--PAGE_BREAK--
Финансы торговли это система экономических отношений, посредством которых осуществляются формирование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений, что обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая с движением денежных средств.
Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономического стимулирования персонала.
По экономическому назначению различают финансовые ресурсы, обеспечивающие следующие направления деятельности предприятия: основную хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов, материальное поощрение персонала, социальное развитие предприятия.
Так как предприятие торговли находится в сфере обращения, то характерная черта финансов – зависимость их показателей от скорости оборота средств (от длительности реализации товаров покупателю).
Планирование является одним из трёх опорных элементов системы управления предприятием, к которым относятся также организация управления и контроль. Не имея четкого плана, мы не будем знать, что должно быть сделано, когда, кем и как.
Составляющими системы планирования являются два взаимосвязанных вида планирования: программно-целевое (стратегическое) и текущее.
Основными задачами стратегического планирования являются:
определение цели функционирования предприятия;
анализ альтернативных стратегий ее достижения и выбор предпочтительной с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсов и времени реализации;
разработка блока целевых программ, направленных на достижение установленных целей;
составление текущих планов – этапов движения к стратегической цели в конкретных конъюнктурных условиях рынка.
Назначение текущего планирования – установление краткосрочных целей торговой компании и определение тактики их достижения. Текущие планы – инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Разрабатываются планы с учетом целей развития фирмы.
Процесс контроля – неотъемлемый инструмент реализации целевых программ и текущих планов. Система контроля позволяет:
определять фактические результаты работы фирмы;
своевременно корректировать содержание мероприятий по выполнению плановых заданий;
выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;
оценивать альтернативы развития;
устанавливать степень достижения целей.
Бизнес-план – это описание исходного состояния экономической системы и направлений ее изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации.
Целью разработки бизнес-плана является план хозяйственной деятельности на кратко- и среднесрочную перспективу, отвечающей потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Кроме того, этот документ необходим для получения финансовых ресурсов от инвесторов или кредиторов.
Бизнес-план помогает предпринимателю ясно представить свой бизнес, поскольку для его составления потребуется:
описать вид и тип предприятия;
определить конкретные направления деятельности (специализацию предприятия, рыночную нишу, возможное место на данном сегменте рынка);
рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата;
уточнить направления использования денежных средств;
определиться с потребностью в кадрах, их количестве, квалификации и оплате труда;
оценить конкурентное окружение;
изучить рынок;
разработать программу продвижения товаров на рынок;
определить ценовую политику и др.
Основными налогами, уплачиваемыми ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» являются налог на прибыль, налог на имущество организаций и страховые взносы во внебюджетные фонды.
Налог на прибыль. Объектом обложения налогом является прибыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные с получением этого дохода. Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составляла 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Максимальная ставка налога на имущество установлена в размере 2,2%. Расчет суммы налога производится плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. С 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него компания платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что и ЕСН.
Объектом налогообложения для работодателей являются:
выплаты по трудовым договорам;
вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования), 2,9 % — в фонд социального страхования РФ и 3,1 % — в фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.[2]
Проводя анализ, следует установить, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние. [3]
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота секции «Кожгалантерея» торгового комплекса «Успех», составив таблицу (см. Табл. 2).
Таблица 2 — Ритмичность развития розничного товарооборота ОАО ТД «ТЦ — Поволжье» ТК «Успех» в действующих ценах, млн р.
Месяц и квартал
Фактически за прошлый год
Отчётный год
Отклонение
В % к прошлому году
план
фактически
% выполнения плана
от плана
от прошлого года
Январь
2617
2966
3131
105,6
+165
+514
119,6
Февраль
2620
2847
2804
98,5
-43
+184
107,0
Март
2820
3182
3322
104,4
+140
+502
117,8
Итого заⅠквартал
8057
8995
9257
102,9
+262
+1200
114,9
Апрель
2791
3090
2957
95,7
-133
+166
105,9
Май
2814
3118
3183
102,1
+65
+369
113,1
Июнь
2888
3210
2996
93,3
-214
+108
103,7
Итого заⅡквартал
8493
9418
9136
97,0
-282
+643
107,6
Итого заⅠполугодие
16550
18413
18393
99,9
-20
+1843
111,1
Июль
2901
3106
3149
101,4
+43
+248
108,5
Август
2916
3402
3561
104,7
+159
+645
122,1
Сентябрь
3075
3353
3496
104,3
+143
+421
113,7
Итого за Ⅲквартал
8892
9861
10206
103,5
+345
+1314
114,8
Итого за 9 месяцев
25442
28274
28599
101,1
+325
+3157
112,4
Октябрь
3604
3989
4184
104,9
+195
+580
116,1
Ноябрь
3429
3736
4050
108,4
+314
+621
118,1
Декабрь
3820
4251
4544
106,9
+293
+724
119,0
Итого за Ⅳ квартал
10853
11976
12778
106,7
+802
+1925
117,7
Итого заⅡполугодие
19745
21837
22984
105,3
+1147
+3239
166,4
Всего за год
36295
40250
41377
102,8
+1127
+5082
114,0
Торговое предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота во всех месяцах отчётного года, кроме февраля, апреля и июня. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 390 млн р. (43+133+214), что составляет 1,0% к плановому годовому его объёму (390/40250*100). План розничной реализации товаров выполнен в трёх кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах составило 1409 млн р. (262+345+802). В связи с недовыполнением плана во втором квартале потери товарооборота составили 282 млн р. Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламы, других аспектах маркетинга и менеджмента.
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом. Необходимость формирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели выражаются в стоимостных (денежных) и натуральных показателях. Более широкое распространение получили относительные показатели.
Первым относительным показателем является показатель величины товарных запасов в днях товарооборота, который характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли хватит имеющихся запасов. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
У т.з. = ТЗ/ОРТ, где (1)
У т.з. – товарные запасы в днях товарооборота;
ТЗ — размер товарных запасов на определенную дату;
ОРТ – объем товарооборота за период.
Вторым важнейшим показателем является товарооборачиваемость, которая позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота рассчитывается по следующей формуле:
Об дн = ТЗ ср/ОРТ, где (2)
ОБ дн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов;
Р одн – однодневный товарооборот.
Товарооборачиваемость в числе оборотов, или скорость товарного обращения, рассчитывается по следующей формуле:
Об р = Р/ТЗ ср, где (3)
Об р – товарооборачиваемость в числе оборотов;
Р – товарооборот за период;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов.
Произведем вычисление вышеуказанных показателей по формулам на основе данных, представленных в таблице (см. Табл. 3).
Определим однодневный фактический товарооборот за год путем деления фактического товарооборота на количество дней периода:
ОРТ (2007) = 25 051/365 = 68,6 тыс. руб.;
ОРТ (2008) = 30 301/365 = 83,0 тыс. руб.;
ОРТ (2009) = 32 534,2/365 = 89,1 тыс. руб.
Определим время обращения запасов:
Об дн (2007) = 2 969,5/68,6 = 43,3 дня;
Об дн (2008) = 2 479,9/83,0 = 29,9 дня;
Об дн (2009) = 2 349,7/89,1 = 26,4 дня.
Определим скорость обращения:
Об р (2007) = 25 051/2969,5 = 8,4 оборотов;
Об р (2008) = 30 301/2479,9 = 12,2 оборотов;
Об р (2009) = 32 534,2/2349,7 = 13,8 оборотов.
Таблица 3 – Показатели оборачиваемости товарных запасов ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» ТК «Успех» за 2007-2009 гг.
Показатели
2007
2008
2009
Средние товарные запасы
2969,5
2479,9
2349,7
Однодневный товарооборот
68,6
83,0
89,1
Средний товарооборот
25 051
30 301
32 534,2
Время обращения
43,3
29,9
26,4
Скорость обращения
8,4
12,2
13,8
Как показали расчеты, розничный товарооборот имеет тенденцию к увеличению, а средние товарные запасы к сокращению. Таким образом, скорость товарного обращения с каждым годом увеличивается, а время обращения уменьшается, что свидетельствует о благоприятном финансовом состоянии предприятия.
Одной из наиболее важных задач торговых предприятий является правильное определение потребности в товарных ресурсах.
Расчёт нормы товарных запасов представляет собой процесс нормирования товарных запасов. При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней. Вводятся условные обозначения товарного запаса в днях (К1, К2,… ., Кпл), которые соответствуют значениям периодов (годам). Расчёт производится в несколько шагов: первый, второй и третий шаги заключаются в расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,… ., Кnср по формуле средней арифметической путём сглаживания:
продолжение
--PAGE_BREAK--