Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственная внешнеэкономическая политика

--PAGE_BREAK--
2. Способы государственного и антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного Регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.
Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:
Кmax + Mmin = Эopt,
где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;
Mmin — минимальная степень влияния на состояние активности рынка;
Эopt — оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.
Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.
Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использования биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.
Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы — развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке.
Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии механизма государственного регулирования в западных странах обозначился после Второй мировой войны.
2.1. Способы государственного регулирования Современной практике известно множество способов государственного регулирования — долгосрочное прогнозирование и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.
Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем.
Использование методов долгосрочного регулирования характерно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позволяет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли составляет: США — 14,5%, Германии — 11%, Японии — 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно развитых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на мировом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у основных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япония).
Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу. С недавнего времени стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.
Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии — льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана — это борьба за высокую норму прибыли.
Индикативный принцип регулирования экономики сохраняется: в 1993г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Современный этап государственного регулирования во Франции представляет собой в основном стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на peгиональное развитие.
Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.
Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того — налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструменттов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государстввенного регулирования базируются на законодательной основе.
Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях (исключающее отношения эквивалентности).
Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной экономикой) имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его — использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.
2.2. Антимонопольное регулирование Помимо названных методов государственного регулирования в мировой практике существуют также и организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур (фирм, акционерных компаний, трестов, консорциумов и т.п.) и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителей от ограничительных акций монополий.
Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.
Кроме того, антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на национальном рынке, но и оказывать влияние на экономические процессы в других странах.
Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и на рынках других стран.
3. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности в Украине С первых дней существования Украины как независимого государства возникла потребность в создании эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта система должна была охватывать финансовое, валютное, таможенно-тарифное, нетарифное регулирование и должна была защитить экономический суверенитет страны, обеспечить ее безопасность, стимулировать развитие и реформирование национальной экономики, обеспечить ее интеграцию в мировое хозяйство.
Главным звеном в системе управления внешнеэкономическими связями Украины является Министерство внешнеэкономических связей и торговли, на которое возложены функции осуществления государственной политики в этой области. Отдельные сферы внешнеэкономической деятельности регулируют Национальный банк Украины, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет и другие органы государственной власти.
Формирование современной внешнеэкономической политики Украины требует таких методов государственного влияния, которые бы исполняли стимулирующую и регулирующую функции, и содействовали внедрению эффективных механизмов внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то, что в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, государство должно учитывать в своей внешнеэкономической политике взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому либерализация условий внешнеэкономической деятельности должна проходить в сочетании с системой мер по обеспечению общегосударственных интересов в этой области. С этой целью в международной практике законодательные акты, экономические инструменты и нормативы дополняются мерами оперативного государственного регулирования внешнеэкономических операций, которые включают:
регистрацию контрактов, квотирование, лицензирование, правила прекращения внешнеэкономической деятельности, регулирование операций с иностранной валютой и осуществление инвестиций за рубеж, перемещение товаров и имущества через таможенную границу и другие меры.
Внешняя торговля наиболее развитая форма международных экономических отношений и внешнеторговая политика остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Она представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направления товарных потоков.
В этой области важной задачей для Украины является гармонизация ее внешнеторговой политики с требованиями и нормами ГАТТ-ВТО, статус наблюдателя в которой Украина получила в 1992 году. Вступление в ВТО требует от Украины существенной доработки своего внешнеэкономического законодательства и приведения его в соответствие с международными нормами. Имеется в виду совершенствование торговой, тарифной, налоговой, финансовой, инвестиционной политики для включения страны в мировое хозяйство. Либерализация экспорта и протекционизм по отношению к импорту должны быть максимально гармонизированы с требованиями и нормами ГАТТ-ВТО.
В настоящее время механизм внешнеэкономических связей Украины находится еще в стадии становления.
Внешнеэкономическая деятельность в Украине регулируется законами и нормативными актами, принятыми Верховной Радой Украины, Указами Президента и Декретами Кабинета Министров Украины. Среди них основополагающими являются:
Законы Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», Декреты Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и контроля», «О едином таможенном тарифе» и др.
Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» закрепляет основные принципы внешнеэкономической деятельности, ее виды, определяет ее субъектов, устанавливает основы правового и экономического регулирования внешнеэкономических связей, специальные правовые режимы, юридическую ответственность. В нем сформулированы принципы налогообложения, таможенного регулирования, страхования внешнеэкономических операций, методы защиты прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической деятельности в Украине.
Под внешнеэкономической деятельностью понимают деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которая основана на взаимных отношениях между ними и осуществляется либо на территории Украины, либо за ее пределами.
Субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:
физические лица;
юридические лица;
объединения физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами;
структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности;
совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности и др.
К иностранным субъектам хозяйственной деятельности в Украине относятся субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют постоянное местонахождение (официально зарегистрированное местонахождение органа управления данного субъекта) или постоянное место проживания (проживание на территории государства не менее 1 года при отсутствии постоянного места проживания на территории другого государства) за пределами Украины.
Все субъекты хозяйственной деятельности в Украине, как национальные, так и иностранные, при осуществлении внешнеэкономической деятельности согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» 1991 года руководствуются следующими принципами:
Принципом суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности, который состоит в исключительном праве народа Украины самостоятельно и независимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, согласно действующим на ее территории законам; и в обязательстве Украины неукоснительно исполнять все договора и обязательства в области международных экономических отношений;
Принципом свободы внешнеэкономического предпринимательства, который состоит в праве субъектов внешнеэкономической деятельности добровольно вступать во внешнеэкономические связи, осуществлять их в любых формах, которые не запрещены действующим законодательством Украины; в обязательстве придерживаться при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядка, установленного законами Украины; и в исключительном праве собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные ими результаты внешнеэкономической деятельности;
Принципом юридического равноправия и не дискриминации, который состоит в равенстве перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности; в запрещении каких-либо, кроме предусмотренных этим законом, действий государства, результатом которых являются ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, месту нахождения и другим признакам;
Принципом верховенства закона, который заключается в регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины;
Принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, который состоит в том, что Украина как государство обеспечивает одинаковую защиту интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории согласно законам Украины, осуществляет одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности Украины за пределами Украины в соответствии с нормами международного права;
осуществляет защиту государственных интересов Украины, как на ее территории, так и за ее пределами только в соответствии с законами Украины, условиями подписанных ею международных договоров и норм международного права;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.