План.
Введение___________________________________________________________3
I. Понятие государства___________________________________________5
1.1. Природа государства_______________________________________5
1.2. Элементы государства______________________________________6
II. Типология государств___________________________________________7
2.1. Проблематипологии государств _____________________________7
2.2. Подходы ктипологии государств_____________________________9
2.2.1. Характеристика формационного подхода____________12
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода _________13
III. Типы государств согласно формационной теории__________________14
3.1. Рабовладельческоегосударство_____________________________ 15
3.2. Феодальноегосударство___________________________________ 16
3.3. Буржуазноегосударство___________________________________ 16
3.4. Социалистическоегосударство_____________________________ 18
3.5. Переходноегосударство___________________________________18
IV. Типы государств согласно цивилизационнойтеории________________ 19
4.1. Местогосударства в первичной цивилизации_________________20
4.2. Место государстваво вторичной цивилизации________________ 21
V. Недостатки формационного подхода______________________________21
5.1. Проблема догматизации теории Маркса_______________________21
5.2. Проблема существования государства
социалистического исторического типа__________________________24
VI. Современная теория государства_________________________________28
Заключение________________________________________________________34
Список литературы__________________________________________________36
Введение.
Тема моейкурсовой работы – «Типы государства: формационный и цивилизационный подходы».Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теориигосударства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о формегосударства, но не совпадает с ним.
Предметомизучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховнойгосударственной власти, территориального устройства государственной власти иметоды ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляетучение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому,несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять стипом государства, а типизацию государства — с классификацией его формы.
Классификацияформы государства — это систематика государства, относящаяся к организации иустройству государственной власти; типизация государства — суть деление(группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовойсущности государства. Форма государства соотносится с его типом как формавообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государстваопределенного типа.
Длянаписания курсовой работы я пользовался несколькими источниками: учебниками «Теориягосударства и права» под редакцией Венгерова, Лазарева С.Н., Сырых В.М., такжеучебниками по истории государства и права таких авторов, как Графский В.Г. иНерсесянц Р.В. Кроме того, я использовал несколько монографий и журнальныхстатей.
В курсовойработе, как уже было отмечено, говорится о типах государства. Несмотря наперемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблемаисторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и правесоциалистического исторического типа как один из ее аспектов, так и не получилидолжной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературесформировались две основные тенденции в освещении темы.
Первая изних заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетийконцепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения ихарактеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогомее необоснованности, неактуальности, ошибочности и тому подобных существенныхизъянов. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям(например, цивилизационный подход).
Итак, яснапроблема для исследования. Курсовая работа состоит из нескольких частей: впервой части говорится о понятии государства – его природе и элементах. Втораячасть посвящена проблемам и подходам к типологии государства. Так как цельработы – изучить два подхода (формационный и цивилизационный), в третьей частиработы рассмотрены типы государства согласно первому подходу, а в четвертой –согласно второму подходу. Далее перечислены недостатки формационной теории, и,наконец, в последней части работы говорится о современных подходах к типологиигосударства.
1.1.Природа государства.
Термином “государство” мы обозначаем особый типсоциальных явлений, которые характеризуются следующими чертами[1]:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеетвластью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство — это не образование,находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридическирегулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях.Государство — это не физическое явление, которое может выявлено при помощиорганов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированноеиерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, тоимеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми,кто уполномочен для этого.
Государство — это коллективный феномен, существующий вконкретном пространственно-временномконтексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается темфактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретноевремя. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не вовсех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течениеданного периода.
Итак, государство — это сложное социальное явление, отличительнойчертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредствомнормативных норм.
1.2.Элементы государства.
Государство — это политическая общность, составляющимиэлементами которой являются территория, население и власть. Территория — этопространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одноиз условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, безтерритории государства не существует, хотя она может изменяться во времени.Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полноймере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы.Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав,заключается в гарантировании территориальной целостности государства.
Таким образом, относительно стабильная и обладающаягарантированной целостностью территория является существенным условиемсохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основойгосударства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.
Вторым составляющим элементом государства являетсянаселение, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории иподчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризованкак относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувствомпринадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженнымсознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознаниепредполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а такженаличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к однойнации.
Таким образом, любое государство опирается по крайнеймере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы,могут существовать народы без государства. Итак, нация — это необходимое, но недостаточное условие формирование государства, для чего необходимы также территорияи государственная власть.
Третьим составляющим элементом государства являетсявласть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие междуполитической элитой и остальной частью общества.
Политическая элита принудительно навязывает власть,используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических нормсказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органамприменять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридическиенормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется вполной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государствасоблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регуляторомповедения населения данного государства, поскольку нормы определяют егоповедение.
Итак, государство — это политическая целостность,образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой наопределённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленныйэлитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом примененияпринуждения.
2.1. Проблема типологии государства.
Как и любое явление социальной жизни, государствосодержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается втом, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальныеинтересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивленияугнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь неединственная задача государства. Будучи официальным представителем всегообщества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы.Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е.публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всемуобществу и осуществляется с целью его поддержания.
Иначе говоря, социальную природу государства можноохарактеризовать только с учетом противоречивых задач государства, то, что оноявляется связующей силой цивилизованного общества, а не только машинойугнетенного класса.
Указанное противоречие в деятельности государства,выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реальносуществует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Какполитическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогдакак гражданское общество, напротив, — выражение различия. Целью всякого государства выступает в/о интерес.Взаимоотношения между государством иобществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколоммежду политическим государством и гражданским обществом, что, однако, невыводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могутпревращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым отобщественного.
Гражданское общество и государство находятся в состояниинепрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степениразвития общества и его институтов, от возможности последнего контролироватьдействия государственной власти. В условиях недостаточной развитостигражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права исвободы граждан.
Поэтому государство как форма должно отвечатьпотребностям гражданского общества. Об этом писал еще Кант: «гражданскуюсвободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всемотраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государстваво внешних делах...». Чтобы функция государства как выражения общностисочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынужденобрать на себя миссию известного компромисса между различными общественнымисилами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всехпротиворечий.
Таким образом, анализ одного из противоречий государствапоказывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своемлице как общие интересы, так и интересы специальные (интересы господствующегокласса). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетностьтех или других.
Но в любом случае государство выступает не толькобездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержанияобщественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастаниерегулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующихмеханизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения инасилия.
2.2. Подходы к типологии государств.
Выявление природы государства предполагает рассмотрение каквопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и особеннопроблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественнойтеории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учениеоб общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.
В соответствии с марксистскими положениями оформационном подходе классовая сущность государства, как и других социальныхинститутов, в конечном счете определяется экономическим фактором, состояниемпроизводственных отношений, способом производства в целом, а само государствоявляется лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и посуществу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, а экономика первична.Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует туреальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройкаправовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства отсоциально-экономического строя[2].
В настоящее время, наряду с формационным подходом крешению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строяшироко применяется и другой, получивший название цивилизационного подхода.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке вэпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие«культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодняцивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях ониопираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли,как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можноопределить как социокультурную систему,обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствиис потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего егонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторови необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношениигосударства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить сабсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельношироких позиций определяющего воздействия на него прежде всегодуховно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие отформационной теории, обосновывающей наличие детерминации государстваэкономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней исуществование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, илипоощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и пониманиигосударства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, илипредставлений, что цивилизационное влияние на развитие государства,осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.
Сторонники этого аргумента аргументируют это так: воснове государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигаетсявыработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешаютпроизводительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитетчеловека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, котораяхарактеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет насоциальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполнеспособны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прерватьпоступательное формационное развитие как производства, так и процессаформирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитиегосударственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д[3].И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогрессэкономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этикисыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызреванияадекватных ей государственно-правовых начал.
Каждое государство становится полем борьбы двух видоввоздействия на него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит,сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития вгосударственной и других сферах общественной жизни.
Поэтому правильное понимание соотношения государства ссоциально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов.Однако исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязкаприроды того или иного государства к социально-экономической формации не даетответа на многие вопросы.
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные ицивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типыгосударств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенноправославные, и мусульманские цивилизации, которые, по прогнозу Хантингтона ужевошли в противостояние.
Такой подход наполняет конкретным содержанием такиекатегории, как «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в современныхгосударственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.
2.2.1. Характеристика формационного подхода.
Формационный подход — исследование состояния иразвития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точкизрения качественных изменений в экономическом базисе общества, егопроизводственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любоеобщество находится в рамках определенной общественно-экономической формации ивключает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый — экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, преждевсего, отношений собственности. Второй — надстройка, куда относятсяобщественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. Вобщественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса поотношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В формационной теории большое значение имеет типологиягосударства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличаетсяпринципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражаетизменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точноопределить характер государства разных эпох истории. Тип государства – этосистема его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующейисторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.
С позиций формационной теории, как она традиционнотрактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, типгосударства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какомуэкономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанныеего черты государства, соответствующиеопределенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическимбазисом.
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода.
Иначе решается вопрос о типе государства в рамкахцивилизационного подхода: социальная природа государства определяется духовнымии культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собойдушу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и темболее политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природыи движущих сил цивилизации.[4]»
Цивилизационный подход — исследование состояния иразвития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точкизрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовнойкультуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношениягосударства и духовно-культурной жизни общества.
1.
2.
3.
III. Типы государств согласно формационной теории.
В соответствии с марксистскойтеорией типология государств в основании имеет общественно-экономическиеформации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический типгосударства. Поскольку в истории человечества их выделялось пять:первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная икоммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный типгосударства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис,гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный,буржуазный и социалистический.
3.1. Рабовладельческое государство.
Это первый исторический тип государства, возникший в результатеразложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическуюорганизацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономическийбазис рабовладельческого общества составляет полная собственностьрабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работниковпроизводства. Рабовладельческая собственность — первый видчастной собственности, рабовладельческое государство – для охраны, укрепления иразвития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство необходимо рабовладельцам для удержания вповиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит крабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского иРимского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонскоегосударство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типагосударства называют, например, города-государства Древней Греции, получившиеназвания полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчастакой подход устарел[5]. Не рабы являлись там производительной силой,а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовалтолько в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основаниязачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бысчитать таковым и США в XVIII– IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря,каторжные стройки).
Рабство – экономическое и юридическое состояние, имеломесто на определенных последующих этапах государства, но не былосоциально-экономической основой в процессе становления этого государства, неявлялось результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такогоразложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовыегосударства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапахразвития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению какрабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.
3.2.Феодальное государство.
Это второй исторический тип государства. Егоэкономический базис и основу производственных отношений составляетсобственность феодалов на землю как главное средство производства в эпохуфеодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян нанеобходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом насобственников земли – феодалов.
К основным разновидностям феодального типа государства,например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства(княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государстваи, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки.Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимнаясистема прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержатьвассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
3.3. Буржуазное государство.
Это третий исторический тип государства,предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисомоно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическоегосударство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу– частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своейформы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть такого типагосударства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет,управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать вподчинении рабочий класс.
Возникновение такого типа государства означает движениевперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политическойнадстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободуработника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме неприменяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было вусловиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развитиякапитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферахобщественной жизни. На стадии империализма происходит перерастаниедомонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм,что означает непосредственное вмешаетльство государства в процесскапиталистического воспроизводства.
В рамках формационной теории это государство – сложный организм, не исключающим, например,противоречия между государством как политической организацией господствующегокласса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением трудящихся оноспособно ограничивать их интересы. Все шире государство применяет методлиберализма и делает шаги в сторону развития политических прав. Об этом жеговорят и реализуемые социальные программы. Однако, капиталистическоегосударство остается орудием правящего буржуазного класса, комитетом поуправлению делами монополистической буржуазии. Главными разновидностямибуржуазного типа государства являются домонополистическиебуржуазно-демократические государства, империалистические государства исовременные западные государства.
3.4. Социалистическое государство.
Это высший и последний историческийтип государства, согласно теории, конечно. Это организация политической властитрудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная формаэкономического и социально-культурного руководства обществом в условияхстроительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеванийнарода. Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типовгосударств, социалистическое государство отличается такими чертами:
1). Экономическую базу соц.Государства составляют общественные социалистические формы собственности исоциалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались начастной собственности.
2). Социалистическое государство смомента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации ипричин, ее порождающих.
3). Социалистическое государствоимеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Согласно данной теории, социалистическоегосударство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не являетсяорудием власти эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактическионо «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества – рабочегокласса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив местокоммунистическому общественному самоуправлению.
3.5. Переходное государство.
Говоря об основных исторических типах государств,формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же историческоготипа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновениепри одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – этосоотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия идр.
Такие разновидности государств в рамках одного и того жеисторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходныхгосударствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или несколькихклассов. Пример – государства, возникавшие в период перерастаниябуржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периодывозникали и хотя недолго, но все же функционировали государствареволюционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первыегоды после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейскиегосударства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту илииную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие«разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамкахформационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить испрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
IV. Типыгосударств согласно цивилизационной теории.
Исторический процесс привел к складыванию свышедвух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимисяв них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для нихтипом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов.Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупностьвзаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская,китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенныецивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская,исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап– современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее времятолько складывается и для которой характерно совместное существованиетрадиционных и современных социально-политических структур.
4.1. Местогосударства в первичной цивилизации.
Существуют различные основания для типологизациицивилизаций и их государственности: хронологические, генетические,пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить тригруппы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государстваи лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типагосударства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства иобмена культурные особенности государств, проявляющиеся[6]:
1) в отношениях между обществом (государством) иприродой,
2) в межгосударственных отношениях,
3) в их взаимоотношениях с обществом.
Для типологии государств с точки зрения цивилизационногоподхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню ихорганизации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные.Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от другапо своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимаютгосударственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к нимпричисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую,бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализпоказывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, аопределяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностьюэтих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозн