базой, инвентарем и оборудованием.
Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения путем повышения уровня физкультурно-оздоровительной работы, формирования у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширения образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов на международной арене, развития международных связей.
Главная цель развития физической культуры и спорта в ближайший период заключается в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного движения в стране, повышении эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечении социально гарантированных минимальных потребностей населения в услугах отрасли.
Понятие здорового образа жизни должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной власти, спортивных организаций и средств массовой информации.
Беларусь располагает богатыми природным потенциалом и историко-культурными ресурсами для развития различных видов туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм как высокодоходной отрасли мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта.
Стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов. Основными задачами ее реализации должны стать:
преодоление отрицательного сальдо в торговле туристскими услугами;
формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма;
развитие туристской инфраструктуры, поиск новых целевых туристских рынков, проведение структурных преобразований хозяйственного механизма отрасли и системы управления;
разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного;
переход на мировые стандарты качества туристских услуг, внедрение современных технологий развития туризма.
Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.
Преимущество в структуре жилищного строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.
Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.
Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.
продолжение
--PAGE_BREAK--Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих целевых задач:
внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;
совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.
2. Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства Республики Беларусь
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
В условиях социально-экономических преобразований, свойственных переходной экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей, так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все появляющиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без прогнозирования как предвидения результатов развития, происходящего под воздействием существующих факторов и перспективного планирования в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
Социально-экономическое прогнозирование характеризуется как система количественных и качественных предплановых изысканий, результатом которых является прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Важнейшими инструментами в процессе социально-экономического прогнозирования являются системный анализ и системный подход.
Системный анализ представляет собой совокупность конкретных методов и практических приемов решения различных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности государства на основе системного подхода и представления объекта прогнозирования в виде системы. Системный подходпозволяет найти вариант решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях достаточно высокой неопределенности поведения системы и неполноты знаний о ней.
Процедура системного анализа в прогнозировании представляет собой программу исследования экономической системы с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Она включает ряд этапов:
определение целей и задач исследования и критериев их достижения;
определение объекта и предмета исследования;
сбор и обработку информации;
выявление структуры объекта, описание его свойств;
определение целей жизнедеятельности объекта;
построение гипотез о механизме функционирования объекта;
исследование объекта с помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о механизме функционирования объекта, корректировку моделей, определение перечня возможных альтернатив управления;
прогнозирование последствий реализации выбранных альтернатив управления и выбор из них наиболее рациональной.
Опыты государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период.
Впервые Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
продолжение
--PAGE_BREAK--