Министерство общего и начального образования РФ Санкт-Петербургский Институт управления и экономики Мурманский филиал Института управления и экономики Факультет экономики и управления (социального управления) Реферат (контрольная работа) по дисциплине Право на тему Действие нормативного акта во времени, по кругу лиц и в пространстве.
Выполнил: Студент Жукова Анжелика Александровна Группы С1-98 отделения социальный сервис и туризм срок обучения 5,5 лет зачетная книжка № 505-706 Мурманск 1999 Содержание: 1. Вступление 2. Действие нормативно-правовых актов во времени 3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве 4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 10 5.
Список литературы 14 Вступление. Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охва¬тываемых этими актами лиц. Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содер¬жащихся в данных актах общеобязательных норм. Действие нормативно-правовых актов во времени.
Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрез¬вычайно важен в практическом отношении".
Действие закона, равно как и любого другого норма¬тивного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоции¬руется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.
В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверж¬дения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстре¬мальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу
соотносится с датой его опубликования (обна¬родования). В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опуб¬ликования. В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется
Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.) В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются - Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках.
23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия. Федеральные законы вступают в действие на всей территории
Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней. В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие. В специально изданных актах (постановлениях Прави¬тельства, распоряжениях
Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких, скажем, правовых доку¬ментов, как Основы законодательства Российской Феде¬рации о нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (ут¬верждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс
Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.). Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подгото¬вительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо
больше вре¬мени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов. Немалое значение имеют не только сроки, но и спо¬собы "вступления в силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинст¬ве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны.
Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловлен¬ная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта. Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г.), в соответствии
с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепен¬но, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта. Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена прак¬тика
постепенного введения в действие закона, преиму¬щество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмеча¬лось лишь одно "неудобство", а именно: при установлении '"слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия
такого положения. Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одно¬временно на всей территории получила повсеместное я чеоспоримое
признание. Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств. Во-первых, в результате истечения срока действия за¬кона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются, например, при вве¬дении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных
государственных органов, действующих в переходный пе¬риод. Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным ком¬петентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин со¬вершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе"
Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона В-третьих, в результате замены действующего норма¬тивного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие
нового акта. Например, в связи с принятием новой Кон¬ституции Российской Федерации, вступившей в силу "со дня официального ее опубликования по результатам все¬народного голосования", а именно, 23 декабря 1993 г одновременно прекратилось "действие Конституции (Ос¬новного Закона) Российской Федерации - России, при¬нятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями " (
Раздел второй Конституции 1993 года). В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют.
В практическом плане это означает, например применительно к России, что в случае возникновения, скажем, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который действовал во время возникновения спора или совершения противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство
Италии предусматривает, что "закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы". Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение.
В некоторых случаях обратная сила закона признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в законе. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории.
В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории. При этом под государственной территорией по¬нимается часть земного шара,
включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на террито¬рию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в откры¬том море и других объектов, принадлежащих государству и на¬ходящихся в открытом море или космосе. По территориальному критерию все нормативно-пра¬вовые акты подразделяются на акты, действие которых
распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и федеральные за¬коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ст. 4, ч. 2). Однако акты, изданные в порядке текущего законода¬тельства,
могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее огова¬ривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касаю¬щиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.
Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права. В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает
применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Консти¬туция Российской Федерации в связи с этим устанавли¬вает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
зако¬ном, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорит¬ся, что "международные договоры, заключенные в соот¬ветствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства".
Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возни¬кающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-правовые акты, действующие внутри самого государства.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |