Содержание
Система управления качествомпроизводственного процесса
наАЭС............................................................................................3
Задачи...........................................................................................16
Список использованнойлитературы.......................................19
Вэтой контрольной работе рассмотрены некоторые подходы по улучшению качества,реализованными на предприятии — атомной станции (АЭС), расположенной на востокеВеликобритании. Здесь благодаря условиям специалистов по качеству успешноработают группы по улучшениюкачества, исповедующие принцип «улучшения пофакту». Суть его состоит в том, что группа находит свидетельства (факты),доказывающие возможность трансформации (модернизации, улучшения,совершенствования), анализирует их, а затем разрабатывает и внедряеткорректирующие меры.
Чтобывовлечь персонал АЭС в эту деятельность, специалисты по качеству обучили около400 человек (из 600 работающихна станции) семи простым методам анализакачества. Затем на добровольной основе были сформированы группы по улучшениюкачества (в настоящее время их 37). Направления работы над улучшением выбирают,как правило, члены группы. Если администрация АЭС заинтересована в решенииопределенной проблемы, то она может предложить ее группе для работы.
Координируетвсю деятельность специально созданное подразделение из трех человек — группакоординации. Задачи ее заключаются в планировании работ по улучшению качества,формировании состава группы, профессиональной помощи (при необходимости),подготовке персонала и т.д.
Общаяплатформа, которая объединяет специалистов, работающих в группах (мотивация),может быть представлена следующей цепочкой: улучшение качества — увеличениеприбыли компании — увеличение отчислений на заработную плату, на социальныевыплаты и т.п. Группа по улучшению качества обычно работает по определенномуплану (графику), который составляется группой координации, при этом еедеятельность подчиняется стандартному семиэтапному алгоритму.
Этап1. Основание для работы по улyчшению качества
Цель:определение проблемной области и основания для решения проблемы (ктозаинтересован в решении данной проблемы, какое влияние на качество илибезопасность оно окажет и т.д.).
Ключевыеаспекты: анализ индикаторов (признаков), по которым судят о том, что проблемарешена; анализ внешних (внутренних) потребителей, т.е. анализ тех подразделенийАЭС, которые воспользуются «плодами» решения проблемы; определение потребителя,нужцающеroся в помощи; опросы работников; «мозговой штypм»; установлениеобъема модификаций (улучшений); анализ основных возможных направлений; программадействий по улучшению; описание используемых в этой области процедур.
Полезныеинструментарии: графы; контрольные карты; карты процесса. Контрольные точки(признаки): программа была ориентирована на потребителя; индикаторы корректнопредставляют проблемнyю область; необходимость модификаций продемонстрированана основании данных; программа действий по улучшению содержит конкретные шаги(этапы).
Этап2. Описание текущей ситуации
Цель:отбор конкретной проблемы и постановка задач для улучшения.
Ключевыеаспекты: сбор данных по всем аспектам проблемной облаcти; расслоениепроблемной области на отдельные задачи; идентификация обоснованныхпотребностей потребителей; оформление задачи в виде документа; использованиеданных для представления задачи.
Полезныйинструментарии: контрольные таблицы; гистограммы; диаграммы Парето;контрольные карты; графы.
Kонтрольныеточки: проблемная область стратифицирована достаточно подробно для анализа;требования потребителей идентифицированы; при постановке задач выявилосьрасхождение межny текущей ситуацией и желаемой; методология достижения целиопределена.
Этап3. Анализ
Цель:идентифицировать и верифицировать коренные причины проблемы.
Ключевыеаспекты: выполнение причинно-следственного анализа проблемы; непрерывный анализдо уровня действительных коренных причин проблемы; отбор коренных причин,которые воздействуют на проблему с наибольшей вероятностью; подтверждениевыбора коренных причин путем анализа данных.
Полезныйинструментарий: причинно-следственная диаграмма; контрольные таблицы;диаграммы Парето; гистограммы; графы; диаграммы рассеяния.
Контрольныеточки: проведен причинно-следственный анализ; коренные причины выявлены длясоответствующего уровня; отобраны коренные причины, влияющие на причину наиболеесильно; для подтверждения коренных причин использовались конкретные данные.
Эraп4. Корректирующие меры (мероприятия)
Цель:планирование и внедрение корректирующих мер, призванных устранить коренныепричины.
Ключевыеаспекты: разработка и анализ возможных контрмер, которые направлены наверифицированные коренные причины, соответствуют обоснованным требованиямпотребителя и подтверждают прибыльность контрмер; разработка плана реализациикорректирующих мер (отвечает на вопросы: «кто, что, когда, где, как?», а такжеотражает возможные препятствия и пути их преодоления), сотрудничество и одобрение(со стороны администрации); внедрение корректирующих мер.
Полезныйинструментарий: стоимостный анализ; матрица корректирующих мер; путипреодоления препятствий; план реализации.
Контрольныеточки: выбранные контрмеры направлены на решение верифицированных коренныхпричин; контрмеры отвечают обоснованным требованиям потребителя; внедрениекорректирующих мероприятий экономически обосновано; план внедрения контрмердействительно ставит вопросы: «кто, что, когда, где и как?», а также отражаетпрепятствия и пути их успешного преодоления.
Этaп5. Оценка результатов
Цель:подтверждение того, что проблема и ее коренные причины идут на убыль, а задачиулучшения достигнуты.
Ключевыеаспекты: подтверждение эффективности корректирующих мер, обнаруживаемое путемсокращения коренных причин; сравнение целевых результатов; внедрениедополнительных мероприятий, если результаты удовлетворяют не в полной мере.
Полезныйинструментарий: гистограммы; диаграммы Парето; контрольные карты; графы.
Контрольныеточки: число коренных причин было сокращено; улучшения обнаружены по темнаправлениям, которые выбраны на первом этапе; результаты улучшенийсоответствуют или превышают ожидания (если нет, то причины этого установлены).
Этап6. Стандартизация
Цель:предупреждение возобновления проблемы и ее коренных причин (на базестандартных процедур).
Ключевыеаспекты: сделать так, чтобы корректирующие меры cтan: и частью рутиннойдеятельности, т.е. разработать (пересмотреть) рабочие процедуры (инструкции) истандарты; обучить работников разработанным (пересмотренным) рабочимпроцедурам (инструкциям) и стандартам, составить пояснение к такому обучению;проводить периодический контроль с выделением ответственных за проведениемониторинга за выполнением корректирующих мер; рассмотреть области, в которыхданный подход может быть повторен.
Полезныеинструментарии: контрольные процедуры; контрольные карты; графы; процедуры(инструкции); стандарты; обучение.
Контрольныеточки: методы, гарантирующие, что корректирующие мероприятия стали частьюрабочего процесса, были разработаны, включая соответствующее обучение;периодические проверки проведены с определением ответственных за мониторингза внедрением контрмер; рассмотрены области, в которых данный подход можетбыть воспроизведен.
Этап7. Перспективные планы
Цель:планирование действий для решения оставшихся проблем и оценка эффективностидеятельности группы.
Ключевыеаспекты: анализ и оценка оставшихся проблем, связанных с выбранным направлениемулучшения; планирование дальнейших действий, если необходимо; обзор уроков,связанных с квалифицированным решением проблем и взаимодействием в группе(эффективность группы), т.е. разбор того, чтобъто сделано хорошо, что можетбыть улучшено, что могло быть реализовано по-другому?
Полезныеинструментарии: план действий; цикл Деминга; процедуры контроля; картыпроцесса.
Контрольныеточки: оставшиеся проблемы в рамках общего направления улучшений группыопределены; использование методики, основанной на цикле Деминга.
Какотмечают менеджеры по качеству этой АЭС, внедрение корректирующих мероприятийодной из групп способствовало повышению физической безопасности на станции изаинтересованности рабочих в результатах своей деятельности, преодолениюотчужденности в работе отдельных подразделений за счет того, что в группеучаствуют представители различных отделов АЭС.
Следуетподчеркнугь заинтересованность высшего руководства АЭС в результатахдеятельности групп. В административном корпусе установлен стенд с фотографиямичленов. групп и показателями эффективности их деятельности. Это позволяетработающим гордиться результатами своего труда, что является важным аспектомулучшения качества.
АдминистрацияАЭС позаботилась об удобстве рабочих мест, заказала фирменные коврики длякомпьютерной «мыши», блокнoты, закладки для оперативных журналов. На каждомпредмете в краткой форме излагается методология самоконтроля, названная STAR(Stop, Think, Act, Review). Учитывая, что аббревиатуру STAR можно перевести как«звезда», все приведенные пояснения сопровождаются ее изображением.
Налицевой стороне закладки написан девиз и даются советы по самопроверке.
Будущееядерной индустрии зависит от Вас.
Самопроверка:даже если вы хорошо работаете, вы можете ошибиться; самопроверка гарантирует,что вы проверили оборудование и результаты работы; самопроверка сокращаетвероятность ошибок путем их предупреждения.
Наобороте закладки перечисляются следующие рекомендации.
Остановиться(STOP): сделать паузу и проанализировать предполагаемое действие; проверитьдокументацию по безопасности в аспекте адекватности процедур; проверитьнеобходимость поддержки (помощи); сократить все источники.
Подумать(THINK): проанализировать, чтонеобходимо предпринять до того, как оборудование начнет эксплуатироваться;идентифицировать правильные (корректные) элементы (приемы, объекты, используяорганолептические методы реакции на такие явления, как течь, температура, шум,вибрация, показания счетчика); проанализировать, какие действия необходимопредпринять, если ожидаемые реакции неадекватны.
Реализовать(АСТ):. осмотреть активируемый элемент, не активизируя его; подтвердить егоработоспособность; сопоставить элементы с процедурными требованиями; выполнитьдействие, наблюдая за активируемым элементом.
Проверить(REVIEW): обеспечить, чтобы результат действия отвечал ожидаемым реакциям; бытьготовым к неадекватным реакциям; документировать результаты проверки;информировать представителей надзора об отмеченных несоответствиях.
Подводяитог, можно констатировать, что методология улучшения качества, реализованнаяна АЭС, опирается на идеи Э. Деминга и «семь простых методов» анализакачества. Универсальность данного подхода убеждает в целесообразностивнедрения описанного алгоритма улучшения качества на российских предприятиях,где используются стандарты ИСО серии 9000.
Соблюдениенорм технологического процесса на АЭС будет обеспечено реализацией принципаглубоко эшелонированной защиты, основанной на применении систем и барьеров напути возможного выхода радиоактивных продуктов в окружающую среду и системытехнических и организационных мер по защите барьеров и сохранению ихэффективности. Первым барьером является топливная матрица, т.е. само топливо,находясь в твердом виде, имея определенную форму, препятствует распространениюпродуктов деления.
Вторымбарьером является оболочка тепловыделяющих элементов — герметичные стенкитрубок из циркониевого сплава, в которые заключены топливные таблетки.
Третьимбарьером служат герметичные стенки оборудования и трубопроводов первогоконтура, в котором циркулирует теплоноситель.
Принарушении целостности первых трех барьеров безопасности продукты деления будутзадержаны четвертым барьером — системой локализации аварии.
Всеоборудование реакторной установки, содержащее радиоактивные элементы, размещенов герметичной защитной оболочке.
Приработе реакторной установки защитная оболочка обеспечивает защиту оборудования,находящегося внутри оболочки, от внешних воздействий как природных факторов(ветер, снег, смерчи, землетрясения и т.д.), так и воздействий, связанных сдеятельностью человека (воздушная ударная волна, и т.д.).
Длянаблюдения за напряженно-деформационным состоянием защитной оболочкипредусмотрена контрольно-измерительная аппаратура.
Внутригермооболочки расположено все оборудование и трубопроводы первого контура, атакже ряд вспомогательных систем первого контура, которые содержат в себерадиоактивный теплоноситель.
Впроцессе эксплуатации ведется постоянный контроль параметров среды вгермооболочке (давления, температуры, активности).
Спринклернаясистема разбрызгивает холодную воду внутри гермооболочки, конденсируетобразующийся при течах первого контура пар и тем самым снижает давление итемпературу в оболочке.
Спринклернаясистема используется также для организации связывания йода, содержащегося впаре и воздухе герметичных помещений, для чего на всос спринклерных насосовдобавляется специальный раствор с метаборатом калия. Система состоит из 3-хнезависимых каналов подачи спринклерного раствора под оболочку, каждый изкоторых состоит из спринклерного насоса, водоструйного насоса, бакахимреагентов, арматуры и трубопроводов.
Впроекте для отвода тепла в соответствии с требованиями по надежности ипараметрам подаваемой воды предусмотрены две системы охлаждения.
1.Система технического водоснабжения конденсаторов турбин и вспомогательныхпотребителей, обеспечивающая отвод тепла от конденсаторов и частивспомогательного оборудования (неответственные потребители машзала).
2.Система технического водоснабжения ответственных потребителей реакторногоотделения, важная для обеспечения безопасности.
Дляконтроля за соблюдением работы в проекте предусмотрена системаавтоматизированного контроля
Систематехническою контроля (объекты контроля, контрольные операции, ихпоследовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средствамеханизации и автоматизации), являющаяся неотъемлемой частью производственногопроцесса, разрабатывается одновременно с проектированием технологииизготовления технических устройств службой главного технолога предприятия либосоответствующими проектнотехнологическими организациями при участии отделатехнического контроля (ОТК). Главные задачи ОТК — предотвращение выпуска(поставки) предприятиями продукции, не соответствующей требованиям стандартов,технических условий, утвержденным образцам (эталонам),проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки идоговорам, а также укрепление производственной дисциплины и повышениеответственности во всех звеньях производства за качество выпускаемой продукции.В соответствии с задачами ОТК реализует следующие функции: подбор ирасстановку кадров, обучение и повышение их квалификации; анализ эффективностивсех видов технического контроля;внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества изделий; входнойконтроль; анализ и обобщение статистических данных об эксплуатационныхсвойствах выпущенной предприятием продукции; контроль за реализацией и эффективностьюмероприятий по устранению выявленных конструктивных, производственныхнедостатков изделий и предупреждение брака; участие в подготовке и аттестациипродукции; разработка предложений, направленных на повышение качества изготовляемойпродукции; участие в совершенствовании нормативной документации.
Контролькачества выпускаемой продукции ОТК проводит по следующим главным направлениям:контроль технической документации и технологических процессов, обеспечениянадежности принимаемых изделий, рекламационная работа, применение средствизмерений, соблюдение метрологических правил приемки. Основные виды контроля,термины и определения установленны в этой области ГОСТ-ом 16504-81.
Техническийконтроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которогозависит ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки продукциитехнический контроль заключается в проверке соответствия опытого образцатехническому заданию, технической документации, правилам оформления, изложеннымв ЕСКД; на стадии изготовления онохватывает качество, комплектность, упаковку,маркировку, количество предъявляемой продукции, ход производственных процессов;на стадии эксплуатации состоит в проверке соблюдения требованийэксплуатационной и ремонтной документации.
Техническийконтроль включает три основных этапа:
-получение первичной информации о фактическом состоянии объекта контроля,контролируемых признаках и показателях его;
-получение вторичной информации — отклонений от заданных параметров путемсопоставления первичной информации с запланированными критериями, нормами итребованиями;
-подготовка информации для выработки соответствующих управляющих воздействий наобъект, подвергавшийся контролю.
Контролируемыйпризнак — это количественная или качественная характеристика свойств объекта,подвергаемого контролю. Комплекс организационно-технических мероприятий, направленныхна обеспечение производства продукции с заданным уровнем качества, составляетпредмет организации контроля.
Методконтроля — это совокупность правил применения определенных принципов дляосуществления контроля. В метод контроля входят основные физические,химические, биологические и другие явления, а также зависимости (законы,принципы), применяемые при снятии первичной информации относительно объектаконтроля.
Подсистемой контроля понимают совокупность средств контроля и исполнителей,взаимодействующих с объектом по правилам, установленным соответствующейдокументацией.
Средстваконтроля — это изделия (приборы, приспособления, инструмент, испытательныестенды) и материалы, используемые при контроле.
Видытехническою контроля подразделяются по следующим основным признакам:
-в зависимости от объекта контроля — контроль количественных икачественных характеристик свойствпродукции, технологического процесса (его режимов, параметров, характеристик,соответствия требованиям ЕСКД, ЕСТД, ЕС ТПП);
-по стадиям создания и существования продукции — проектирование (контрольпроцесса проектирования конструкторской и технологической документации),производственный (контроль производственного процесса и его результатов),эксплуатационный;
-по этапам процесса — входной (контроль качества поступающей продукции,осуществляемый потребителем), операционный (контроль продукции или процесса вовремя выполнения или после завершения определенной операции), приемочный(контроль законченной производством продукции, по результатам которогопринимается решениео ее пригодности к поставке или использованию);
-по полноте охвата — сплошной (контроль каждой единицы продукции,осуществляемой: с одинаковой полнотой), выборочный (контроль выборок или пробиз партии или потока продукции);
-по связи с обьектом контроля во времени — летучий (контроль в случайныемоменты, выбираемые в установленном порядке), непрерывный (контроль, прикотором поступление информации происходит непрерывно), периодический(информация поступает через установленные интервалы);
-по возможности последующего использования продукции — разрушающий (объект контроляиспользованию не подлежит), неразрушающий (без нарушения пригодности объектаконтроля к дальнейшему использованию);
-по степени использования средств контроля — измерительный, регистрационный,органолептический, по контрольному образцу (путем сравнения признаков качествапродукции с признаками качества контрольного образца), технический осмотр (припомощи органов чувств, в необходимых случаях с примечением средств контроля,номенклатура которых устаномена соответствующей документацией);
-по проверке эффективности контроля — инспекционный (осуществляется специальноуполномоченными исполнителями с целью проверки эффективности ранее выполнявшегосяконтроля);
-в зависимости от исполнителя — ведомственный контроль (осуществляется органамиминистерства или ведомства), государственный надзор (осущесвляется специальнымигосударственными органами);
-в зависимости от уровня технической оснащенности — ручной (используютсянемеханизированные средства контроля для проверки качества деталей, изделий),механизированный (применение механизированных средств контроля),автоматизированный (осуществляется с частичным участием человека),автоматический (без непосредственного участия человека), активный(непосредственно воздействует на ход технологического процесса и режимовобработки с целью упрамения ими);
-по типу проверяемых параметров и признакам качества геометрических параметров(контроль линейных, угловых размеров, формы и др.), физических свойств(теплопроводность, электропроводность, температура пламения и др.),механических свойств (жесткость, твердость, пластичность и др.), химическихсвойств (химический анализ состава вещества, коррозийная стойкость в различныхсредах и др.), металлографические исследования (контроль микро- имaкpocтpyктypы заготовок, полуфабрикатов, деталей), специальный (контрольгерметичности, отсутствия внутренних дефектов), функциональных параметров (контрольработоспособности приборов, систем, устройств в различных условиях), признаковкачества, например внешнего вида.
Вариант 3
Задача 1
Т1 = 9 ч, Т2 = 11 ч, Т3 = 17 ч
ТВ1 = 1 ч, ТВ2=2 ч, ТВ3 = 2 ч
Средняянаработка на отказ: Т = (Т1+Т2+Т3)/3= (9+11+17)/3 = 12,3 ч;
среднеевремя восстановления: ТВ = (ТВ1+ТВ2+ТВ3)/3 = (1+2+2)/3 = 1,6 ч;
комплексный показатель качества: Кг = Т/(Т+ТВ) = 12,3/(12,3-1,6) = 0,885.
Задача 2
Шифр125
№
группы
Вышло из строя изделий через
Вышло
из строя всего
500 ч
1000 ч
1500 ч
1
2
3
3
8
2
2
2
2
6
3
2
2
1
5
4
1
--
1
2
Среднеевремя испытаний:
i = = 2000*250*4/250*4 = 2000 ч;
Интенсивностьотказов:
= = 21/250*4*2000 = 0, 0000105 накаждую тысячу часов.
Задача 3
Вариант 2 и1
Показатель, ден.ед.
Предыдущ. год
Отчетный год
1
2
3
1. Себестоимость окончательного брака
11000
10000
2. Расходы по исправлению брака
3800
4000
3. Абсолютный размер брака (с.1+с.2)
14800
14000
1
2
3
4. Стоимость брака по цене использования
3100
3000
5. Суммы, удержанные с лиц – виновников брака
800
--
6. Суммы, взысканные с поставщиков
1100
--
7. Абсолютный размер потерь от брака (с.3-с.4-с.5-с.6)
9800
11000
8. Валовая (товарная) продукция по производствен-ной себестоимости
530000
500000
9. Относительный размер брака (с.3: с.8*100),%
2,8
2,8
10. Относительный размер потерь от брака (с.7: с.8*100),%
1,8
2,2