Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Коммерческая деятельность. Изучение и прогноз потребительского спроса

Мурманский гуманитарный институт




КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА


По предмету:  Экономика и организация коммерческой  
                           деятельности

Темы:
1)     ПОНЯТИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                  
 2)      ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО            СПРОСА

















Мурманск 2004год

С  О Д  Е  Р Ж  А  Н И  Е:

I.  ПОНЯТИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

 1.   Исторические аспекты и сущность коммерческойдеятельности.

2.  Понятие,виды и формы коммерческой деятельности на современном этапе.

3.  Основныепринципы коммерческой деятельности.

4. Управление коммерческой деятельностью
     задачии сущность

5.  Принципы и методы  управления коммерческой деятельностьюторгового        предприятия
 
II.  ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
 
1. Спрос, определение и общиепонятия.

2. Закон спроса

3. Не­це­но­вых де­тер­ми­нанты

4.Характеристикипокупателя – основа формирования спроса


Списокиспользованной литературы









I.  ПОНЯТИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 1.   Историческиеаспекты и сущность коммерческой деятельности.
            Коммерческая деятельность была основным объектомзанятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российскогообщества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня.Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость инерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятыхобязательств  по  торговым сделкам, стремление честно идобросовестно служить своему делу.    
После Октябрьской революции отношениегосударственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но,в основном, оно было резко отрицательным.
В период военного коммунизма коммерческая деятельностьбыла запрещена. В период НЭПа произошло оживление коммерческой деятельности всвязи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета.
До второй половины 60-х годов отношение ккоммерции в стране резко отрицательное. Считалось, что « коммерция»,«коммерсант» – понятия чуждые социализму, советской торговле, порождениекапитализма, капиталистической торговли с их неизбежным злом.
Во второй половине 60-х годов в связи с попыткамиосуществить хозяйственную реформу происходит повышение интереса к коммерческойдеятельности, к организации коммерческих отношений.
Новые условияхозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полногохозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типаорганизации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров,открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности ипредприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условияхнельзя успешно осуществлять коммерческую работу

   Термин «организация»произошел  от  французского слова organisation, что означает организация, устройство, оборудование иот позднелатинского organiso — сообщаю стройный вид, устраиваю.
.Организационная деятельность осуществляется  в  рамках созданных человеком формирований,называемых организационными системами.
   По мере развития общества все более  актуальной становится проблема повышения эффективности использования материальных итрудовых ресурсов и связанное с этим развитие организационной деятельности  в области материального производства.
Каждоепредприятие обязано обеспечивать своевременный выпуск высококачественнойпродукции в запланированном объеме при наименьших затратах трудовых,материальных и финансовых ресурсов.  Этузадачу можно  решить  только при рационально организованныхпроизводственных процессах.   Производственный процесс представляет  собой  совокупность взаимосвязанных  трудовых и технологических процессов,направленных на превращение материалов в продукцию. Но не все предприятия создаютпродукцию так же существуют и посредники которые набавляют свой процентперепродают делая свой бизнес рентабельным.  А Бизнес это и есть предпринимательство,бизнесмен- предприниматель. Сущностьпредпринимательской деятельности состоит в том, чтобы быстрее найти и продатьто, что нужно потребителю, заработав при этом с оборота каждой единицыпродукции, а затем снова вложить заработанные средства в предприятие,позволяющее получить прибыль. Бизнес-это сложная и трудоемкая организационно-производственная деятельность, котораятребует не только желания, но и большого умения.
Коммерческиеорганизации создаются непосредственно с целью осуществления торговли. Ониполучают право собственности на продукцию. Некоторые из них (коммерческиеорганизации с полным набором обслуживания). Число предприятий торговли растет скаждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условияхпостоянного обновления ассортимента товаров и услуг.
 
2.  Понятие,виды и формы коммерческой деятельности на современном этапе.

Чтотакое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие «коммерция» значительношире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция – вид торгового предпринимательства илибизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любойпо-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
В широком смысле слова под коммерциейчасто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческойдеятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции какторговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
В условиях рыночной экономикигосподствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждыйпродукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается ипокупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключаютсделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказываютпосреднические и другие услуги.
Коммерческаядеятельностьпредставляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке иотличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процессизготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающаяна рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессеобмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать,что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта)товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, тоего деятельность принято квалифицировать как коммерческую.[1] Аналогичным образом формируется ипредставление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий дляпроизводства товаров и оказания услуг. Предприниматель всегда стремитсяприобретать ресурсы и пользоваться услугами в соответствии со своимисобственными коммерческими интересами. Задача, которую ставит перед ним рынок,сводится к необходимости создать качественный товар и выгодно его реализовать.Поэтому материально-техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно изосновных условий создания товара, следует полностью отнести к коммерческойдеятельности и рассматривать в качестве ее важнейшего элемента. Профессиональнаядеятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарногообращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всехорганизационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческойдеятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной спецификипредприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечитьэффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важнойсоциально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей. Объектамипрофессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары инематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфереобращения.
Основные виды профессиональной деятельности коммерсанта:
        организационно-коммерческая;
        товароведно-экспертная;
        маркетинговая;
        торгово-экономическая;
        аналитическая;
        торгово-закупочная;
        внешнеторговая.
Для науки является весьма важным правильное определение сущностикоммерческой деятельности. Множество проблем, связанных с изучением экономическихзакономерностей в сфере производства и товарного обращения, еще только ожидаютсвоего решения. Среди них наиболее актуальными являются:
        системакритериев и методы оценки результатов работы коммерческой службы предприятия;
        системаоплаты и экономического стимулирования труда работников коммерческих служб.
Существенной проблемой является четкое определение границ коммерческойдеятельности для целей налогообложения. Так, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации основным критерием отнесения того или иного видадеятельности к определенной категории налогооблажения является наличие усоответствующего предприятия или организации уставной цели на получениеприбыли. При этом форма собственности и организационно-правовая форма субъектахозяйствования роли не играет. С позиций налогообложения важно лишь четкоустановить принадлежность коммерческого предприятия к конкретному виду и сфередеятельности: производство и продажа каких-либо изделий (материалов или сырья),оказание производственных или непроизводственных услуг, торгово-посредническиеоперации и т.п. Ставки налогов на прибыль в различных случаях отличаются другот друга по величине. Все предприятия, организации и учреждения, действующие натоварном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческиеи некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятиясферы материального производства (заводы, фабрики), значительная частьпредприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посредническиепредприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовыеуслуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг. Предметомкоммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самомшироком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не толькопроизведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объектыинтеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделоккупли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.
Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) илиспособность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретныепотребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемымихарактеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в тойили иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решатьпринципиальный вопрос – нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар?
Реальная полезность товара появляется в моментего приобретения потребителем (реализации продавцом), т.е. в результате обмена.
Предпосылками того, чтобы потенциально полезный товар стал реально полезнымдля покупателя служат:
        наличиеу данного товара потенциальной полезности, соответствие его потребительскихсвойств существующим запросам, т.е. наличие внутреннего фактора, оказывающеговоздействие на предварительный выбор покупателя;
        наличиеу продавца достаточного количества потенциально полезного товара в нужном местеи в нужное время или внешние условия для реализации выбора.
        Созданиеусловий для реализации потенциальной полезности товара является важнейшейзадачей коммерческой деятельности
В современных условиях, когда в профессиональный лексикон коммерсантавходят все новые термины и понятия, в данной роли могут выступать подразделенияпо управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупокпредприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческойинформации. В отдельную категорию следует выделить торгово-посредническиеоперации на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду,прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника впроцессе товародвижения во многих случаях является необходимым условиемзаключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступпотребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почтивсегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца),так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическимилицами.
Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций подоведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей. К такимоперациям относятся:
        у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отгрузка,отпуск и ее документальное оформление;
        на складах посреднических и транспортныхпредприятий в процесседвижения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий,отгрузка;
        на складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству,хранение, доведение приобретенных материалов до высокой степени технологическойготовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов крабочим местам.
           Коммерческая деятельность – болееузкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организацияэкономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателюдоход. Предпринимательство может означать организацию промышленногопредприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания,банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения,кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности толькоторговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом,коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательскойдеятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательскойдеятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья,заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческойдеятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но неявляются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферуоперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий,направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворенияспроса населения и получения прибыли.
Акт купли-продажи товаров базируетсяна основной формуле товарного обращения – смене формы стоимости:[2]
Д – Т
и
Т’ – Д’
Из этого вытекает, что коммерческаяработа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара,т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимосовершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в томчисле изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков ипокупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей,транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров,организацию торгового обслуживания и т.д.
Простая перепродажа товаров с цельюполучения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существуспекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческойдеятельности (благородного бизнеса).
              Организация коммерческой деятельности всовременных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговыхпартнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков ипокупателей, строгой материальной и финансовой сторон за выполнение принятыхобязательств.                                                                                                                                           
Коммерческая деятельность представляет, пожалуй,самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи сформированием рыночных  отношений вэкономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес,который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров,поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий изачастую  определяет дальнейшее егосуществование.
Необходимость самостоятельного решения вопросовкоммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует какпонимания  задач, стоящих перед каждым,кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основеграмотного подхода, который возможен только через овладение основамикоммерческой  работы.
Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовыхформ предприятий обусловили  потребностьв новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкомуразвитию частной инициативы и предпринимательства.
Адекватно этому изменяется и тактика  коммерческойдеятельности на товарном рынке.
В рыночной экономике важную роль играет законстоимости, который реализуется через механизмы ценообразования,сбалансированности спроса и предложения. Этот закон является одним из регуляторов общественного производства,способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой. В этой связи и возникает функция цены  как критерия оптимального размещенияпроизводства, капитала.
Предприятие решает: что, сколько, когда, где,какого  качества изготовлять, кому и накаких условиях  продавать свою продукцию.Следовательно, и экономические последствия решений, принимаемых хозяйством отражаются  на конечных результатах его деятельности.
Главная особенность  рыночногоценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сферепроизводства, как при  командных методахорганизации экономики, не на предприятии, а в сфере  реализации  продукции, то есть на рынке под воздействиемспроса и предложения, товарно-денежных отношений. Полезность товара, его цена  проходят проверку рынком, иокончательно формируются на рынке.
     Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономическойсвободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом иумение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной дляскладывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации,умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационныхструктур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям,восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправиепартнеров. В тоже время нельзя считать экономической свободой в коммерческойдеятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка,поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целейнеобходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческихвзаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческойтайной и другими объективными факторами.
                                                                                                        
3.  Основные принципы коммерческой деятельности.
Для достижения поставленных задач вкоммерческой деятельности необходимо руководствоваться следующими основнымипринципами:Ü Неразрывнаясвязь коммерции с принципами маркетинга.
Ü Гибкостькоммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся  требований рынка.
Ü Умениепредвидеть коммерческие риски.
Ü Выделениеприоритетов.
Ü Проявлениеличной инициативы.
Ü Высокая ответственностьза выполнение принятых обязательств по торговым сделкам.
Ü Нацеленность надостижение конечного результата – прибыли.
Тесная связь коммерции с маркетингомопределяется прежде всего сущностью современной концепции маркетинга,преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге «Продавать нужнотолько то, что можно продать». До середины текущего столетия действовалаконцепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческихусилий.  Значение этой концепции донастоящего времени еще не утрачено в России. С помощью маркетинга коммерческиеработники, руководители предприятий получают необходимую информацию о том,какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребителиготовы платить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высок,где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль. С помощьюмаркетинга определяют, в какие виды производства, какую область наиболеевыгодно вложить капитал, где основать новое предприятие.
Маркетинг позволяет понять, каким образомпроизводитель, предприятие должно организовать процесс сбыта, упор наактивизацию коммерческих а своей продукции, как надо проводить кампанию попродвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т. д.
Маркетинг позволяет рассчитатьразличные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий иуслуг, определить, какие виды продукции, проданные конкретному потребителю вопределенном регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный впроизводство, транспортирование, хранение, рекламу, сбыт.
Сегодня многие отечественныепредприятия выходят на внешний рынок, начинают действовать в непривычнойхозяйственной среде, где рыночные отношения достигли высокого уровня развития.Однако, не овладев передовыми методами маркетинга, такие предприятия обреченына неудачи в конкурентной борьбе. Знания маркетинга позволяют необходимымобразом организовать работу с потребителем, объективно оценить своихконкурентов, их силу и слабость, определить сравнительные преимущества вконкурентной борьбе, правильно выбрать сегмент или «нишу» рынка, сферухозяйственной деятельности.
Гибкость коммерции должна проявлятьсяпрежде всего в своевременном учете требований рынка, для чего необходимоизучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовуюрекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, принеобходимости – изменять профиль деятельности, вносить изменения ворганизационные структуры коммерции.
Всестороннийанализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективностипартнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подборперсонала. Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно,чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучениеи знание всех деталей коммерческой деятельности.
Личная инициатива зависитнепосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, иопределяется не только личными характеристиками, но и культурой труда личности.Характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Высокаяответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам – этопринцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этогопринципа – залог эффективности коммерческой деятельности.
Работа коммерческой организации всфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объектомреализации товаров, уровнем издержек обраще


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.