Финансы некоммерческих организаций
Некоммерческие организацииимеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческихорганизаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формированииденежных ресурсов. Некоммерческой является организация, не имеющая в качествеосновной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющаяполученную прибыль между участниками.
Однако некоммерческиеорганизации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишьпостольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Юридические лица,являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в формепотребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозныхорганизаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций(объединений) и иных формах, предусмотренных законом.
Финансы потребительских кооперативов
Одной из распространенныхформ некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.
Потребительский кооператив— добровольное объединение граждан и юридических лицна основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностейучастников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевыхвзносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в которомотражаются размеры вступительных и паевых взносов.
Потребительскийкооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и 50 ГК РФ можетбыть создан виде: кооператива, потребительского союза, потребитель когообщества.
Потребительское обществосоздается и действует на основе следующих принципов:
· добровольноевступление в потребительское общество и выход из него;
· обязанностьуплаты вступительного и паевого взносов;
· демократичностьуправления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетностьорганов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительскогообщества, свободное участие пайщика ввыборных органах);
· взаимопомощьи обеспечение пайщикам экономической выгоды;
· ограничениеразмеров кооперативных выплат;
· доступностьинформации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
· заботао более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарахнародного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальнаякатегория.
В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280потребительских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских, остальные1840 — сельские и рабочие. Все они объединяют 11,5 млн пайщиков.
В среднем на однопотребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 тыс.членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества счисленностью, превышающей 10 тыс. пайщиков.
Потребительские общества(сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые,республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организацийпотребительской кооперации.
Потребителъская кооперация— социально-ориентированная организация. Онасодействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районахстраны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждениисоциальных проблем.
В соответствии сдействующим законодательством основнымизадачами потребительской кооперации являются:
§ создание и развитие организацийторговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;
§ закупка у граждан и юридических лицсельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств ипромыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья споследующей их переработкой и реализацией;
§ производство пищевых продуктов инепродовольственных товаров с последующей их реализацией через организациирозничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;
§ оказание членам потребительских обществпроизводственных и бытовых услуг.
Поскольку потребительскийкооператив является кооперативной некоммерческой организацией, егодеятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образомза счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон РФ от19 июня 1992 г.№ 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, ихсоюзах) в Российской Федерации» гарантирует потребительским обществам иих союзам государственную поддержку с Учетом их социальной значимости.
В связи с изложеннымследует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнитьсоциальные задачи стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.
Источниками финансовыхресурсов потребительского общества являются:
¨ вступительные и паевые взносыпайщиков;
¨ прибыль, полученная от торговой ииной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли – дополнительнаяцель деятельности кооператива, ради которой он создан);
¨ заемные и привлеченные денежныесредства и средства, полученные в порядке государственной поддержки.
Таким образом, паевыевзносы и прибыль являются основными источниками самофинансированияпотребительски го общества.
Доходы потребительскогообщества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесенияобязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества ина кооперативные выплаты.
В потребительскомобществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развитияпотребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставомпотребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социальногоразвития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследованийи экспериментальных разработок).
Финансы потребительскогообщества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежныеотношения:
¨ между потребительским обществом (какюридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер:с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные ипаевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат;
¨ потребительского общества скоммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальныеценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и полученииштрафов за нарушение условий договора;
¨ потребительского общества сналоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплатевзносов;
¨ с организациями и учреждениями припоставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;
¨ с банком при оплате процентов закредиты, а также в процессе хранения денег в банке;
¨ с вышестоящим кооперативным союзом иего структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений иформировании централизованных денежных фондов;
¨ потребительского общества состроительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестированиисредств в воспроизводство основных фондов;
¨ с транспортными организациями приоплате тарифов за перевозки различных грузов;
¨ потребительского общества свольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использованииприбыли от коммерческой деятельности;
¨ со страховыми организациями икомпаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательскихрисков;
¨ с иными организациями ипредприятиями, связанные с распределением и перераспределением доходапотребительского общества.
Отношения, возникающие всистеме потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительскоеобщество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящеевремя наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ какнекоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерации».
Высшим органом управленияв потребительском является общее собрание пайщиков. В период между собраниямидействует совет, избираемый на общем пайщиков. Исполнительный орган — правлениепотребитель кого общества. Исходя из структуры органов управления распределениеприбыли (доходов) в потребительском обществе формирование денежных фондовявляются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочнорешать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в томчисле принимать его устав.
Пайщики потребительскогообщества имеют право:
© добровольно объединяться впотребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевоговзноса;
© избирать и быть избранными в органыуправления и контроля потребительского общества;
© получать кооперативные выплаты всоответствии с решением общего собрания пайщиков;
© иметь преимущества в приобретении(получении) товаров на предприятиях торговли потребительского общества;
© сдавать организациям потребительскогообщества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сырье дляпереработки;
© получать направления на учебу вобразовательные учреждения потребительской кооперации;
© быть принятыми в первоочередномпорядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональнойподготовкой и наличием вакансий;
© пользоваться объектами социальногоназначения на условиях, определяемых собранием пайщиков;
© получать информацию от органов управленияи контроля потребительского общества об их деятельности.
Общее собрание пайщиковможет устанавливать и иные права пайщиков.
Контролирующим органомфинансово-хозяйственной деятельности потребительского общества являетсяревизионная комиссия, избираемая пайщиками.
Федеральный закон «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерация» определяет пайщика как центральную фигуру в потребительскойкооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системыпотребительской кооперации.
Пайщик играет исключительноважную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества,которая заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного изважнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщиказаключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественнов магазинах своего потребительского общества, в сдаче в кооперативсельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства подоговору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупкетоваров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов.Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительскогообщества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот позаготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночныхотношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеетпостоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборотаи заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществуполучение доходов и выживаемость на рынке.
Осуществляя розничныйтоварооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют каксвои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары иуслуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спросанаселения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооперативатоваров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяетэкономические и социальные задачи потребительской кооперации
В нынешних условияхпотребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, нои производственные функции, осуществляют связи между ленным производством исельским хозяйством, между го дом и деревней, создавая тем самым экономическийи социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективеукрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работатьна увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.
Однако в годыэкономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночныеотношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигурепотребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществсократилась.
Паевой фонд потребительскихобществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн. руб. Средний размер паевого взноса попотребительской кооперации России составляет 21,7 руб.
В отдельных потребительскихобществах он варьирует от 15 до 50 руб. Паевой фонд может быть увеличен ифинансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новыхчленов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых ивступительных взносов.
Потребительскойкооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшенияторгового обслуживания населения городов. До рыночных реформ во многих городахстраны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственнымипродуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительносократив возможности городского населения в приобретении высококачественныхтоваров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, длячего организовать там потребительские общества в составе действующихпотребсоюзов.
Одной из важных проблемпотребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развитияявляется укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективноеиспользование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от примененияэкономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятсяпрежде всего финансовое планирование и нормирование.
Специфика финансовогопланирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме ипозволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота ипроизводимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задачафинансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов срасходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия вотдельности, обеспечив при этом их эффективное использование.
Одним из упущенийфинансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансовогопланирования для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов иразвития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослабленовнимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговойсистемы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов впотребительских обществах.
Сейчас, когда наметиласьнекоторая экономическая стабилизация, необходимо перейти к планированиюфинансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурныхподразделений. Ввести в практику ежемесячное (квартальное) составление бюджетадоходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановыхзаданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и ихструктурных подразделений.
Плановые задания впотребительских обществах должны стать предметом обсуждения на собранияхпайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся впотребительском обществе.
Поскольку финансовоепланирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственнойдеятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразноопределять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли напополнение собственных оборотных средств.
Потребительскийкооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правоваяформа юридического лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные,кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правилаГК РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельностиотдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться вассоциации, союзы.
В 1999 г. в России образованаАссоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральныйсоюз потребительских обществ (Центросоюз РФ), Агропромышленный союз РФ,Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союзпроизводственных сельских кредитных кооперативов, Московский союзЖилищно-строительных кооперативов и др
Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
Некоммерческиеорганизации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных,образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровьяграждан, развития физической культуры и спорта удовлетворения духовных и иныхнематериальных потребностей граждан.
К некоммерческиморганизациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные ирелигиозные организации (объединения), фонды, учреждения.
Общественными ирелигиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединенияграждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иныхнематериальных потребностей. Правовое положение общественных организацийрегулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуютсяпримерные уставы.
Фондом признается неимеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или)юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Созданиефонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных,образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фондаформируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество,переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонддействует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью,необходимой для достижения общественно полезных целей.
Учреждением признаетсяорганизация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурныхили иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителемполностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, иотвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежнымисредствами. При их не достаточности субсидиарную ответственность пообязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаватьсяна основе любой формы собственности и соответственно принадлежать какгосударству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждайявляются государственные учреждения.
Особенности правовогоположении отдельных видов государственных и иных учреждений определяютсязаконом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательныхучреждений определяет типовыми положениями об учреждениях начального профессиональногообразования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебномзаведении и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учрежденийкультуры, науки и др.
Источниками формирования денежных средств и иного имуществанекоммерческой организации являются:
o поступления(регулярные и единовременные) от учредителей (участников, членов), установленныеучредительными документами;
o добровольныевзносы и пожертвования;
o выручкаот реализации товаров, работ, услуг;
o дивиденды(доходы, проценты) получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
o доходы,получаемые от собственности; некоммерческой организации;
o другиене закрепленные законом поступления.
Некоммерческая организацияможет иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения,жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях ииностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Юридические лица, являясьнекоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельностьлишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы(ст. 50 ГК РФ).
При отсутствии прибыли внекоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники(учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческихорганизаций определены ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях».
Некоммерческиеорганизации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческихорганизаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и праваюридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своихчленов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этойассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительнымидокументами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов еечленов. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительныйдоговор и устав.
Некоммерческиеорганизации могут функционировать и как благотворительные организации.
В России получилираспространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций:
o благотворительнаяобщественная организация (объединение);
o благотворительныйфонд;
o благотворительноеучреждение;
o благотворительнаяассоциация.
Благотворительная общественная организацияпредставляет собой основанное начленстве добровольное общественное объединение граждан на основе общностиинтересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.
Благотворительный фонд— благотворительная организация, не имеющая членства,учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественныхвзносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественнополезные цели,, закрепленные в уставе.
Благотворительное учреждение— учреждение, созданное для решениязадач благотворительности собственником, финансирующим его полностью иличастично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления.
Законом предусмотрено,что благотворительные организации могут создаваться в форме учреждений приусловии, что учредителем является благотворительная организация.
Благотворительная ассоциация(союз) — добровольное объединениеблаготворительных общественных организаций, фондов.
Гражданским кодексом РФдля некоммерческих благотворительных организаций не предусмотренанеобходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующиеорганы государственной власти требуют его внесения для тех организаций,которые создаются за счет средств учредителей.
При регистрацииблаготворительной некоммерческой организации, создающейся за счет средствучредителей, уставный капитал должен составлять не менее 100-кратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В процессе реализацииуставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежныесредства и иное имущество, источники формирования которых можно подразделитьна две группы:
1. целевые поступления в денежной и натуральнойформах;
2. доходы от предпринимательскойдеятельности.
Целевые поступлениясоставляют вступительные и членские взносы, являющиеся источникомфинансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительныхорганизаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываютсяадминистративно-хозяйственные Расходы.
Членские взносы относятсяк регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотренытребования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечисленийопределяется учредительными документами или решением органов управления либо всоответствии с решением собственника (для учреждений).
Взносы учреждений могутбыть в натуральной форме – учредители имеют право передать фонду правособственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей изадач.
На осуществлениеотдельных проектов, программ, мероприятий могут быть направлены ассигнованияиз федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Основными формамиподдержки благотворительных программ и проектов со стороны государстваявляются:
v субвенции (бюджетные средства,предоставляемые на безвозмездной основе);
v грант, разновидность субвенции,который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег,так и в виде имущества;
v субсидии (бюджетные средства,предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительныхпрограмм, проектов);
v бюджетный кредит (средства бюджета,предоставляемые на возвратной основе).
Форма предоставлениягосударственных и муниципальных средств на финансирование деятельностиблаготворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямоефинансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческойорганизацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставленияналоговых льгот.
Доходы отпредпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть отпроизводства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций
Основные законы РФ,регулирующие деятельность некоммерческих организаций и их финансовыеотношения, приведены в табл. 1.
Финансы профессиональных союзов
Близки к финансамнекоммерческих организаций финансы профессиональныхсоюзов — массовых демократических организаций трудящихся, объединенных наоснове общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфереобслуживания, культуры, управления. Финансы профессиональных союзов сохраняютвсе черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику,вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов.
Финансовые средствапрофессиональных союзов формируются из вступительных и ежемесячных членскихвзносов, поступлений от культурно-просветительных и иных источников.
Профессиональные союзыставят целью содействие гармоничному развитию общества, обеспечение достойныхчеловеку условий жизни и безопасных условий труда в соответствии с принятымимеждународными социальными стандартами. Профессиональные союзы выступают взащиту прав работающих на предприятиях прежде всего путем заключенияколлективных договоров, в которых определяются взаимоотношения администрации итрудового коллектива в области экономического и социального развития.
В соответствии с ЗакономРФ от 11 марта 1992 г.№ 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» в коллективном договоредолжны быть установлены обязательства администрации предприятия и коллективарабочих и служащих по вопросам:
Ø экономического и социального развитияпредприятия;
Ø роста производительности труда, егоматериального и морального стимулирования;
Таблица 1
Основные законы РФ, регулирующие деятельность некоммерческих организацийи их финансовые отношения
Наименование закона
Дата принятия, номер
Комментарий
Гражданский кодекс РФ. Часть первая
30 ноября 1994г. № 51-ФЗ
Регулирует отношении, складывающиеся в сфере как коммерческой, так и некоммерческой деятельности: определяет Правовое положение предприятий, организаций, объединений
Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
26 января 1996 г. № 14-ФЗ
Часть вторая ГК РФ является продолжением и дополнением части первой ГК РФ. Устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах в сферах коммерческой и некоммерческой деятельности
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
12января 1996г. № 7-ФЗ
Определяет правовое положение, порядок создания, деятельности некоммерческих организаций, формирование уставного капитала. Применяется ко всем формам некоммерческих организаций
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ
Определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов
Федеральный закон «Об общественных объединениях»
19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 17 мая 1997 г. и 19 июля 1998 г.)
Регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданских прав на объединение; порядок создания общее! ценных объединений
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
11 августа 1995 г. №135-Ф3
Определяет основы правового регулирования благотворительной деятельности, формы ее поддержки, порядок создания благотворительных организаций
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ
Регулирует правоотношения в области прав человека, гражданина на свободу совести, правовое положение религиозных объединений
Ø снижения себестоимости и повышениякачества продукции на основе внедрения новой техники и технологии;
Ø улучшения использования основных иоборотных фондов, всех видов ресурсов;
Ø создания условий длявысокопроизводительного труда, более рационального использования рабочеговремени;
Ø улучшения лечебно-оздоровительного,санаторно-курортного обслуживания рабочих и служащих предприятия;
Ø иные вопросы, касающиесяадминистрации предприятия (организации) и профсоюзного комитета.
Коллективный договорзаключается ежегодно профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива садминистрацией в лице руководителя предприятия (организации), проектколлективного договора выносится на обсуждение общего собрания (конференции)трудового коллектива предприятия (организации).
Профессиональные союзы —это иерархическая трехуровневая система организации. Верхний уровень — Федерациянезависимых профсоюзов России; второй — отраслевые и территориальные профсоюзы;третий уровень — низовые членские профсоюзные организации.
Российские профсоюзывходят в международную организацию — Всемирную федерацию профсоюзов.
Каждый уровеньорганизации профессиональных союзов действует на основе своего устава, вкотором излагаются за