--PAGE_BREAK--1.3 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от продажи (П п) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
(6)
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности ( ) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):
(7)
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Вп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
(8)
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL).
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
(9)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
(10)
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
(11)
2. Экономическая характеристика деятельности ООО «Сандугач»
Полное фирменное наименование Общества на русском языке — Общество с ограниченной ответственностью ООО «Сандугач». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке – ООО «Сандугач».
Место нахождения Общества – 420073, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 53 а.
Предприятие является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, расчетные и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему.
ООО «Сандугач» является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему учредителем при его создании.
ООО «Сандугач» является торговым предприятием, реализующим бытовую химию и чистящие средства. ООО «Сандугач» является дистрибьютором таких брендов, как «ReckittBenckiser», «Аист», «Гигиена-сервис», «Глаксо Смиткляйн», «SJJonson», «Косметика-маркет центр», «Красная линия», «Первое решение», «CottonClab», «Ступинский химический завод», «Фрекен бок», «Хайджин Кинетикс».
Основными видами деятельности в соответствии с уставом являются:
- хозяйственно-бытовая деятельность;
- торговля бытовой химией;
- торговля чистящими средствами;
- торговля средствами личной гигиены;
Преобладающим видом деятельности является торговля чистящими средствами и бытовой химии.
Организация имеет 7 филиалов по Российской Федерации в следующих городах: Казань, Йошкар-Ола, Набережные Челны, Ижевск, Киров, Уфа. ООО «Сандугач» основан в 1994 г. в г. Казани, где сейчас находится головной офис.
Управление организацией осуществляется генеральным директором.
Таблица 3 — Технико-экономическая характеристика ООО «Сандугач» за 2008-2009 гг.
№ п/п
Показатели
2008 год
2009 год
2009 год в % к 2008 году
1
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
3988440
3963387
99
2
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
1613114
1813615
112
3
Выручка на рубль стоимости основных фондов, руб.
2,473
2,185
88
4
Численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.
2768
3237
117
5
Выручка на одного работающего, тыс. руб.
1440,91
1224,4
115
6
Среднемесячная оплата труда, руб.
12684
14563
115
7
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
3151838
3315911
105
8
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.
471925
364483
77
9
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.
298315
279643
94
10
Чистая прибыль (убыток) тыс. руб.
207735
205566
99
11
Затраты на рубль проданной продукции, руб.
0,790
0,837
106
12
Рентабельность продукции в целом
14,97
10,99
73
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг уменьшилась на 1%; чистая прибыль снизилась на 1 %; численность промышленно-производственного персонала (работающих) увеличилась на 17 %; выручка на одного работающего увеличилась на 15 % — это говорит о неэффективном использовании фонда заработной платы в 2009 году по сравнению с 2008 годом; увеличился размер заработной платы на 15 %.
Прибыль от продажи в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 23 %.
Выручка на рубль стоимости основных фондов в 2009 году уменьшилась на 12%, среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 12%. Это говорит о неэффективном использовании основных фондов.
Затраты на рубль проданной продукции в 2008 году составили 0,790 руб., а в 2009 году 0,837 руб. и увеличились на 5%. Увеличение затрат на рубль проданной продукции свидетельствует о снижении интенсивности использования затрат.
Рентабельность продукции в целом уменьшилась на 27%. Следовательно, произошло снижение производственной, предпринимательской деятельности, доходности капитала. Основные мероприятия по увеличению рентабельности:
- увеличение доли существующего внутреннего рынка за счет эффективной рекламы и стимулирование продаж, освоение новых каналов сбыта;
- выход продукции предприятия на внешний рынок за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- сокращение эксплуатационных и административных расходов, оптимизация структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала;
- оптимизация поставок, внедрение ресурсосберегающих технологий;
- проведение эффективной кадровой политики, привлечение молодых специалистов, ужесточение трудовой дисциплины, т.е. функциональная загруженность каждого работника;
- проведение активной коммерческой деятельности (сдача в аренду помещений), формирование имиджа предприятия.
3. Статистический анализ финансовых показателей деятельности предприятия
3.1 Анализ состава структуры и динамики прибыли и уровня валового дохода предприятия
Финансовые результаты являются важнейшими показателями, поэтому необходимо провести анализ прибыли и рентабельности.
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации чистая прибыль.
Анализ состава и динамики прибыли ООО «Сандугач» представлен в таблице 4.
Таблица 4 — Анализ состава и динамики источников формирования прибыли ООО «Сандугач» за 2008 – 2009 гг.
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Темп изменения, %
2008 г.
2009 г.
Изменение
Валовая прибыль
836602
647476
-189126
— 23
Прибыль от продаж
471925
364483
-107442
— 23
Прибыль до налогообложения
298315
279643
-18672
— 7
Прочие доходы
838189
1990821
-1152632
+ 137
Чистая прибыль
207735
205566
-2169
— 1
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что валовая прибыль и прибыль от продаж в 2009 г. увеличилась на 23 % (на 189126 и 107442 тыс.руб.), уменьшилась прибыль до налогообложения на 7 % (на 18672 тыс. руб.), прочие доходы увеличилась на 1152632 тыс. руб. (137 %), что следует оценить положительно. Чистая прибыль уменьшилась на 1 % (на 2169 тыс. руб.).
Темп изменения прибыли ООО «Сандугач» за 2008 – 2009 гг. представлен на рис. 2.
Для повышения прибыли от продаж необходимо:
1. Увеличить объем реализации продукции;
2. Повысить цены;
3. Снизить себестоимость;
4. Повысить качество товарной продукции;
5. Реализация на более выгодных рынках сбыта;
6. Реализация в более оптимальные сроки.
Рис. 2 — Темп изменения прибыли ООО «Сандугач» за 2008 – 2009 гг.
Состав и структура расходов от обычных видов деятельности ООО «Сандугач» за 2008 – 2009 гг. представлен в таблице 5.
Таблица 5 — Состав и структура расходов от обычных видов деятельности ООО «Сандугач» за 2008 – 2009 гг.
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Темп изменения, %
2008 г.
2009 г.
Изменение
Коммерческие расходы
71671
16872
-54799
— 76
Управленческие расходы
293006
266121
-26885
— 9
Проценты к уплате
865628
1977685
+1112057
+ 128
Прочие расходы
178841
120328
-48513
— 28
По данным таблицы видно, что коммерческие расходы в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизились на 54799 тыс. руб. (76 %), управленческие расходы уменьшились на 26855 тыс.руб. (9 %), что следует оценить положительно. Увеличились проценты к уплате на 1112057 тыс.руб. (128 %), прочие расходы уменьшились на 48513 тыс. руб. (28 %).
Анализ уровня валового дохода ООО «Сандугач» за 2009 г. представлен в таблице 6.
Таблица 6 — Анализ валового дохода ООО «Сандугач» за 2009 г.
Бренд
товарооборот
Торговая наценка
По розничным ценам, руб.
По покупным ценам, руб.
В процентах к покупным ценам, %
В сумме,
руб.
Аист
207 241 735,66
165 793 388,53
25,00
41 448 347,13
Бенкизер
614 967 999,10
473 052 307,00
30,00
141 915 692,10
Гигиена-сервис Натали
876 352 710,95
697 177 972,12
25,70
179 174 738,83
Глаксо смиткляйн
204 907 089,63
163 925 671,70
25,00
40 981 417,93
Джонсон
384 440 677,53
295 723 598,10
30,00
88 717 079,43
Косметика-маркет центр
286 871 391,17
220 670 300,90
30,00
66 201 090,27
Коттон клаб
280 675 433,65
207 907 728,63
35,00
72 767 705,02
Красная линия
220 024 253,54
169 249 425,80
30,00
50 774 827,74
Нега
132 317 054,10
105 853 643,28
25,00
26 463 410,82
Первое решение
445 351 298,29
346 576 885,83
28,50
98 774 412,46
Ступинский химический завод
275 070 532,77
219 529 555,28
25,30
55 540 977,49
Фрекен бок
258 566 575,18
203 595 728,49
27,00
54 970 846,69
Хайджин Кинетикс
490 009 908,50
362 970 302,59
35,00
127 039 605,91
Итого:
3 632 026 508,25
4 676 796 660,07
28,58
1 044 770 151,82
Из приведенной выше таблицы видно, что наибольший уровень торговых надбавок, а значит, и валового дохода, дают такие бренды как «Коттон клаб», «Хайджин Кинетикс», «Бенкизер», «Джонсон», «Косметика-маркет центр», «Красная линия». Эти бренды дают валового дохода — 190 %. Самая низкая торговая наценка по брендам «Аист», «Глаксо Смиткляйн» и «Нега», что объясняется социальной направленностью ассортимента товаров (синтетические моющие средства, хозяйственные мыла, зубные пасты, зубные щетки, туалетная бумага, салфетки).
продолжение
--PAGE_BREAK--