МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
АОНО ИММиФ
Институт менеджмента, маркетинга и финансов РЕФЕРАТ По дисциплине: «Организационное поведение» На тему: «Работа менеджера с неформальными группами»
Выполнила: Власова О.С.
Проверил: _____________
Воронеж 2002 г.
С О Д Е Р Ж АН И Е
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общеепонятие группы.………………………………………………………………………………..4
1.2. Характеристикагруппы……………………………………………………………………………….6
1.3. Возникновениенеформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации……………………………………………………………………………………………………….8
2 РАБОТА МЕНЕДЖЕРА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальнымигруппами………………………………………………12
2.2. Методы управления неформальнымигруппами…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...18
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..19
В В Е Д Е Н ИЕ
В трудах поуправлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционированияорганизации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, тоорганизация будет действовать как хорошо смазанный механизм.(5)
Говоря отом, какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитиикомпании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективноеуправление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторовэкономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба быласосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий,организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Носущность бизнеса определяют прежде всего люди. Каждый работник нашей компаниивыполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общихрезультатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управлениекадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовойпотенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение отвыполненной работы и общественного признания своих достижений.”(2)
Руководящиеработники организации испытываютудовлетворение в том случае, еслиорганизация продолжает свое существование как единый организм. Однако почтивсегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка иливесьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являютсямощной силой, которая при определенных условиях может фактически статьдоминирующей в организации с сводить на нет усилия руководства. Неформальныегруппы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальнойорганизации.
Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требованиянеформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящегоаппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартныхприемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно сцелью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействиянеформальных групп.(7)
Цель работы:
— Обосновать способы более эффективного управлениянеформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделатьанализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы,рассмотреть отличия неформальных групп от формальных , а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провестиисследование процесса управления неформальными группами: исследоватьмеханизм и рассмотреть методыэффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами,обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, заменаруководителя “среднего звена”, перевод сотрудников на другое место работы,размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией ворганизации;
- Показатьвозможность более эффективного использования методов влияния на неформальныегруппы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методыуправления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервыповышения их эффективности .
1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы и ееклассификация.
Несуществует канонизированного определения малой группы, так как это достаточногибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принятдостаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительнообособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточноустойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течениедостаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируетсяна неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этомгруппа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповымивозможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением иадаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.(4)
Характерными особенностями группы является следующее:
1. Члены группы идентифицируют себя и своидействия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают какбы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляяместоимения мы, у нас, наши, нам и т.п.;
2. Взаимодействиемежду членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаютсядруг с другом, придавая формальным взаимодействиям “человеческую” форму;
3. В группе наряду с формальным распределениемролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальноераспределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берутна себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членовгруппы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошегоклимата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе,все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняютроль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияниеокружения на решаемые группой задачи.(6)
Существуетдва типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значениедля организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальныегруппы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Ониимеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуруролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные заними функции и задачи.
Формальнаягруппа имеет следующие особенности:
1. Она рациональна,т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известнойцели;
2. Она безлична,т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленнойпрограмме.
Вформальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и онаподчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:
1. Вертикальная(линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделенийсосредоточено в одном лице;
2. Функциональнаяорганизация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядомлиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
3. Штабнаяорганизация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов,помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группымогут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например,бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи,например комиссия по разработке какого-либо проекта. (9)
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства иформальными постановлениями, а членами организации в соответствии с ихвзаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками ит.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены всхемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормыповедения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а ктонет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей ипозиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многихслучаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное илидаже большее, чем формальные структуры.(1)
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно)сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктомболее или менее длительного межличностного общения.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
1. Представляет собойвне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношениянесут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно сформальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей,стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации иизобретательства, способы принятия решения и т.д.
2. Представляетсоциально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи сфункциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общностьлюдей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними(товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д. )
Картинанеформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. Взависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальныеорганизации можно классифицировать по трем группам:
1. Просоциальныет.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональнойдружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятниковкультуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило,позитивную направленность;
2. Асоциальные т.е.группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
3. Антисоциальные.Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу.С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, инуюточку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долюэтой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных еепредставителей.(9)
1.2. Характеристика неформальной группы.
Жизньгруппы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
1. Характеристикичленов группы;
2. Структурныехарактеристики группы;
3. Ситуационныехарактеристики.
Все этифакторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытываютсильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как врезультате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.(6)
1. К характеристикам членов группы, оказывающимвлияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека,а также способности, образование и жизненный опыт.
2. Структурныехарактеристики группы включают в себя :
а. Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кеми как контактирует);
б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группеи что делает);
в. Личные симпатии и антипатии между членами группы(кто кому нравиться и кто кого не любит);
г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние,кто готов слушать и кому подчиняться).
Первые двеструктурные характеристики относятся больше к анализу формальной организации,остальные же к вопросу рассматриваемому в нашей работе.
Симпатии иантипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. Наустановление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияниенесколько моментов:
1. Личностныехарактеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те жеявления , вещи, процессы, которыенравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу,вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую сними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов нажизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеютбольшие шансы установить дружеские отношения, чем те, у кого личностныехарактеристики существенно различаются;
2. Наличие территориальнойблизости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие местачленов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружескиеотношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства;
3. Частота встреч,а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто вбудущем;
4. Насколько успешнофункционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительногоотношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционированиегруппы;
5. Наличие однойцели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщенырешением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественностьскладываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи;
6. Широкое участиевсех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповыепроцессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятияколлектива.
Наличиесимпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений между членамигруппы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенностьсвоей работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать,что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительноевлияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Если люди,испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию ктрудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствуетсущественному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет нафункционирование группы в целом. Если же люди слабо мотивированы на работу, торезультат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить вбесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянноотвлекаться от работы и резко снижая результативность своего труда. При этомони могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделия ирасслабленности.(6)
Сила иконформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде такназываемого “общественного влияния” на человека. Группа оказывает давление начеловека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуяподчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, тоесть проявлять ненконформизм, а может уступить группе – подчиниться, т.е.выступать конформистом.
Нельзяоднозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, адругой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек,даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группаделает это. Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы, в то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченнойгруппы, не может быть установлено баланса во взаимоотношениях между человекоми группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он несможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развитияконфликта между ним и группой вынужден покинуть группу.
Так какконформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступаетусловием интеграции индивида в группу, а с другой – может порождать негативныепоследствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида вчастности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой меретребуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.
Характеррешаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведениичеловека. Если задачи четко не определяемые, если они не имеют однозначногоответа, то они заставляют человека, выполняющего их, больше поддаватьсявлиянию группы.
Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человекаконформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведенииусиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или несоглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового.На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы.Если в группе пять членов, то единодушие оказывает сильное влияние наиндивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличениивлияния группы на человека.(6)
Желание подчиняться влиянию со стороны группынапрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий иантипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем вышестепень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в ихповедении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членовгруппы.
3. Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членовгруппы и группы в целом. Эти неформальных групп эти характеристики связаны с ееразмером и ее пространственным расположением.
В маленькихпо размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения, имного времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группахнаблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведутсебя более сдержано и концентрировано.
Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияниена их поведение. Выделяются три важных характеристики пространственногорасположения индивида , от которыхзависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличиепостоянного или определенного места или территории. Отсутствие ясности в данномвопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях.Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в которомнаходиться тело только данного человека. Пространственная близость в размещениилюдей может порождать множество проблем, так как людьми не воспринимаетсяблизкое расположение к ним других людей без учета возраста, пола и т.п.В-третьих, это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее местово главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит егов позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членовгруппы, может добиваться значительного эффекта только за счет правильногоразмещения рабочих мест.(6)
Кособенностям характеристики неформальных групп относятся(7):
1. Социальныйконтроль.
Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своимичленами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм –групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятымгруппой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы.Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткиесанкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это – сильное иэффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации вудовлетворении своих социальных потребностей.
Социальныйконтроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние инаправить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять намнение о руководителях и справедливости их решений.
2. Сопротивлениепеременам.
Людииспользуют неформальную организацию для обсуждения предполагающихся илифактических перемен, которые могут произойти в их организации. В неформальныхорганизациях наблюдается тенденция к сопротивлению к переменам. Частично этообъясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшемусуществованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой техники, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новыхсотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы, либо ксокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.
Посколькулюди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходитпо их представлению, предполагаемое изменение может показаться группе гораздоболее опасным, чем оно есть на самом деле.
Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будутусматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы кактаковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересамили положительным эмоциям.
3. Неформальныелидеры.
Неформальные организации, также как и формальное организации, имеютсвоих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь властии применяя ее по отношению к членам группы. По существу нет никаких серьезныхразличий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальныхорганизаций, для оказания воздействия.Существенным отличием является то, чтонеформальный лидер делает опору на признание его группой. В своих действиях онделает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидераможет выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческогоперсонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительноневысокую ступень в организационной иерархии.
Существенные факторы, определяющие возможность стать лидеромнеформальной организации, включают: возраст, должностное положение,профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободупередвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяютсяпринятой в группе системой ценностей.
Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе вдостижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда этифункции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группевозникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой – длясоциального взаимодействия. (7)
1.3.Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Причинойвозникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченностьформальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессыфункционирования социальной организации.
Если людивступают в формальные организации для осуществления целей организации, либо имнужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, топринадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды неменее важные для них, чем получаемая зарплата.
Всоответствии с классификацией, данной А. Маслоу, первичные потребности –физиологические, потребность в безопасности и защищенности, а также вторичные– социальные, уважение и самовыражение. Может ли формальная организацияобеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере? Очевидно нет.Возникновение неформальной организации является следствием естественногостремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивыхформ взаимодействия с людьми.
Возникновение неформальной организации также связано с формированиемсреды взаимодействия членов организации. Группы возникают в организации ифункционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что врезультате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции,требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающихопределенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системесовместной деятельности выполнять определенную работу. Аналогичная ситуациянаблюдается при формировании групп, призванных решать целевые задачи.Выполнение должностных обязанностей уже требует определенного взаимодействия.Однако всегда ли в полной мере при этом удовлетворяется потребность всех членоворганизации в общении или потребность в признании? Очевидно, что нет. Ясно,что здесь важной является оценка не только руководителя и тех членоворганизации, взаимодействие с которыми обусловлено выполнением должностныхобязанностей. ( 10)
Личностьмногогранна. И чем больше “граней”, тем более многообразны ее потребности, аследовательно, тем труднее обеспечить их удовлетворение только в рамкахформальной организации, чем больше оснований для объединения членоворганизации.(10)
По мнениюМайкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются(7):
1. Чувствопринадлежности;
2. Взаимопомощь;
3. Взаимозащита;
4. Тесное общение;
5. Заинтересованность.
Самойпервой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворениепотребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможностиустанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны бытьнеудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее сторонытесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, чтопотребность в принадлежности широко признается, большинство формальныхорганизаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтомулюди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы этиконтакты обрести.
В идеальномварианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращатьсяк своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своихпроблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательноразобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди считают, что ихначальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будутспрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие бояться критики.Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которыекасаются мелких процедурных вопросов, как, например: какой продолжительностидолжен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника к болтовне и шуткам,как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также,насколько все эти правила обязательны. В этих и других ситуациях люди частопредпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий,занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, какпроизвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятсяучаствовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезнообоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказанияпомощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий –необходимое руководство к действию.
Потребностьв защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя внаши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физическойопасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно всоциальных группах, которые собирались в пивных и осуждали свои претензии кначальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга отпричиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще более важноезначение, когда начальству не доверяют.
Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, чтопроисходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же вомногих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, аиногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определеннуюинформацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальнойорганизаци