Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО “Огонек”, с применением методов экономико-математического моделирования

ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях эффективностьдеятельности предприятия, прежде всего, определяется эффективностьюиспользования главного ресурса — людей. Неслучайно в общей структуресоставляющих организаций современный менеджмент особо выделяет «человеческийфактор», который ставит на первое место наряду с такими компонентамиорганизации как оргструктуры, технологии, окружающая среда и другое.
Базовоепредприятие ОАО “Огонек”отличается посуществу консервацией методов и средств управления предприятием. Это диктуетвысокую актуальность определения в качестве первоочередных задач менеджментапри повышении эффективности деятельности предприятия — задач совершенствованиясистемы управления персоналом с учетом изменившихся условий внешней среды.
Поэтомув данной работе в качестве комплекса задач менеджмента по повышениюэффективности деятельности предприятия ОАО “Огонек” выделены и решаются задачи по повышениюэффективности системы управления предприятием.
Проектированиесистемы управления организацией нельзя отде­лить от проектирования системыуправления персоналом, так как первая включает не только функциональныеподразделения, зани­мающиеся работой с персоналом, но и всех линейныхруководите­лей — отдиректора до бригадира, а также руководителей функцио­нальных подразделений,выполняющих функции технического, производственного, экономическогоруководства, руководства хозяйственными внешними связями и т.п.
Темапредлагаемой дипломной работы: «Совершенствование системы управленияпредприятием». В качестве анализируемого предприятия в дипломной работе будетрассматриваться предприятие открытое акционерное общество “ Огонек ”, которое функционирует с 1983 г.
1 Основныетеоретические аспекты системы управления предприятием.
1.1Система управление и его основные элементы
С раннего детства человеку знакомо понятие«управление». Сначала мы сталкиваемся с управлением автомобилем, позже суправлением оборудованием, химическими и ядерными реакциями, ростом и развитиемрастений и животных, а так же поведением других людей. Таким образом,управление многообразно и существует в различных видах.
Это может быть техническое управление, котороеосуществляется над естественными и технологическими процессами, например,подача тепла, движение поездов и самолетов, обработка деталей на станках.
Это может быть государственное управление социально — экономической жизнью общества через различные институты, например, правоваясистема, министерства, ведомства, местные органы власти.
Это может быть идеологическое управление,заключающееся во внедрении в сознание членов общества концепций его развития,которое формируется разными политическими партиями и группировками.
Это может быть негосударственное управлениесоциальными процессами, например, движения в защиту окружающей среды.
Это может быть хозяйственное управлениепроизводственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческихорганизаций, которые действуют в рыночных отношениях.
Обобщая все эти вида управленческой деятельности, можносделать вывод, что управление — это осознанная целенаправленная деятельностьчеловека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересамэлементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
Элементы, на которые направлена эта деятельность,составляют объект управления. Направитель управленческой деятельностиназывается субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, таки группа людей.
Субъект управленческой деятельности — физическое лицо,живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.
Управленческая деятельность представляет собойспецифическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметомтруда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.
Предметом труда в управлении является информация. Всясобранная и полученная информация из разных источников в результатеуправленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются вариантырешений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предприниматьконкретные действия.
Средствами управления являются все, что будетспособствовать осуществлению операций с информацией — от компьютеров,телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управление относится к категории умственного труда,который осуществляется человеком в виде нервно — психологических усилий(слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и томуподобное).
Все управленческие действия различаются по назначению,конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.
Сложность управления определяется масштабами,количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразиемприменяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется истепенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поискомнетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности,самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимопринимать.
Управление организацией является одним из основныхвидов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия напроцесс производства, каких — либо благ или услуг с целью его упорядочения наоснове объективных законов развития производства.
Управление можно разделить на управление людьми иуправление деятельностью организации. Управление в организации являетсявзаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленноена достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет всечеловеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих передорганизацией.
Таким образом, можно разделить все поле деятельностиуправления на две части: на управление деятельностью и управление людьми (рис1).
Управление деятельностью, складывается из планированиядеятельности, постановки производственных задач, создания системы измеренияпроизводственной работы и контроля за выполнением заданий. Управлениедеятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляетсянеправильно.
Управление людьми представляет собой деятельность поруководству персоналом организации. Эта область управления непосредственносвязана с работой руководителя. К данному виду управления относятся:обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование,мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.
                                       Управление


Управлениедеятельностью                                                                  Управление людьми      
Поддержаниекомпетентности                                                                Кадровая политика
Управление внешнейсредой                                                                   Использование ценностей
                                                                                                                     окружения
Руководстводеятельностью                                                                     Работаруководителя
Управление                                                                                    Руководство


Управлениесвоей работой и
использование своего времени                                                       Управление собой
Управлениедеятельностью групп                                                  Управление группой
Управлениедеятельностью                                                            Управление      организацией
                       
                 
                   Деятельность, осуществляемаяна практике
                        — индивидуальнаядеятельность
                        — групповаядеятельность
                        — сотрудничество врамках организации
                        — отношения междуотдельными группами
                           организации


Результатыи цели                                                         Результатыпроизводственной
деятельности организации                                             системы организации
Индивидуальныерезультаты                                       Результаты организации
людейи цели их жизни                                                  как человеческой системы     
Рис.1 Схема системы управления.                                           
Управление требует больших умственных усилийнезависимо от того, какой области оно касается — управление деятельностью,окружением или  людьми. Управлениедеятельностью организации означает стремление к достижению максимальныхрезультатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми ихличных целей.
Для того чтобы управленческая деятельностьосуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:
Субъект и объект управления должны соответствоватьдруг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они нереализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненныйне будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которыеокажут плохое влияние на результаты работы.
Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью.Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта ивозможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объектауправления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию,стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать своивозможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляютсвою активность, либо стараются добиться своего мнения.
Субъект и объект управления должны быть заинтересованыв четком взаимодействии; один — в отдаче необходимых команд, другой — в ихсвоевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловленаготовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достиженияучастниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямойзависимости от степени достижения целей самого управления.  И это составляет целую проблему управления втом случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что управлениеповсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человекануждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной этадеятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха.От управления зависит реальность предвидения результата, четкость исогласованность действий людей. А так же заинтересованность человека — участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная сопределенного этапа развития производства и общества, все большее вниманиеуделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поискановых форм, определение возможностей его развития, используя средства новойтехники, обогащения информацией и прочее.
1.2 Зависимость системы управления от организационной формыпредприятия.
              Эффективность работы предприятиясущественно зависит от организационной формы, выбранной для управления им.Поэтому организационная структура должна соответствовать конкретному объектууправления (предприятию), его целям и условиям, в которых осуществляетсяфункционирование объекта и управление им.
        Для существования организационнойструктуры управления необходимо:
·       разделение и кооперацияобщественного труда;
·       обособление звеньев(органов) управления по функциям управления, необходимых для достижения целисистемы;
·       наличие отношений поуправлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации)между выделенными звеньями и ступенями управления.        
            Организационная структурапредприятия – это внутренняя упорядоченность,согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируетсяиз двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления ипроизводственной структуры предприятия.
     Структура управления определяется как форма распределения и координацииуправленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органовуправления и устанавливает характер отношений между ними.
  Производственная структура предприятия определяется составом основныхпроизводственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.
 Сначала формируется производственная структура, а затем как производнаяот нее строится организационная структура управления предприятием.
          Элементами структуры управленияявляются отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы идругие звенья аппарата управления, т.е. звено управления — самостоятельноеструктурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определеннуюфункцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношениямежду ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять нагоризонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласованияи являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связиподчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е.при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуреуправления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связиотражают движение управленческих решений и информации между так называемымилинейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельностьорганизации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют местопо линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциямуправления.
        Ступень управления — это единствозвеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием,цехом, участком и т.д.).
         На организационную структурууправления предприятия влияют ряд факторов:
организационно-производственныефакторы:
·       размерорганизации;
·       производственныйпрофиль фирмы;
·       характервыпускаемой продукции и технология ее производства;
·       ориентацияна местный, национальный или внешний рынки;
·       характеробъединения.
      Организационно-управленческие факторы:
·       выбраннаястратегия развития (поглощения, роста, сокращения);
·       функцииуправления;
·       используемыеинформационные технологии;
·       системаметодов управления;
·       стильработы руководителя.
Признаки оптимальнойорганизационной структуры:
·       Небольшиеподразделения с высококвалифицированным персоналом;·      Небольшое число уровней руководства;                         ·       Наличие в структуре группспециалистов;·       Ориентация графиков работы напотребителей;  
·       Быстраяреакция на изменения;
·       Высокаяпроизводительность труда;
·       Низкиезатраты.
 Последовательность выбора организационнойструктуры:
1.     Сначала определяется миссия.
2.      Разрабатывается стратегия.
3.       Формулируются цели деятельности.
4.       Разрабатываетсяфункциональная структура организации.
5.      Определяется квалифицированный составработников.
6.       Определяется должностной составработников.
7.       Формулируются цели и задачидеятельности работников
 В зависимости от видов организации (отраслей, видовпродукции или услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается иструктура управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующиецентры по горизонтали.
         Каждый управленческий орган относитсяк конкретному объекту управления – группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу,заводу и др. Поэтому структура управления всегда   совпадает с общей структурой организации,которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную,дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.
       При создании организационной структурыуправления необходимо учитывать основные принципы:
·       Принцип единства распорядительности и персональнойответственности;
·       Принцип соблюдения норм управляемости;
·       Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственностикаждого звена управления и должностного лица;
·       Принцип сочетания централизации и децентрализации.
      Согласно принципу единствараспорядительства и персональной ответственности работник должен получатьполномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.
      Путем делегирования  линейных  полномочий устанавливается  нормыуправляемости, которые определяют число подразделений и число уровнейуправления. Итак, норма управляемости — числоработников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарнаятрудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40час. в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяеттребованиям организации.
         Норма управляемости зависит отследующих факторов:
·                  уровняуправления,    
·                  уровнярешаемых задач,
·                  квалификациируководителей   и подчиненных.
         Необходимо стремиться к минимальнойнорме управляемости, что способствует эффективной координации действий ипостоянному контролю за подчиненными.
        Нормы управления на предприятияхразличных отраслей промышленности
варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7-10 человек.
·            высшийуровень руководства -3-5 чел.
·            среднийуровень руководства 10-12 чел.
·            нижнийуровень управления -25-30 чел. при выполнении простых работ.  
    Структуры управления подразделяются надве большие группы–механистичес-
    кие и органические.
Механистические(бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структурымалоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, арешения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.         Децентрализованные структуры более гибкие, быстроменяющиеся. Они называются органическими, адаптивными.
        На рис.2 – рис.4  представлены варианты схем механистическихструктур управления – линейной и линейно-штабной. Это исторически первый исамый простой вид структуры. В линейной структуре руководитель выполняет всефункции по управлению подразделением. Линейное управление строится на основепроизводственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие – цех — участок), а также ее подразделениями (начальник цеха – начальник участка — мастер). Отношения «руководство — подчинение» строятся на основе линейнойструктуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела — начальникбюро-начальник сектора — руководитель групп). Эту структуру используют небольшие фирмы с однородной и несложнойтехнологией.

Заместитель директора по производству
         Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Начальники производства                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Производства    

Начальники цехов
Начальники участков
                                                                                                                                                                   ……                                                                                                                                                                                                                                            Цеха                                                                                                                                                                                                                                                                                               …                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Участки                                                                                                                                                                                           
                             
Рис.2. Первый вариант линейнойструктуры управления
Президент
Вице-президент (производство)
Вице-президент (сбыт)
Управляющий производством
Директор районных агентств
Агенты по сбыту
Управляющий изготовлением узлов
Управляющий сборкой
Мастера
Мастера
Рабочие
Рабочие

Рис.3. Второй вариант линейнойструктуры управления
На рис.5 представленасхема функциональной структуры управления. Эта структура появилась в результатеразделения управленческого труда по принципу его функциональной специализации.При такой структуре управление осуществляется всем предприятием в целом и покаждой функции в отдельности. Для выполнения каждой функции в системе создаетсяспециальное подразделение, деятельность которого направлена на решениеспецифического круга своих задач
                                              
 
Вице-президент (сбыт)
Вице-президент (производство)
Вице-президент
(финансы)
Региональные директора
по сбыту
Управляющий производством
Управляющий по изготов-лению узлов
Управля-ющий сборкой
Управля-ющий запасами
Заведую-щий юри-дическим отделом
Агенты
Главный бухгал-тер
Бухгалтеры
Мастера
Мастера
Учетчики
Рабочие
Рабочие
Президент

               
                               Рис. 4.Линейно-штабная структура управления
       
Директор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.