--PAGE_BREAK--1.3 Бюджетный дефицит
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е. Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке – средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ основных параметров бюджета РФ
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн. 326 млрд. руб., по расходам — 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнение составило 5 трлн. 125 млрд. руб. по доходам и 3 трлн. 539 млрд. руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7% ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1% ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42% ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4431076807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6170484600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1739407792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы — 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0%.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2007 год“, который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый „трехлетний“ бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ „О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“. Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
· 2008
o Доходы — 6644,4 млрд. руб.
o Расходы — 6570,3 млрд. руб.
· 2009
o Доходы — 7465,4 млрд. руб.
o Расходы — 7451,2 млрд. руб.
· 2010
o Доходы — 8090,0 млрд. руб.
o Расходы — 8090,0 млрд. руб.
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»", изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
· 2008
o Доходы — 8056,9 млрд. руб. (21,2%)
o Расходы — 6901,6 млрд. руб. (5%)
· 2009
o Доходы — 8706,1 млрд. руб. (16,6%)
o Расходы — 8282,8 млрд. руб. (11,2%)
· 2010
o Доходы — 9408,2 млрд. руб. (16,3%)
o Расходы — 9034,6 млрд. руб. (11,7%)
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
· 2009
o Доходы — 10 927,1 млрд. руб. (рост на 25,5% по сравнению с последними плановыми цифрами, установленными в марте 2008 года)
o Расходы — 9 024,7 млрд. руб. (рост на 7%)
· 2010
o Доходы — 11 733,6 млрд. руб. (рост на 24,7%)
o Расходы — 10 320,3 млрд. руб. (рост на 14,2%)
· 2011
o Доходы — 12 839,0 млрд. руб.
o Расходы — 11 317,7 млрд. руб.
В связи с финансовым кризисом предполагается значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.
2.2 Анализ текущего состояния бюджета РФ
Всего в январе-сентябре 2009 года, по предварительным данным, в федеральный бюджет поступило 2 трлн. 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года, сообщает ФНС России.Основная масса администрируемых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет составили 376 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выросли на 11,1% — до 889 млрд. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Белоруссии, поступило 22 млрд. рублей (минус 30%).
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет снизились в 1,5 раза — до 60 млрд. рублей. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей. По сравнению поступления НДПИ снизились в 1,9 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с $106,3 в декабре 2007 года – августе 2008 года до $50,7 в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2010г. и плановый период 2011г. и 2012г.». Однако, согласно антикризисным поправкам в Бюджетный кодекс РФ, в текущем году правительство вносит документ не до 26 августа, а до 1 октября 2009г.
Согласно представленному депутатам проекту, дефицит бюджета в 2010г. составит 2 трлн. 936,9 млрд. руб. (6,8% от ВВП), в 2011г. — 1 трлн. 934,1 млрд. руб. (4% от ВВП), в 2012г. — 1 трлн. 611,4 млрд. руб. (3% от ВВП). В планируемый период предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2009г. до 16,1% в 2010г., 15,5% — в 2011г. с дальнейшим снижением в 2012г. до 15,0% от ВВП (в абсолютных величинах доходы в бюджет в 2010г. предусмотрены в объеме 6 трлн. 950 млрд. руб., в 2011г. — 7 трлн. 455,7 млрд. руб., в 2012г. — 8 трлн. 069,6 млрд. руб.). Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011-2012гг. по сравнению с 2010г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.
Учитывая значительное снижение доходов бюджета РФ по сравнению с объемами доходов в 2008г., планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5% ВВП в 2009г. до 22,9% в 2010г., 19,5% — в 2011г. и до 18,0% — в 2012г. (в абсолютном выражении расходы бюджета в 2010 г. предусмотрены на уровне 9 трлн. 886,9 млрд. руб., в 2011 г. — 9 трлн. 389,8 млрд. руб. и в 2012 г. — 9 трлн. 681 млрд. руб.). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуется снижением в 2010 г. на 0,4%, в 2011 г. — на 5,0% и повышением в 2012 г. на 3,1%, в реальном выражении — снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 гг. — средства Фонда национального благосостояния и иные источники.
Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 691 млрд. руб., в 2011 г. — 1 трлн. 171,7 млрд. руб. и в 2012 г. — 798,5 млрд. руб. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 261,5 млрд. руб., в 2011 г. — 657,3 млрд. руб. и в 2012 г. — 223,6 млрд. руб. Сальдо по внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 429,6 млрд. руб., в 2011 г. — 514,4 млрд. руб. и в 2012 г. — 574,8 млрд. руб.Проект бюджета составлен, исходя из прогнозной цены за баррель нефти марки Urals в размере 58 долл. в 2010 г., 59 долл. — в 2011 г. и 60 долл. — в 2012 г. Темп роста ВВП прогнозируется в размере 1,6% в 2010 г. (объем ВВП запланирован в 2010 г. на уровне 43 трлн. 187,0 млрд. руб.), 3% (48 трлн. 072 млрд. руб.) — в 2011 г. и 4,3% (53 трлн. 712 млрд. руб.) — в 2012 г.Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 г. составляет 1 трлн. 811,7 млрд. руб. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г. — 2 трлн. 812,9 млрд. руб., 2011 г. — 2 трлн. 536,3 млрд. руб., 2012 г. — 1 трлн. 787,7 млрд. руб.
Таблица 2.1 Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. рублей
Доходы
Расходы
Профицит, дефицит(-)
2008г.
Январь
1015,5
454,5
561,0
Январь-февраль
2066,9
1372,8
694,1
I квартал
3334,2
2335,9
998,4
Январь-апрель
5154,8
3361,9
1793,0
Январь-май
6410,7
4357,3
2053,4
I полугодие
7543,7
5515,5
2028,1
Январь-июль
9700,1
6626,2
3073,8
Январь-август
10939,7
7634,0
3305,6
Январь-сентябрь
12178,9
8741,5
3437,4
Январь-октябрь
13785,2
9950,6
3834,6
Январь-ноябрь
14743,2
11363,2
3380,0
Год
16003,9
13991,8
2012,1
2009г.
Январь
1059,9
477,0
582,9
Январь-февраль
1889,6
1572,2
317,4
I квартал
3033,5
2807,1
226,4
Январь-апрель
4156,3
4140,7
15,6
Январь-май
5048,2
5210,9
-162,6
I полугодие
6042,7
6619,7
-577,0
Январь-июль
7353,7
7929,1
-575,4
Таблица 2.2Структура консолидированного бюджета Российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в январе-июле 2009 года
Млрд.рублей
В % китогу
Справочно
январь-июль 2008г.
млрд.рублей
в % китогу
Доходы
7353,7
100
9700,1
100
из них:налог на прибыль организаций
758,4
10,3
1645,3
17,0
налог на доходы физических лиц
932,3
12,7
931,5
9,6
налоги и взносы на социальные нужды
1242,6
16,9
1211,9
12,5
из них единый социальный налог
476,6
6,5
466,9
4,8
налог на добавленную стоимость:на товары (работы, услуги), реализуемыена территории Российской Федерации
675,9
9,2
843,2
8,7
на товары, ввозимые на территориюРоссийской Федерации
468,8
6,4
616,5
6,4
акцизы по подакцизным товарам (продукции):
производимым на территории Российской Федерации
182,1
2,5
177,2
1,8
ввозимым на территорию Российской Федерации
9,9
0,1
19,7
0,2
налоги на совокупный доход
123,6
1,7
127,1
1,3
налоги на имущество
365,5
5,0
313,8
3,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользованиеприродными ресурсами
527,3
7,2
1052,6
10,9
задолженность и перерасчеты по отмененнымналогам, сборам и иным обязательным платежам
2,0
0,0
3,9
0,0
доходы от внешнеэкономической деятельности
1157,7
15,7
2031,3
20,9
доходы от использования имущества, находящегосяв государственной и муниципальной собственности
476,5
6,5
236,3
2,4
платежи при пользовании природными ресурсами
53,4
0,7
108,5
1,1
безвозмездные поступления
106,2
1,4
36,1
0,4
доходы от предпринимательской и иной приносящейдоход деятельности
37,8
0,5
44,7
0,5
Расходы
7929,1
100
6626,2
100
из них на:общегосударственные вопросы
682,1
8,6
657,2
9,9
из них на обслуживание государственногои муниципального долга
132,7
1,7
106,3
1,6
национальную оборону
612,8
7,7
498,7
7,5
национальную безопасность и правоохранительнуюдеятельность
642,5
8,1
550,5
8,3
национальную экономику
1245,2
15,7
849,6
12,8
из нее на:топливно-энергетический комплекс
22,8
0,3
13,0
0,2
сельское хозяйство и рыболовство
148,0
1,9
80,6
1,2
транспорт
153,4
1,9
104,8
1,6
дорожное хозяйство
262,8
3,3
264,4
4,0
связь и информатику
19,7
0,2
15,0
0,2
прикладные научные исследования в областинациональной экономики
56,4
0,7
37,0
0,6
другие вопросы в области национальной экономики
507,2
6,4
275,1
4,2
жилищно-коммунальное хозяйство
417,5
5,3
413,0
6,2
социально-культурные мероприятия
4314,9
54,4
3643,9
55,0
Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 августа 2009 г. составил 2811,3 млрд.рублей и снизился по сравнению с 1 июля 2009 г. на 4,9%, Фонда национального благосостояния — соответственно 2858,7 млрд.рублей и увеличился на 1,6%.
продолжение
--PAGE_BREAK--