Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Методы оценки бизнеса

Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Санкт-Петербургский государственный 
инженерно-экономический университет»
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского делаКонтрольная работа по дисциплинеОЦЕНКА БИЗНЕСА  
Выполнил:
Подпись:________________________________
Преподаватель:________________________________
                                 (Ф. И.О.)
Должность:_____________________________________
                       ( уч. степень, уч. звание)
Оценка:_____________  Дата:_____________________
Подпись:______________________________________
Санкт-Петербург
2008

Содержание
 TOC o «1-3» h z u 1.Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки.PAGEREF _Toc199922197 h 3
2.Оценка стоимости нематериальных активов.PAGEREF _Toc199922198 h 14
3.Задача. PAGEREF _Toc199922199 h 29
Списокиспользованных источников:PAGEREF _Toc199922200 h 31
1. Основные подходы к оценке бизнеса и общаяхарактеристика методов оценки.
С развитием экономики потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Оценкаобъектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частичноРоссийской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальнымобразованиям) является обязательной при приватизации, передачи в доверительноеуправление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечномкредитовании, передачи в качестве вклада в уставные капиталы.
Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного(уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ снедостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федеральным законом «Обакционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться оценка рыночнойстоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедурапредусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Возрастает потребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании,страховании, исчислении налогооблагаемой базы.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризациипредприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы куправлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятиюмаксимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, чтои выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирмы в рыночнойэкономике.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новой профессии,утвержденной Министерством труда РФ, — эксперт-оценщик. В связи с растущимипотребностями в сфере услуг разрабатываются законодательные методические основыоценочной деятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки.Оценочные дисциплины вводятся в учебные планы ведущих экономических учебныхзаведений.
В развитие этого процесса в сентябре 1996 г. в Финансовойакадемии при Правительстве Российской Федерации в рамках специальности «финансыи кредит» была введена специализация по оценочной деятельности.
В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции»от 29 июля 1998 г.№ 135-ФЗ (с изменениями по состоянию на 27 фев­раля 2003 г.) в ст. 3 даетсятакая формулировка: «Под оценочной деятель­ностью понимается деятельностьсубъектов оценочной деятельности, на­правленная на установление в отношенииобъектов оценки рыночной или иной стоимости».
Определяя стоимость объекта оценки, оценщики используютинфор­мацию, представленную заказчиком, поступившую из внешних источни­ков,содержащую наряду с другими сведения о состоянии рынка в целом и того сегмента,на котором «торгуется» оцениваемый объект. На основе полученной информациирассчитывается величина, отражающая в денеж­ном эквиваленте затраты на созданиеобъекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие образование этого дохода,и др. Найденная вели­чина может совпадать с будущей ценой сделки, а может иотличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и заказ продавца наоценку одного и того же объекта, оценщик скорее всего получит различные вели­чины,так как наблюдается несоответствие информационной базы и ожи­даний заказчиков.Однако такое расхождение не должно быть существен­ным. Следовательно, величина,определяемая оценщиком, это и не рыночная цена, и не стоимость как свойствотовара. Она занимает проме­жуточное положение между ними, органично соединяяспецифику оцени­ваемого объекта и существующие на момент оценки общерыночныепара­метры, выражая первое через второе. Поэтому любая стоимостная оценка«привязана» к конкретной дате.
Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельно­сти,необходимо дать более развернутые ее определения.
Оценка стоимос­ти бизнеса, как и любого другого объекта собственности,представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величиныстоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее фак­торов вконкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Не­сколько громоздкоена первый взгляд определение сущности оценки сто­имости раскрывает тем не менееосновные черты данного процесса.
Рыночная стоимость бизнесаизменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она«привязана» только к конкретной дате.
Другим существенным факторомоценки в условиях рынка выступает риск – непостоянство и неопределенность,связан­ные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Инымисловами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены отинвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или мень­ше прогнозируемых.
Результатом произведенной оценкислужат рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации, величина обязательноопределяется денежным определением.
Рассматривая,оценку бизнеса, необходимо выявить его субъекты.
Субъектамиоценочной деятельности выступаютфизические и юриди­ческие лица, органы государственной власти исаморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку,проводит ее, регули­рует и контролирует, а также является потребителемоценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъек­тов Федерации, муниципальных образований; оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; профессиональные объединения оценщиков; заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициа­тиве которых на основании заключенного между ними и оценщиком в пись­менной форме договора проводится оценка того или иного объекта; потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащу­юся в отчете об оценке.
Кобъектам оценочной деятельности всоответствии со ст. 5 Закона«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:
·        отдельныематериальные объекты (вещи);
·        совокупностьвещей, составляющих имущество лица, в том числе иму­щество определенного вида(движимое или недвижимое, в том числе пред­приятия);
·        правособственности и иные вещные права на имущество или отдель­ные вещи из составаимущества;
·        праватребования, обязательства (долги);
·        работа,услуги, информация;
·        иныеобъекты гражданских прав, в отношении которых законодатель­ством Россииустановлена возможность их участия в гражданском обороте.
Особое место среди объектовоценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнесаобъектом выступает деятель­ность, направленная на получение прибыли иосуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.Предприя­тие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданс­когокодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственныхоперациях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости. Всостав имущественного комплекса предприятия входят все виды иму­щества,предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственнойдеятельности, для получения прибыли, в том числе недви­жимость (земельныеучастки, здания, сооружения), машины, оборудова­ние, транспортные средства,инвентарь, сырье, продукция, а также имуще­ственные обязательства, ценныебумаги, нематериальные активы и объек­ты интеллектуальной собственности, в томчисле фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау,товарные знаки. Поэто­му при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие вцелом, опреде­ляя стоимость как его собственного капитала, так и отдельныхчастей иму­щественного комплекса (активов и обязательств).
Цель оценки состоит, как правило,в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту дляпринятия инвестицион­ного решения, для заключения сделки, для внесенияизменений в финансо­вую отчетность и т.п. В проведении оценочных работзаинтересованы раз­личные стороны, от государственных структур до частных лиц:контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации,страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцыбизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, участвующие в проведенииоценочных работ, стремясь дей­ствовать в своих экономических интересах,определяют цели оценки.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбораучитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо видстоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обяза­тельных кприменению субъектами оценочной деятельности России, опре­делено 10 видовстоимости, в том числе:рыночная стоимость; стоимость объекта оценки с ограниченным рынком; стоимость замещения объекта оценки; стоимость воспроизведения объекта оценки; стоимость объекта оценки при существующем использовании; инвестиционная стоимость; стоимость объекта для целей налогообложения; ликвидационная стоимость; утилизационная стоимость; специальная стоимость.
При расчете стоимости бизнеса оценщик принимает во внимание раз­личныемикро- и макроэкономические факторы, к которым относятся сле­дующие.
Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которыезависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какоевремя, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности конт­роля иперепродажи данного бизнеса.
Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависитот характера операционной деятельности и возможности получить при­быль отпродажи объекта после использования. Прибыль от операцион­ной деятельности, всвою очередь, характеризуется соотношением пото­ков доходов и расходов.
Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеетвремя получения доходов. Одно дело, если собственник приобрета­ет активы ибыстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, еслиинвестирование и возврат капитала отделены значитель­ным промежутком времени.
Риск. На величине стоимости неизбежно отражается риск как вероят­ностьполучения ожидаемых в будущем доходов.
Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость,является степень права контроля, которую получает новый собственник. Еслипредприятие покупается в индивидуальную частную собственность или еслиприобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такиесущественные права, как: назначить управляющих, опре­делить величину оплаты ихтруда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупатьего активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие;принимать решение о поглоще­нии других предприятий; определять величинудивидендов и т.д. В силу того что покупаются большие права, стоимость и цена,как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.
Ликвидность. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могутбыть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери ча­сти стоимости.Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ долж­на быть ниже стоимостианалогичных открытых обществ.
Ограничения. На стоимости предприятия отражаются любые ограни­чения,которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукциюпредприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствияограничений.
Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду сполезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвес­торов,ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовомрынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска связано даже сего возрастом: более молодые люди склонны идти на большой риск ради болеевысокой доходности в будущем. На спрос и сто­имость бизнеса влияет и наличиеразличных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только отэкономических, но и социальных, и поли­тических факторов, таких, как отношениек бизнесу в обществе и полити­ческая стабильность.
Цены предложения прежде всего определяются издержками созданияаналогичных предприятий в обществе. Очень важное значение (для полу­чениядохода) имеет и количество выставленных на продажу объектов.
На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса ипредложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели гото­вы оплатитьмаксимальную цену. Верхняя граница цены спроса определя­ется текущей стоимостьюбудущих прибылей собственника от владения этим предприятием. Особенно этохарактерно для отраслей, в которых предложение ограничено природнымивозможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к верхней границе в случаепревышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то жевремя при превышении спроса над предложением могут появиться в некоторых от­расляхновые предприятия, что приведет к увеличению их числа. В даль­нейшем цены наэти предприятия могут несколько снизиться.
Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производи­телем.Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, оп­ределяетсязатратами на его создание.
Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса:
·        
·        
·        
Большое количество принципов не означает, что можно руководство­ватьсяими всеми сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомо­гательныепринципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются
лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономи­ки. Вреальной же жизни ряд факторов может искажать их действие
Первая группа принципов.
Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является егополезность. Бизнес обладает стоимос­тью только в том случае, когда может бытьполезен реальному или потен­циальному собственнику. Полезность для каждогопотребителя индивиду­альна, но качественно и количественно определенна вовремени, в простран­стве и стоимости. Однако как общую полезность объекта длясобственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приноситьдоход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в дан­ном местеи в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величинаоценочной стоимости.
Принцип полезности заключаетсяв том, что чем больше предприятие спо­собно удовлетворять потребностьсобственника, тем выше его стоимость.
Еще один методологи­ческий принцип оценки стоимости предприятия — принципзамещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимостьпредприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретендругой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — прин­ципожидания или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнесаявляются важными, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое инастоящее состояние бизнеса представляет собой лишь исход­ную основу, ключ кпониманию будущего «поведения» бизнеса.
Вторая группа принципов. Доходность любой экономической деятель­ностиопределяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталоми управлением, результатом их взаимодействия. Поэто­му стоимость предприятиякак системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование доходавносит «вклад» каждой из перечисленных факторов, величину такого вклада нужнознать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принципвклада, заключаю­щийся в том, что включение любого дополнительного актива всистему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост сто­имостипредприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых даннойдеятельностью. Поскольку земля физически недвижима, то сначала долж­на бытьпроизведена компенсация за использование рабочей силы, капи­тала и управление,а остаточную сумму денег нужно направить на оплату за пользование земельнымучастком ее собственнику.
Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать макси­мальныедоходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточ­ная продуктивность.Например, предприятие будет оценено выше, если зе­мельный участок будетобеспечивать более высокий доход или если его положение позволяетминимизировать затраты. Остаточная продуктив­ность земельного участкаопределяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того какоплачены расходы на менеджмент, ра­бочую силу и эксплуатацию капитала. Это — принципостаточной продук­тивности.
Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом перио­да ихвоспроизводства, места в обороте капитала. Следовательно, уста­ревшеетехнологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа имонтажа нового оборудования, что должно отражаться в оценке стоимостипредприятия. Наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы долженоцениваться с учетом изменения или неизмен­ности вида производственнойдеятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работына устаревшем оборудовании, труднее переучить. Эти факторы должны приниматьсяво внимание покупателем.
Изменение того или иного фактора производства может увеличивать илиуменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип оценки биз­неса, сутькоторого можно свести к следующему: по мере добавления ре­сурсов к основнымфакторам производства чистая отдача имеет тенден­цию увеличиваться быстреетемпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдачахотя и возрастет, однако уже замедля­ющимися темпами. Замедление происходит дотех пор, пока прирост сто­имости не станет меньше, чем затраты на добавленныересурсы. Этот прин­цип базируется на теории предельного дохода и называется «принциппре­дельной производительности».
Предприятие представляет собой систему, одной из закономерностей развитияи существования которой является сбалансированность, пропор­циональность ееэлементов. Наибольшая эффективность предприятия до­стигается при объективнообусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементысистемы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускнойспособности и другим характе­ристикам. Добавление какого-либо элемента всистему, приводящее к на­рушению пропорциональности, приводит к росту стоимостипредприятия.
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать прин­ципсбалансированности (пропорциональности), согласно которому макси­мальныйдоход от предприятия можно получить при соблюдении опти­мальных величинфакторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа служит соот­ветствиеразмеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, тобизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ре­сурсов или товаров идр.).
Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценооб­разованиев рыночной экономике, выступает соотношение спроса и пред­ложения. Если спрос ипредложение находятся в равновесии, то цены оста­ются стабильными и могутсовпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции(совершенного рынка).
Когда рынок предлагает незначительное число прибыльных предпри­ятий, т.е.спрос превышает предложение, то цены на них могут превы­сить их стоимость. Еслина рынке имеется избыток предприятий-банкро­тов, то цены на их имуществоокажутся ниже реальной рыночной стои­мости.
На длительный срок оценивания спрос и предложение являются отно­сительноэффективными критериями при определении направления изме­нения цен. В короткиеже промежутки времени такие факторы, как спрос и предложение, могут бытьнеэффективными на рынке имущества предпри­ятий. Рыночные искажения могутпредставлять собой следствие монополь­ного положения собственников. Кроме того,на этот рынок могут влиять
государственные механизмы контроля. Например, органы власти могутустановить контроль над продажей предприятий.
Как отмечалось ранее, полезность определенна во времени и простран­стве.Рынок учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если предприятиесоответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для даннойместности, то цена на него будет колебаться вокруг сред­нерыночного значения;если же оно не соответствует требованиям рынка, то, как правило, цена на данноепредприятие более низкая. Согласно прин­ципу соответствия предприятия,не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии,уровню доходности и т.д., ско­рее всего будут оценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принцип регрессии и принциппро­грессии. Регрессия имеется, когда предприятие характеризуется излишни­миприменительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыноч­ная цена такогопредприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет нижереальных затрат на его формирование. Прогрес­сия наблюдается, когда врезультате функционирования соседних объек­тов, например, объектов,обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятияокажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой дей­ствуетпредприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной ры­ночной экономике вэту отрасль пытаются проникнуть и другие предпри­ниматели. Это увеличитпредложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многиероссийские предприятия получают сверхпри­были только в результате своегомонополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будутзаметно сокращаться. Отсюда вытекает, что при оценке стоимости предприятийследует учитывать сте­пень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящеевремя и в буду­щем. Принцип конкуренции сводится к следующему: еслиожидается обо­стрение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибы­лейданный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либопутем увеличения фактора риска, что опять же снизит теку­щую стоимость будущихдоходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но вомногом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значи­тельной мерезависит от состояния внешней среды, степени политической и экономическойстабильности в стране. Следовательно, при оценке предпри­ятия необходимоучитывать принцип зависимости от внешней среды.
Изменение политических, экономических и социальных факторов вли­яет наконъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменя­ется, и ее оценкадолжна проводиться на определенную дату. В этом зак­лючается принципизменения стоимости, т.е. для того чтобы рассмотреть возможные способыиспользования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночнойсреды. Спрос на рынке, возможности раз­вития бизнеса, местоположение и другиефакторы определяют способы использования данного предприятия. При рассмотрениинаправлений раз­вития бизнеса может возникнуть вопрос об экономическомразделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличитьобщую стоимость. Экономическое разделение осуществляется, если право на объектможно разделить на два права или более, в результате чего об­щая стоимостьобъекта возрастает. Принцип экономического разделения оз­начает, чтоимущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобыувеличить общую стоимость объекта.
Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса яв­ляетсявыбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использова­ния собственности,который юридически и технически осуществим и обес­печивает собственникумаксимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципанаилучшего и наиболее эффективного ис­пользования. Принципнеобходим, если на его основе осуществляется оцен­ка для реструктуризациикомпании. Если же цель оценки — расчет сто­имости действующего предприятия безучета возможных изменений, то дан­ный принцип не применяется.
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного,сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть осо­быехарактеристики объекта.
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фак­тор,определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, при­носимый объектомоценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода,степень и вид рисков, сопровож­дающих данный процесс. Доходный подход — этоисчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результатеиспользова­ния собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случаеприменяется принцип ожидания.
Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей про­цедуройдля оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать такжесравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затрат­ный исравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Вомногих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверкиоценки стоимости, полученной при других подходах.
Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует актив­ныйрынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зави­сит от качествасобранных данных, так как, применяя данный подход, оцен­щик должен собратьдостоверную информацию о недавних продажах сопо­ставимых объектов. Эти данныевключают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условияпродажи и условия финансирова­ния. Действенность такого подхода снижается,если: сделок было мало; мо­мент их совершения и момент оценки разделяетпродолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потомучто быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительныйподход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выби­раютсяконкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуютразличия, поэтому необходимо провести соответствую­щую корректировку данных. Воснову приведения поправок положен прин­цип вклада.
Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имею­щихразнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приноситустойчивый доход. Методы затратного подхода целесообраз­но использовать и приоценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мо­телей и т.п.), страховании.Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю,строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимостиматериалов, расходах на оборудо­вание, о прибыли и накладных расходахстроителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от спецификиоцениваемого объек­та.      Затратныйподход сложно применять при оценке уникальных объек­тов, обладающихисторической ценностью, эстетическими характеристи­ками, или устаревшихобъектов.
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболееэффективного использования, сбалансированности, экономичес­кой величины,экономического разделения.
Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает ис­пользованиеразличных видов информации, получаемой на рынке. Напри­мер, базовыми длязатратного подхода являются данные о текущих ры­ночных ценах на материалы,рабочую силу и др.; для доходного подхо­да — ставки дисконтирования икоэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перс­пективы.Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на од­ном и том же рынке,каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке всеподходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинстворынков несовершенно, предло­жение и спрос не находятся в равновесии.Потенциальные пользователи могут бытьнеправильно информированы, производство может быть не­эффективным. По этим, атакже и по другим причинам при данных подхо­дах могут быть получены различныепоказатели стоимости.
2. Оценка стоимостинематериальных активов.
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает рольнематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения однихпредприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений,распространением информационных технологий, усложнением и интеграциейфинансового рынка России. Вопросы методики и организации учета данного видаимущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, чтонематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросовроссийской методологии бухгалтерского учета.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом оборотепредприятий есть по сути процесс коммерциализации инновационной сферы, которыйусловно можно свести к следующим стадиям.
Первая стадия — это грамотная классификация объектов интеллектуальнойсобственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка ихрыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют,либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработкабазовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия — это включение стоимости объектов нематериальных активов всостав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальныеактивы». В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежатамортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) понормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя их первоначальнойстоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самогопредприятия (фирмы), затем реализуются и оседают на расчетном счетепредприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данногопроизводства, на вознаграждение авторам разработок (а также лицам, которыесодействовали созданию или использованию этих разработок), и потому не должны облагатьсяналогами.
 Третья стадия — коммерциализациинематериальных активов заключается:
• в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
• в умении найти своего покупателя, овладевать искусствомпредпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи илиразработки;
• в умении рекламировать их;
• в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.
 Хозяйствующему субъекту любойфирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынкепродукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию(услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть
серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга,знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется дляпредприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции навнешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическомобороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческойоценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности даетвозможность
современному предприятию (фирме):
• изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличениядоли нематериальных активов в стоимости новой
продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенноезначение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.;
• экономически эффективно и рационально использовать незадействованные илежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагаютмногие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
В целом проблема коммерческой оценки нематериальных активов явно назрела;нужна классификация нематериальных активов, определение сущностныххарактеристик их видов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговые каналы распределения товаров и услуг в крупном городе
Реферат Н.323 протокол IP-телефонии
Реферат Герой - разменная монета
Реферат Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте
Реферат Информационная система расчетов по договорам
Реферат Государственно-политические аспекты деятельности Русского Общевоинского союза
Реферат Helen Keller Essay Research Paper Helen Keller
Реферат Экономика социальной сферы сущность, принципы, задачи
Реферат Как подписывать с помощью ЭЦП электронные документы различных форм
Реферат Единая транспортная система и география транспорта 2
Реферат Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осущест
Реферат Художественные функции пейзажа в пьесах Островского "Гроза" и Чехова "Вишневый сад"
Реферат Интернет и его роль в маркетинге
Реферат Evaluation Of The Effectiveness Of Trade Embargoes
Реферат Виды зрительных агнозий