Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Менеджмент (шпаргалки)

1.Менеджмент – это англ. слово,американского происхождения, аналог русского — управление
n     Менеджмент как наука – областьчеловеческих знаний, позволяющая выполнять функции управления (планирование,организация, мотивация, контроль)
n     Менеджмент как практика – виддеятельности по руководству людьми в различных условиях рыночной экономики
n     Менеджмент как искусство управления –умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивыповедения других людей
Менеджмент означает:
n     
n       с наименьшими затратами
n     
n     
n     
n     
Менеджер – это профессиональный управляющий
Менеджер-это руководитель или управляющийзанимающий постоянную должность и наделенный полномочиями
в области принятия решений.
Современный менеджер должен уметь:
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     
Современный менеджер должен обладать качествами:
n     
n     
n     
n     общественной значимойцели
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     Стрессоустойчивость
n     
Сравнительная характеристика
18.командно–административного и рыночного управления
Сравнительнаяхарактеристика командно – административного и рыночного управления
Характеристика
Командно – административное управление
Рыночное управление
1.      Собственность
Монополия государственной собственности (более 80%)
Разнообразие форм собственности, смешанная экономика
2.      Субъект управления
Номенклатура руководящих кадров
Трудовой коллектив, собственник, менеджер, предприниматель
3.      Цель управления
Выполнение плановых заданий, повышение эффективности в интересах государства
Повышение эффективности и получение прибыли за счет удовлетворения спроса населения при насыщении рынка товарами и услугами
4.      Основные принципы управления
Подчиненные нижестоящих организаций вышестоящим
Равноправие, договорные партнерские отношения между всеми звеньями экономической системы
5.      Стиль руководства
Авторитарный
Демократический
6.      Методы управления предприятием
Организационно – распорядительные (приказ, норматив, распоряжение, директивы)
Экономические методыуправления (разработка стратегий, коммерческий расчет, материальное стимулирование) работников
7.      Техника и технология
Основанана ручном труде и слабо механизированной технике
Основанана современной технике, в том числе  компьютерами
Хозяйственный руководитель
Современный менеджер
1.      Ждет указаний «сверху», скован, без инициативен, боится риска, пытается все взять под свой контроль
1.      Активен, самостоятелен, предоставляет свободу действия для подчиненных, идет на оправданный риск
2.      Верит в могущество высшего руководства
2.      Надеется в первую очередь только на себя и на свои силы
3.      Решение принимает единолично, не терпим к чужим мнениям
3.      Подбирает команду единомышленников, решения принимает коллективно
4.      Имеет ограниченный кругозор, не стремиться к новым знаниям
4.      Открытдля новых идей, знаний, информации
5.      Не компетентен в вопросах управленческой психологии
5.      Умеет работать с людьми, признает их как личность
Менеджментв той или иной форме существовал всегда там, где людиработали группами и, как правило,
в трех сферах человеческого общества:

политической — необходимость установления и поддержания порядка вгруппах

экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределенииресурсов

оборонительной — защита от врагов и диких зверей
Выделяют 4 исторических периодаразвития теории и практики менеджмента
1) Древний период (9-7 тыс.до н.э. – 18 век)
n     Сократ —  далхарактеристику управления как особой сферы деятельности, проанализировалразличные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальностиуправления.
n     Платон — дал два вида руководства: тиранический и политический,дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничитьфункции органов управления.
n     Аристотель– выделил роли управляющих, которые могут болееэффективно выполнять функции управления господским хозяйством.
n     А. Македонский  — развил теорию ипрактику управления войсками.
2) Индустриальный период(1776 – 1890)
n     Адам Смит  — далхарактеристику обязанностей государя и государства.
n     Роберт Оуэн — в 30–е годы провел социальный эксперимент, сущностькоторого состояла в улучшении условий работы в цехах
n     Чарльз Беббидж
            в1832 году издание первого учебного пособия по управлению промышленнымпредприятием,
            в1882 году разработал проект «аналитической машины» — прообразсовременной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогдауправленческие решения принимались более оперативно.
3) Период систематизации(1890 – 1960)
n     В конце XIXвека проходит промышленная революция. В результате появляются крупные фабрики и заводы,возникает необходимость обеспечения работой большие группы людей. Это означает,что индивидуально владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были  выбраны лучшие работники, которые обучали для того чтобы они могли представлять интересывладельцев на рабочих местах, это и были первые менеджеры.
4) Период информации (1960 –по наст.время)
n     Появление данногопериода следствие применения в управлении компьютерной техники. Компьютеризацияуправления.
19. Теория и практика развития управления
Научные школы управления
Школа научного управления (1885-1920)
Представители:         Ф. Тейлор, Генри Гантт,Моррис Кук
                                               Френк и Лиллиан Гилберты,
Фредерик ВинслоуТейлор (1856-1915) — главный инженер сталелитейной компании в США.
Вклад:
n     Использованиенаучного анализа для повышения эффективности способов выполнения задач.
n     Отбор и обучениеработников
n     Обеспечениеработников ресурсами, необходимыми для эффективной работы
n     Использованиематериального стимулирования для повышения производительности
n      Отделение планирования и обдумывание  от самой работы.
Недостаток:представителиэтой школы игнорировали проблемы управления организации в целом.
Классическая (административная)школа(1920 – 1950)
Представители: Анри Файоль, Урвик, Муни, Гинзбург, Макс Вебер
Анри Файоль(1825-1925) — руководитель французской горно –добывающей компании в течении 30 лет.
Вклад:
n     Основное вниманиеуделялось управлению персоналом и прежде всегоадминистративным кадрам.
n     Разработкауниверсальных принципов управления, следуя которым организация должна добитьсяуспеха.
Универсальных принциповуправления
            1.Разделениетруда.
2. Власть.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (командования).
5. Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива.
14. Единение персонала.
Недостаток:представителиэтой школы рассматривали организацию как замкнутую системуи изыскивал пути повышения ее эффективности внутри организации.
Школа человеческих отношений(1930-1950)
Представители:         Элтон Мейо, Абрахам Маслоу
            Элтон Мейо (1880-1949) — руководитель отдела изысканий                                         гарвардскогоуниверситета
Вклад:Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
Школа количественных методов  (1950 — …)
Представители: В.Немчинов
 
Вклад:
n     Восприятиеуправленческих проблем посредством применения моделей
n     Помощь руководителямпо принятию решений в сложных ситуациях.
            Школа поведенческих наук (1950 — …)
Представители: Ф. Герцберг
Вклад:
n     Управлениеорганизацией таким образом, чтобы каждый работник был использован всоответствии с его потенциалом, раскрывал свои творческие способности.
2.Современные подходы
к управлению
Процессный подход – процесс, состоящий из основныхфункций управления
n     –разработкацелей развития предприятия и путей достижения этих целей
n     
n     
n     запланированными, с целью отработки корректировки мер
Системный подход –любаяорганизация представляет собой открытую систему
n     
n     
n     Iчасть – ВХОД – все ресурсы, которые необходимы для работы предприятия    (трудовые, финансовые, материальные,информационные)
n     IIчасть – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – сам процесс (производственный процесс, торговыйпроцесс, учебный процесс)
n     IIIчасть – ВЫХОД – то, что получилось в результате преобразования (товары, услуги,знания, прибыль).
Ситуационный подход
Руководитель, который хочет работать эффективно, долженнаучиться пользоваться стилями руководства (авторитарным, демократическим,либеральным), применять власть, методы управленческого влияния в зависимости отсоздаваемой ситуации, то есть эффективный руководитель должен вести себяпо-разному, адаптироваться к ситуации.
3. Зарубежныйопыт управления
Японская модель управленияУправленческие решения принимаются коллективно, на основе единогласия. Ответственность коллективная. Нестандартная, гибкая система управления. Неформальная организация контроля. Коллективный контроль. Замедление оценки работника. Основным качеством руководителя является, умение осуществлять координацию действий и контроля. Ориентация управления на группе. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату. Личные, неформальные отношения  с подчиненными. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы. Подготовка руководителей универсального типа. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу. Долгосрочная занятость руководителей в фирме.
Американская модель управленияИндивидуальный характер принятия решений. Индивидуальная ответственность Строгое формирования структуры управления. Четко формированная структура контроля. Индивидуальный контроль. Быстрая оценка результатов работника. Главным качеством руководителя является, профессионализм и инициатива. Ориентация управления на одного человека. Оценка управления по индивидуальному результату. Формальные отношения с подчиненными. Деловая карьера обусловлена личным результатом. Подготовка узкоспециализированных руководителей. Оплата труда по индивидуальному достижению. Найм на работу в короткий срок.
5. Организация–
объект менеджмента
Организация   — социальная общность,  состоящая из группылюдей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общейцели или системы целей.
Жизненный цикл организации – объективная реальность,состояние организации на настоящий период времени.
Жизненный цикл организации
1) Рождение                                   
n     
n     Осн. задача: выход нарынок
2) Детство, юность
n     
n     Осн. задача:укрепление позиций и захват части рынка
3) Зрелость
n     .цель: рост по разнымнаправлениям деятельности
n     Осн.задача:формирование имиджа
4) Старение
n     
n     Осн. задача:обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
5) Возрождение или исчезновение
n     
n     Осн. задача:возрождение, внедрение инновационного механизма, введение научной организациитруда и коллективное премирование.
Внутренняя среда организации –
все то что находится внутри организации
n     Цели – конечный желаемый результат
n     Структура предприятия является логическимсоотношением функциональных зон и уровней управления, используемых длядостижения целей. В основе структуры предприятия лежит  горизонтальное и вертикальное разделение труда и выполняемая работа четко делится и по горизонтали ипо вертикали.
n     Задача — это предписание, работа, котораядолжна быть выполнена заранее установлении способом ив заранее оговоренные сроки.
n     Технология — четвертая важная внутренняяпеременная предприятия, представляющая собой последовательность выполненияработы.
n     Люди  — решающая внутренняя переменная предприятия.
7. Разделение
управленческого труда
Разделение управленческого труда – это специализацияуправленческих работников на выполнение определенных функций, разграничение ихправ и ответственностей.
Существует два вида разделения управленческого труда:
1)      Горизонтальноеразделение труда – распределение определенных функций между подразделениями
2)      Вертикальноеразделение труда – распределение на три уровня управления
Вертикальное разделение труда
n      Низовойуровень – включает в себя менеджеров, имеющих в своем подчинении работниковнепосредственно исполнителей труда (руководители отделов, секций, цехов,участков, смен).
n      Среднийуровень – включает в себя 50 – 60 % управленческого персонала (менеджеры,ответственные за ведением хозяйственного процесса, бухгалтера, товароведы,экономисты).
n     Высший уровень – включает 4 – 7%управленческого персонала (администрация).
6. Организационныеструктуры предприятия
Организационная структура – внутренний каркас, рамки внутри которых организациярешает, как должны разделяться задачи, использоваться ресурсы икоординироваться деятельность подразделений
Организационная структура формируется сверху вниз, т.е. отвысших руководителей к низшим в 3 этапа:
n     1 этап: организация делится погоризонтали на крупные блоки, каждый из которых соответствует определенномунаправлению деятельности организации.
n     2 этап: для этого, чтобы облегчитьуправление данными блоками, они делятся на более мелкие подразделения, цеха,отделы, секции и т.д.
n     3 этап: распределяютсяобязанности, права и ответственность должностных лиц.
Факторы, определяющие организационную структуру и факторы, влияющие на нее:
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     
Требования к организационной структуре:
n     
n       отвечать целям и задачам фирмы
n     
n     
n     
8.Основные типы организационных структур
Линейнаяорганизационная структура
при данной структуре линейный руководитель выполняет все функции управления.
Преимущество:
n     
n     
Недостатки:
n      связи между инстанциями
n      звеньев по планирование и подготовки решений
Функциональная организационнаяструктура
при данной структуре вместо универсальных менеджеров появляется штат специалистов, каждый из которых ответственныйза выполнение определенных функций.
Преимущество:
n     
n       специалистов широкого профиля.
Недостатки:
n     
n     
Комбинированная(линейно-функциональная)
организационная структура
при данной структуре призван командовать ираспоряжаться, а функциональный консультировать.
Преимущество:
n     
n     
Недостатки:
n     
n     правило их реализует.
Матричная (решетчатая)организационная структура
Преимущество:
n     контроля за решениемотдельных задач  проекта.
n       составныхэлементов.
Недостатки:
n     
n     
10. Планированиекак процесс
Планирование -  процессвыработки, определения целей и методов достижения целей.
Принципы планирования
n     
n     
n     
n       планирования.
n     
n     
n     
Классификация планирования
По степени охвата:           
n     
n     
По содержанию планирования:
n     стратегическое (поискновых возможностей);
n     
n     оперативное (реализациявозможностей)
По срокам:
n     
n     
n     
План — основа деятельности организации любой формысобственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое времярешать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
n      План– цель – представляет собой набор качественных (объем) и количественных (прибыль) характеристик, желающегосостояния объекта, управления и его отдельных элементов в будущем.
n      Планыповторяющихся действий, предписывающие их сроки, порядокосуществления в стандартных ситуациях (товарооборот).
n     Планы неповторяющихся действий,составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем (закупкаоборудования).
Стратегия – система мероприятий, действий и решений,позволяющих достичь намеченной цели.
Стратегическое планирование — особый вид плановойработы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающейвыдвижение таких целей и стратегий развития фирмы, реализация которых обеспечитее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию кизменяющимся условиям внешней среды.
10. Процесс стратегическогопланирования
Требования, предъявляемые к стратегическомупланированию
q     соответствиеплана миссии организации;
q     увязкаплана с имеющимися ресурсами, его соответствие стилю управления фирмой;
q     совместимостьпланов структурных подразделений фирмы;
q     объективнаяоценка складывающейся ситуации;
q     развернутоеописание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий;
q     наличиебольшого фактического материала.
q     планированиедействий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
11. Мотивация
трудовой деятельности
Мотивация – это стимулирование деятельности, процесспобуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека длядостижения личных, коллективных и общественных целей.
Потребность – это ощущение человеком психических ифизических недостатков чего-либо.
Разделяют на:
n     Первичные –материальные, пища, вода, воздух, одежда, безопасность
n     
Содержательные теории мотивации
12. Иерария потребностей
Абрахама Маслоу
Суть теории:
n     Маслоу создал иерархиюпотребностей человека, которая определяет его поведение.
n     мотивируютсяпока не удовлетворены потребности низшего уровня.
n     становится доминирующим и должен включатсяв мотивационные планы руководителя.
n     
n     
Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В.Врум
Суть теории:
n     
n     
n     
Процессуальные теории мотивации
Теория справедливости
Суть теории:
n     
n     
n     ипрежде всего в сравнении с коллегами,
n     
15. Контролькак процесс
Контроль — постоянный процесс, обеспечивающийдостижение организацией принятых целей развития путем своевременногообнаружения возникающих в ходе производственно – хозяйственной деятельностиобъектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов,стандартов)
и изменений внешней среды.
Задачи контроля:
n     
n     
n     
n     
Виды контроля
n      На предприятияхпредварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению кчеловеческим, материальным и финансовым ресурсам.
n     предприятия.Текущийконтроль не проводится буквально одновременно с ходом хозяйственнойдеятельностью предприятия. Этот контроль базируется на измерении фактическихрезультатов, полученных в ходе хозяйственной деятельности, направленной надостижение поставленных целей.
n     
Этапы процесса контроля
В процессе контроля различается три этапа:
n     
n     
n     
Выработка стандартов и критериев
первый этап управленческого контроля.
     
n     
Сопоставление с ним и реальных результатов деятельностипредприятия
второй этап управленческого контроля.
     
n     достигнутые результаты соответствуютустановленным стандартам, а также насколько допустимы или относительнобезопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй стадии процедурыконтроля дается оценка, которая служит основной для решения о начале действия.Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболеезаметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается вопределении масштабов отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
Принятие необходимых корректирующих действий
третий этап управленческого контроля.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
q    
q    
q    
     
26. Методыуправления
Методы управления – это совокупность приемов   и способы воздействия на управляемый объектдля достижения постановленных организацией целей.
Управленческие решения
Управленческие решения – это совокупностьвзаимосвязанных целенаправленных и логически последовательных действий,обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Требования к управленческому решению:
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     
n     адресность
n     
n     
Методы принятия управленческих решений
Коллективные
1) Метод «Мозговой атаки»
n     
n     
Коллективные
2) Метод «Дельфы»
n     многотуровая процедураанкетирования. После каждого тура данные анкетирования и полученные результаты дорабатываются сообщаются экспертам с указанием расположенияоценки.
n     
n     
Коллективные
3) Метод «Кингисё»
n     
n     



            &


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.