Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Тактические планы в менеджменте

Оглавление
1.   Введение                                                                    3
2.   Особенности тактического планирования4
3.   Анализ информации и прогнозирование             5
4.   Процесс планирования                                           8
5.   Планирование                                                           9
6.   Заключение                                                               15
7.   Список литературы                                                 16
Введение
Термин «тактика» — первоначальновоенный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами,подходящими для осуществления данных целей.
Тактическое планирование — этопринятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации длядостижения стратегических целей.
Если стратегическое планированиерассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическоепланирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этихновых возможностей, производственную программу и оперативно-календарноепланирование – процессом их реализации. В результате составляется планэкономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную ипроизводственную программу производственной, хозяйственной и социальнойдеятельности предприятия на соответствующий период. Разработке плана экономического исоциального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализего деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационногои технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов инеиспользованных возможностей.
Тактическое планирование позволяетреализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение вувеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции,росте производительности труда.
Особенности тактического планирования
Выполнение тактических решений лучшенаблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются восновном внутренних проблем;
 результаты тактических решений легчеоцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях(так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции подсвоей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особойупаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования,помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характернотакже тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных,функциональных.
Оперативное планирование означаетпрактически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное»более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это — планированиеотдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах,например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Подоперативным планированием понимают также составление бюджета организации. Процесспланирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включаетследующие основные моменты:
1. Процесс составления планов, илинепосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целяхорганизации и способах их достижения. Результатом процесса планированияявляется система планов.
2. Деятельность по осуществлениюплановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показателидеятельности организации.
3. Контроль результатов. На этомэтапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, атакже определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении.Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности,его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективностьпланового процесса в организации.Анализ информации и прогнозирование
Планирование и прогнозированиевсегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить иконтролировать развитие предприятия в перспек­ти­ве. По­это­му на­деж­ностьпрогнозирования за­ви­сит от точ­но­сти полученной и обработанной информации —фак­ти­че­ских по­ка­за­те­лей про­шло­го.
Воз­мож­ные раз­но­вид­но­стипро­гно­зов мож­но пред­ста­вить в ви­де сле­дую­ще­го ря­да:
1.     Эко­но­ми­че­ские про­гно­зы — но­сятпре­иму­ще­ст­вен­но об­щий ха­рак­тер и слу­жат для опи­са­ния со­стоя­ния эко­но­ми­кив це­лом по ком­па­нии или по кон­крет­ным из­де­ли­ям.
2.     Про­гно­зы раз­ви­тия кон­ку­рен­ции— ха­рак­те­ри­зу­ют воз­мож­ную стра­те­гию и прак­ти­ку кон­ку­рен­тов, их до­люна рын­ке и так да­лее.
3.     Про­гно­зы раз­ви­тия тех­но­ло­гии —ори­ен­ти­ру­ют поль­зо­ва­те­ля от­но­си­тель­но пер­спек­тив раз­ви­тия тех­но­ло­гий.
4.     Про­гно­зы со­стоя­ния рын­ка — ис­поль­зу­ют­сядля ана­ли­за рын­ка то­ва­ров.
5.     Со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние —ис­сле­ду­ет во­про­сы, свя­зан­ные с от­но­ше­ни­ем лю­дей к тем или иным об­ще­ст­вен­нымяв­ле­ни­ям.
Неформальные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния
На­гляд­ная ин­фор­ма­ция— это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая от средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (кро­мепе­чат­ных ор­га­нов), а так­же смеж­ни­ков, по­став­щи­ков, кон­ку­рен­тов.
Ма­те­ри­аль­ные рас­хо­дыпо­лу­че­ния та­кой ин­фор­ма­ции не­зна­чи­тель­ны, од­на­ко тре­бу­ют боль­шо­гоко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни.
Пись­мен­ная ин­фор­ма­ция— это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая из пе­чат­ных ис­точ­ни­ков пе­рио­ди­че­скойпе­ча­ти. Так же, как и на­гляд­ная, пись­мен­ная ин­фор­ма­ция не име­ет глу­бо­ко­гоха­рак­те­ра и бы­ст­ро ус­та­ре­ва­ет.
Про­мыш­лен­ный шпио­наж— ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная по­сред­ст­вом про­мыш­лен­но­го шпио­на­жа, из­на­чаль­но,как важ­ней­шая, на­хо­дит­ся под за­щи­той поль­зо­ва­те­ля. Та­кая ин­фор­ма­цияяв­ля­ет­ся наи­бо­лее цен­ной.
Ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния
При­ме­не­ние та­ких ме­то­довце­ле­со­об­раз­но в слу­ча­ях ус­той­чи­вой экс­т­ра­по­ля­ци­он­ной на­прав­лен­но­стиис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния. Ина­че го­во­ря, лишь то­гда, ко­гда мож­но пред­по­ло­жить,что дея­тель­ность в про­шлом име­ла оп­ре­де­лен­ную тен­ден­цию, ко­то­руюмож­но ожи­дать и в пер­спек­ти­ве, имею­щей­ся ин­фор­ма­ции дос­та­точ­но длявне­се­ния воз­мож­ных кор­рек­тив и вы­яв­ле­ния ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­ныхза­ви­си­мо­стей.
Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния
Ана­ли­зи­руя дея­тель­ностьпред­при­ятия, со­став­ляя про­гноз его функ­цио­ни­ро­ва­ния, ана­ли­тик невсе­гда рас­по­ла­га­ет ин­фор­ма­ци­ей, дос­та­точ­ной для ко­ли­че­ст­вен­ныхме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния, а иной раз выс­шее ру­ко­во­дство фир­мы по­про­стуне по­ни­ма­ет слож­ных ме­то­дов ко­ли­че­ст­вен­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния,что, в лю­бом слу­чае, тре­бу­ет при­ме­не­ния ка­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния.
Ка­че­ст­вен­ные ме­то­дыпро­гно­зи­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ют об­ра­ще­ние к мне­нию экс­пер­тов — лю­дейнаи­бо­лее ком­пе­тент­ных по ис­сле­дуе­мым во­про­сам.
К ка­че­ст­вен­ным ме­то­дампро­гно­зи­ро­ва­ния мож­но от­не­сти сле­дую­щие:
§  Мне­ние жю­ри, как пра­ви­ло, сво­дит­сяк обоб­ще­нию мне­ний экс­пер­тов с даль­ней­шим их ус­ред­не­ни­ем;
§  Мо­дель ожи­да­ния по­треб­но­стей —ме­тод, яв­ляю­щий­ся в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни об­рат­ным ме­то­ду со­во­куп­но­гомне­ния, про­из­во­дит­ся оп­рос кли­ен­тов;
§  Ме­тод экс­перт­ных оце­нок — ото­бран­ныеи поль­зую­щие­ся до­ве­ри­ем экс­пер­ты за­пол­ня­ют оп­рос­ный лист.
Из всей со­во­куп­но­стивоз­мож­ных ме­то­дов ана­ли­за од­ним из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных яв­ля­ет­сябал­ло­вый ме­тод. Его мож­но ис­поль­зо­вать не толь­ко для про­гно­зи­ро­ва­ния,но и для пла­ни­ро­ва­ния и для ана­ли­за. Этот ме­тод по­зво­ля­ет объ­ек­ти­ви­зи­ро­ватьсо­во­куп­ность субъ­ек­тив­ных мне­ний.
В на­стоя­щее вре­мя бал­ло­выйме­тод ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при ре­ше­нии мно­же­ст­ва за­дач пла­ни­ро­ва­нияи про­гно­зи­ро­ва­ния в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­сти ис­ход­ных дан­ных, на­при­мероп­ре­де­ле­ние воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­ше­ния управ­лен­че­ской за­да­чи ско­ли­че­ст­вен­ным ис­чис­ле­ни­ем пред­поч­ти­тель­но­сти ка­ж­до­го из ва­ри­ан­тов,ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ки сте­пе­ни влия­ния на ана­ли­зи­руе­мый объ­ект раз­лич­ныхфак­то­ров и мно­гих дру­гих.
В ка­ж­дом кон­крет­номслу­чае эта­пы и по­сле­до­ва­тель­ность их про­ве­де­ния име­ют свою спе­ци­фи­ку,тем не менее, су­ще­ст­ву­ет об­щая ме­то­до­ло­гия бал­ло­во­го ме­то­да, ко­то­руюв фор­ма­ли­зо­ван­ном ва­ри­ан­те мож­но пред­ста­вить сле­дую­щим об­ра­зом:
§  фор­му­ли­ро­ва­ние це­ли про­ве­де­нияэкс­перт­но­го ана­ли­за;
§  оп­ре­де­ле­ние груп­пы спе­циа­ли­стов,обес­пе­чи­ваю­щей про­ве­де­ние экс­пер­ти­зы;
§  раз­ра­бот­ка и обес­пе­че­ние про­ве­де­нияэкс­перт­но­го ана­ли­за;
§  фор­ми­ро­ва­ние груп­пы экс­пер­тов,уча­ст­вую­щих в экс­пер­ти­зе;
§  раз­ра­бот­ка ан­ке­ты с фор­му­ли­ро­ва­ни­емво­про­сов, ис­клю­чаю­щих их двоя­кую трак­тов­ку и ори­ен­ти­ро­ван­ных на ко­ли­че­ст­вен­нуюоцен­ку;
§  про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния;
§  ана­лиз ан­кет;
§  про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния вовто­рой, тре­тий, чет­вер­тый раз, в за­ви­си­мо­сти от слож­но­сти ис­сле­до­ва­нияи тре­буе­мой точ­но­сти;
обоб­ще­ние ре­зуль­та­тов
Процесс планирования
Процесс планирования — это не простаяпоследовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которойв том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесстребует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моментыпроцесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут бытьобойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования людине просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны кизменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из рядаэтапов, следующих друг за другом;
Первый этап. Фирма проводитисследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компонентыорганизационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значениедля нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах,составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реальногоположения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливаетжелаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплексцелей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ.Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований фактороввнешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей),определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализаформируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбородной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливаетсяокончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочноепланирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегическогоплана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичныепланы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясьстадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки длясоздания новых планов.¹
Планирование
Устойчивость функционированияпредприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличиемдействий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечениесоответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятияявляется основой для обоснования направлений деятельности. Данные действияобъединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании смаркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зренияэкономических показателей.
Планирование является естественной частьюменеджмента. Планирование — это умение предвидеть цели фирмы, предугадатьрезультаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достиженияопределенных целей.
Планирование помогает ответить на четыреважных вопроса.
1. Что хочет представлять из себяфирма ?
2. Где она находится в настоящеевремя, каковы итоги и условия ее деятельности?
3. Куда она собирается двигаться?
4. Как, при помощи каких ресурсовмогут быть достигнуты ее основные цели?
Планирование — первый и наиболеезначимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой,в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивациязадействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценкас точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современногоменеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — этоуже почти действовать».
Планирование — это не просто умениепредусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любыенеожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с нимисправляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, носпособна управлять им при помощи эффективного предвидения.
Принципы планирования определяютхарактер и содержание плановой деятельности в экономической организации.Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки дляэффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатовпланирования.
Еще А.Файоль определил четыреосновных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программыдействия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздопозже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.
Принцип единства  предполагает, что планирование в экономическойорганизации должно иметь системный характер.
Понятие «система» означает:
1) существование совокупностиэлементов;
2) взаимосвязь между ними;
3) наличие единого направленияразвития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.
Единое направление плановойдеятельности, общность целей всех элементов  организации становятся возможными в рамкахвертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческойиерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение =>цех => бригада) и их интеграции.
Принцип участия тесно связан спринципом единства. Принцип участия означает, что каждой член организациистановится участником плановой деятельности, независимо от должности ивыполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себевсех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное напринципе участия, называют партисипативным.
Каковы выгоды реализации принципаучастия?
Во-первых, каждый из участниковорганизации получает более глубокое понимание сути своей организации, знаниеразличных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информациюо ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информациейоблегчается.
Во-вторых, личное участие членоворганизации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит ктому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие вдостижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностейработников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы кэффективному труду, укрепляется командный дух в организации.
В-третьих, применение принципаучастия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием,развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания,расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретаетдополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативноепланирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают впротиворечие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планыперестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаютсяк их составлению.
В крупных компаниях для организациипартисипативного планирования могут быть рекомендованы жесткие, вертикальнопостроенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связьмежду всеми уровнями организации.
Смысл принципа непрерывности заключенв том, что:
— процесс планирования напредприятиях должен осуществляться        постоянно, в рамках установленного цикла;
— разработанные планы должнынепрерывно приходить на смену друг другу, (второй — на смену первому, третий —на смену второму и т.д.).
Второе из условий непрерывностипланирования — постоянное следование планов друг за другом — компании, как правило, соблюдают. В то же время нередкислучаи  прерывания компаниями процессапланирования. Фирмы разрабатывают план в течение  определенной части года, утверждают его и прекращаютпланирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен бытьнепрерывным исходя из следующих важных предпосылок:
— неопределенность внешней среды иналичие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировкуожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление иуточнение планов; изменяются не только фактические предпосылки, но ипредставления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма небудет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат можетоказаться никому не нужным. И наконец, непрерывный процесс планированияпозволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановуюдеятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.
Принцип гибкости взаимосвязан спринципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планированияспособности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденныхобстоятельств.
С финансовой точки зрения обеспечениепринципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затратдолжен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна бытьготова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по еепрогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования.Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет своиограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана исвязанные с ней преимущества не окупят их.
Принцип поточности. Всякий пландолжен составляться с такой степенью точности, какая только совместима снависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны бытьконкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние ивнутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое,   долгосрочное   планирование   вынуждено  ограничиваться определением основных целей и самых общих направленийдеятельности, потому что количество достоверной информации о будущем оченьневелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах,рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделенийорганизации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательнымичертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действиялюдей и коллективов, реализующих эти планы.¹
Заключение
Планирование и успех организаций. Некоторыеорганизаций, как индиви­ды, могут достичь определенного уровня успеха, незатрачивая большого тру­да на формальное планирование. Более того, планированиеса­мо по себе не гарантирует успеха, организация, создающая тактические планы, можетпотерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем неменее, формальное планирование может создать ряд важных и часто сущест­венныхблагоприятных факторов для организации. Современны темп изменения и увеличениязнании является настолько большим, что тактическое плани­рование представляетсяединственным способом формального прогнозирования будущих проблем ивозможностей.  Знание того, чегоорганизация хо­чет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие путидействий. Формаль­ное планирование способствует снижению риска при принятиирешения. При­нимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководствоснижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недосто­вернойинформации о возможностях организации или о внешней ситуации. Пла­нирование, посколькуоно служит для формулирования установленных це­лей, помогает создать единствообщей цели внутри организации. Сегодня тактическое планирование становитсяскорее прави­лом, чем исключением.
Списоклитературы
1.       Стратегическое планирование. Под ред.Уткина ЭА. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,Издательство ЭКМОС, 1998.
2.       Одегов Ю.Г„ Журавлев П.В.Управление        персоналом:         Учебник для вузов. — М.:Финстатинформ, 1997.
3.       Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.
4.       Автор: Видяпина В.И.-БАКАЛАВРЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Україна і НАТО
Реферат Практика взаимодействия органов власти с религиозными организациями и общественными объединениями
Реферат тирания корпораций в Северной Америке
Реферат Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра "Петрушки"
Реферат Роль России в международных экономических организациях
Реферат Robert Frost Essay Research Paper Literal Meaning
Реферат Географічна оболонка. Кругообіг речовин. Природні комплекси
Реферат Генератор кадровой развертки для телевизионного приемника
Реферат Человек под влиянием войны и экстремальных ситуаций
Реферат Эффективное взаимодействие преподавателя со студентом является важным условием воспитания будущего профессионала
Реферат Дети - отражение своих родителей. Так ли это?
Реферат Ценообразование в мировой торговле
Реферат Современное положение Австралии в мировой экономике
Реферат Эффективность школьной риторики
Реферат Функція корисності. Оптимальний план споживання