Содержание.
1. Инновационный менеджмент –одно из направлений
стратегического планирования.
1.1Нововведения как объект инновационного менеджмента
· Рынокновшеств (новаций)
· Рынокчистой конкуренции нововведений
· Рыноккапитала (инвестиций)
2. Инновационный проект: понятия, основные этапысоздания и
реализации.
3. Эффективность инновационного процесса.
4. Методы оценкиинвестиционных проектов
· Срококупаемости инвестиций
· Коэффициентэффективности инвестиций
· Дисконтированиеденежных потоков
· Чистаятекущая стоимость
· Рентабельностьинвестиций
· Методперечня критериев
· Балльныйметод
· Прочиеметоды
5. Порядокоценки инвестиционных проектов
6. Литература
1. стратегического планирования.
1.1 Нововведения как объектинновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научнойобщественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее времяРоссия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управленияэкономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностьюбуквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования отгосударственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченнойответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всегоиспользовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрениедостижений науки и техники в производство и т.п., что характерно дляцентрализованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, гдекоммерческие организации имеют полную юридическую и экономическуюсамостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этимпринципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий вобласти инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение”является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальныйперевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этогослова “введение новшеств”. Под новшествомпонимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новоеявление. Русское словосочетание “нововведение”в буквальном смысле “введение нового”означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшестваприобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процессвведения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Периодвремени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию)называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения,новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественноепризнание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже вновом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затратресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества(новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов,основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системаэкономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируютсяспрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельностивыступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынокновшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения(инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонентаи образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).
Рынок новшеств
( новаций )
ИННОВАЦИОННАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
Рынок чистой
конкуренции
Рынок капитала
( инвестиций )
Рис.1 Схема инновационной деятельности.
Под инновациямив широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виденовых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических исоциально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого,административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи,создания и распространения новшества и до его использования принято называтьжизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненныйцикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций).Основным товаром рынка является научный и научно-технический результатпродукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские ианалогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными,федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную(научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные(опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская)деятельность направлена на получение, распространение и применение новыхзнаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научныеколлективы, объединения научных работников, научно-исследовательскиеподразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы,отечественные и зарубежные новаторы.Классификация инноваций и инновационных процессов представлена на рисунке 1.14.
Рынок чистой конкуренции нововведений.Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов ипокупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни одинпокупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.Использование понятия “чистой”конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой,недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектамипроизводственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала,рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-техническойдеятельности.