Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Этика делового общения: сущность и значение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Дальневосточный институт международного бизнеса








Этика и этикет делового общения
(Реферат)






















      студент группы 327
Быков В.А.
Руководитель:
ШишмаковВ.Т.














        Хабаровск 2006. 
План.
1.    Введение.
2.    Противоречиваясущность мотивации общения:
3.    Коммуникативнаясторона общения.
4.    Невербальныесредства общения.
5.    Перцептивнаясторона общения.
6.    Основные принципыделового этикета.
7.    Влияниеиндивидуальных психологических качеств личности на общение.
8.    Диалоговоеобщение.
9.    Правила общенияпо телефону.
10.                      Этика ипсихология деловых бесед и переговоров.
11.                      Заповеди деловогочеловека.
12.                      ТЕСТЫ.
13.                      Заключение.
14.                      Библиография.
15.                      Литература.





























Введение.

Деловое общение — необходимаячасть чело­веческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным иодним из главных регуляторов этих отношений выступают этиче­ские нормы, вкоторых выражены наши пред­ставления о добре и зле, справедливости и не­справедливости,правильности или неправиль­ности поступков людей. И общаясь в деловомсотрудничестве со своим подчиненными, на­чальником или коллегами, каждый такили ина­че, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но взависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое со­держание вних вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может какоблегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решениипостав­ленных задач и достижении целей, так и затруд­нить это общение или дажесделать его невоз­можным.,- Хочется надеяться, что настоящий раздел вопределенной степени поможет чита­телю не только осознать те, частоскрытые от первого взгляда, проблемы, которые возникают в процессе деловогообщения и служат ему пре­пятствием, но и успешно справиться с ними.
Этика (от греч. ethos— обычай, нрав)— учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Ари­стотельдля обозначения практической философии, кото­рая должна дать ответ на вопрос,что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis—нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком.Мо­раль — важнейший способ нормативной регуляции общест­венных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье,быту, по­литике, науке, труде и т. д.
Важнейшими категориями этикиявляются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг»,«совесть» и т.д.

Противоречивая сущность мотивации общения

Нормы морали получают своеидейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должносебя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала,образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческомвремени и социаль­ном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи и уразных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, среально существующей нравственной ре­альностью, фактическими нормами поведениялюдей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внут­реннимстержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженноесоотношение понятий сущего и должного».
В этом противоречии междудолжным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (втом числе и де­лового общения и поведения человека). С одной стороны, чело­векстремится вести себя нравственно, должным образом, а с другой — ему необходимоудовлетворить свои потребности, реа­лизация которых очень часто связана снарушением нравствен­ных норм. Этот внутренний конфликт между возвышеннымидеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и не­посредственнымжеланием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно онпроявляется в этике дело­вого общения, потому что именно в этом видеобщения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешнимдля индивидов.
Общение — процесс взаимодействия общественных субъек­тов: социальныхгрупп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом,способностями и ре­зультатами деятельности. Общение выступает как способ бытияобщества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личностии ее самореализация. По мнению Ари­стотеля, способность вступать в общениеотличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от«сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в об­щение или, считаясебя существом самодовлеющим, не чувству­ет потребности ни в чем, уже несоставляет элемента государст­ва, становясь либо животным, либо божеством».
Специфика делового общения обусловленатем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельности,связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этомстороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которыеопределяют не­обходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) пове­дениялюдей. Как и всякий вид общения, деловое общение име­ет исторический характер,оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Егоотличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не являетсясамоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Вусловиях рыночных отношений — это прежде всего получение максимальной прибыли.
С учетом всего сказанного этикуделового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правили пред­ставлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе ихпроизводственной деятельности. Она представляет собой ча­стный случай этикивообще и содержит в себе ее основные ха­рактеристики.
Деловое общение — это сложный многоплановый про­цесс развития контактовмежду людьми в служебной сфе­ре. Его участники выступают в официальных статусахи ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Спецификой являетсярегламент — подчинение установ­ленным ограничениям, определенных национальнымии культурными традициями, профессиональными этически­ми принципами.
Известны «писаные» и «неписаные»нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. При­нятыйпорядок и форма обхождения на службе называет­ся деловым этикетом. Его основнаяфункция — формиро­вание правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй позначению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.Современный отече­ственный служебный этикет имеет интернациональные признаки,потому что его основы фактически были зало­жены в 1720 году «Генеральнымрегламентом» Петра I, в котором были заимствованызарубежные идеи.
Деловой этикет включает всебя правила:
•  нормы, действующиев сфере общения между рав­ными по статусу членами коллектива (горизонтальные);
•  наставления, определяющие характерконтакта ру­ководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считаетсяприветливое и предуп­редительное отношение ко всем коллегам по работе, парт­нерам,независимо от личных симпатий и антипатий, Регламентированность деловоговзаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение ре­чевогоэтикета — разработанных обществом норм языко­вого поведения, типовых готовых«формул», позволяю­щих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы,благодарности и т. д. (например, «здравствуй­те», «будьте добры», «разрешитепринести извинения», «счастлив познакомиться с вами»). Эти устойчивые кон­струкциивыбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействиепредполагает, что люди устанавливаютконтакт друг с другом, обмениваются оп­ределенной информацией для того, чтобыстроить со­вместную деятельность, сотрудничество. Этапы общения:
•  установка контакта (знакомство, пониманиедругого человека);
•  ориентировка в ситуации общения, осмыслениепро­исходящего, выдержка паузы;
•  обсуждение интересующей проблемы;
•  решение проблемы;
•  завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты строятся на партнерских на­чалах, исходят из взаимныхзапросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышаеттрудовую и творческую активность, является важным фактором технологическогопроцесса производства, бизнеса.
Виды делового общения по способуобмена инфор­мацией — устное и письменное. Устные виды, в своюочередь, подразделяются на монологические и диало­гические.
К монологическим видамречи относят приветствен­ную речь; торговую (реклама); информационную; доклад(на заседании, собрании).
Диалогические виды речи: деловой разговор (крат­ковременный контакт, преимущественно на одну
тему); деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений); переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу); ин­тервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (со­брание);
пресс-конференция; контактныйделовой раз­говор (непосредственный, «живой» диалог); телефонный разговор.
В прямом контакте инепосредственной беседе наиболь­шее значение имеют устная и невербальнаякоммуника­ции. Беседа или передача сообщений по телефону явля­ются самымираспространенными формами коммуника­ций, их отличает непосредственный контакт ибольшое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую(формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды деловогообщения — это служеб­ные документы:деловое письмо, протокол, отчет, справ­ка, докладная и. объяснительная записка,акт, заявле­ние, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение,указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может бытьразделено на: материальное — обмен предметами и продуктами дея­тельности; когнитивное — обмен знаниями; мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мо­тивами, потребностями; деятелъностное — обмен дей­ствиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения: непосредственное, которое осу­ществляется с помощью рук, головы, туловища, голосо­вых связок и т.д.; опосредованное— связанное с исполь­зованием специальных средств и орудий (письма, теле­факс и др.); прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения (телефонный разговор, пря­мой эфир и др.); косвенное — осуществляется через по­средников (другие люди).
Структура общения
К структуре общения можноподойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной психоло­гииструктура общения характеризуется путем выделе­ния в нем трех взаимосвязанныхсторон.
Стороны общения:коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторонаобщения, или коммуни­кация в узком смыслеслова, состоит в обмене информа­цией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимисяиндивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс вос­приятия друг друга партнерамипо общению и установ­ления на этой основе взаимодействия.
Функции общения: 1)информационно-коммуникатив­ная,
2) регуляционно-коммуникативная,
3) аффективно коммуникативная.
Задача заключается в том, чтобытща­тельно проанализировать, в том числе на эксперимен­тальном уровне,содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальнойдействительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух дру­гих,и выделение их возможно лишь для анализа, в час­тности для построения системыэкспериментальных ис­следований. Все обозначенные здесь стороны общения вы­являютсяв малых группах, т. е. в условиях непосред­ственного контакта между людьми.
Отдельно рассматриваются вопросыо средствах и ме­ханизмах взаимодействия людей. В социальной психоло­гии кмеханизмам воздействия традиционно относятся:
1) процессы психическогозаражения,
2) внушения (или суггестии),
3) подражания, Хотя каждый изэтих меха­низмов возможен и в случае непосредственного контакта, но гораздобольшее, самостоятельное значение они полу­чают именно в ситуациях массовогообщения.
В этой схеме не рассматриваютсяни механизм, ни фор­мы, ни функции общения в том широком смысле слова, окотором шла речь выше. В принципе, следует, напри­мер, говорить о двух рядахфункций общения: социальных и собственно социально-психологических. Однако прак­тическаясоциальная психология анализирует преимуще­ственно вторые, проблемы же,связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставят­ся.Это объясняется тем обстоятельством, что в сложив­шейся традиции проблемы этиисследуются в русле дру­гих дисциплин, в частности в социологии. Считать этобольшим достоинством психологии не приходится. Одна­ко на данном этапе ееразвития практически к такого рода проблемам она не приступала. Рассмотримхаракте­ристики каждой из выделенных сторон общения.
Коммуникативнаясторона общения.

Когда говорят о коммуникации вузком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совме­стнойдеятельности люди обмениваются между собой раз­личными представлениями, идеями,интересами, настро­ениями, чувствами, установками и пр. Все это можнорассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть поняткак процесс обмена инфор­мацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаги интерпретировать весь процесс человеческой ком­муникации в терминах теорииинформации. Однако та­кой подход нельзя рассматривать как методологическикорректный, ибо в нем опускаются некоторые важней­шие характеристики именночеловеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи инфор­мации.Не говоря уже о том, что при таком подходе фик­сируется в основном лишь однонаправление потока ин­формации, а именно: от коммуникатора к реципиенту(введение понятия «обратной связи» не изменяет сути дела), здесь возникает иеще одно существенное упуще­ние. При всяком рассмотрении человеческой коммуника­циис точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: какинформация передается, в то время как в условиях человеческого общения инфор­мацияне только передается, но и формируется, уточня­ется, развивается.
Специфические особенностиобмена информации при коммуникации междудвумя людьми.
Во-первых, общение нельзярассматривать как отправ­ление информации какой-то передающей системой или какприем ее другой системой потому, что в отличие от простого «движенияинформации» между двумя устрой­ствами здесь мы имеем дело с отношением двухиндиви­дов, каждый из которых является активным субъектом: взаимноеинформирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит,что каждый участ­ник коммуникативного процесса предполагает активность также ив своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другойучастник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя емуинформа­цию, на него необходимо ориентироваться, то есть ана­лизировать егомотивы, цели, установки (кроме, разуме­ется, анализа и своих собственных целей,мотивов, уста­новок). Но в этом случае нужно предполагать, что в от­вет напосланную информацию будет получена новая ин­формация, исходящая от другогопартнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движениеинформации», но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфическичеловеческом обмене информацией заключается в том, что здесь осо­бую рольиграет для каждого участника общения значи­мость информации. Эту значимостьинформация приоб­ретает потому, что люди не просто «обмениваются» зна­чениями,но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии,что информа­ция не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэто­му в каждомкоммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение ипознание.
Во-вторых, характер обмена информациеймежду людь­ми, а не между, предположим, кибернетическими уст­ройствамиопределяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять другна друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предпо­лагаетвоздействие на поведение партнера, т. е. знак из­меняет состояние участниковкоммуникационного процес­са. Коммуникационное влияние, которое здесь возника­ет,есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта надругого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряетсяименно тем, насколько удалось это воздействие. Это оз­начает (в определенномсмысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками ком­муникации.Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
В-третьих, коммуникативноевлияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда чело­век,направляющий информацию (коммуникатор), и че­ловек, принимающий ее (реципиент),обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденномязыке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в комму­никативномпроцессе постоянно меняются местами. Вся­кий обмен информацией между нимивозможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значенияизвестны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единойсистемы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг дру­га. ЕщеЛ. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов».Поэтому у общаю­щихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — нетолько лексическая и синтаксическая систе­мы, но и одинаковое пониманиеситуации общения, что возможно при включении коммуникации в общую систе­мудеятельности.
В-четвертых, в условияхчеловеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуника­тивныебарьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо каналекоммуникации или с по­грешностями кодирования и декодирования. Они носятсоциальный или психологический характер. С одной сто­роны, такие барьеры могутвозникать из-за того, что от­сутствует единое понимание ситуации общения,вызванное не просто разным «языком», на котором говорят участ­никикоммуникативного процесса, но и более глубокими различиями, существующими междупартнерами. Это мо­гут быть социальные, политические, религиозные, про­фессиональныеразличия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самыхпонятий, употреб­ляемых в процессе коммуникации, но и вообще различ­ноемироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порожденыобъективными соци­альными причинами, принадлежностью партнеров по ком­муникациик различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступаетвключенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений.Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она естьлишь сторона об­щения. Естественно, что процесс коммуникации осуще­ствляется ипри наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но всяситуация комму­никативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры прикоммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер:они могут возникнуть или вследствие индиви­дуальных психологическихособенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них,скрытность другого, присутствие у кого-то черты, полу­чившей название«некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого родапсихо­логических отношений: неприязни по отношению друг к ДРУГУ, недоверия. Вэтом случае четко выступает связь, которая существует между общением иотношением.
Различают следующие типыинформации — побу­дительную и констатирующую.Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулиро­вать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, мо­жет быть различной: активизация (побуждение к дей­ствию в заданном направлении), интердикция (побужде­ние, не допускающее определенных действий, запрет не­желательных видов деятельности), дестабилизация (рас­согласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).Констатирующая информация выступает в форме со­общения, используется в различных образовательных системах, не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Харак­тер сообщения может быть различным: мера объективно­сти варьируется от нарочито «безразличного» тона изло­жения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникато­ром (тем лицом, от которого исходит информация),Передача любой информации возможна лишь посред­ством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют не­сколько знаковых систем, которые используются в ком­муникативном процессе, соответственно им можно пост­роить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невер­бальную коммуникацию (используются различные нере­чевые знаковые системы).Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексичес­кий и синтаксический. Речь является самым универсаль­ным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодиро­вание и декодирование информации: коммуникатор в про­цессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слуша­ния декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскры­вается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совмест­ной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немысли­мо вне этой ситуации. Точность понимания смысла вы­сказывания становится очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, как специфический вид «разговора», представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, проис­ходит «обогащение, развитие информации».
Невербальные средства общения.

Однако коммуникативный процессоказывается непол­ным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.Первая — оптико-кинетическая система знаков, вклю­чающая в себяжесты, мимику, пантомимику. Общая мо­торика показывает эмоциональные реакциичеловека, по­этому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуациюкоммуникации придает общению нюансы, ко­торые неоднозначны при употребленииодних и тех же жестов, в различных национальных культурах. Значи­мостьоптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что внастоящее время выдели­лась особая область исследований — кинетика.
Паралингвистическая иэкстралингвистическая си­стемы знаковпредставляют собой также «добавки» к вер­бальной коммуникации.Паралингвистическая система — это система вокализации, т. е. качество голоса,его диа­пазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речьпауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, и, наконец, самтемп речи.
Пространство и времяорганизации коммуникатив­ного процесса выступаюттакже особой знаковой систе­мой, несут смысловую нагрузку как компоненты комму­никативныхситуаций. Так, например, размещение парт­неров лицом друг к другу способствуетвозникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время какокрик в спину также может иметь определен­ное значение отрицательного порядка.Эксперименталь­но доказано преимущество некоторых пространственных форморганизации общения как двух партнеров по ком­муникативному процессу, так и вмассовых аудиториях.
Таким образом, все системыневербальной коммуника­ции, несомненно, играют большую вспомогательную (аиногда самостоятельную) роль в коммуникативном про­цессе. Вместе с вербальнойсистемой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необ­ходимлюдям для организации совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения— это условный термин, обозначающийхарактеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействиемлюдей, с непосредственной организацией их совместной деятель­ности. Важностьинтерактивной стороны общения при­вела к тому, что в истории социальнойпсихологии сло­жилось специальное направление, которое рассматриваетвзаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Этонаправление связано с именем Г. Мида, который дал направлению термин —«символический интеракционизм».
Концепцию Мида называют«социальным бихевиориз­мом», и это значительно запутывает дело. Выясняя соци­альнуюприроду человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что встановлении «Я» решающую роль играет общение. Мид использовал идею Ч. Кули отак называемом «зеркальном Я», где личность понимает­ся как сумма психическихреакций человека на мнения окружающих. У Мида становление «Я» происходит в об­щении,в процессе совместной деятельности, где форми­руется личность, где она осознаетсебя, а общение рас­крывается как взаимодействие.
Центральная мысль интерактивнойстороны общения состоит в том, что личность формируется во взаимодей­ствии сдругими личностями, и механизмом этого про­цесса является установление контролядействий личнос­ти тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Г. Мида содержатсясущественные методологические просчеты.
Главными из них являются два.Во-первых, непропор­ционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов.Вся обрисованная выше канва взаимодей­ствия детерминируется системойсимволов. Деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в ко­нечномсчете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстаеткак существо, обитаю­щее в мире символов, включенное в знаковые ситуации.
С этим утверждением можносогласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулируетдей­ствия личности при помощи символов. Однако излиш­няя категоричность Г. Мидаприводит к тому, что вся совокупность социальных и культурных отношений — всесводится только к символам.
Второй важный просчет концепциисимволического интеракционизма в том, что интерактивный аспект об­щенияотрывается от содержания предметной деятельно­сти, вследствие чего всебогатство макросоциальных от­ношений личности по существу игнорируется.Единствен­ным «представителем» социальных отношений в данном случае остаютсялишь отношения непосредственного вза­имодействия .
Символ остается «последней»социальной детерминантной взаимодействия. Для анализа достаточно описания данногополя взаимодействий без привлечения социальных связей. Происходит известное«замыкание» взаимодей­ствия на заданную группу. Такой аспект анализа возмо­жен,но он явно недостаточен.
Перцептивнаясторона общения.

В процессе общения должноприсутствовать взаимопо­нимание между участниками э


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.