Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Анализ рынка стройматериалов Украины (2006г.)

Содержание:
Вступление……………………………………………………………………………………….2
Рынок сухихсмесей: стандартизация минус «серый» импорт……………………………….2
Рынокстроительных «бутербродов»…………………………………………………………...3
Строительныеперспективы трубной продукции……………………………………………...5
За стеклом:повышение цен неизбежно………………………………………………………...7
Список использованной литературы………………………………………………………….11
Вступление
Рынок стройматериаловсейчас находится в подвешенном состоянии. Наметившаяся тенденция к ростустоимости стройпродукции пугает закупщиков и строительные компании. Дальнейшеесохранение неопределенности  можетоказать негативное влияние на реализацию ранее запланированных проектов.
Цены на строительныематериалы в Украине в январе-декабре нынешнего года выросли на 30-35%. Такойдостаточно неожиданный скачок цен на стройматериалы связан, прежде всего, сподорожанием энергоносителей, металла и транспортных перевозок (в связи сповышением цен на нефтепродукты). Свою роль в подорожании также сыграло иувеличение заработной платы рабочим, которую подняли на 20%. Нельзя забывать иоб инфляции.
Если будут происходитьнегативные процессы с инфляцией, то это, безусловно, сильно повлияет на рынокстройматериалов.
Напротяжении года выросли в цене следующие материалы: арматура – на 37%, металлопрокат – на 54%, пиломатериалы – на 68%,стеклоокна – на 25%, стандартные стальные трубы – на 39%, черные стальные трубы– на 56%. Поднялись в цене и все виды кирпичей.Так, незначительно подорожал только лицевой силикатный кирпич – 5%, а вотстоимость стандартного силикатного кирпича возросла на 18%, а глиняного(красного) на 55%. В то же время, несколько иная ситуация с ценой на цемент и щебни:цены на эти материалы уверенно росли напротяжении всего года, но в декабре цемент подешевел на 5%, а щебень на 3-4%.
Рынок сухих смесей:стандартизация минус «серый» импорт
Сухие строительные смесив промышленных объемах выпускаются в Украине с 1998 г. В течение 8 лет, вплотьдо 1 октября нынешнего года, выпуск смесей производился на основаниитехнических условий каждого предприятия-производителя.
В Украине впервыевводятся государственные стандарты, регламентирующие производство сухихстроительных смесей.
Основной эффект от новыхнорм – унификация продукции разных производителей, сведение ее в общую систему.Кроме того, введение новой классификации согласно ДСТУ дает надежду, что вТВЭНД сухие строительные смеси будут предоставлены как отдельная группа, что, всвою очередь, создаст благоприятные условия для «прозрачного» и барьеры для«серого» импорта.
Серьезные игроки при продвижении на рынок СССиспользуют дилерские сети, которые могут обеспечить не только продвижениепродукции, но и её информационно-техническое сопровождение. Кстати, при наличиитаких схем между производителем и потребителем возможность появленияконтрафактной продукции сводится к нулю.
Контрафактная продукцияпоявляется всплесками, поэтому оценить ее количество невозможно. К сожалению,никто точно не может сказать, сколько у нас всего производится оригинальныхССС, и сколько подделок. Государственной статистики нет.
Наши производители ССС имеют возможность поставлять свою продукцию на экспорт. Нашипроизводители, не поголовно, конечно, но работают в этом направлении. Продукциянаша конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Рынок строительных«бутербродов»
Рынок сендвич-панелей вУкраине весьма динамичен. В 2004г. емкость рынка была равна примерно 500 тыс.кв. м, а в 2005г. – уже 960 тыс. кв. м, что в денежном эквиваленте составляет€19-20 млн. Специалисты компании «Руукки Украина» оценивают объем рынкасендвич-панелей за прошлый год в 600 тыс. кв. м, за 2006 г. – 800 тыс. кв. м.
Доля импортной продукциина украинском рынке в 2005 г. составляла не менее 25-27% от объема рынка. Изних 46% – панели с наполнителем из пенополиуретана, 41% – с минеральной ватой,остальные – с пенополистиролом.
В нынешнем годуимпортерам удалось усилить свои позиции – доля привозных сендвич-панелей наотечественном рынке увеличилась до 45%. Если ранее представленные на торговомпространстве Украины сендвич-панели делились на дорогие импортные и дешевыеотечественные, то в этом году сформировался средний ценовой сегмент, за счеткоторого, в основном, и растет доля импортной продукции. Европейские материалымедиум-класса отличаются более высоким качеством по сравнению с большинствомукраинских, и при этом стоят не намного дороже. Последнее объясняется тем, чтосебестоимость производимых в больших количествах и по отлаженной технологииимпортных панелей ниже, нежели украинских
Пики сезонной динамикипродаж приходятся на весенний (апрель) и осеннее-зимний (сентябрь-декабрь)периоды. Несколько странный с «общестроительной» точки зрения графикобъясняется тем, что большинство заказчиков стремится закончить строительство вкратчайшие сроки. Заливка фундамента под БМЗ (для облицовки которых вбольшинстве случаев и применяются сендвич-панели) осуществляется в летнийпериод, затем устанавливается каркас. До сендвич-панелей очередь доходит нераньше сентября-декабря. Если строительство не может быть закончено донаступления серьезного похолодания, его переносят на весну. Хотя «сухая»технология монтажа сендвич-панелей позволяет производить его при любых погодныхусловиях, работы с металлическими конструкциями при отрицательных температурахзатруднительны. Сезонность продаж имеет свою отрицательную сторону – в данныйпериод срок поставки импортной продукции увеличивается с трех недель до двухмесяцев.
Ценовая «вилка» длясендвич-панелей среднего класса – €30-45/кв. м. Материалы, стоимость которыхниже €30/кв. м, относятся к эконом-классу, тогда как панели дороже €45/кв. м –к премиум-категории.
Особенностью украинскогорынка сендвич-панелей является то, что конкурентная борьба происходит внутриотдельных качественно-стоимостных категорий продукции. К низшему ценовомусегменту относится продукция украинских производителей, к среднему – BalexMetal, Kingspan и польские панели Ruukki. Материалы высшего класса – сендвичиParoc и Ruukki (изготовленные в Финляндии).
На стоимость материалов взначительной степени влияет тип используемого утеплителя. Уровень цен на панелис различным наполнителем специалисты оценивают следующим образом:
— с минеральной ватой(МВ)– от €35/кв. м;
— с пенополиуретаном(ППУ) – от €30/кв. м;
— с пенополистиролом(ППС) – от €25/кв. м.
Ценовые колебания нарынке сендвич-панелей зависят, прежде всего, от изменений стоимости сырья и вменьшей степени от конкурентной среды. В 2006 г., по словам специалистов,панели подорожали на 8-15% по причине дефицита на европейском и российскомрынке металлов стали с полимерным покрытием и, как следствие, роста цен на этотвид сырья.
Проблемы и тенденции. Одной из насущных проблем украинскихпроизводителей сендвич-панелей является отмена таможенной пошлины наимпортируемые панели, которая до недавнего времени составляла 10% — льготнаяставка и 20% — полная. Теперь у отечественных продуцентов уменьшилисьвозможности для активного наращивания производственных мощностей иусовершенствования технологии.
Другой немаловажнойпроблемой является несоответствие действующей в Украине законодательной базысовременному уровню строительства зданий с применением сендвич-панелей. Нормыбыли разработаны еще в советские времена, когда технология производства данныхконструкций существенно отличалась от нынешних стандартов и требований,выдвигаемых по отношению как к производству, так и к материалам, из которыхизготавливаются сендвич-панели. – Яркий пример – значительные несостыковки ввопросах, касающихся пожарных требований. Практически во всех странах мира разрешеноиспользование сендвичей с наполнителем из пенополистирола, тогда как в Украиневведены большие ограничения по их применению.
Прогнозы и перспективы.В 2007 г. прогнозируется увеличениеобъемов продаж до 1100 тыс. кв. м – при условии стабильности цен емкость рынкав денежном эквиваленте, вероятно, достигнет уровня €40-43 млн. В проектах 2007г. ожидается активное участие иностранного капитала, в том числе российского –об этом можно судить по поступающим в настоящее время предварительным заказам наматериалы, отмечают специалисты. Кроме того, в наступающем году зарубежныепроизводители надеются занять порядка 60% рынка.
Специалисты говорят обувеличении доли сендвич-панелей с наполнителем из пенополиуретана с 20 до 35%.Предпосылкой для такого прогноза служит активизация строительства складскихпомещений для хранения негорючих материалов (согласно строительным требованиям,стены таких помещений могут быть сделаны из материалов с пределом огнестойкости15 минут) и холодильников (для которых всегда применяются пенополиуретановыесендвичи).
Еще одна вероятнаятенденция – постепенное смещение панелей поэлементной сборки в сегмент зданиймалой и средней площади, тогда как для больших объектов будут применятьсяисключительно панели заводского изготовления. Причина в том, что заказчик,возводящий здание большой площади, стремится к быстрому возврату инвестиций,поэтому приоритетна скорость реализации объекта. В этом случае предпочтительнееприменять заводские сендвич-панели, поскольку они монтируются примерно в 4 разабыстрее, чем наборные при разнице в цене около 10% (с учетом стоимости сборки).Для небольших объектов сроки не имеют такого решающего значения – заказчикиготовы немного подождать, если это сэкономит им определенное количествосредств.
В ближайшее времяожидается выход на рынок четырех новых операторов – двух отечественныхпроизводителей и двух импортеров. Операторы прогнозируют активный ростотечественного рынка сендвич-панелей в ближайшие 5-6 лет, после чего темпынесколько замедлятся – ежегодный средний прирост будет составлять не более20-25%.
Строительныеперспективы трубной продукции
Светлое будущее определено. Интерес металлотрейдеров ктрубному сегменту в общей структуре продаж металла строительным компаниямобъясняется несколькими факторами. Первый и наиболее очевидный – рост объемовстроительства. Несмотря на все политические перипетии и связанные с этимнекоторые сложности финансирования строительства, эта отрасльпродемонстрировала в первое полугодие 2006 г. довольно хорошие показателироста. По данным Государственного комитета статистики за шесть месяцев текущегогода украинскими строительными компаниями и организациями выполнено работ на7,1% больше, нежели за тот же период 2005 г. Общая сумма выполненных работ –17,7 млрд. грн. Если учесть, что доля металла в структуре себестоимости новогостроительства составляет порядка 10%, не сложно подсчитать, что строители«взяли» в этом году металла на 1,77 млрд. грн.
Затрудняет статистику, по мнению экспертов-строителей, ипереориентация отрасли на «индивидуализированное» строительство. Сегоднятиповые объекты – явление редкое, если не считать стандартизированных проектовсетей супермаркетов или, например, жилого комплекса.
Отсутствует детальная сегментированная статистика продаж трубнепосредственно строительным компаниям и у металлотрейдеров. До сих поротдельного ежегодного сегментирования статистики продаж «трубы встроительстве», как утверждают трейдеры, не велось. Сейчас это считаетсяперспективным направлением, и, как всякое новое и перспективное направление,точными статистическими данными еще не успело «обрасти»…
Рост объемов потребления труб строительными компаниями,находясь в прямой зависимости от объемов строительства, постоянноувеличивается. А по оценкам специалистов Украинской горно-металлургической компании, уже на осеньэтого года металлотрейдеры прогнозируют увеличение потребления трубнойпродукции строительным сектором на 10%, а на более отдаленное будущее – 15%ежегодно.
В сегменте металлокаркасного строительства тенденция ростапотребления труб – конструкционного назначения – также увеличиваетсяпропорционально объемам строительства таких зданий. Эта технология вообщеотличается металлоемкостью, и бесшовные металлические трубы применяются в нейдовольно широко. Металлокаркасные здания, благодаря высокой скоростивозведения, сегодня являются одними из наиболее востребованных в торговой искладской недвижимости. А эти направления сегодня развиваются в Украине болеечем активно. По данным специалистов компании ASTERA, только в Киеве на 2007-2009 г.г. заявлено открытие порядка15 торговых центров и комплексов площадью свыше 1 млн. кв. м. В регионах в2006-2008гг. планируется ряд крупных проектов торгово-развлекательных центров общейплощадью свыше 1 100 тыс. кв. м.
Клиента привлекут ассортимент и сервис. В светезаявленных перспектив будущее трубно-строительного сегмента видится весьмаоптимистичным. Помимо увеличения объемов продаж, трейдеры прогнозируютсерьезное расширение ассортимента труб. Ассортимент трубной продукции,представленной на украинском рынке, увеличится практически в 2-3 раза, в т.ч. иза счет импорта. Зачастую строительной компании необходима продукция, которуюукраинские заводы не производят, например, профильная российская труба большихдиаметров – 160, 200 мм и т.д. На формирование ассортиментного ряда труб наскладах у металлотрейдеров также окажет влияние потребность строительногосектора в тех или иных видах продукции. Уже сегодня можно формировать определеннуюлинейку продукции под строительство стандартизированных торговых объектовсетевых компаний-ритейлоров.
В данное время наиболее крупными потребителями металлотрубнойпродукции выступают лидеры украинского строительства – компании «Аэробуд»,«Житлоинвест», «Киевгорстрой», СП «Основа-Солсиф», «Укрмостодорбуд» и др. Средиметаллотрейдеров, уверенно работающий в строительном сегменте, – «Интерпайп»,«Леман», «МД Групп», «Техекс», «Украинская горно-металлургическая компания».Однако наиболее налажен трубный сегмент, по отзывам строительных компаний, у«Интерпайп», «МД Групп», «Техекс», «УГМК».
Впрочем, даже трейдерам-лидерам придется побороться запотребителя «премиум»-класса уровня холдинга «Киевгорстрой». И здесь трейдерыделают ставку на своевременность поставок, наличие достаточного количества иассортимента продукции на складе, разнообразные сервисные услуги. Разумеется,неоспоримым «якорем» выступят ценовые преимущества. Как пояснили специалистыУкраинской горно-металлургической компании, приемлемая стоимость продукции дляпотребителя обеспечивается за счет прямых поставок труб от производителей. Ещеодно преимущество металлотрейдеров в конкурентной борьбе – гибкий подход кработе со строителями, предполагающий возможность осуществлять заказ металлопродукциив количестве и ассортименте, необходимых на конкретной строительной площадке.
За стеклом: повышениецен неизбежно.
Не смотря на резкоеподорожание стекла на 50 %, «светопрозрачной» продукции, как минимум, на 20%,спрос отнюдь не упал, отмечают операторы рынка. Однако ситуацию взял под свойконтроль Антимонопольный комитет Украины. «В связи с резким скачком цен настекло, мы начали расследование наличия обоснованных для этого причин», — говорят в пресс-службе АМКУ.
Потребности превышаютвозможности. В Украинепроизводство стекла обеспечивают ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (г.Лисичанск, Луганской обл.), ООО «Стройстекло» (г. Константиновка, Донецкойобл.), ОАО «Львовский мехстеклозавод», ООО «Бучанский завод стеклоизделий» (г.Буча, Киевской обл.). Высококачественное термически полированное флоат-стекломарок М1, М2 и М7 (крупноформатное) производит ЗАО «Лисичанский стеклозавод«Пролетарий».
ООО «Стройстекло» и ОАО«Львовский мехстеклозавод» выпускают тянутое стекло (ВВС) марок М5 и М6. Это стеклоимеет ограниченное применение — мелкоформатное оконное и тепличное остекление.
Сегодня в стране –дефицит мощностей производства флоат-стекла и как следствие, наблюдаетсязначительный дефицит отечественного высококачественного листового стекла. «Сейчаспотребность в стекле в Украине составляет 30,2 млн. куб. м. Производится желишь 24,2 млн. куб. м, — говорит исполнительный директор Ассоциации предприятийстекольной промышленности Владимир Мещеряков. – За последние два годапотребление продукции стекольной промышленности возросло на 60%. Производствоже осталось на месте». Это обусловлено также изношенностью оборудования наукраинских предприятиях.
«Лисичанский стекольныйзавод «Пролетарий» обеспечивает 30% рынка флоат-стекла, 20% – импортируется изБеларуси, столько же – из Бельгии, до 15% — из России. Остальное приходится напродукцию, изготовленную во Франции, Великобритании, США: импортируется стеклоизвестных мировых фирм Glaverbel, Guardian, «Pilkington», «Saint-Gobain»,производства их дочерних предприятий в Польше, Германии, Австрии, Франции,Швеции, Финляндии.
Чем объясняют подорожаниестекла украинские производители? Это можно объяснить увеличениемпроизводственных затрат в связи с повышением цен на газ, сырье и материалы.Растут транспортные расходы, заработные платы рабочих.
В то же время рост цен наэнергоресурсы, конечно, мог повлиять на стоимость стекла, однако АМКУ намеренпресечь возможные злоупотребления.
Тем не менее, растет вцене и импортное стекло. Правда, если отечественное подорожало до 50%, тоимпортное – всего на 20%. Эксперты объясняют это увеличением спроса на него встранах Западной Европы.
Итак, в наличии – дефицитстекла на внутреннем рынке, недостаточные мощности для его насыщения,подорожание энергоносителей на фоне энергоемкого производства. Как это скажетсяна кошельке потребителя?
Переориентация наимпорт? Рост цен настекло этим летом отличился «выдающейся» динамикой. Если в мае нынешнего годаквадратный метр строительного стекла стоил 23 грн., в июне – 24, то уже в июлецена поднялась в полтора раза – 36грн./кв. м. К концу года, прогнозируютэксперты, можно ожидать и все 50 грн./кв. м.
Как известно, стекло –один из обязательный строительных материалов, широко используемых, в частности,в жилищном строительстве. На данное время стоимость окон повысилась как минимумна 20% (а при подорожании стекла до 50 грн./кв. м может вырасти до 40%).Учитывая, что также подорожал на 20-30% товарный бетон и примерно на столько жеокрашенный металл (металлочерепица, профнастил), не сложно предположитьочередной рост цен на новые квартиры.
Но, как уже говорилось,подорожание стекла на летних объемах продаж у «оконщиков» не сказалось. Болеетого, в июне зарегистрирован рост спроса на стеклопакеты на 100-200%. По оценкеспециалистов компании «Стимекс», объемы продаж окон данного предприятия вырослив полтора раза. При этом потребители предпочитают надежность и гарантиюкачества. Предпочтение отдается продукции с высокими тепло- извукоизоляционными свойствами. Частично такую ситуацию операторы объясняюттрадиционным сезоном ремонтов. Частично – ожиданием проблем с отоплением зимой,желанием потребителей минимизировать потери тепла, большая часть которого«уходит» именно через окна.
Впрочем, окна – товарсезонный, с декабря по май спрос на него ощутимо падает. И возможное дальнейшееподорожание стекла, влияющее на конечную стоимость окна, может негативносказаться на объемах продаж. Пока многие компании еще работают на старыхзапасах. Это подтвердили в Киевском заводе алюминиевых строительныхконструкции, в компании «Талисман-групп». Некоторые производители окон имеютдолгосрочные контракты с поставщиками стекла, поэтому какое-то время цены на ихпродукцию повышаться не будут.
Зима – время длязаключения договоров и закупки стекла для «оконщиков». Теперь же им придетсяпозаботиться еще и о хранении запасов, т.е. о складских помещениях.
Специалисты прогнозируютситуацию, когда многие компании переориентируются на импортное стекло. Частичнокомпенсировать ситуацию можно за счет сокращения экспорта стекла отечественнымипроизводителями, считают в ЗАО «Пролетарий», которое планирует сократитьпоставки продукции за рубеж и увеличить наполнение внутреннего рынка в связи сувеличением спроса.
Подорожание«светопрозрачной» продукции неизбежно, утверждают эксперты. Вопрос в том,насколько «справедливым» и корректным оно будет. Контролем ситуации и займетсяАМКУ.
Рынок и его участники. В 2005 г. производство стекла литого, прокатного,дутого или тянутого, листового или профилированного сократилось на 4,3% посравнению с 2004 г. до 8,7 млн. кв. м. В Украине производство стеклаобеспечивают ЗАО «Лисичанский стеклозавод „Пролетарий“ (г.Лисичанск, Луганской обл.), ООО „Стройстекло“ (г. Константиновка,Донецкой обл.), ОАО „Львовский мехстеклозавод“, ООО „Бучанскийзавод стеклоизделий“ (г. Буча, Киевской обл.).
Высококачественноетермически полированное флоат-стекло марок М1, М2 и М7 (крупноформатное)производит ЗАО „Лисичанский стеклозавод “Пролетарий». ООО«Стройстекло» и ОАО «Львовский мехстеклозавод» выпускаюттянутое стекло (ВВС) марок М5 и М6. Это стекло имеет ограниченноеприменение  — мелкоформатное оконное итепличное остекление. Имеется дефицит мощностей производства флоат-стекла.
Литое, прокатное, дутоеили тянутое стекло характеризуется относительно низким качеством поверхности ибольшими оптическими искажениями. Такие виды стекла используются при остекленииобъектов, к которым не предъявляются требования по оптическим искажениям(склады, теплицы), или для декоративного оформления зданий. Сегодня уважающиесебя производители предпочитают работать с качественным флоат-стекломотечественным, а также французским и бельгийским.
Наблюдается значительныйдефицит отечественного высококачественного листового стекла. Это обусловленоизношенностью оборудования на украинских предприятиях. Импортируется стеклоизвестных мировых фирм — Glaverbel, Guardian, «Pilkington», «Saint-Gobain»,производства их дочерних предприятий в Польше, Германии, Австрии, Франции,Швеции, Финляндии.
В Украине почти всенаружное остекление зданий выполнено обычным стеклом, которое хорошо пропускаетсвет, но является хрупким материалом, представляющим опасность в случаевыпадение элементов фасада. Лучше в этом смысле закаленное стекло. Такое стеклона 30-40% дороже обычного. Такую продукцию предлагают заводы в Киеве,Днепропетровске, Лисичанске и Львове. В целом же на строительство приходится30% от выпущенного закаленного стекла, остальное уходит  для автотранспорта, бытовой техники ипредметов интерьера.
Список использованной литературы:
1.                          Информационныйпортал УГМК. М. Грималюк, Т.Шульга. За стеклом: повышение цен неизбежно. www.ugmk.info/?art=1156146838
2.                          Информационныйпортал УГМК. М. Грималюк. Хрупкий спрос: стекольный рынок в Украине. www.ugmk.info/?art=1153499394
3.                          Информационныйпортал УГМК. М. Грималюк. Рынок сухих смесей: стандартизация минус «серый»импорт. www.ugmk.info/?art=1158588531
4.                          Информационныйпортал УГМК. А. Ижицкая. Рынок строительных «бутербродов». www.ugmk.info/print.php?art=1157360717
5.                          Информационныйпортал УГМК. Т. Шульга. Строительные перспективы трубной продукции. www.ugmk.info/print.php?art=1157381668


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы технологии и концепции утилизации углеродосодержащих промышленных и твердых бытовых отход
Реферат Технология коньяка
Реферат Примеры решения задач по курсу химии
Реферат Л. Дюги. Теория социальной солидарности
Реферат Показатели эффективности инвестиций
Реферат Конституция Европейского Союза
Реферат Ісландія та країни Балтії
Реферат Анализ собственных и привлеченных средств банка
Реферат Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД когнитивные и коммуникативные
Реферат The Theme Of Coming Of Age In
Реферат Программа комплексной ревизии произв. и фин-хоз. деят-ти с/х орг-ции
Реферат Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио (1869–1949)
Реферат Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
Реферат Обработка материалов электрическим током и лазером
Реферат Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и по