Оглавление
1. Введение 3
2. Особенности тактического планирования4
3. Анализ информации и прогнозирование 5
4. Процесс планирования 8
5. Планирование 9
6. Заключение 15
7. Список литературы 16
Введение
Термин «тактика» — первоначальновоенный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами,подходящими для осуществления данных целей.
Тактическое планирование — этопринятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации длядостижения стратегических целей.
Если стратегическое планированиерассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическоепланирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этихновых возможностей, производственную программу и оперативно-календарноепланирование – процессом их реализации. В результате составляется планэкономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную ипроизводственную программу производственной, хозяйственной и социальнойдеятельности предприятия на соответствующий период. Разработке плана экономического исоциального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализего деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационногои технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов инеиспользованных возможностей.
Тактическое планирование позволяетреализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение вувеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции,росте производительности труда.
Особенности тактического планирования
Выполнение тактических решений лучшенаблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются восновном внутренних проблем;
результаты тактических решений легчеоцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях(так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции подсвоей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особойупаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования,помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характернотакже тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных,функциональных.
Оперативное планирование означаетпрактически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное»более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это — планированиеотдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах,например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Подоперативным планированием понимают также составление бюджета организации. Процесспланирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включаетследующие основные моменты:
1. Процесс составления планов, илинепосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целяхорганизации и способах их достижения. Результатом процесса планированияявляется система планов.
2. Деятельность по осуществлениюплановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показателидеятельности организации.
3. Контроль результатов. На этомэтапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, атакже определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении.Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности,его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективностьпланового процесса в организации.Анализ информации и прогнозирование
Планирование и прогнозированиевсегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить иконтролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежностьпрогнозирования зависит от точности полученной и обработанной информации —фактических показателей прошлого.
Возможные разновидностипрогнозов можно представить в виде следующего ряда:
1. Экономические прогнозы — носятпреимущественно общий характер и служат для описания состояния экономикив целом по компании или по конкретным изделиям.
2. Прогнозы развития конкуренции— характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долюна рынке и так далее.
3. Прогнозы развития технологии —ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.
4. Прогнозы состояния рынка — используютсядля анализа рынка товаров.
5. Социальное прогнозирование —исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественнымявлениям.
Неформальные методы прогнозирования
Наглядная информация— это информация, получаемая от средств массовой информации (кромепечатных органов), а также смежников, поставщиков, конкурентов.
Материальные расходыполучения такой информации незначительны, однако требуют большогоколичества времени.
Письменная информация— это информация, получаемая из печатных источников периодическойпечати. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокогохарактера и быстро устаревает.
Промышленный шпионаж— информация, полученная посредством промышленного шпионажа, изначально,как важнейшая, находится под защитой пользователя. Такая информацияявляется наиболее ценной.
Количественные методы прогнозирования
Применение таких методовцелесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленностиисследуемого явления. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить,что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которуюможно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно длявнесения возможных корректив и выявления статистически достоверныхзависимостей.
Качественные методы прогнозирования
Анализируя деятельностьпредприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик невсегда располагает информацией, достаточной для количественныхметодов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попростуне понимает сложных методов количественного прогнозирования,что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.
Качественные методыпрогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов — людейнаиболее компетентных по исследуемым вопросам.
К качественным методампрогнозирования можно отнести следующие:
§ Мнение жюри, как правило, сводитсяк обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением;
§ Модель ожидания потребностей —метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупногомнения, производится опрос клиентов;
§ Метод экспертных оценок — отобранныеи пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.
Из всей совокупностивозможных методов анализа одним из наиболее перспективных являетсябалловый метод. Его можно использовать не только для прогнозирования,но и для планирования и для анализа. Этот метод позволяет объективизироватьсовокупность субъективных мнений.
В настоящее время балловыйметод широко используется при решении множества задач планированияи прогнозирования в условиях ограниченности исходных данных, напримеропределение возможных вариантов решения управленческой задачи сколичественным исчислением предпочтительности каждого из вариантов,количественной оценки степени влияния на анализируемый объект различныхфакторов и многих других.
В каждом конкретномслучае этапы и последовательность их проведения имеют свою специфику,тем не менее, существует общая методология баллового метода, которуюв формализованном варианте можно представить следующим образом:
§ формулирование цели проведенияэкспертного анализа;
§ определение группы специалистов,обеспечивающей проведение экспертизы;
§ разработка и обеспечение проведенияэкспертного анализа;
§ формирование группы экспертов,участвующих в экспертизе;
§ разработка анкеты с формулированиемвопросов, исключающих их двоякую трактовку и ориентированных на количественнуюоценку;
§ проведение анкетирования;
§ анализ анкет;
§ проведение анкетирования вовторой, третий, четвертый раз, в зависимости от сложности исследованияи требуемой точности;
обобщение результатов
Процесс планирования
Процесс планирования — это не простаяпоследовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которойв том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесстребует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моментыпроцесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут бытьобойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования людине просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны кизменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из рядаэтапов, следующих друг за другом;
Первый этап. Фирма проводитисследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компонентыорганизационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значениедля нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах,составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реальногоположения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливаетжелаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплексцелей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ.Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований фактороввнешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей),определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализаформируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбородной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливаетсяокончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочноепланирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегическогоплана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичныепланы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясьстадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки длясоздания новых планов.¹
Планирование
Устойчивость функционированияпредприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличиемдействий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечениесоответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятияявляется основой для обоснования направлений деятельности. Данные действияобъединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании смаркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зренияэкономических показателей.
Планирование является естественной частьюменеджмента. Планирование — это умение предвидеть цели фирмы, предугадатьрезультаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достиженияопределенных целей.
Планирование помогает ответить на четыреважных вопроса.
1. Что хочет представлять из себяфирма ?
2. Где она находится в настоящеевремя, каковы итоги и условия ее деятельности?
3. Куда она собирается двигаться?
4. Как, при помощи каких ресурсовмогут быть достигнуты ее основные цели?
Планирование — первый и наиболеезначимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой,в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивациязадействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценкас точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современногоменеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — этоуже почти действовать».
Планирование — это не просто умениепредусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любыенеожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с нимисправляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, носпособна управлять им при помощи эффективного предвидения.
Принципы планирования определяютхарактер и содержание плановой деятельности в экономической организации.Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки дляэффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатовпланирования.
Еще А.Файоль определил четыреосновных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программыдействия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздопозже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.
Принцип единства предполагает, что планирование в экономическойорганизации должно иметь системный характер.
Понятие «система» означает:
1) существование совокупностиэлементов;
2) взаимосвязь между ними;
3) наличие единого направленияразвития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.
Единое направление плановойдеятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамкахвертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческойиерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение =>цех => бригада) и их интеграции.
Принцип участия тесно связан спринципом единства. Принцип участия означает, что каждой член организациистановится участником плановой деятельности, независимо от должности ивыполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себевсех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное напринципе участия, называют партисипативным.
Каковы выгоды реализации принципаучастия?
Во-первых, каждый из участниковорганизации получает более глубокое понимание сути своей организации, знаниеразличных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информациюо ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информациейоблегчается.
Во-вторых, личное участие членоворганизации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит ктому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие вдостижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностейработников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы кэффективному труду, укрепляется командный дух в организации.
В-третьих, применение принципаучастия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием,развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания,расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретаетдополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативноепланирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают впротиворечие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планыперестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаютсяк их составлению.
В крупных компаниях для организациипартисипативного планирования могут быть рекомендованы жесткие, вертикальнопостроенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связьмежду всеми уровнями организации.
Смысл принципа непрерывности заключенв том, что:
— процесс планирования напредприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла;
— разработанные планы должнынепрерывно приходить на смену друг другу, (второй — на смену первому, третий —на смену второму и т.д.).
Второе из условий непрерывностипланирования — постоянное следование планов друг за другом — компании, как правило, соблюдают. В то же время нередкислучаи прерывания компаниями процессапланирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращаютпланирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен бытьнепрерывным исходя из следующих важных предпосылок:
— неопределенность внешней среды иналичие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировкуожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление иуточнение планов; изменяются не только фактические предпосылки, но ипредставления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма небудет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат можетоказаться никому не нужным. И наконец, непрерывный процесс планированияпозволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановуюдеятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.
Принцип гибкости взаимосвязан спринципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планированияспособности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденныхобстоятельств.
С финансовой точки зрения обеспечениепринципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затратдолжен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна бытьготова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по еепрогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования.Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет своиограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана исвязанные с ней преимущества не окупят их.
Принцип поточности. Всякий пландолжен составляться с такой степенью точности, какая только совместима снависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны бытьконкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние ивнутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направленийдеятельности, потому что количество достоверной информации о будущем оченьневелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах,рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделенийорганизации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательнымичертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действиялюдей и коллективов, реализующих эти планы.¹
Заключение
Планирование и успех организаций. Некоторыеорганизаций, как индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, незатрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, планированиесамо по себе не гарантирует успеха, организация, создающая тактические планы, можетпотерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем неменее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенныхблагоприятных факторов для организации. Современны темп изменения и увеличениязнании является настолько большим, что тактическое планирование представляетсяединственным способом формального прогнозирования будущих проблем ивозможностей. Знание того, чегоорганизация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие путидействий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятиирешения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководствоснижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостовернойинформации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, посколькуоно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единствообщей цели внутри организации. Сегодня тактическое планирование становитсяскорее правилом, чем исключением.
Списоклитературы
1. Стратегическое планирование. Под ред.Уткина ЭА. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,Издательство ЭКМОС, 1998.
2. Одегов Ю.Г„ Журавлев П.В.Управление персоналом: Учебник для вузов. — М.:Финстатинформ, 1997.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.
4. Автор: Видяпина В.И.-БАКАЛАВРЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2