Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

Министерство аграрной политики УкраиныЛуганский национальный аграрный университет
 
 
 
  
Кафедра экономической 
теории и маркетинга
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа По микроэкономике на тему:«Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений »
 
 
Выполнила: студентка 2 курса
                                                                                              Группы 322
 Тесля Виктория Васильевна
 
Проверил: Бучнев М.М.
 
 
  
 
 
 
 Луганск 2008
 
Содержание:
Введение
1.    Сущность рынка:……………………………………………………………....4
1.1.Возникновение понятия «рынок»;……………………………………..…4
1.2.Основные этапы перехода к рынку;…………………………………..….5
1.3.Функционирование рынка в Украине………………………………..…..6
2.    Субъекты и объекты рынка:………………………………………………..…9
2.1.Домохозяйства, предприятия и государство;………………………..….9
2.2.Объекты рынка;…………………………………………………………..11
2.3.Рыночная связь между продавцом и покупателем……………………..13
3.    Структура рынка и рыночных отношений:………………………….……..14
3.1.Виды рынков по соотношению ситуации покупателей и продавцов;..14
3.2.Виды рынков по экономическому признаку;……………….……….....17
3.3.По видам конкурентоспособности…………………………………...…22
Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          Введение.
 
          Определенные общественные  условия – разделение труда, экономическое обособление производителей – вызывают необходимость производить продукты в качестве товаров, т.е. с целью обменять их на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком. 
          История перехода к рынку (переходный период) Украины и стран СНГ – сложная, неоднозначно определенная; сам процесс перехода к рынку – противоречивый, крайне напряженный и нецивилизованный.
          Рынки (рыночные отношения) создавались во многих странах мира на протяжении длительного периода времени, к этому они заранее готовились (создавали материальную базу); для перехода к рынку выбирался определенный период времени -  не кризисный, в ходе подготовки к новой системе хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил и большинства населения. Рынок (рыночные отношения) – это совокупность общественных производственных отношений, система форм взаимосвязанных механизмов хозяйствования, связанных со сферой, условиями и местом производства и реализацией товара.[1] 
          Рынки могут принимать самые различные формы. Ближайшая касса, промтоварный магазин – все это обычные рынки. Товарная и фондовые биржи, аукционы, ярмарки – это уже более высокоорганизованные рынки.
          Рынки, следовательно, могут быть местным, национальными, международными. На одних продавцы и покупатели устанавливают личный контакт между собой, на других действуют посредники, через которых совершаются сделки.
          В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений и структуру рынка.
          Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы, выяснить функции тех институтов, учреждений, с помощью которых осуществляются операции купли-продажи различных объектов рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.    Сущность рынка
1.1.                  Возникновение понятия «рынок»
 
          В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известной мере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
          Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло, не отразится на понимании и толковании его сущности.
          В трудах А.Смита и Д.Рикардо понятие «рынок» не получило четкого политэкономического определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.
          Первую попытку дать научное определение рынку сделал французский экономист А.О.Курно. По его мнению, этот термин означает «любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены       на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Английский экономист А.Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену». В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Американский экономист П.Хейне утверждал, что «рынок – это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов». Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т.е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция. При этом важно не ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.
          В современной политической экономии в соответствии с предметом данной науки при определении сущности рынка на первый план выдвигается система экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.
          Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других – производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих – домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых – субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в третьих, государство, в том числе наднациональные органы.
          Суммируя изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а так же механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
          Как свидетельствует история, не существовало высокоэффективной нерыночной экономики, хотя не каждая рыночная экономика является высокоэффективной.
          «Рыночное хозяйство» — это то же, что и «рынок», «рыночная экономика», «рыночная  организация экономики». Это экономическая система, хозяйственная деятельность которй основана на конкуренции. Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым и важнейшим элементом. Таким образом, причины существования рынка кроются в товарном производстве.
          Рынок прежде всего выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.
          Рыночная экономика дает ответы на такие вопросы:
а) что и в каком объеме производить?
б) как производить (технология, ресурсы)?
в) каковы затраты производства?
г) для кого предназначена продукция?
д) каков жизненный цикл произведенного товара?
Существует множество определений рынка.
          Рынок — это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации экономических действий[2].
          Рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Каждый производитель и потребитель товара имеет свои интересы, которые могут либо совпадать, либо не совпадать. Если они совпадают, то происходит акт купли-продажи. Таким образом, рынок представляет собой совокупность потребителей, которые имеют интерес к продукции товаропроизводителя и возможность (средства), чтобы ее купить.
Рынок – это конкуренция между самостоятельными предприятиями-товаропроизводителями, которая вынуждает снижать индивидуальные затраты производства ниже общественно необходимых, т.е. рынок – это сфера проявления действия закона стоимости.[3] 
Прежде всего, рынок – это система хозяйствования, способ производства[4]. Страна с рыночными отношениями – это общество, где господствуют: экономический закон спроса; экономический закон предложения; действует закон стоимости; имеется возможность высокой оценки способностей предпринимателей.
          Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования, которые можно представить в виде схемы.
          В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка потребительских товаров, рынка имущества, в том числе средств производства, рынка рабочей силы, а так же финансов и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка.
 
1.2.                  Основные этапы перехода к рынку
 
          Для определения стратегии и тактики рыночных отношений в Украине и СНГ большое значение имеет определение этапов перехода к рынку.
          Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям осуществляется в три этапа:
          Первый этап длительностью 3-4 года (1991-1994гг.). В этот период формировались правовые основы рыночных отношений: разработаны и приняты многие законы. Указы Президента, постановления Кабинета Министров; создавалась система защиты рынка. В течение этого периода времени велся отбор и подготовка отрядов профессионалов рынка – предпринимателей, владельцев собственности; состоялось первоначальное накопление капитала физическими и юридическими  лицами. На этом этапе начала формироваться новая финансовая, банковская, денежная, налоговая и другие системы.
          Второй этап (6-7 лет). В течение данного периода будут, в основном, созданы структуры рынка, в том числе мощная финансовая система. Появляются, параллельно с государственной, многие другие формы собственности на средства производства; принимается Конституция страны; в центральные органы власти избираются и назначаются руководители нового, рыночного типа; происходит ломка монополизма в производстве, возрождается конкуренция; экономика, образно говоря, поворачивается лицом к потребителю, в полную силу начинают использоваться  экономические законы спроса и предложения; формируется система конвертируемой валюты.
          Третий этап – 30 лет. В этот период будет проходить шлифовка рыночного механизма, совершенствование рыночных отношений в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества. В ходе проникновений рыночных отношений во все сферы жизни многое будет  меняться, что-то отвергаться, новые элементы – внедрятся.
          Прогнозируя этапы перехода к рынку во времени, мы исходим из благоприятного политического положения в обществе, полагая, что все политические партии, общественные движения в законодательных и исполнительных органах власти будут исходить из единства подходов и понимания необходимости строить новое цивилизованное общество.
 
1.3.                  Функционирование рынка в Украине
 
 
          Каковы бы ни были разновидности рынков, их функционирование предполагает наличие определенных условий.
          Прежде всего, это свобода выбора экономическими субъектами ресурсов, видов и способов хозяйственной деятельности, потребительских благ и услуг. Что и сколько производить и покупать, где взять ресурсы, кому продать и у кого купить – все это каждый субъект решает сам и несет личную ответственность за свои решения. Наилучшим образом экономическая свобода обеспечивается правом частной собственности, хотя возможны и более сложные формы присвоения, связанные с распределением функций собственника между рядом субъектов (кооперация, акционерные общества).  Важно лишь, во-первых, чтобы последние сохраняли возможность принятия независимых и ответственных решений. Во-вторых, связь экономических субъектов через конкуренцию, означающую соперничество производителей и потребителей за наиболее выгодные условия реализации своих интересов. Такой тип связи предполагает рассредоточение экономической власти между участниками обмена таким образом, чтобы ни один из них не имел возможности существенно повлиять на рыночную ситуацию, изменив ее в свою пользу. Это достигается присутствием на рынке достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, а также возможностью свободного и ничем не ограниченного входа на рынок и выхода из него, что обеспечивает гибкость и быстроту реакции на изменение экономической ситуации.
          Конкуренция представляет собой довольно действенный механизм общественной координации и взаимного приспособления интересов. Каждый участник экономического действия стремится к тому, чтобы получить наибольшую для себя выгоду или пользу. Причем понятие «выгода» отнюдь не означает обязательного стремления к получению большей суммы денег или большего количества материальных благ. Есть люди, которые испытывают удовольствие от благотворительности, другие предпочтут возможности хорошо заработать занятие менее прибыльной, но более интересной для них деятельностью. Все зависит от того, как люди сами понимают свои интересы, но в любом случае они стремятся к максимуму того, что они считают для себя выгодой или пользой. Поэтому они стремятся совершать те действия, которые должны привести их к наибольшему чистому выигрышу. Но при этом они сталкиваются с подобными же стремлениями к действиям других людей. Столкновения эти не приводят к взаимному истреблению, хотя конфликты, разумеется, не исключены. Напротив, люди очень быстро убеждаются, что для достижения своих целей гораздо выгоднее учесть интересы друг друга и согласовать свои действия, причем происходит это не по заранее согласованному решению и не по чьему-либо предписанию, а автоматически в ходе самого процесса.
          Так же как, двигаясь по автотрассе, водители не договариваясь друг с другом занимают сравнительно равномерно все ряды, перестраиваются из одного ряда в другой, въезжают на дорогу и покидая ее обеспечивая при этом реализацию своих целей – попасть вовремя в нужное место, так и в экономике разрозненные действия отдельных лиц согласовываются друг с другом в процессе конкуренции, в результате чего каждый получает возможность удовлетворить свои потребности в рамках доступных ему средств.
          Третьим обязательным условием нормального функционирования рынка является свободное равновесное ценообразование. Свободно формирующиеся под влиянием спроса и предложения цены, являются сигналами информационной системы, ориентируясь на которые участники экономического процесса (владельцы ресурсов, предприниматели, потребители) решают что производить и каким образом распределять плоды производственных усилий. Цены в экономике выполнят ту же роль,  какую для участников дорожного движения играют дорожные знаки, светофоры, разметка, т.е. они информируют о том, как наилучшим образом поступить в данной ситуации для достижения своей цели.
          Эту роль, однако, цены могут выполнять эффективно только в том случае, если они складываются независимо от каких либо регулирующих воздействий (например, цены устанавливаются государством или искусственно поддерживаются) и являются равновесными, т.е. такими, по которым продавец согласен продать товар, а покупатель его купить.
          Система цен выступает одновременно и как механизм регистрации предпочтений многочисленных продавцов и покупателей, и как механизм реализации принятых ими решений.
          Например, если цена устанавливалась выше равновесного уровня, то покупатели изъявили желание покупать большое количество данного товара, в то время как продавцы его смогли предложить его меньше, чем хотелось бы покупателям. Но одновременно эта цена отразит и весьма вероятное решение участников обмена: покупатели, скорее всего, сократят спрос, а продавцы увеличат предложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.    Субъекты и объекты рынка
2.1.                  Домохозяйства, предприятия и государство
 
Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.[5]
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
 Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.
Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:
Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.
Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.
В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).
В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.
В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.
 
 
Рис 1. Взаимосвязи и взаимодействие субъектов рынка
 
 
 
Государство
 
Банк
 
Предприятие (фирма)
 
Домашнее хозяйство
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
         Предприятие в рыночной экономике  выступает  на  различных  рынках:
производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется  на  локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие в рыночном  механизме выступает  агентом  спроса  и  агентом  предложения,  предлагает  свои  цены потребителям и поставщикам и одновременно  учитывает  сложившийся  на  рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает  (в  той  или иной степени) предложения других  рыночных  агентов,  строит  свою  рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом  рыночной  структуры и текущей ситуацией.
            Характерным   признаком   деятельности   предприятия    является хозяйственный риск. Рыночные отношения требуют от  предприятия  производства качественной и конкурентоспособной продукции.  Ключевой  момент,  лежащий  в основе хозяйственного риска, — соотношение между  предполагаемыми  затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают  затрат,  это значит,  что  либо  предприниматель   не   сумел   эффективно   организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась  конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий  производства  все время   заставляет   изыскать   новые   технологические   решения,   снижать себестоимость продукции и т.д.
          Свобода  предпринимательства,  свобода


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.