МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТОМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра финансов и учёта
РЕФЕРАТ
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Выполнили
студенты 5 курса,
группы 915
Сотов Е.И.
ЧеховА.С.
КредькоЕ.И.
КузьминК.С.
Научныйруководитель
канд. экон. наук,
ТюленеваН.А.
Томск 2005ОГЛАВЛЕНИЕПонятие малого бизнеса и его влияние на экономику…………………………………………...3
Сравнительная характеристика малогопредпринимательства по регионам…………………...8ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………………………………...13
Таблица 1 — Количество организаций малогопредпринимательства по регионам Сибирского федерального округа (на конец года,единиц)…………………………………………………...13
Таблица 2 — Выпуск товаров и услуг организациймалого предпринимательства регионов Сибирского федерального округа (вфактически действовавших ценах, миллионов рублей).13
Таблица 3 — Оборот торговли и общественногопитания организаций малого предпринимательства регионов Сибирского федеральногоокруга (миллионов рублей)……14
Таблица 4 — Финансовое состояние организациймалого предпринимательства регионов Сибирского федерального округа за 2003 год(по данным бухгалтерской отчетности)……...14
Таблица 5 — Факторы, влияющие на развитиемалого предпринимательства в Томской области……………………………………………………………………………………………...15Понятие малого бизнеса и его влияние наэкономику
Экономикаразвитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятойтерминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этихпредприятий объединяет общий корпоративный интерес- сохранение, развитие изащита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнеснеоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющиестратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства кним, подходы к решению технических и экономических проблем. Различны место ироль этих секторов в экономике. Крупный бизнес в основном определяетэкономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития онтяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с однойстороны, и объединяясь в международные структуры, частично теряя своюсамостоятельность, с другой. При этом крупный бизнес нередко становится орудиемэкспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынкестраны.
В определениитермина «малое предпринимательство» у теоретиков и практиков нет покаединого мнения. Он прочно укоренился в научной литературе и дажезаконодательных актах, но тем не менее требует уточнения.
В общем плане,предпринимательство-это сфера экономической деятельности, в которой реализуетсебя предприниматель — инноватор, субъект, ищущий и реализующий новыевозможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способныйвыдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживанияпотребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.
Ноэто сфера определенным образом структурирована, организована. И первичнымструктурным звеном предпринимательства выступает предприятие, которое поопределенным критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Поэтому,когда речь идет о малом предпринимательстве, то мы имеем в видупредпринимательство в рамках малых предприятий, обладающее рядомспецифических черт и особенностей. Или, в иной терминологии, речь идет опредпринимательстве в сфере малого бизнеса.
Вмировой практике не выработано единых критериев и показателей для определенияразмеров предприятия (фирмы).
Во-первых,они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всехразличиях общим является использование не только количественных, но икачественных критериев определения МБ. К числу первых наиболее часто относятсреднесписочную численность работающих, годовой оборот (объем продаж) ибалансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используютсяследующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности; еенезависимость; управление фирмой ее владельцами. В- третьих, следует признатьневозможность и нецелесообразность единого определения МБ не только в силусущественных различий объективных условий развития экономики отдельных стран иотраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимостиот целей.
Одно дело — формальное определение малого предприятия для статистических целей.Малое предприятие в данном случае, как нам представляется, — это предприятие покаким-либо избранным показателям ниже статистического среднего. Скажем,если в качестве критерия выбрана численность работающих и ее средняя величина(среднеарифметическая или средневзвешенная) по отрасли составляет 500 чел., ток числу малых следует отнести все предприятия, на которых численностьсоставляет менее 500 чел. Такой подход отражал бы объективно сложившиесяуровень развития и структуру экономики, достигнутый уровень производительноститруда и его динамику. И сами показатели МБ были не статичными, а динамичными.
Другойсогласованный подход может быть использован (и используется) при выработкегосударственных программ поддержки малого предпринимательства. Здесь показателиМБ (назовем их декретными) могут значительно отличаться от тех, что применяютсядля статистических наблюдений. Предусматривая ряд льгот и преференций длямалого предпринимательства в плане финансирования, кредитования иналогообложения, государство может устанавливать круг тех предприятий, длякоторых эти льготы предназначены, через определение размеров НП. Оба этиподхода: формальный, декретный (принятый в законодательных актах или другихгосударственных документах) имеют, на наш взгляд, реальное основание и непротиворечат друг другу.
Так или иначе,количественные критерии определения МБ в отдельности или в каких-либосочетаниях необходимы при анализе малого бизнеса и обладают главнымдостоинством — удобством использования. Но эти критерии нередко не имеют подсобой теоретической базы, часто зависят от субъективных представленийисследователей или политиков о том, что такое малое предприятие. В силу этогоих использование в сравнительном анализе затруднено и достаточно условно.
Понятие малогобизнеса, несмотря на его широкую распространенность в социально-экономическихисследованиях, до сих пор не имеет устойчивой дефиниции. Единственно, в чемсогласны все исследователи, так это в неустойчивости, неполноте качественных иколичественных характеристик мелких предприятий, особенно в развивающихсястранах. На основе полевых обзоров Мировой банк еще в середине 70-х годовустановил, что в цензовой промышленности 75 развивающихся стран использовалосьдо 50 определений мелкого предприятия. Сравнительно четко дефиниция МБпроработана в публикациях ОЭСР (Организация экономического сотрудничества иразвития).
Итак градациямиМБ, предложенными ОЭСР и используемыми МОТ, для всех групп стран, например вдокладе Международного бюро труда к 85-й сессии Международной конференции труда(1997 г.). К малым и средним предприятиям в несельскохозяйственном сектореотнесены те, на которых занято: до 19 человек — это, по характеристике МОТ, «оченьмалые»; до 99 человек — малые; от 100 до 499 человек — средние; свыше 500- крупные. Предприятия не только количественно, но и качественно разнородны:современные в формальном секторе; семейные, где заняты 3-4 члена семьи;надомные промыслы, кустарные и микропредприятия (МОТ оговаривает, что этоттермин получил широкое распространение в последние годы в отношениинеформального сектора), самозанятые трудящиеся в неформальном секторе.
Человечествонакопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы взависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всехстран критерия выделения малых предприятий. Каждое государство в зависимости отнациональности, производственных традиций, отраслевой культуры экономики устана-вливаетсвои критерии распределения предприятий по их размерам.[1]
Например, воФранции очень мелкими предприятиями считаются производства с числом занятых до10 человек, мелкими — от 10 до 100, средними — от 100 до 500 и крупными — свыше500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всехпредприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии ккатегории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельныекомпании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, натранспорте, связи, в коммунальном хозяйстве, до 100 человек (или до 30 млн.иен капитала) — в оптовой торговле и до 50 человек (или до 10 млн. иенкапитала) — в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компаниисоставляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
Былиопределены такие критерии и в нашей стране.
СогласноЗакону РФ № 88-Ф3 от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации», установленно, что предельныйуровень численности персонала по отраслям составляет:
-в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
-в науке и научном обслуживании — 60 человек;
-в сельском хозяйстве – 60 человек;
- в оптовойторговле – 50 человек;
- в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальныхотраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек;[2]
Таким образомопределен критерий выделения малых предприятий — по числе-нности работающих.Это спорный вопрос. Несовершенство такого критерия очевидно на примереэлектростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действиенесколькими работниками. Ясно, что электростанции не могут быть отнесены кмалым предприятиям. В то же время не решает вопрос введение другого критерия пообъему хозяйственного оборота или стоимости основных фондов. В условиях высокихтемпов инфляции нецелесообразно устанавливать какие бы то ни было стоимостныекритерии отнесения предприятий к малым, поскольку искусственно будетoграничиваться круг применения льгот к малой экономике. Этот сектор будетнеобоснованно сокращаться. Избежать этого можно либо периодически изменяястоимостные критерии применительно к современной ситуации, либо за счетпринижения значения этого критерия, установив его по принципу «или», а не «и».Обратите внимание, что если предприятие по критерию численности работающихотносится к малым, то по объему хозяйственного оборота будет превышатькритерий, то в случае соотнесения критериев по принципу«или» (т е. достаточносоответствовать хотя бы одному из них) предприятие будет отнесено к малым.
Видимо,универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочносортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесооб-разным,ориентируясь только на численность работников, определить по каждой отрасли сучетом специфики производства какие предприятия нельзя относить к малым. Вслучае возникновения спорных вопросов решать их в индивидуальном порядке.
Ещеодной проблемой при отнесении предприятий к малым является многопрофильностьпредприятий. Часто на малых предприятиях устанавливается отдельный учетрезультатов по тем видам деятельности, по которым имеются особые льготы, исоответственно раздельный порядок налогообложения полученной от каждого видадеятельности прибыли.
Тe,кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичнуюошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобногосударственным, арендным, совместным, коллективным, семейным и пр. Этоневерно. Малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые — этоне вид, не организационно- правовая форма, а размер предприятия. Малоепредприятие — всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательствевидам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,коллективных, совместных, кооперативов и др. выделяется их часть по критериямчисленности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малыесовместные, малые частные предприятия, малые кооперативы и прочие виды малыхпредприятий.
Официальнаяамериканская статистика к мелкой фирме относит юридически независимоепредприятие с числом занятых до500человек. Мелкий бизнес представляет собой совокупность небольших предприятий,которые в настоящее время составляют99%всех американских фирмОсновная масса- это мельчайшие предприятия: в80% мелких фирм занято10 человек. [3]
Сравнительнаяхарактеристика малого предпринимательства по регионам
Рис. 1 — Количествоорганизаций малого предпринимательства по регионам Сибирского федеральногоокруга на конец 2003 года (единиц)
Рис. 2 — Количествоорганизаций малого предпринимательства по регионам Сибирского федеральногоокруга на конец 2004 года (единиц)
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Приложение
Таблица 1
Количество организаций малого предпринимательства по регионамСибирского федерального округа (на конец года, единиц)
Регионы
2003
2004
Сибирского федерального округа
98663
104742
Республика Алтай
843
795
Республика Хакасия
1243
1269
Алтайский край
13150
15846
Кемеровская область
13509
14325
Новосибирская область
26732
25590
Омская область
10864
12460
Томская область
7384
7708
Примечание — Малое предпринимательство Сибирского федерального округа: Стат. сб. /Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
Таблица 2
Выпуск товаров и услуг организаций малого предпринимательства регионовСибирского федерального округа (в фактически действовавших ценах, миллионоврублей)
Регионы
Выпуск товаров и услуг (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)
Из него по основному виду деятельности
Всего
В расчете на одну организацию
2003
2004
2003
2004
2003
2004
Сибирского федерального округа
176136,3
200654,2
1,8
1,9
145908,7
175173,4
в том числе:
Республика Алтай
916,0
1518,4
1,1
1,9
788,7
1280,0
Республика Хакасия
4027,4
4217,0
3,2
3,3
3684,1
3920,3
Алтайский край
19006,6
19743,1
1,4
1,2
14624,7
18171,3
Кемеровская область
26239,6
31251,0
1,9
2,2
21428,7
27577,0
Новосибирская область
39661,4
37448,4
1,5
1,5
35403,6
34278,7
Омская область
17757,0
24171,8
1,6
1,9
12362,6
20465,9
Томская область
21352,7
19566,9
2,9
2,5
16940,2
16805,3
Примечание — Малое предпринимательство Сибирского федерального округа: Стат. сб. /Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
Таблица 3
Оборот торговли и общественного питанияорганизаций малого предпринимательства регионов Сибирского федерального округа (миллионоврублей)
Регионы
Оборот
Оборот
Оборот
оптовой
розничной
общественного
торговли
торговли
питания
2003
2004
2003
2004
2003
2004
Сибирского федерального округа
403602,3
569741,9
116468,1
141928,5
4650,8
5559,1
в том числе:
Республика Алтай
968,6
1259,7
480,3
790,5
15,2
23,6
Республика Бурятия
9119,4
13302,8
1518,9
1835,8
54,4
101,1
Республика Тыва
376,3
444,7
623,3
799,5
16,8
10,7
Республика Хакасия
3554,4
4879,6
905,4
1500,3
37,9
68,1
Алтайский край
38295,2
49689,5
7916,2
10239,2
124,1
200,9
Красноярский край
50066,0
63011,9
15518,3
17534,5
602,4
691,4
Иркутская область
32714,9
55178,6
7065,7
9534,1
219,1
247,8
Кемеровская область
112934,1
144507,5
51287,4
63764,3
2178,4
2566,9
Новосибирская область
96249,8
115755,0
18255,5
19697,8
929,8
933,9
Омская область
42467,7
66901,2
3706,3
4653,2
189,0
241,1
Томская область
13686,1
21095,5
7161,4
9029,2
198,4
369,6
Читинская область
3170,0
33716,0
2029,3
2550,0
85,4
104,0
Примечание — Малое предпринимательство Сибирского федерального округа: Стат. сб. /Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
Таблица 4
Финансовое состояние организаций малогопредпринимательства регионов Сибирского федерального округа за 2003 год (по даннымбухгалтерской отчетности)
Регионы
Прибыль (убыток), млн.руб.
Доля прибыльных организаций,
%
Рентабельность продукции,
%
Общая рентабельность,
%
Сибирского федерального округа
18282,0*
57,3
-
-
в том числе:
Республика Алтай
4,7
57,3
1,3
0,3
Республика Бурятия
265,8
43,7
4,4
4,2
Республика Тыва
20,5
28,6
1,9
1,5
Республика Хакасия
111,2
55,5
2,5
0,8
Алтайский край
415,6
54,9
1,8
1,4
Красноярский край
4812,5
62,5
6,3
5,2
Иркутская область
1470,6
55,2
2,7
2,7
Кемеровская область
2224,4
60,3
3,7
2,6
Новосибирская область
2082,9
61,0
2,7
2,6
Продолжение таблицы 4
Омская область
695,2
46,0
2,3
1,5
Томская область
556,1
51,1
3,3
3,4
Читинская область
-62,2
46,2
1,1
-0,9
* — С учетом организаций,зарегистрированных на территории Республики Алтай и Агинского Бурятскогоавтономного округа, но осуществляющих деятельность на других территориях.
Примечание — Малое предпринимательство Сибирского федерального округа: Стат. сб. /Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
Таблица 5
Факторы, влияющие на развитие малогопредпринимательства в Томской области
Факторы
2004
2005
III квартал
IV квартал
I квартал
Недостаточный спрос:
— на внутреннем рынке
25,6
25,6
57,1
— на внешнем рынке
7,0
7,0
14,3
Высокая конкуренция на рынке со стороны:
— отечественных организаций
44,2
51,2
...
— зарубежных организаций
4,7
2,3
...
Изношенность оборудования
30,2
27,9
33,3
Высокий процент коммерческого кредита
27,9
30,2
23,8
Неплатежеспособность заказчиков
27,9
27,9
Высокий уровень налогообложения
48,8
53,5
66,7
Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы
11,6
11,6
9,5
Ограничений нет
11,6
9,3
0,0
Примечание — Малое предпринимательство Сибирского федерального округа: Стат. сб. /Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
[1]Брциева И. Малое предпринимательство как экономическаякатегория // Обще-ство и экономика. – 1999 ,-№9.- С. 150.
[2]Блинов А. О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. – М., 1997. – с.40
[3]Разумнова И. И. Мелкие фирмы в США: экономика иуправление. – М.: Наука, 1989. – с.6