--PAGE_BREAK--1. Описание ключевых, самых важных и самых значущих аспектов будущего бизнеса; описание того состояния бизнеса, которого стремится достигнуть предприниматель относительно всех компонентов менеджмента.
2. Количественно охарактеризованные мероприятия, которые нужно осуществить, чтобы достигнуть поставленных целей.
3. Обобщение результатов расчетов с помощью финансовых показателей, которые станут самыми важными критериями оценки привлекательности конкретного предпринимательского проекта.
На следующем этапе совершается детализация этой структуры. Именно здесь учитывается влияние на содержание бизнес-плана различных факторов и определяется перечень разделов и параграфов бизнес-плана, но преимущество зачастую отдается функциональному принципу. В соответствии с этим в структуре бизнес-плана различают такие разделы за функциями управления: маркетинг, производство, управление персоналом, учет и финансы.
Большенство предпринимателей разрабатывают бизнес-план для привлечения инвесторов к финансированию своего проекта. Самой сложной и наиболее полной процедурой является разработка бизнес-плана для производственной деятельности. Рассмотрим содержание, структуру и методику разработки бизнес-плана, ориентированного на привлечение инвестиций в производственную деятельность. В структкре такого бизнес-плана выделяют такие составляющие:
1. Титульный лист
2. Содержание бизнес-плана
3. Резюме
4. Отрасль, фирма и ее продукция (услуги):
4.1. Поточная ситуация и тенденция развития отрасли
4.2. Описание продукта (услуг) фирмы
4.3. Патенты, товарные знаки, другие права собственности
4.4. Стратегия роста фирмы
5. Исследования рынка:
5.1. Общая характеристика ринка продукта
5.2. Целевой бизнес рынка
5.3. Место нахождение фирмы
5.4. Оценка влияния внешних показателей
6. Маркетинг-план
6.1. Стратегия маркетинга
6.2. Прогнозированный объем продаж
7. Производственный план
7.1. Основные производственные операции
7.2. Машины и оборудование
7.3. Сырье, материалы и комплектующие изделия
7.4. Производственные и непроизводственные помещения
8. Организационный план
8.1. Форма и организация бизнеса
8.2. Потребность в персонале
8.3. Владелец бизнеса и команда менеджеров
8.4. Организационная схема управления
8.5. Кадровая политика и стратегия
9. Оценка рисков
9.1. Типы возможных рисков
9.2. Способы реагирования на угрозы для бизнеса
10. Финансовый план
10.1. Доходы и расходы
10.2. План движения наличных
10.3. Плановый баланс
10.4. Финансовые коэффициенты.
11. Приложения.
Эта структура только приблизительная схема бизнес-плана. Конкретный бизнес-план может быть и не таким детальным. Тут указаны основные разделы, которые необходимо включить в бизнес-план, ориентированного на привлечение инвестиций в производственную деятельность.
Глава 2. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план
Организации производственного комплекса по выпуску мороженого
АО «Морозко»
Николаев
Содержание
1. Цель бизнес-плана
2. Резюме
3. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика вместительности рынка
3.2. Конкурентный анализ
4. Суть проекта
4.1. Состав объектов инвестирования
4 2. Описание продукта
4.3. Сравнения с импортированной продукцией
4.4. Краткая характеристика руководителей фирмы
4.5. Обоснования целесообразности и прибыльности проекта
5. Производственный план
5.1. Организация производства
5.2. Закупка оборудования
5.3. Ресурсное обеспечение
5.4. Себестоимость продукции
5.4.1. Расчет переменных затрат.
5.4.2. Постоянные затраты.
5.5. Обеспечения экологической и технической безопасности
6. План маркетинга
6.1. Конечные потребители и удовлетворения их требований к продукту
6.2. Сегментация потребителей
6.3. Политика предприятия в области конкуренции
6.4. Обоснования цены
6.5. Организация сбыта
6.6. Рекламная кампания
7. Организационный план
8. Финансовые показатели
8.1. Расчет доходов
Приложения
1. Цель бизнес-плана
Бизнес-план посвящен обоснованию эффективности внедрения производственного комплекса АО «Морозко» по производству мороженого (технологического оборудования, 4-х промышленных холодильников, складов, производственного дома, лаборатории) и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть.
2. Резюме
БИЗНЕС-ПЛАН посвящен обоснованию эффективности организации производственного АО «Морозко» по выпуску мороженого (вторая очередь развития фирмы) с целью привлечения инвесторов для кредитования части затрат на технологическое оборудование.
АССОРТИМЕНТ продукции, которая выпускается, — мороженое десертное, сливочное, молочное и шербет.
ТЕХНОЛОГИЯ производства предусматривает использования специальных рецептур, разработанных специалистами фирмы Tetra Laval Hoyer — производителем оборудования для производства мороженого высшего качества с мировым именем.
СЫРЬЕВАЯ БАЗА Николаевской области оказывает максимальное содействие развитию производства мороженого:
доступность и низкая относительная стоимость основных компонентов разрешает достичь высокой рентабельности производства — 47%. Годовое производственное потребление сырья (молока, масла, сахара) — 2,4 тыс. тонн.
ПЛАНИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ выпуска готовой продукции — 2,4 тыс. тонн на сумму 65,35 млн. грн. ($360 тыс. долл. США) на основе действующих и проектированных производственных мощностей.
РЫНКОМ СБЫТА продукции с предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия общественного питания г. Николаева, Николаевской области и Южного региона страны, а также собственная торговая сеть фирмы.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ проекта с момента приведение к порядку производственного комплекса фирмы по выпуску мороженого — 111,0 млн. грн., из которых 12,9 млн. грн. — заемные средства (около 11%).
ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ укомплектованный высоко квалифицированными специалистами, занятые выращиванием сельскохозяйственных культур, переработкой сельхозпродукции и ее реализация. Общая численность персонала — 400 чел.
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными затратами вследствие организации производства фирмы с замкнутым технологическим циклом; представленные все технологические стадии (отсутствующая лишь собственная сырьевая база); переработка сырья, его сохранение, доставка и реализация готовой продукции через собственную торговую сеть.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ кредитных средств на проектированный комплекс по производству мороженого — меньше двух лет.
З. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика вместительности рынка
Мороженое — одно и наиболее популярных и любимых потребителем кондитерских изделий. Объем продаж мороженого в Николаевской области в 2002 г. составил около 4.6 т. Много это ли или мало? И какие резервы потенциального роста спроса?
Численность населения Николаевской области — близко 4400000 чел. За исключением числа детей в возрасте до 4-х лет — эта цифра составит около 4 млн. чел.
Таким образом, на одного жителя Николаевской области приходится чуть больше 1 кг мороженого в год. Сопоставляя эти данные со статистикой большинства развитых стран мира, где на 1-го жителя приходится от 5 до 21 л (2,5-10,5 кг) мороженого в год, приходим к выводу, что потребление мороженого в Николаевской области имеет потенциал роста, как минимум, в 2 раза:
Потенциальная вместительность рынка:
Резервы роста: 10 тыс. т — 4,6 тыс. т = 5,4 тыс. т.
Очевидно, что существуют факторы, которые сдерживают платежеспособный спрос на мороженое. Подробный анализ этих факторов будет приведен ниже в разделе «Сегментирование рынка». Отметим здесь, что основными факторами являются:
1. Высокие цены на действительно качественное и вкусное мороженое (в основном — это импортная продукция), недоступные для населения с низким и даже средним уровнем прибыльности (55% от общей численности населения Николаевской области).
2. Низкие вкусовые качества дешевого мороженого (в основном, местного производства), не удовлетворяющие потребности населения, которое имеет требовательный вкус.
Таким образом, потенциальный недовольный платежеспособный спрос в размере 5,4 тыс. т может быть удовлетворен лишь продукцией, которая соединит в себе 2 непременные свойства: высокое качество при относительно невысокой цене реализации.
Планированный АО «Морозко» объем продаж мороженого в 2007 р. — 2,4 тыс. т (1-й год выхода на полную мощность) приемлемый с точки зрения реального его размещения на рынке.
При сохранении стабильности вышеуказанных показателей объем реализации мороженого на рынках Николаевской области в 2006 г. составит около 7,0 тыс. тонн. Таким образом, АО «Морозко» претендует на часть регионального рынка, которая составляет не менее 34%. Учитывая, что величина платежеспособного потенциального спроса — 10 тыс. тонн, можно сделать вывод о наличии довольно емкой (44%) рыночной ниши для АО «Морозко» в производстве и реализации мороженого.
По этой же причине вся выработанная фирмой продукция может быть без проблем реализована на местном рынке, хотя АО «Морозко», не исключает возможность реализации части своей продукции на национальном и международном рынках, тем более что у фирмы давние и стойкие связи с потребителями сельскохозяйственной продукции во многих регионах, в том числе Ближнего и Дальнего зарубежья.
Анализируя тенденции, которые существуют на рынке мороженого, можно с полным основанием прогнозировать, что достигнутый по области объем продаж существенно не возрастет так как:
¾ мороженое местного производства рассчитано, в основном, на потребителя, который имеет нетребовательный вкус: как правило, это население с средним и ниже среднего уровнем доходов. Потребность этого сегмента рынка уже практически целиком удовлетворенная;
¾ существующий объем импорта в размере 700 т/год также целиком удовлетворяет потребности населения, которое, прежде всего, ценит вкусовые качества, с уровнем доходов выше среднего (о чем свидетельствует постоянное наличие определенного объема нереализованных остатков). Поэтому резкое увеличение объема предложения на данном сегменте рынка не ожидается.
Таким образом, удовлетворение имеющегося дефицитного спроса (4,4 тыс. тонн) возможно лишь в случае высокого качества продукции, которое выпускается, и установление приемлемого для среднего потребителя уровня цен. Это и есть основные приоритеты в маркетинговой и производственной политике АО «Морозко».
Средняя для региона рентабельность производства мороженого составляет от 20 до 30%; прогнозируемая рентабельность производства мороженого фирмой «Морозко» — 47% (см. расчеты в п. 8.2.).
3.2. Конкурентный анализ
На рынках г. Николаева и Николаевской области, где АО «Морозко» предполагает реализовывать свою продукцию в 1-ю очередь, уже работают следующие основные предприятия-конкуренты.
1. АО «Моррос», г. Вознесенска:
— наибольший производитель мороженого на местном рынке (3,5 тыс. т/год);
— наибольший поставщик импортной продукции (600 т/год).
2. 4 хладо- и молокомбината Николаевской области с совокупным объемом производства 347 т/год.
3. Сеть кафе и других мелких производителей мороженого с совокупным объемом производства близко 60 т/год
4. Сеть других импортеров с объемом реализации близко 100 т/год, Основные характеристики конкурентов представленные в табл. 1.
Таблица 1.
Анализ конкурентов
Характеристики конкурирующей продукции
Продукция АО «Моррос» и других комбинатов
Взвешенное мороженое (в кафе и на улицах)
Импортная продукция
Продукция АО «Морозко»
1
Качество продукции
низкая
средняя/низкая
высокая
высокая
2
Привлекательность внешнего вида (упаковка)
низкая
средняя
высокая
высокая
3
Цена
низкая
средняя/низкая
высокая
средняя
4
Объем продаж, т/год
3847
60
700
2400
5
Занятая часть рынка % (2005 г.)
8363
116
1,52
—
6
Занятая часть рынка % (2006 г.)
54,96
0,86
1
34,29
7
Стабильность продаж
высокая
средняя
средняя
высокая
Таблица 2.
Оптовые и розничные цены на рынке г. Николаева на 2006 г., $/шт. (50-100 г)
Продукция
Оптовые цены
Розничные цены
1
Продукция АО «Моррос» и других комбинатов
0,21-0,25
0,28-0,31
2
Взвешенное мороженое
по договоренности
0,44-0,96
3
Импортная продукция
0,53-1,42
0,66-1,77
4
Продукция АО «Морозко»
0,20-0,35
0,25-0,44
Эти предприятия покрывают спрос на мороженое в указанном регионе приблизительно на 70%. Основная причина неполного удовлетворения спроса — отсутствие на рынке мороженого высокого качества по невысокой цене.
Основным конкурентом в плане цен реализации, как видим, будет АО
«Моррос». Однако, в силу большого различия в качестве потребили преимущества будут отданные продукции АО «Морозко», так как:
— АО «Моррос» использует оборудование, морально устаревшее по сравнению с современными импортными технологическими линиями. Поэтому оно выпускает мороженое, которое отвечает украинским стандартам, которые не пересматривались на протяжении ряда лет, очень специфической в сравнении с импортными, коэффициент продаж в 2-3 раза ниже, вкусовые качества, в целом, невысокие;
— мороженое выпускается в упаковке плохого качества, преимущественно, это ламинированная бумага с полиэтиленовым покрытием внутри. Такая упаковка не способная предотвратить растеканию мороженого даже на протяжении тех 5-10 минут, пока идет процесс его употребления.
Будучи почти полным монополистом, на рынке, АО «Моррос», конечно, имеет свою довольно постоянную клиентуру. Однако, порукой постоянства этих потребителей это, главным образом, относительно низкая цена, а не, например, благосклонность к конкретному сорту. Поэтому с появлением продукции лучшего качества за приблизительно такими же ценами покупатели не будут колебаться в своем выборе: они отдадут предпочтение мороженому фирмы «Морозко».
продолжение
--PAGE_BREAK--Недоступная для подавляющего большинства населения (в силу высоких импортных таможенных пошлин) цена реализации импортного мороженого приводит к тому, что часто наблюдается затоваривание продукции, которая ухудшает конкурентные позиции дистрибьюторов мороженого, не обращая внимания на его высокое качество, уменьшает скорость оборота средства.
В то же время низкие производственные затраты АО «Морозко» разрешат установить намного более доступные цены реализации своей продукции, которая будет выгодно отличать его от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым его конкурентоспособности относительно импортированной продукции.
Кроме того, будучи производителем, а не дистрибьютором, АО «Морозко» может более оперативно реагировать на смену спроса.
Таким образом, для создаваемого нового производства есть достаточная рыночная ниша в г. Николаеве и близлежащих регионах.
4. Суть проекта
4.1. Состав объектов инвестирования
Для реализации инвестиционной программы второй очереди развития фирмы (200-2006 гг.) будет нужна дополнительная затрата средств в объеме 520 039 500, что при достигнутом уровне прибыльности фирмы в базовый (2002) год будет требовать дополнительные кредитные ресурсы в объеме не менее 54 007 900.
Объекты тестирования и стоимость оборудования для второй очереди развития фирмы представленные в табл. 3.
4.2. Описание продукта
Продукция, планированная АО ''Морозко" к выпуску на оборудовании фирмы Tetra Laval Hoyer, имеет следующие свойства, которые выгодно отличают ее от продукции других производителей и реализаторов мороженого в Николаевской области.
В соответствии с приведенными данными в табл. 3, распределения финансовых ресурсов для освоения всего комплекса фирмы «Морозко» по производству мороженого, выглядит следующим образом (при общей стоимости проекта- 111,050 тыс. грн.).
Всего стоимость комплекса — 100%
Освоено средств — 42%
Дополнительный объем заемных средств — 11,6%
Дополнительный объем собственных средств — 46,4%
Мягкость вкуса достигается более высоким коэффициентом продаж, который должен быть в 2,5 раз больше общего содержания сухих веществ в смеси. Практически весь ассортимент мороженого местного производства и дешевые сорта импортного мороженого не выдерживают данного требования.
1. Высокий уровень вкусовых качеств, в т.ч. одна из специфических характеристик качества, которое хочет иметь большая часть потребителей, — мягкость вкуса. Это в особенности важно при покупке мороженого для детей, которые составляют около 40% всего числа потребителей, так как более мягкое на вкус мороженое меньше оказывает содействие простудным заболеваниям. На данный момент мягкость вкуса имеют только лучшие (а значит, наиболее дорогие сорта) импортного мороженого.
Таблица 3.
Объекты инвестирования второй очереди развития АО «Морозко» (комплекс производства мороженого), дол. США
Наименование объекта инвестирования
Освоено на данный момент
Дополнительный объем инвестирования
Общая стоимость комплекта
Из собственных
Заемные деньги
Всего
1
Оборудование для цеха для производства мороженного
—
—
2577115
2577115
2577115
2
Производственное помещение для расположения цеха
—
7225400
—
7225400
7225400
3
Холодильник низкотемпературный, 50 т
172340
—
—
—
172340
4
Холодильник низкотемпературный, 50 т
172340
—
—
—
172340
5
Холодильник 500 т
1148936
—
—
—
1148936
6
Холодильник 500 т
1148936
—
—
—
1148936
7
Склад 1300 т
1768085
—
—
—
1768085
8
Склад 1300 т
1768085
—
—
—
1768085
9
Здания магазинов и кафе
260450
985300
—
985300
1245750
10
Транспортные средства
116780
—
—
11
Строительство производственной лаборатории
—
540000
—
540000
540000
12
Оборудование для лаборатории
—
580000
—
580000
580000
13
Подъездные пути
972600
—
—
—
972600
14
Очистные сооружения
1135800
—
—
—
1135800
15
Газификация зоны
—
897760
—
897760
897760
16
Система водоснабжения
760000
—
—
—
760000
Закупаемая АО ''Морозко'' линия предусматривает использования только правильно сбалансированных рецептур, выдержанных соответственно мировым стандартам. Именно поэтому вкусовые качества мороженого, сделанного на фирме ''Морозко", будут отвечать самому требовательному вкусу потребителя и выступать крепким фундаментом конкурентоспособности готовой продукции.
2. Качество и привлекательность упаковки. Продукция упаковывается в поставленном производителем оборудования высококачественная упаковочная бумага из пропилену. Пропилен составляет фольговану крепкую пленку и является на сегодняшний момент наиболее качественным и преобладающим во всем мире видом упаковки, которая отвечает лучшим мировым стандартам. Такая упаковка используется известнейшими в мире производителями мороженого: «BOUNTY», «МАRS», «Snikers» и т.п.
Упаковочные материалы будут закуплены у фирмы-поставщика оборудования. Кроме того, Tetra Laval Hoyer окажет содействие в распечатке необходимого дизайна упаковочных материалов.
Это будет выгодно отличать мороженое АО «Морозко» от другой продукции местного производства, упакованного, в основном, в ламинированную бумага с полиэтиленовым покрытием изнутри, который не способен предотвратить растекание мороженого даже на протяжении тех 5-10 мин., пока идет процесс его употребления.
При этом вид упаковки (ее привлекательность и дизайн) выступят одним из факторов неценовой конкуренции. Учитывая, что 40% потребителей мороженого — дети, разноцветность упаковки это могущественный стимулятор спроса.
3. Доступный для большинства потребителей уровень цен, который занимает промежуточное положение между ценами на импортную продукцию и мороженым местного производства (с тяготением в сторону последних).
Именно эти три основных фактора являются залогом уникальности продукта и его высокой конкурентоспособности; целиком соответствуют потребностям, выдвинутым именно на том сегменте, куда планирует выйти с своей продукцией АО «Морозко» (см. п. 6.2. «Сегментация рынка мороженого»). К выпуску планируется следующая структура ассортимента:
1. Мороженое десертное 40%
2. Мороженое сливочное 30%
3. Мороженое молочное 20%
4. Шербет 10%
100%
Такая структура ассортимента избранная неслучайно — несмотря на то, что производство молочного мороженого и шербета более рентабельное, эти сорта пользуются, как правило, довольно ограниченным спросом. Десертное и сливочное мороженое, не учитывая их более высокую (в сравнении с другими сортами) цену, составляют основу спроса.
Каждая ассортиментная группа, которая выпускается, характеризуется рядом качественных показателей, основным из которых является коэффициент продаж (см. приложение 2 «Качественные характеристики продукции'').
4.3. Сравнения с импортированной продукцией
Качество мороженого, планированного к выпуску на АО „Морозко“ будет отвечать лучшим мировым стандартам в силу следующих причин:
¾ современное импортное оборудование обеспечивает производство продукции только соответственно правильно сбалансированной рецептуры, одобренной специалистами фирмы Tetra Laval Hoyer; при этом немаловажным фактором в плане качества по обеспечению высокого коэффициента продаж, присущий лучшим образцам импортированной продукции — таким образом, в плане качества мороженое АО „Морозко“ ни в чем не будет уступать импортным аналогам;
¾ качество и дизайн упаковки, подробно описанные в п. 4.1., также разработанные соответственно общепризнанной мировой практики и ни в чем не уступают импортным аналогам;
¾ цена реализации импортного мороженого, как правило, недоступная для подавляющего большинства населения, в то время как низкие производственные затраты АО „Морозко“ разрешат установить наиболее доступные цены реализации своей продукции, которая и будет основным слагаемым ее конкурентоспособности относительно импортированной продукции.
Кроме того, будучи производителем, а не дистрибьютором, АО „Морозко“ может более оперативно реагировать на изменение спроса.
4.4. Краткая характеристика руководителей фирмы
Руководство фирмой осуществляется Советом Директоров, который состоит из 2-х человек.
У них значительный стаж работы не только в сфере управления, но и непосредственно на рабочих местах в торговой и производственной сферах, где приобрели большой профессиональный опыт, продвигаясь вперед по ступеням карьеры. На данный момент на протяжении ряда лет грамотно осуществляют руководство фирмой „Морозко“.
4.5. Обоснования целесообразности и прибыльности проекта
Закупка технологической линии по производства мороженого органически объединяется с общей деловой стратегией фирмы и является существенным фактором увеличения ее доходов по причинам:
1. Николаевская область в достаточном объеме имеет необходимое для производства мороженого сырье: цельное и сухое молоко, масло, сахар. Даже при условии его закупки по сформированным на Николаевском оптовом рынке ценам (на которых основаны все экономические расчеты в данном проекте) рентабельность производства ожидается не менее 47% в первый год деятельности, более 50% в следующие года (см. п. 8.2.).
2. Наличие у АО „Морозко“ 4-х собственных холодильников общей емкостью 1100 тонн (в т.ч. 2-х низкотемпературных емкостью 100т) относится к числу факторов, наиболее благоприятных для открытия производства мороженого, потому что большинство предприятий, которые желают производить мороженное, прежде всего сталкиваются с проблемой его сохранения — приобретения дорогих, холодильных камер, стоимость которых часто равняется стоимости самого оборудования, отрицательно влияет на рентабельность; и, как правило, по этой причине предприниматель не принимает решение о закупке действительно высококачественных, а потому и дорогих импортных технологических линий.
Поэтому относительная экономия на затратах обращения, которые получаются при сохранении сырья и готовой продукции, является одной из существенных составных высокой рентабельности производства мороженого фирмой „Морозко“.
3. Для целей транспортирования сырья и готовой продукции фирма имеет в своем распоряжении необходимое количество транспорта: 33 грузовые машины общей грузоподъемностью 234 т (в т.ч. 2 рефрижератора), что также обеспечивает дополнительную экономию накладных затрат.
4. У фирмы есть богатый коммерческий опыт и налаженные каналы оптового -сбыта сельскохозяйственной продукции собственного производства. Проведенные с потенциальными оптовыми покупателями мороженого предыдущие переговоры проявили их заинтересованность в приобретении, около 70 тонн продукции на протяжении 2-х первых месяцев работы линии (январь-февраль 2006 г.) с учетом планируемых соответственно данному проекту цен.
5. Около 3% (72 т) мороженого в год будет реализовываться через собственную розничную сбытовую сеть: фирменный магазин и два кафе. Это предоставит относительную экономию затрат обращения, а также разрешит оставить в распоряжении предприятия всю сумму розничной торговой наценки с указанием объема продукции.
6. Рентабельность производства составит не меньше 47% (см. расчеты в п. 8.3.), что намного выше среднеотраслевых показателей по многим областям промышленности, а также выше средней рентабельности производства мороженого в Николаевской области.
5. Производственный план
5.1. Организация производства
При разработке плана производства продукции из мороженого принципиальное значение имеет такой фактор как спрос на готовую продукцию.
Спрос на мороженое носит ярко выраженный сезонный характер и подданный значительным колебанием на протяжении года: в зимнее время спрос составляет приблизительно 40% от уровня летнего спроса; в межсезонье — 60-70%. Имеется в виду построение плана производства, которое учитывает такие сильные колебания потребительского спроса.
Ниже представлен план производства продуктов из мороженого в 2006 г., в котором отображен постепенный выход на максимальную мощность, а также учтены сезонные колебания спроса на мороженое, соответственно которых скорректированный план производства.
январь - 40%
февраль - 40%
март - 40%
апрель - 60%
май - 80%
июнь - 100%
июль - 100% От максимально возможной мощности
август - 100%
сентябрь - 100%
октябрь - 70%
ноябрь - 40%
декабрь 40%
Планируется следующая структура ассортимента.
1. Мороженное десертное 40%
2. Мороженное сливочное 30%
3. Мороженное молочное 20%
4. Шербет 10%
Такая структура ассортимента избрана неслучайно: несмотря на то, что производство молочного мороженого и шербета более рентабельное, эти сорта пользуются, как правило, довольно ограниченным спросом. Десертное и сливочное мороженое, несмотря на них более высокую (в сравнении с другими сортами) цену, составляют основу спроса.
Планированное рабочее расписание:
Режим работы 3 смены Продолжительность рабочего дня 7 часов
Продолжительность рабочей недели 6 дней
Количество рабочих дней в году 312 дней
Возможная максимальная мощность оборудования — 1000 л/час (около 500-550 кг/час) в дальнейших расчетах принятый показатель 540 кг/час.
Таким образом, планированная максимальная мощность оборудования:
540 * 21 = 11400 кг/сутки
11406 * 312 = 3558720 кг/год
3558720: 12 = 296560 кг/месяц (в среднем).
5.2. Закупка оборудования
Основу технологической линии по производству мороженого (поставщик -нидерландская фирма НOYER)составляют:
Таблица 4
№
Спецификация оборудования
Цена в DM
1
Оборудование для приготовления смеси
360970
2
Оборудование для приготовления и упаковки мороженого
1985000
3
Дополнительное оборудование
75000
4
Набор запчастей на 2 года работы
78400
Общая стоимоть оборудования
2499370
5
Шеф-монтаж и запуск (1 специалист на 7 дней)
95000
6
Цена доставки CIP Николаев
48000
Общая полная цена оборудования на условиях CIP Николаев
2642370
Обменный курс $1 = 5,4
Вместе полная цена оборудования на условиях СІР Николаев, $1787801
Другие затраты на доставку груза в г. Николаев:
Таможенный сбор (0.15%) от таможенной стоимости, $2682
Таможенная пошлина (20%) 357560
НДС (20%) 429072
Общая стоимость оборудования 2577115
Передпроизводственные затраты (расшифровку — см. приложение 5) 77214
Общая полная стоимость оборудования (включая все накладные затраты), $2654329
Важной особенностью снабжения оборудования являются то, что оно состоит из готовых к подключению отдельных агрегатов со встроенным охлаждением, собранных в контейнере, благодаря чему технологическая линия может монтироваться очень быстро, что очень удобно при ее перегрузке; затраты при загрузочно-разгрузочных работах минимизированы.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.3. Ресурсное обеспечение
Для организации производства мороженого нужно следующее сырье:
— цельное молоко;
— сухое молоко;
— сахар;
— масло.
В таблице 5. приведена месячная потребность в основном сырье в период 100%-й загрузки линии.
В таблице 6. приведена годовая потребность в основном сырье на 2007г.
Таблица 5.
Расчет потребности в основном сырье для производства мороженого в 2007 г.
№
Компоненты
Цена, $/кг
Потребность, кг
1
Цельное молоко
0,25
1440926
2
Сухое молоко
1,91
158322
3
Сахар
0,63
360386
4
Масло
2,12
188552
5
Эмульгаторы и стабилизаторы (эм./ст.).
5,8
9606
Николаевская область в излишке имеет необходимую для производства мороженого сырье: цельное и сухое молоко, масло, сахар. Даже при условии его закупки по типичным для Николаевского оптового рынка ценам (на которых основанные все экономические расчеты в данном проекте) рентабельность производства будет не менее 47% в первый год деятельности, и более 50% в следующие года.
Таблица 6.
Годовые объемы производства в Николаевской области сырья, необходимой для производства мороженого, тонн
№
Виды сырья
2005 г.
2006 г.
1
Цельное молоко
54871
36734
2
Сухое молоко
1557
820
4
Масло
14891
12149
1. Снабжение цельного молока в количества около 6 т (максимальная суточная потребность) каждый день будут осуществляться с одного из 6 сельхозов Баштанского района Николаевской области по цене $0,25/л, по предварительной договоренности с совхозами об объеме снабжений и цене.
Гарантией стабильности и периодичности снабжений является тот факт, что указанные совхозы на протяжении 2005-04 гг. регулярно вывозили молоко собственным автотранспортом для реализации на разлив в г. Николаев в количестве 3000-4000 л/день. Заключение договора на регулярную оптовую закупку цельного молока выгодно обеим сторонам, так как совхозы экономят время и затраты на розничную реализацию.
2. Как основные поставщики сухого молока по цене $1,91/кг с учетом транспортных затрат будут АО «Новобугский сыркомбинат» и Баштанский молзавод (как самые большие производители этого вида сырья в Николаевской области). Предусмотрен также ряд страховочных вариантов. Были проведенные предыдущие переговоры, на которые руководство вышеуказанных молзаводов подтвердило реальность и стабильность регулярных ежемесячных снабжений сухого молока в количестве 36 т (максимальная месячная потребность).
3. Как основной поставщик масла по цене $2,12/кг с учетом транспортных затрат будет выступать Николаевский молкомбинат как один из наибольших и ближайших производителей этого вида сырья в Николаевской области. Предусмотренный также ряд страховочных вариантов. Были проведенные предыдущие переговоры, на которые руководство молкомбината подтвердило реальность и стабильность ежемесячных снабжений масла в количества около 50 т (максимальная месячная потребность).
4. Снабжения сахара по цене $0,57/кг с учетом транспортных затрат будут осуществляться непосредственно из завода-изготовителя в Винницкой области. Проведены предыдущие переговоры о возможности ежемесячных снабжений в количестве 44 т. В качестве страховочных вариантов исследована возможность снабжений сахара из других заводов, а также непосредственно из торговых организаций г. Николаева по цене $0,63/кг. Именно эта цена взята как расчетная в данном проекте.
5. Закупки емульгаторов (кремадана), упаковочной бумаги и вторичной тары будут осуществляться у поставщика оборудования — фирмы Tetra Laval Ноуег. Вышеуказанные материалы находятся на оптовых составах фирмы в Киеве, они доступные для их регулярной закупки.
Таким образом, как видим, проект целиком обеспечен необходимыми сырьевыми и материальными ресурсами, снабжения которых гарантированны.
5.4. Себестоимость продукции
5.4.1. Расчет переменных затрат.
В таблице 7 приведен расчет потребности в сырье и материалах на 1 месяц работы линии на полную мощность.
Таблица 7.
Расчет потребности в сырье и материалах на 1 месяц работы линии на полную мощность
№
Компоненты
Цена,$/кг
Потребность, кг
Общие расходы,$
1
Цельное молоко
0,25
177892
44473,00
2
Сухое молоко
1,91
19546
37332,86
3
Сахар
0,63
44492
28030,00
4
Масло
2,12
23278
49249,46
5
Ем./ст.
5,8
1186
6878,80
6
Вода
—
30166
—
Всего
296560
166064,02
Затраты на основное сырье, материалы и энергоресурсы
А. Затраты на основное сырье, $ 166064x8.1= 1345118 — коэффициент годовой загрузки мощностей
В. Затраты на дополнительные компоненты ( шоколад, фруктовые араматизаторы и т. п) $384342
Стоимость добавок -$3,20/кг затраты – 50 г/кг готовой продукции = $0.16/кг
$0,16x2402136 = 384342
С. Затраты на материалы первичной упаковки, $960854
$0,02/шт.—$0,40/кг
$0,4x2402136 = 960854
D. Затраты на материалы вторичной упаковки, $192170
Вместительность 1 картонного ящика — 50 шт. (2,5 кг).
Потребность в ящиках — 2402136:2.5 = 960854 шт.
Стоимость 1 ящика — $0,20
$0,20x960854= 192170
ВСЕГО 2882484
Дополнительно 10% на непредвиденные затраты 288248
Общие затраты на основное сырье и материалы 3170732
Затраты на энергоресурсы
Е. Затраты на электроэнергию, $95722
Потребление тока: 135 кВт/год
Потребления в сутки: 135 кВт/год х21 = 2835 кВт
Потребление в год:2835x312= 1196520кВт
Стоимость 1 кВт: $0,08 (вместе из НДС)
Затраты на электроэнергию: 1196520х$0,08 = 95722
F. Освещение, $7862
Установленная мощность: 15 кВт
Потребление тока в сутки: 15*21=315 кВт
Потребление электроэнергии в год:315x312 = 98280кВт
Затраты на освещение в год:98280х$0.08 = 7862
Общих затрат на энергоресурсы 103584
Дополнительно 10% на непредвиденные затраты 1035
Общие затраты на энергоресурсы 113942
Общие переменные затраты 3284674
5.4.2. Постоянные затраты.
А. Заработная плата:
18 человек; фонд оплаты труда — $1305/мес.
$1305x12 = $15660/год 15660
Начисления на з/п. (0,41), $6421
Общая заработная плата персонала 22081
В. Затраты на уборку, $3042
Затрата моющих средств в сутки 2 пачки весом 500 г
Стоимость 1 пачки, $2,15
Затраты на моющие средства в год, $
2,15x2x312=1342
Затраты на другие затраты, связанные с уборкой помещения
(рабочая одежда и инструменты), $1700
Общая стоимость уборки 3042
С. Транспорт, $5700
D. Затраты на сохранение сырья и готовой продукции
Затраты на эксплуатацию 4-х холодильников и составов, которые относятся на затраты в связи с данным проектом, $10700
E. Амортизационные отчисления основных средств, которые относятся на затраты в связи с данным проектом, $765697
F. Затраты на аппарат управление и бухгалтерии, $7212
G. Реклама и сбыт, $15000
Общие постоянные затраты, $829432
Финансовые затраты, $1234269
Стоимость кредита, $1534269
Общая себестоимость, $5648375
5.5. Обеспечение экологической и технической безопасности
Экологическая и техническая безопасность проекта обеспечивается предоставленным продавцом оборудования сертификатом качества завода-изготовителя, расположенного в Швеции, чьи стандарты в области качества считаются самыми строгими.
6. План маркетинга
6.1. Конечный потребитель и удовлетворение их требований к продукту
Как уже упоминалось, ассортимент готовой продукции АО «Морозко» рассчитан на конечных пользователей-жителей, в основного, г. Николаева и Николаевской области. Климатические условия этого южного региона максимально оказывают содействие высокому уровню спроса на мороженое, чем и обусловленный выбор данного сектора рынка для вкладывания инвестиций.
Мороженое это товар постоянного ежедневного спроса, одним из наиболее дешевых и популярных кондитерских изделий. Однако, спрос на него носит ярко выраженный сезонный характер: в зимнее время он составляет около 40% от летнего уровня. Поэтому по поводу частоты покупок можно сделать следующие наблюдения:
— в летнее время мороженое покупается средним потребителем практически каждый день, причем чаще всего по несколько раз;
— в зимнее время покупки происходят, в среднем, в 2,5 раз реже.
Таким образом, только в летние месяцы 1 средний покупатель способен потреблять до 90 порций. Однако, расчетные данные показывают, что 1 житель Николаевской области покупает мороженое только 10-15 раз в год:
Объем предложения — 4600000 кг = 46000000 порций (100 г)
Удовлетворенность спроса: 46000000: 4000000 =11,5
Это говорит о том, что только небольшая часть населения целиком удовлетворяет свою потребность в мороженом. А другая часть потребителей вынужденная сдерживать удовлетворение своих потребностей в силу ряда причин, которые были подробно рассмотрены выше.
Поэтому АО «Морозко» приложило максимум усилий для того, чтобы устранить влияние этих сдерживающих факторов и побудить потребителей увеличить частоту покупок.
Одна из специфических характеристик качества, которое хочет иметь большая часть потребителей — мягкость вкуса. Это в особенности важно при покупке мороженого для детей, которые составляют близко 40% от всего числа потребителей, так как более мягкое на вкус мороженое меньше оказывает содействие простудным заболеваниям. На данный момент мягкость вкуса имеют только лучшие (и, итак, наиболее дорогие сорта) импортного мороженого.
Мягкость вкуса достигается более высоким коэффициентом продаж, который должен быть в 2,5 раза больше общего содержания сухих веществ в смеси. Практически весь ассортимент мороженного местного производства и дешевые сорта импортного мороженого не выдерживают данного требования.
Для своих покупателей АО «Морозко» предусмотрело следующие меры по тому, чтобы обеспечить покупателям максимальные удобства.
1. Мороженое будет расфасовываться порциями по 50 г, каждая порция будет иметь деревянную палочку, покрытая шоколадной глазурью и завернутая в упаковку из пропилену. Пропилен составляет фольгованную крепкую пленку и на сегодняшний момент наиболее качественный и преобладающий во всем мире вид упаковки, который отвечает лучшим мировым стандартам.
Повторная упаковка составляет картонные ящики из высококачественного картона, также поставляются производителем оборудования.
Таким образом, продукция АО «Морозко» будет целиком пригодная и удобная для целей транспортирования.
2. Срок годности продукта при условии его сохранения при температуре минус 20 градусов С — более 6 месяцев.
Учитывая, что далеко не во всех оптовых покупателей есть возможности для продолжительной сохранности мороженого, АО «Морозко» может отпускать продукцию как большим оптом, так и мелкооптовыми партиями, используя при этом собственные широкие возможности для ее сохранения.
3. Отпуск товара будет в любое время сразу после факта предоплаты. Реалии современной экономики такие, что отпуск в кредит такого товара как мороженое практически невозможно из-за очень высокого риска невозвращения платежей.
Однако, для постоянных, годами проверенных торговых партнеров АО «Морозко» предусмотренная возможность отпуска товара на реализацию (то есть оплата за товар будет совершаться после факта его реализации).
По желанию покупателей доставка может осуществляться автотранспортом продавца, причем при покупке партии размером более 5 тонн доставка будет сделана бесплатно.
Таким образом, для удобства реализации продукции оптовым посредникам будет созданный максимум благоприятных условий.
6.2. Сегментация потребителей
Сегментация потребителей Николаевской области в данном проекте сделана по 2-м классификационными признакам: по уровню прибыльности и по потребительскими привычками. В результате исследования рынок, на данный момент среди населения г. Николаева и Николаевской области можно выделить 4 основные группы потребителей, готовых предъявить платежеспособный спрос на продукцию из мороженого.
1. Группа потребителей с высоким уровнем дохода и требовательным вкусом (15%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность, в основной, качественной импортной продукцией, частично — нефасованным мороженым.
2. Группа потребителей с высоким уровнем дохода и нетребовательным вкусом (10%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность всеми имеющимися в продаже сортами мороженого.
3. Группа потребителей с средним и ниже среднего уровнем дохода и нетребовательным вкусом (20%). Потребность удовлетворяется частично, за счет продукции АО «Моррос»; частично — нефасованным мороженым и за счет импортной продукции.
4. Группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем дохода и требовательным вкусом (55%), которая может лишь частично удовлетворить свою потребность за счет импортной продукции.
Как видим, преобладающая часть потребителей не может целиком реализовать свою потребность через высокие цены на качественное мороженое. Рассчитываем емкость спроса именно на этом сегменте.
Численность потребителей — 4000000x0.55 = 2200000 чел.
Емкость спроса в сегменте при сформированной (1,15 кг/год) норме потребления:
2200000x1,15 = 2530000 кг/год = 2,5 тыс. т
Емкость сегмента при возможной перспективной (2,5 кг/год) норме потребления:
2200000x2,5 = 5500000 кг/год = 5,5 тыс. т.
Таким образом, этот сегмент рынка потенциально есть наиболее перспективным для АО «Морозко» при условии установления средних цен на продукцию высокого качества.
Учитывая, что на протяжении ряда лет, как уже упоминалось, основным принципом производственной деятельности АО «Морозко» это снижение внутрипроизводственных затрат, то при производстве мороженого предприятие будет основываться на тех же проверенных принципах работы, благодаря которым возможно значительное снижение отпускных цен готовой продукции в сравнении с основными конкурентами. Поэтому АО «Морозко» имеет все основания для того, чтобы выйти на этот до сих пор незанятый сегмент рынка и закрепиться на нем на протяжении продолжительного времени.
Прогнозируются следующие тенденции развития других сегментов:
— поскольку почти вся продукция местного производства ориентированна на невысокие потребительские потребности, все вышеуказанные сегменты (с нетребовательным вкусом потребителей) занятые практически целиком и имеют маленькую перспективу роста;
— сегмент потребителей, которые соединят требовательный вкус с высоким уровнем дохода, также целиком заполненный: об этом свидетельствует стабильный объем импорта дорогого и высококачественного мороженого, которое не имеет тенденций к росту. Объем предложения на данном секторе даже немного превышает объем спроса, о чем свидетельствует постоянное наличие товарных остатков.
6.3. Политика предприятия в области конкуренции была подробно изложена в п. 3.2. «Конкурентный анализ».
6.4. Обоснования цены
Как уже упоминалось, стратегией маркетинга АО «Морозко» в области цен -это ценовая конкуренция: политика фирмы строится на принципах установления цен реализации готовой продукции на 15-20% ниже средне-рыночных. Это достигается путем снижения внутрипроизводственных затрат, а также в силу ряда причин, изложенных в п. 4.5.
Разброс существующих цен на мороженое очень широкий (см. табл. З.2.): от $0,21 к $1,77/шт. Такие же большие качественные расхождения и между разными видами и сортами мороженого.
Уровень розничных цен на продукцию, аналогичную продукцию чтобы с нею конкурировать, АО «Морозко» планирует установить следующие цены реализации своей продукции в зависимости от сорта, рынка сбыта и других условий (см. табл. 8.).
Таблица 8.
Цены на готовую продукцию, $
№
Види предприятия
Десертное мороженое
Сливочное мороженое
Молочное мороженое
Щербет
шт.
кг.
шт.
кг.
шт.
кг.
шт.
кг.
1
Предприятия оптовой торговли
0,35
7
0,3
6
0,25
5
0,2
4
2
Предприятия розничной торговли(собственные продовольственные магазины
0,44
8,8
0,38
7,2
0,31
6,2
0,25
5
3
Предприятия общественного питания
0,66
13,2
0,57
11,4
0,48
9,6
0,38
7,2
продолжение
--PAGE_BREAK--