Содержание
введение …………………………………………………………………….3
1. Экономическая деятельность торговой организации..7
1.1. Содержание экономической деятельности…………………………..7
1.2. Сущность расходов торговой организации, их состав и классификация………………………………………………………………...12
1.3. Порядок списания расходов по продажам товаров в торговых организациях…………………………………………………………………..26
2.Анализ расходов ООО «промкомплект» и их экономическое обоснование……………………………………..35
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Промкомплект»………………………………………………………………35
2.2. Анализ расходов ООО «Промкомплект»……………………………46
2.3. Выявление резервов снижения расходов……………………………55
заключение ………………………………………………………………62
список испошльзованной литературы ………………………64
приложения……………………………………………………………….68
Введение
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике способствовали проявлению многообразных форм хозяйственной деятельности, одной из которых является индивидуальное предпринимательство. Наиболее привлекательной сферой деятельности предпринимателей – торговля. Среди главных достоинств малых и средних предприятий можно назвать их оперативность и возможно быстро адаптироваться к новым условиям.
Тема выпускной квалификационной работы — «Анализ формирования расходов предприятия торговли и их экономическое обоснование» — выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что расходы являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организации торговли.
При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия торговли несут определенные затраты. Затраты – это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких – либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины – это потери.
Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком». [1, ст.252.с.431].Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными затратами – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по действующим нормативным документам расходами можно призвать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода…». [1, ст.252.с.431].
Однако не все затраты торговых предприятий признаются расходами, необходимыми к вычету при определении величины прибыли.
Издержки (вообще) – это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности. Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы, цель которой – исследовать формирование расходов организации и их экономическое обоснование. Для достижения цели в работе буду решены следующие задачи:
- изучена сущность экономической деятельности торговой организации;
- исследована сущность расходов торговой организации, их состав и классификация;
- показан порядок списания расходов по продажам товаров в торговых организациях;
- дана организационно-экономическая характеристика торговой организации;
- проанализированы расходы торговой организации;
- предложены мероприятия по оптимизации расходов торговой организации.
Предмет выпускного квалификационного исследования - хозяйственная деятельность торговой организации.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Промкомплект» (в дальнейшем ООО «Промкомплект»).
Теоретическая база исследования.Теоретической базой работы послужили труды современных ученых экономистов, статьи в периодической печати посвященные методам анализа расходов торговой организации.
Методологическая база исследования.В основе дипломной работы лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их взаимосвязи и постоянном развитии. Системный подход к объекту исследования реализован при помощи следующих общенаучных методов и приемов: графических изображений, анализа, группировки и сравнения.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия:
— Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. «Хозяйственные товарищества и общества» (ст.66-106)
— Федеральный закон «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации»;
— Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
— Устав Общества с ограниченной ответственностью «Промкомплект».
Изучались труды отечественных и зарубежных ученых Денисовой И. Н., Ньюмэна Э., Николаевой Г. А., Патровой В. В., а также материалы периодической печати, материалы финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.
Практическая значимость работы.В выпускной квалификационной работе предложены направления оптимизации расходов торговой организации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, таблиц, рисунков, приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Экономическая деятельность торговой организации» раскрывается содержание экономической деятельности, сущность расходов торговой организации, их состав и классификация, показывается порядок списания расходов по продажам товаров в торговых организациях.
Вторая глава выпускной квалификационной работы «Анализ расходов ООО «Промкомплект» и их экономическое обоснование» посвящена непосредственному анализу расходов, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия.
1. Экономическая деятельность торговой организации
1.1. Содержание экономической деятельности
Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.
Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказания содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.
Для того чтобы осуществлять продажу товаров, торговля выполняет специфические, технологические и хозяйственные операции, направленные на хранение и доставку товаров, подготовку их к продаже и ведение самого процесса продажи.
Инфраструктура внутренней торговли представляет собой совокупность торговых структур, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.
Внутренняя торговля представляет собой одну из важных сфер жизнеобеспечения населения. При ее участии произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства. НДФЛ и акцизы – элементы цены которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
Внутренняя торговля включает оптовую и розничную торговлю.
Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или их небольшим количеством конечному потребителю. Этот процесс выступает завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.
Истинная функция торговли – это купля ради продажи. Для ее осуществления необходимо довести товары до потребителей. В данном случае торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения ( транспортировка товаров, их хранение, расфасовка и упаковка и т.п.)
Процесс купли и продажи товаров складывается из двух этапов: купля товаров, которая означает передачу их производителями торговым организациям, и продажа товаров потребителям. Задержка товаров в сфере обращения на втором этапе отрицательно влияет на кругооборот общественного продукта, на снижение эффективности производства. Поэтому перед торговлей стоит задача мобилизовать имеющиеся резервы по ускорению реализации товаров. Тем самым она будет способствовать обеспечению непрерывности воспроизводства общественного продукта и повышению его эффективности. Основными хозяйствующими субъектами, осуществляющие процесс купли-продажи, являются предприятия (организации).
В условиях нарастающей конкуренции на розничном рынке успех любого предприятия кардинальным образом зависит от точности и своевременности представления руководству данных о работе компании и о ситуации на рынке, а руководство в свою очередь должно сделать выводы, найти правильные пути дальнейшего развития его предприятия. Для совершенствования экономической деятельности предприятия необходимо закрепится на рынке. Для закрепления на рынке ему необходимо использовать различные тактики, например расширение сферы деятельности, увеличение ассортимента предлагаемых услуг, увеличить товарооборот, улучшить конкурентоспособность.
Конкурентоспособное предприятие должно планироваться не с позиции «изнутри — наружу», а наоборот — двигаясь «извне — внутрь». Потребности и запросы покупателей, а также состояние и условия конкурентной борьбы должны быть хорошо известны, чтобы можно было в максимальной степени использовать преимущества собственной коммерческой идеи.
Самой важной характеристикой предприятия являются контрольные цифры, финансовый план, результирующий прибыль, убытки и издержки товарооборота. Необходимо проводить финансовое планирование для расчета потребности в капитале. Все планы, без исключения, основываются на тщательном анализе конъюнктуры рынка и деятельности конкурентов.
Для проведения конкурентной борьбы можно применять различные средства:
• установить на продукцию цены, более низких по сравнению с ценами конкурентов;
• вывести на рынок новый продукт и создать новые потребности;
• улучшить обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;
• улучшить и расширить систему сбыта и распределения;
• улучшить и усилить рекламу и систем продвижения продукта.
Сочетание базовых условий проведения рекламных кампаний (ровно те же условия, которые Вы ставите и при размещении рекламы в других медиа) и концепции рекламных носителей в Интернет позволит оценивать показатели эффективности в каждом конкретном случае. Именно в процессе адаптации рекламной концепции будут определены все ключевые аспекты, отвечающие за эффективность размещений. Например, какая информация должна быть на Вашем рекламоносителе?
Само рекламное предложение должно быть достаточно убедительным, чтобы привлеченное внимание не пропало даром, чтобы у контактирующего с рекламным носителем пользователя сети возник побудительный мотив получить более подробную информацию. Не столь важно, что именно Вы предлагаете выбрать пользователю, гораздо важнее — как Вы это делаете. Даже в том случае, если возможность выбора является относительной — при четком и однозначном рекламном предложении, практически всегда стоит поискать возможность вовлечь пользователя в процесс ознакомления с продуктом до перехода на сайт — прямо внутри баннера. Оригинальное оформление интерактивных элементов (реагирующих на действия пользователя) и небольшая порция юмора позволяют начать взаимодействие с Вашим рекламным предложением, когда пользователь еще не разобрался в его сути, и, может быть, даже и не собирался знакомиться с предлагаемой ему информацией в данный момент. Но ему стало интересно, и он произвел несколько действий, которые не приводят к открытию новых окон и ожиданию загрузки новых страниц.
Формирование предварительного интереса позволяет обеспечить существенное увеличение эффективности рекламных носителей, иными словами — «клики» будут стоить дешевле. Но для того, чтобы не «отпугнуть» потенциального клиента в последний момент, ни в коем случае нельзя допускать ситуации, при которой после всех действий по выбору возможных вариантов предложения привлеченный посетитель попадал на заглавную страницу сайта рекламодателя. При таком переходе посетителю необходимо искать на этом сайте то, что показалось ему интересным. Далеко не всегда это предложение просто найти — как минимум на это нужно потратить несколько минут, и при этом чувствовать себя обманутым — весь его «предварительный выбор» — просто средство «завлечения», не более того. Не очень хорошее начало знакомства. Первый — интерактивная составляющая рекламного предложения, демонстрируемого потребителю, то есть возможность взаимодействовать с баннером без перехода на сайт рекламодателя. Для этого в самом «теле» баннера предоставляется возможность выбрать интересующее его предложение, т.к. обычно клиентам (или потребителям) не предлагаются строгие типовые программы, не предполагающие хоть какого-то выбора. Например, для косметологического салона это может быть выбор косметики в зависимости от производителей, расцветок, компонентов, цены; для покупателя обуви могут быть показаны возможные комплекты комплектации кожно-галантерейной продукции (сумки, перчатки, и т.д.)
Заняв более устойчивые позиции на рынке нельзя останавливаться. Так, лидер рынка может пытаться продолжить свою деятельность следующими способами:
1) Расширить общий рынок продукта за счет привлечения новых потребителей, поиска новых возможностей использования продукта либо же интенсификации потребления продукта;
2) Расширить свою долю на рынке в том случае, если взят курс на ускоренный рост, или сохранить имеющуюся долю рынка в случае, если не предполагается ускоренного роста предприятия.
Отстаивая свои ведущие позиции на рынке, лидер может применить одну из четырех стратегий конкуренции. Во-первых, он может придерживаться стратегии инновации, базирующейся на ведущих позициях в создании новых продуктов и систем их доведения до клиентов. Во-вторых, лидер может использовать стратегию закрепления,позволяющую сохранять конкурентную силу. При этой стратегии внимание концентрируется на поддержании приемлемых цен и на обновлении продукта за счет новых размеров, форм и марок. В-третьих, предприятие может реализовывать стратегию конфронтации, предполагающую быстрые и направленные ответные действия в отношении бросающего вызов. Средствами проведения данной стратегии являются ценовые выпады против атакующего, проведение политики продвижения своего продукта на его рынке, проникновение в систему распределения и т.п. В-четвертых, лидер может задаться целью установить беспокойство конкуренту. Для этого предприятие может организовать критику конкурента, попытаться воздействовать на его основныхпоставщиков и тех, кто распределяет его продукцию, начать переманивать ключевых сотрудников и т.п.
Таким образом, при формировании своего стратегического поведения в конкурентной борьбе торговая организация может планировать определенные действия, которые носят:
— либо наступательный (наступление на сильные, слабые стороны конкурента, захват стратегических рубежей, партизанские нападения, упреждающие действия и т.д.);
— либо оборонительный характер (поддержание низких цен, освоение новых технологий, заключение эксклюзивных договори т.д.).
1.2. Сущность расходов торговой организации, их состав и классификация
Хозяйственная деятельность связана с производством товаров (работ и услуг) и их продвижением в результате реализации от производства до потребителей. На всех этих этапах имеют место затраты живого и овеществленного труда. В процессе создания продукции (товаров) определяется ее фактическая производственная себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции (товаров). А затраты, связанные с движение товаров от производства до потребителей, включая и их реализацию конечным потребителям, представляют собой издержки обращения. Их следует рассматривать как себестоимость закупки, доставки и реализации товаров.
Понятие затрат – это многофункциональная категория. На предприятиях торговли различают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров).
По любым затратам перед предприятием стоит главная задача – обеспечить их эффективное использование.
С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и переменные.
Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Условно-постоянные:
- транспортные расходы; проценты за пользование краткосрочными ссудами;
- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
- потери товаров при переработке, хранении и реализации;
- расходы по операциям с тарой;
- платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);
- расходы на дополнительную' оплату труда;
- начисления (отчисления на социальное страхование ) на переменную часть заработной платы;
- налоги и отчисления, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту
Условно-переменные:
- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта;
- расходы на рекламу; расходы по операциям с тарой;
- расходы на ремонт основных средств;
- платежи по страхованию имущества (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);
- прочие материальные и приравненные к ним статьи.
Научная классификация издержек обращения предопределяется содержанием и структурой занятого в торговле живого и овеществленного труда, характером услуг, оказываемых торговле другими отраслями хозяйства. В соответствии с этим издержки обращения торговли делятся на прямые и косвенные.
Такая дифференциация издержек обращения позволяет установить соотношение между затратами живого и овеществленного труда в торговле, исчислить меру оплачиваемых услуг других отраслей, более рационально управлять трудовыми и технологическими процессами.
В оптовой торговле для целей учета, анализа и планирования издержек обращения установлена их номенклатура. Помимо прямых расходов, в издержки обращения оптовой торговли включаются косвенные расходы, связанные с содержанием административно-управленческого аппарата вышестоящих звеньев, эксплуатацией складов и баз оптовых организаций. Предприятиям предоставляется право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса РФ. Основными задачами учета издержек обращения предприятий торговли являются обеспечение своевременного, полного, достоверного отражения фактических расходов и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. закупки и реализации, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
В целях планирования, учета и отчетности издержек обращения предприятиями торговли рекомендуется применять следующие статьи издержек обращения:
1. Транспортные расходы
2. Расходы на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
5. Амортизацию основных средств
6. Расходы на ремонт основных средств
7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов
8. Расходы на хр