ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Например, в России сегодня в малом бизнесе занято около 12 млн. человек. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — «государственное управление».
Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.
Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет менеджмент в малом бизнесе во всех экономически развитых странах.
Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, роли менеджмента в его развитии.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и особенности малого бизнеса в рыночной экономике.
2. Исследовать роль менеджмента в малом бизнесе на примере ТОО «Авега Казахстан».
3. Рассмотреть пути и перспективы развития малого бизнеса.
Объектом исследования данного дипломного проекта является ТОО «Авега Казахстан».
Предмет исследования – роль менеджмента в малом бизнесе в рыночной экономике.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в рыночной экономике
Понятие «малое» — это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.
Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 чел. Это зависит от сферы деятельности предприятия [29].
С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:
1. Полное товарищество;
2. Коммандитное товарищество;
3. Товарищество с ограниченной ответственностью;
4. Товарищество с дополнительной ответственностью;
5. Производственные кооперативы [21].
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его
выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в
организации работы, льготами со стороны государства.
Для деятельности руководителя малой фирмы характерны:
1. Свобода в выборе направлений и методов работы;
2. Ориентация на достижение коммерческого успеха;
3. Опора на свои собственные знания;
4. Интуиция при выборе вариантов действий;
5. Огромная самоотдача (сил, времени);
6. Ответственность за принимаемые решения и их последствия;
7. Связь с деятельностью предприятия всей своей жизни;
8. Постоянный контроль за работой предприятия;
9. Стремление к прямым контактам со всеми работниками [28].
Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимаются как одно целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.
Малое предприятие имеет ряд особенностей:
1. Его работники составляют единую небольшую команду,
объединенную единством целей.
2. В деятельности отдельного работника совмещаются функции
управления и труда.
3. Активно используется взаимозаменяемость и помощь.
4. Каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда.
5. Интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано
обостренным чувством личной ответственности.
6. Новые решения руководителя быстро реализуются.
На малом предприятии все недостатки и достоинства отчетливо видны. Здесь невозможно уклоняться от работы ни руководителю, ни работникам.
Малые предприятия имеют и ряд недостатков:
1. Их финансовые средства обычно невелики.
2. Руководитель малого предприятия должен быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов.
3. Партнеры малых предприятий (банки и смежники) постоянно испытывают риск из-за высокой степени их банкротств, отсутствия залоговых гарантий по сделкам.
4. Между учредителями могут возникать разногласия в целях деятельности, что отрицательно сказывается на успехе деятельности предприятия.
5. При делении дохода и имущества предприятия между учредителями часто возникает конфликт из-за сложности оценки вклада партнеров в полученный результат.
В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересовано все общество, поэтому из государственного бюджета выделяются специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения сотрудников, льготных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти создаются специальные подразделения по поддержке малого предпринимательства.
В Республике Казахстан имеется комитет по государственной поддержке малого предпринимательства, образован соответствующий Фонд поддержки, ежегодно финансируется государственная программа поддержки и развития малого предпринимательства [30].
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:
1. формирование инфраструктуры поддержки и развития;
2. создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3. установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами;
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [16].
Фонд поддержки малого предпринимательства является некоммерческой организацией, создаваемой в целях финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства. В фонд поступают бюджетные средства, добровольные пожертвования, доходы от собственной деятельности. Расходуются средства только по целевому назначению.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется также через вмешательство государства в рыночный механизм.
Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельность индивидуально учитывается и контролируется.
Юридическое лицо — учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличие устава, печати, счета в — банке, государственной регистрации, названия). В качестве юридического лица может быть не только группа граждан, но и отдельный гражданин [31].
Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив.
Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобиль, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием.
Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия. Взаимодействия отдельного человека и малого предприятия определяются конкретным договором, поручением, должностной инструкцией.
Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малыми предприятиями. Это сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, автозаправочные станции, розничная продажа, фотография, питание, печатные услуги, управленческие и юридические консультации, нотариальные конторы, разработка программ для ЭВМ, обучение, помощь в трудоустройстве и др.
Примерами малых предприятий являются:
1. Автозаправочная станция;
2. Сельскохозяйственная ферма;
3. Небольшой ресторан;
4. Магазин;
5. Издательство;
6. Парикмахерская;
7. Мастерская по ремонту автомобилей;
8. Юридическая консультация.
Очень многие достижения человечества в науке, технике, экономике — это заслуга предприимчивых и изобретательных людей. В России, США, Японии и других странах действуют миллионы малых предприятий, которые в некоторых областях деятельности обеспечивают 90-100% продукции и услуг [28].
Предпринимателем может стать служащий, студент, рабочий, инженер, продавец, пенсионер, преподаватель и т.д. Ограничений нет. Но останется предпринимателем лишь тот человек, который сможет совместить выполнение деловых обязанностей с обязанностями по отношению к семье, обществу.
Всю совокупность малых предприятий можно разделить на две группы:
1. Помощники крупного предприятия,
2. Самостоятельные, ориентирующиеся на индивидуальные услуги.
Предприятие — помощник крупного завода может, например, изготавливать конкретную деталь или узел, осуществлять при необходимости ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят от достижений обслуживаемого завода.
Малое предприятие, ориентирующееся на индивидуальные услуги, специализируется в конкретной области деятельности. Его клиентами в основном оказываются отдельные граждане. Примером такого предприятия являются фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п. Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, рекламе, расширению ассортимента товаров. Это ведет к появлению постоянных покупателей, привлечению новых покупателей, а в итоге обеспечит рост прибыли [29].
Каждая сфера малого предпринимательства имеет отличия в организации деятельности, экономических принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.
Самой элементарной формой организации деятельности является натуральное хозяйство. Оно предполагает производство продукта только для удовлетворения собственных потребностей. В натуральном хозяйстве просто решаются вопросы о составе и количестве производства. Общество, состоящее из натуральных хозяйств, — это разобщенное население. Каждое из хозяйств опирается только на свои ресурсы и возможности. Такая форма деятельности не отражает современных достижений развития человечества. Обмен результатами труда, использование выгоды различных территорий земного шара, разделение труда — это признаки современной экономики предприятий и целых стран. В итоге повышается общая результативность груда, расширяется набор производимых товаров и предоставляемых услуг, но одновременно повышается сложность организации деятельности.
Организация деятельности предприятий, предусматривающая их кооперацию через продажу своих продуктов, называется товарным или рыночным хозяйством.
Малое предприятие рыночного хозяйства — это сложная экономическая система. Она характеризуется совокупностью своих взаимоотношений с партнерами и потребителями, составом используемых материалов и ресурсов, режимом деятельности. Чем больше число этих характерных признаков, тем сложнее процесс управления предприятием.
Поток поставок готовой продукции должен быть непрерывным, поэтому руководитель должен постоянно обеспечивать необходимое число заказов на свою продукцию и точно в срок их выполнять.
На самом предприятии процесс производства осуществляется работниками и станками. Необходимо найти требуемых работников и организовать их в единый трудовой коллектив.
Потоки материалов, ресурсов и готовой продукции, а также деятельность работников поддерживаются потоками денежной оплаты. Они также должны быть регулярными и точно соответствовать условиям договоров с поставщиками и покупателями. В результате у руководителя малого предприятия можно выделить четыре области его внимания:
1. Входные потоки материалов и ресурсов;
2. Выходящие потоки готовой продукции;
3. Организация деятельности внутри предприятия;
4. Денежные потоки.
В каждой из этих областей имеется набор задач управления, решения которых должны дополнять друг друга и обеспечивать тем самым непрерывность процесса деятельности предприятия.
Обобщенная графическая модель малого предприятия показана на рисунке 1.
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги.
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
/>
Материалы
Энергия Продукция
Запчасти Услуги
Топливо Оплата
Оплата
Рисунок 1 — Иллюстративная модель малого предприятия
Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операциях и операциях связи. В 2004 г. промышленное производство занимало 23,8% всего объема произведенной продукции на малых предприятиях, на долю строительства приходилось 21,9, сельского хозяйства — 1,2, транспортных работ — 4,2 и связи — 0,7, а всего на деятельность производственных отраслей малых предприятий — 51,8%, т.е. свыше половины всего объема произведенной продукции. При переходе к рыночной экономике сфера производственной деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию вследствие разрушения отлаженных хозяйственных связей, нарушения материально-технического обеспечения, падения сбыта отечественной продукции, резкого ухудшения финансового положения предприятий и организаций. Вследствие этого развитию сферы производственной деятельности предстоит уделить наибольшее внимание. Виды предпринимательской деятельности представлены на рисунке 2.
Каковы же основные этапы производственного бизнеса?
Любой предприниматель, собирающийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. С этой целью он приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в определенном товаре (услуге) он вступает в контакты с потенциальными потребителями — покупателями товаров и услуг, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.
Формально переговоры завершает контракт (договор), заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара, потребителями услуг. Такой контракт (или договор) позволяет свести к минимуму предпринимательский риск.
Следующий этап производственного предпринимательства — приобретение или аренда (наем) факторов производства.
/> &n