Реферат по предмету "Банковское дело"


Управление кредитными рисками

Образовательное учреждение


Казанская Банковская школа (колледж)


Банка России


Реферат


по предмету: Банковское дело


на тему: "
Управление кредитными рисками "


Казань


Содержание


Введение


1. Методы управления кредитными рисками


1.1 Анализ технико-экономического обоснования кредита (ТЭО)


1.2 Анализ кредитоспособности заемщика


1.3 Цель и сумма кредита


1.4 Порядок и сроки погашения кредита


1.5 Обеспечение кредита


2. Порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам


2.1 Формирования резерва с учетом обеспечения по ссуде


2.3 Особенности формирования резервов


2.4 Порядок определения размера расчетного резерва и формирования резерва


2.5 Особенности надзора за порядком формирования резерва


Заключение


Список использованной литературы


Введение


Тема данной курсовой работы: “Управление кредитными рисками" - чрезвычайно актуальна.


Кредитные операции
- самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.


Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.


В тоже время данные операции связаны с кредитными рисками, которым подвергаются банки.


Кредитный риск
- непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т.д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов.


Итак, в данной курсовой работе на основе зарубежного и российского опыта будут рассмотрены методы управления кредитными рисками, позволяющие их максимально уменьшить. Несколько подробнее будут изложены вопросы, касающиеся анализа кредитной заявки и технико-экономического обоснования кредита и анализа учетной политики предприятия, т.к. с данными вопросами мне приходилось встречаться в ходе моей профессиональной деятельности.


управление кредитный риск резерв


С целью подробного изложения указанной проблемы мною, кроме материалов собственных практических разработок были использованы статьи и материалы, появившиеся в последнее время и отражающие суть данной проблемы на современном уровне. Сюда относятся: “Банковский журнал”, а также справочная и учебная литература, список которой прилагается.


Методы управления кредитным риском в основном связаны с анализом соответствующих документов, которые предоставляет в банк клиент для рассмотрения вопроса о выдаче кредита.


При этом для различных групп клиентуры могут разрабатываться различные перечни необходимых документов (для рассмотрения целесообразности выдачи кредита). Например, давние проверенные клиенты могут освобождаться от необходимости предоставления графика различных поступлений и платежей, сведений о кредитах, полученных в других банках, а иногда и технико-экономического обоснования кредитной сделки (ТЭО).


Итак, приведем перечень основных документов, предоставляемых заемщиком:


- Баланс предприятия-заемщика на 1-е число последнего месяца и последнюю квартальную дату;


- Технико-экономическое обоснование (ТЭО), характеризующее окупаемость, рентабельность кредитной сделки;


- Копии договоров, контрактов, подтверждающих кредитуемые сделки;


- Копии учредительных документов предприятия-заемщика;


- Сведения о кредитах, полученных в других банках;


- Документы, подтверждающие наличие обеспечения кредита (договор залога имущества, страховой полис, гарантии и т.д.);


- Обязательство-поручение;


- Заполненный заемщиком бланк заявления на выдачу кредита.


Решение о целесообразности выдачи кредита принимается либо уполномоченным должностным лицом, либо соответствующим органом управления банка. В крупных банках создается кредитный комитет (отдел), как специальный орган, уполномоченный рассматривать документы и принимать решения по большинству вопросов, связанных с кредитованием, и лишь в особых случаях выносить их на рассмотрение правления.


У банка существует несколько способов анализа предоставляемой заемщиком информации:


- проведение полной проверки клиентов силами своих кредитных отделов (комитетов);


- проведение проверки бухгалтерской отчетности по предписанию банка аудиторской фирмой. Правда, при этом могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что на данном этапе развития аудиторской и консалтинговой деятельности у некоторых российских фирм существует тенденция проводить проверку через фирмы, репутация которых и качество их проверки вызывают сомнения или их репутация на рынке просто не известна;


- получение “пакетной" информации от авторитетной информационно-консалтинговой фирмы.


Данный подход существенно повышает надежность кредитного анализа, но из-за высоких “накладных расходов” использования такой информации, лишь крупные банки могут позволить себе получение “пакетных" справок о своих потенциальных заемщиках на систематической основе.


1. Методы управления кредитными рисками


К методам управления кредитными рисками относится анализ заемщика и его основных документов с различных точек зрения. Итак, рассмотрим, что необходимо оценить для уменьшения кредитного риска.


1.1 Анализ технико-экономического обоснования кредита (ТЭО)


Технико-экономическое обоснование кредита - основной документ, демонстрирующий качество и уровень кредитной сделки заемщика. Технико-экономическое обоснование может быть выполнено в любой, произвольной форме и подписано руководителем предприятия и главным бухгалтером.


Порой от того, как и на каком уровне сделано ТЭО зависит, сможет ли банк оценить будет равно трем.


Если проанализировать формулы расчета налога на прибыль и показатели эффективности при числе оборотов меньше 3 (063), то налогооблагаемая прибыль (094) будет намного меньше чем проценты, которые необходимо заплатить банку и платежи страховой компании. Число оборотов, равное трем, обозначает закупку и реализацию товаров каждый месяц, что возможно только при очень налаженных связях с продавцами и покупателями, а это очень рискованно, т.к. возможны задержки в поставке товаров и невозможность их реализации, что приведет к потере кредитоспособности.


Если бы заемщик имел собственные средства или привлек к долевому участию партнеров, положение с данной сделкой было бы более устойчивым.


Можно сделать вывод, что данная сделка возможна, но мало эффективна и рискованна, а рисковать банк может только работая с проверенными и надежными партнерами.


Итак, подобным образом можно проанализировать финансовое состояние любой сделки и заемщика и степень кредитного риска. Поэтому ТЭО - это очень важный документ и для банка и для клиента.


В ходе моей профессиональной деятельности была разработана форма ТЭО, сгруппированная в приведенную ниже специальную таблицу, которая по моему мнению наиболее полно отражает реальные экономические показатели сделки. Достаточно внимательно заполнить все разделы, и немедленно станет ясна прибыльность и необходимость данной сделки.


Данное ТЭО включает в себя следующие разделы:


1) Контрольные сроки сделки (в настоящее время банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты до 3-х месяцев, и необходимо проанализировать, уложится ли заемщик во временные рамки кредита);


2) Собственные и заемные средства (оценка средств, которыми располагает клиент);


3) Курс рубля на момент сделки;


4) Стоимость сделки-покупки (если сделка с зарубежным партнером, то с учетом таможенных акцизных пошлин);


5) Суммы, полученные после реализации предмета сделки;


6) Издержки;


7) Оборачиваемость средств;


8) Расчет налога на прибыль, сколько в итоге останется денег в распоряжении заемщика после расчета с кредиторами и уплаты всех налогов государству, расчет показателя эффективности сделки, который включает в себя коэффициент рентабельности и норму прибыли на вложенный капитал.


Рассмотрим как можно оценить экономическое положение предприятия на конкретном примере с помощью разработанного метода оценки технико-экономического обоснования эффективности сделки и возможности возврата кредита в форме таблицы.


Итак, к примеру, предприятие “N” берет кредит в сумме 50 000 000 рублей под 150 % годовых на 3 месяца для покупки парфюмерии под гарантию страховой фирмы. Предприятие “N” рассчитывает провести эту сделку без участия собственных средств и долевого участия партнеров. Предприятие “N” предполагает, закупая и реализовывая каждый месяц партию товаров, расплатиться с кредитором и получить некоторую прибыль.


Если специалист кредитного отдела банка рассмотрит данные технико-экономическое обоснование сделки под кредит, он сразу сможет сделать следующие выводы:


1. В результате данной сделки в распоряжении предприятия, несмотря на небольшие издержки, останется совсем небольшая сумма.


2. Показатели эффективности весьма низкие.


3. Данное предприятие может расплатиться с кредитом только в том случае, если число оборотов (п.7) за срок кредитования сделать правильные выводы, уменьшающие кредитные риски.


Технико-экономическое обоснование возврата кредита и эффективности сделки.


Табл.1. Контрольные сроки


















































Операция Срок (дни) Дата
Зачисление заемных средств на р/с... 4 2.02
Оплата страхового платежа, если есть страховка. 4 6.02
Конвертация, если сделка валютная... 1 3.02
Прибытие товара на таможню.... 7 14.02
Оформление таможенных документов... 4 18.02
Предоплата покупателя за товар.... 3 21.02
Контрольные сроки реализации товара:
Оплата полученного товара покупателем..
Погашение процента за кредит 1... 30 2.03
Погашение процента за кредит 2... 60 2.04
Погашение процента за кредит 3... 90 2.05
Погашение кредита...... 90 2.05

Табл.2. Собственные и заемные средства. Заемные средства




























Сумма кредита (руб.) Процент за пользование кредитом (%) Срок (мес.) Сумма процента за пользование кредитом (руб.)
50 000 000 150 3 18 750 000
010 50 000 000 011 18 750 000
012 Собственные средства (руб.)
013 Долевое участие партнеров (руб.)
014
015 Итого средств 010+012+013+014 (руб.) 50 000 000

Табл.3. Курс рубля
к доллару США (
название валюты)














Курс рубля при расчетах за покупаемый товар 4100
Курс рубля при расчетах за продаваемый товар 4400
Курс рубля на дату оформления таможенных документов 4100
Курс рубля на дату конвертации 4100





017 018 НДС с оборота (20+1,5) /100% НДС с оборота 017/ (1+017) 0,215 0,18

Табл.4. Покупка (
один оборот) рубля 4100 (фиксированный/предполагаемый биржевой на “02" 02 2002г.














































Наименование товара Кол. ед. тов. Цена за ед. тов. в валюте Цена за ед. тов. (руб.) Стоимость в валюте Стоимость без учета НДС (руб.) Стоимость с учетом НДС (руб.)
Парфюмерия 3820 3 12 300 11 460 38 671 605 46 986 000
Итого: 11 460 38 671 605 46 986 000
020 Стоимость ввозимых товаров (руб.) 38 671 605
021 Таможенная пошлина_________% 1 933 580
022 Акцизный налог_____________% -
023 Стоимость товара без учета НДС (стоимость товара без учета НДС для ввозимых товаров 020+021+022) (руб.) 40 605 185
024 Сумма НДС (021+022+023) х017 или 025х018 8 730 115
025 Общая стоимость товара с учетом НДС 023+024 49 335 300

Табл.5. Реализация (
один оборот) рубля 4400 (фиксированный/предполагаемый биржевой на “21" 02 2002г.


















Наименова-ние товара Кол. ед. тов. Цена за ед. тов. в валюте Цена за ед. тов. (руб.) Стоимость в валюте Стоимость без учета НДС (руб.) Стоимость с учетом НДС (руб.)
Парфюмерия 3820 4 17 600 15 280 55 334 980 67 232 000

Итого: 15 280 55 334 980 67 232 000




















030 Стоимость товара без учета НДС (руб.) 55 334 980
031 Сумма НДС 030 х 017 или 034 х 018 11 897 020
032 Таможенная пошлина_________%
033 Акцизный налог, возвр. при экспорте__________%
034 Общая стоимость товара с учетом НДС 030+031 67 232 000

Табл.6. Издержки (
один оборот)


























Издержки, облагаемые НДС Сумма издержек, относимая на себестоимость, с НДС (руб.) Сумма издержек, относимая на фин. рез., с НДС (руб.)
Транспортные расходы 1 500 000 -
Погрузка, разгрузка, укладка - -
Складские расходы - -
Оплата посреднических услуг - -
Прочие расходы - -






















ИТОГО: 040 1 500 000 041
042 Общая сумм издержек с учетом НДС 040+041 1 500 000
043 НДС 042 х 018 265 432
044 Издержки на себестоим. без НДС 040 х 018 1 234 568
045 Издержки на финан. рез. без НДС 041 х 018 -










Издержки, не облагаемые НДС (кроме банк. % и страх. платы) Сумма издержек, относимая на себестоимость. Сумма издержек, относимая на фин. рез.
Процент за конвертацию (руб.) 939 720
Транспортн. и погрузочн. расходы при экспорте и транзите






ИТОГО: 050 939 720 051

Табл.7. Оборачиваемость














061 Срок одного оборота средств (мес.) 1
062 Срок возврата заемных средств (мес.) 3
063 Число оборотов 062/061 3

Расчет налога на прибыль, показатели эффективности





Расчет НДС при реализации в РФ (руб.) Сумма (руб.)

























070 Сумма оборота, облагаемая НДС 034-025 17 896 700
071 Сумма НДС 070 х 018 3 166 906
072 НДС к перечислению в бюджет 071-043 2 901 474
080 Сумма процента за пользование кредитом на себестоимость (Ставка ЦБ 140 %+3%) (руб.) 17 875 000
081 Сумма процента за пользование кредитом на финансовые результаты 011-080 (руб.) 875 000
082 Сумма страхового платежа (руб.), если есть 5 000 000




Расчет получаемой прибыли (руб.) Сумма (руб.)
































090 Валовая прибыль за один оборот 070-071 или (030-023 при экспорте) 14 729 794
091 Издержки на себестоимость без НДС 044+050 2 174 288
092 Издержки на финанс. рез. без НДС 045+51
093 Прибыль без издержек 090-091-092 12 555 506
094 Налогообл. приб. (090-091- (033-022)) х063-080 19 791 518
095 Налог на прибыль (094 х ________%) /100 6 927 031
096 Чистая прибыль 094-095 12 864 487
097 Остается в распоряжении - 96-092-081-082 6 989 487












































100 Страхователем получено (070х063) +015 103 690 100
101 Издержки (040+041+050+051) х 063 7 319 160
102 Сумма кредита 010 50 000 000
103 Проценты за кредит 011 18 750 000
104 НДС в бюджет 072 х 063 8 704 422
105 Налог на прибыль 095 6 927 031
106 Страховой платеж 082 5 000 000
107 Расчеты с партнерами 097х (013/010+013) -
108 _________________________________________
109 ИТОГО: (101+102+103+104+105+106+107+108) 96 700 613
110 ИТОГО: 100-109 6 989 487

Показатели эффективности










120 Рентабельность 097/ ( (091+092) х063+011+082+095+072х063) 0,15
121 Норма прибыли на вложенный капитал 097/015 0,14

1.2 Анализ кредитоспособности заемщика


Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании его отчетности и предлагать заполнить ее всем потенциальным заемщикам. финансового положения.


Основным финансовым документом предприятия является баланс, составляемый к определенному сроку (конец квартала, года) и показывающий структуру активов, обязательств, прибыли, убытков и капитала компании.


Для полноты информации о заемщике можно приложить “Сводную справку о финансовом состоянии фирмы”, которую я применяла в процессе моей работы.


Справка является пояснением к балансу предприятия и позволяет банку конкретизировать цифры балансовых счетов и сразу составить представление о данном заемщике.


Я рекомендую кредитным отделам банков


Анализируя финансовое состояние предприятия “N” согласно данной справке можно сказать, что предприятие ранее брало кредит, и, хотя его вовремя погасило, видно, что его материальное не на высоком уровне, т.е. специалист кредитного отдела банка может сделать вывод о неумении руководства предприятия разумно вкладывать деньги, кроме того на счету предприятия “N” еще один, правда не просроченный, кредит и кредиторская задолженность ТОО “Григ”. Таким образом, можно предположить, что предприятие “N” пытается перекредитоваться, а не использовать кредит по назначению, указанному в кредитном договоре, что говорит об огромном кредитном риске, которому может подвергнуться банк.


Кредитный инспектор должен внимательно сопоставлять каждую строчку данной справки, чтобы банк имел объективное представление о заемщике.


Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых счетов и другой документации. В этом случае в банк представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях сделки, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать:


описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты и лицензии); планы исследований, разработок и т.д.


- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);


- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);


- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, имеющееся оборудование и т.д.);


- план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.п.);


- финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).


Существует, по крайней мере, еще один доступный резерв информации о заемщике.


В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.07.94 N100 “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету, “Учетная политика предприятия”, субъект хозяйственной деятельности обязан с 01.01.95 г. разрабатывать внутренний нормативный документ по учетной политике для внешних потребителей финансовой отчетности.


Учетная политика
- это метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанные отражения, обобщения и соизмерение в денежном выражении факторов хозяйственной деятельности, которые субъект хозяйственной деятельности выбирал и которых он неуклонно придерживается в каждой конкретной ситуации.


Содержание понятия “учетная политика” в странах с продолжительной историей развития рыночных отношений наполнено сводом достаточно жестких стандартов, которые направляют ведение бухгалтерского учета в любой деловой ситуации.


Примером подобных сводов правил служат стандарты SSAP в Великобритании и GAAP в США.


Немецкая модель по формированию учетной политики предприятия предполагает деятельность высокопрофессиональной финансово-экономической службы, основной задачей которой является проведение в жизнь и толкование принципов финансового учета, закрепленных в законодательстве.


В применении к кредитному анализу учетная политика предприятия может помочь кредитному инспектору достичь сразу нескольких целей:


1. Определить качественный уровень финансового учета на данном предприятии.


При достаточном размере оборотов по счетам и репутации на российском рынке (хотя за короткий срок развития рыночных отношений можно лишь с определенной степенью допущения говорить о репутации фирмы) потенциальный Заемщик обладает, как правило, квалифицированной командой финансовых менеджеров, которая в состоянии представить положение дел в организации в выгодном для себя свете путем учета и отражения в бухгалтерской отчетности тех или иных аспектов деловой активности предприятия с учетом поставленных целей в каждой конкретной ситуации. Следовательно, предоставление стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятых на предприятии, снижает риск того, что отчетность потенциального Заемщика будет неверно “прочитана” и анализ финансового положения фирмы не принесет достоверного результата из-за искажения источников информации.


Напротив, у Заемщика, не имеющего репутации и кредитной истории на рынке или кредитной истории для конкретного банка-кредитора, качество бухгалтерского учета и финансовой отчетности является косвенным свидетельством качества общего уровня менеджмента в организации и, как следствие, устойчивости положения на рынке и гарантии долговременного присутствия их организации на рынке без кардинальных смен сферы деятельности.


Компании “однодневки”, столь распространенные в период еще не оформившейся структуры экономики в целом вряд ли станут нести существенные издержки на содержание штата высококвалифицированных бухгалтеров и поставку бухучета до уровня развернутой учетной политики, которая к тому же предполагает продолжительное время функционирования организации.


2. Достичь непосредственно предоставления информации, касающейся методов формирования некоторых статей баланса, интересных именно для банка-кредитора: учет запасов; группировка и списание затрат на производство; метод, принятый на данном предприятии для начисления амортизации; признание выручки от реализации продукции, работ, услуг и так далее.


Положения учетной политики предприятия в полном объеме должны включать:


Способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации, признания прибыли (дохода) и как осуществляется учет по данному пункту.


- Способ реализации и схема его отражения на счетах учета;


- 3. Дополнительные положения учетной политики, решения по которым принимаются малыми предприятиями (например, упрощение системы учетных регистров).


- Итак, главная задача кредитного отдела банка, в свете принимаемой предприятием учетной политики - оценить деятельность предприятия. Отсутствие в приказе положений об учетной политике предприятия руководящих начал бухгалтерского учета свидетельствует о потенциальной возможности допущения грубых профессиональных ошибок, отсутствие культуры предпринимательской деятельности и универсальность в разрешении разнообразных практических задач.


Кредитный отдел банка должен также обратить внимание на следующие вопросы:


- разделенность имущества предприятия и собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного и финансового состояния предприятия;


- отсутствие у предприятия намерения и необходимости самоликвидации или существенного сокращения масштабов своей деятельности, что позволяет полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;


- консерватизм в отношении дебиторской задолженности заемщика. В условиях общей нестабильности рынка неразумно предполагать, что вся дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику.


Итак, учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - прекрасно характеризует заемщика. Своевременная ее оценка ведет к снижению кредитного риска.


При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:


- порядочность и честность;


- семейное положение;


- профессиональные способности;


- возраст и состояние здоровья;


- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);


- материальная обеспеченность.


Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела банка непосредственно к заемщику.


Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных кредитных клиентов.


В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву “си”:


1. Характер заемщика, т.е. имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию;


2. Финансовые возможности, т.е. выяснение платежеспособности заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема предстоящей кредитной сделки;


3. Капитал, имущество, т.е. наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов;


4. Обеспечение, т.е. его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска, однако в любом случае банкир всегда должен помнить одно правило: никогда не предоставлять кредит на основе только залога или гарантии. (Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже).


5. Общие экономические условия, т.е. выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно - экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик.


1.3 Цель и сумма кредита


Первый вопрос, который интересует банк: “Для чего берется кредит? ”


Цель кредита служит важным индикатором степени риска, связанного с выдачей кредита. Банк, например, избегает выдачи кредита для спекулятивных операций, так как погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных законом сделок и, следовательно, несет высокий риск. При выдаче кредита фирме банк учитывает частоту банкротства в данной отрасли и, естественно, проявляет осторожность в отношении предприятий, действующих в нестабильных отраслях.


Выдавая кредит предприятию, банк должен убедиться, что кредит берется для выполнения целей, предусмотренных уставом фирмы.


Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью кредита стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступлением средств и платежами, то наиболее подходящей формой кредита является овердрафт. Финансирование капитальных затрат требует других форм кредитования, например, срочной ссуды и т.д. Характерной особенностью организации системы краткосрочного кредитования коммерческих банков является ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд и в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества как единый критерий для всех банковских учреждений. На практике это означает, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, соответствующим действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя.


Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов. Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой для себя. Есть мнение, что именно такой подход лежал в основе появления так называемого “японского чуда” и позволил занять японской и германской экономике ведущее место в структуре мирохозяйственных связей. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данные характеристики находят в числе заявок на отдельные виды товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д.


Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующей на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний. Только при ориентации на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством, торговлей продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И только при этом сочетаются интересы хозяйства в целом и банков, как самостоятельных хозрасчетных предприятий, в условиях коммерческого банковского дела, что служит гарантией возврата предоставленных средств, обеспечивает будущую платежеспособность клиента, получение устойчивой банковской прибыли.


Когда цель кредитования указана в кредитном договоре, клиент обязан использовать полученные средства для финансирования тех затрат, для которых они предоставлены.


Сумма кредита.


Банк должен проверить обоснованность заявки в отношении суммы кредита. Важно с самого начала правильно определить требуемую сумму кредита, ибо в противном случае банк неизбежно столкнется с просьбой об увеличении кредита при наступлении кризисной ситуации. Опасность состоит в том что банку придется выбирать между двумя неприятными альтернативами: предоставить дополнительный кредит или же потерять те деньги, которые уже были выданы в ссуду. Поэтому банк, получив расчеты клиента, должен сам дать оценку необходимой суммы кредита, внеся необходимые коррективы.


Практика показывает, что в основу заявки на кредит заемщик закладывает наиболее оптимистичный вариант расчетов, полагая, что такую сумму будет легче получить у банка. Это может привести к неспособности погасит ссуду. Иногда заемщик, наоборот, просит у банка завышенную сумму, рассчитывая, что если его просьба не будет удовлетворена, он впоследствии снизит сумму заявки.


Банк при анализе суммы кредита должен ориентироваться на вид, срок кредита и на участие средств заемщика в финансировании сделки. Последнее в мировой практике является обязательным условием. Однако российские банки в настоящее время часто давали кредит под сделки, в которых предусматривается участие только ссудных денег, что несомненно повышало риски данных операций.


1.4 Порядок и сроки погашения кредита


Погашение кредита может производиться единовременным взносом по окончании срока или равномерными взносами на протяжении всего периода действия кредита. В последнем случае разрабатывается график погашения в соответствии со сроками оборачиваемости капитала.


Банк должен проверить, соответствуют ли условия, предложенные клиентом, его реальным возможностям.


Банк всегда должен учитывать возможные ошибки и брать с клиента обязательства о погашении невозмещенной части долга за счет собственных средств.


Чем продолжительнее срок ссуды, тем выше риск, и тем больше вероятность того, что возникнут непредвиденные трудности и клиент не сможет погасить долг в соответствии с договором. Коммерческий банк, исходя из характера привлеченных средств, должен ограничивать свою кредитную деятельность в сфере кратко - и среднесрочных операций. В настоящее время в России, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией и высокой инфляцией, чаще всего выдаются кредиты сроком на три месяца. Если это необходимо, такой кредит может пролонгироваться.


1.5 Обеспечение кредита


Очень важным элементом для кредитной сделки является то, что заемщик сможет представить в качестве обеспечения кредита.


Обеспечение
- это последняя линия обороны для банка, и решение предоставить кредит всегда должно базироваться на достоинствах самого финансируемого проекта, а не на привлекательности обеспечения. Если сама основа кредитной сделки связана с повышенным риском, было бы большой ошибкой выдавать кредит под хорошее обеспечение, использовав его как источник погашения долга. Поэтому вопрос обеспечения должен решаться уже после того, как кредитная сделка сочтена приемлемой для банка.


Обеспечение кредита может выступать в двух формах:


1) залог;


2) поручительство.


1. Залог
- одно из надежных обеспечений кредита.


Продажа банком заложенной собственности позволяет покрыть долг в случае невозврата заемщиком кредита.


Внесение залога должно поощрить заемщика к своевременному погашению долга. Дело в том, что нередко клиенты рассматривают банк как обильный источник дешевых денег. Наличие залога дисциплинирует заемщика, заставляет его серьезнее относиться к своим обязанностям.


Самая предпочтительная форма залога в настоящее время - депозитная или наличная валюта, которая передается в банк. Залог может быть также представлен в товарном, имущественном виде, в виде акций, ценных бумаг, и если он передается в банк, то носит название - заклад. Банк обязан обеспечивать сохранность заклада и использовать его только в случае невозврата кредита.


Также залог может быть в виде товаров в обороте или продукции в обработке, однако, т.к. сложно проследить за количеством товара и продукции в определенный момент, такой залог не приветствуется.


При решении вопроса о залоге необходимо принимать во внимание следующие факторы:


- ликвидность, т.е. возможность реализации залога, наличие на него спроса, качество залога - насколько устарело или повреждено оборудование;


- каково соотношение рыночной стоимости залога и размера кредита и как часто оно должно пересматриваться. (Банк должен быть уверен, что в случае продажи залога выручка будет достаточной для покрытия непогашенной части кредита или всего кредита и расходов по инкассации долга. Следует подчеркнуть, что для банка важна ликвидационная стоимость залога, т.к. предположительная рыночная цена м. б. резко снижена из-за недоучета каких-то факторов);


- как залог защищен от инфляции;


- в случае невыполнения обязательств заемщиком легко ли будет взыскать залог в законном порядке;


- проверить подконтрольность залога, то есть возможность кредитора вступить во владение залогом. Например, проще вступить во владение деньгами, землей, строениями, чем грузовиками, местонахождение которых трудно установить;


- проверить до предоставления кредита активы, предполагаемые в качестве залога, на наличие уже имеющихся претензий и других исков на них;


- зарегистрировать уступку прав на залог в суде (если закон это не допускает);


- проводить периодические проверки местонахождения и состояния залога.


Сумма кредита с учетом процентов не должна превышать 85% от суммы залогового обеспечения кредита.


Рассмотрим другую форму обеспечения кредита:


2. Поручительство
. Обычно поручительство - договор с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика. На практике поручительство является наиболее приемлемой формой обеспечения, когда поручитель обладает безупречной платежеспособностью и не вызывают сомнения ни объем, ни юридическая обоснованность гарантированных им обязательств, и в дальнейшем такие сомнения едва ли могут возникнуть. Если заемщик оказался неплатежеспособным, то поручителю, выступившему в этой роли при заключении кредитного договора, следует погасить существенную задолженность.


Для составления поручительства необходимо письменное заявление поручителя, где указаны должник и сумма обязательств. Особое значение имеет тот факт, что обязательства поручителя выступают дополнением к основной задолженности. Это означает, что ответственность поручителя ограничивается только обязательствами, которые признаются самим должником. Как и должник, поручитель несет ответственность за уплату процентов, возмещение убытков, уплату неустойки, если иное не предусмотрено в договоре поручительства.


Поручитель и должник несут солидарную ответственность. Поручительство дает право банку использовать поручителя так, как если он последний был сам основным ответчиком по обязательствам.


Как правило, поручительство охватывает всю сумму кредита. Если должник не является платежеспособным или не хочет оплачивать долг, то в этом случае его оплачивает банку поручитель, к которому после осуществления платежа переходит требование к должнику. В дальнейшем оно может быть предъявлено последнему поручителем, который выступает уже в роли кредитора.


Особой формой поручительства является выдача гарантий. Она отличается от поручительства тем, что не является актом, дополняющим основную сделку.


Гарантия -
это обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая.


В банковской практике нередко случается, что заемщик должен предоставить обязательство по гарантии возврата средств от другого банка. Выдавая гарантию, банк обязуется по отношению к кредитору выступить гарантом того, что при наступлении гарантийного случая он выплатит определенную сумму. Банковская гарантия распространяется на невыплаченные должником в указанный срок проценты или части ссуды.


В рамках гарантийного обязательства банка претензии и возражения заемщика к кредитору не учитываются. В связи с этим при обеспечении кредита банки, как правило, отдают предпочтение гарантии, а не поручительству, особенно если в гарантию включен пункт “по первому требованию”. В этом случае банк-гарант обязуется внести гарантированную сумму при первом извещении кредитного института, в пользу которого выставлена гарантия.


Выданные хозорганами гарантии хранятся в банке гаранта и предоставляются в кредитующий банк вместе с извещением банка гаранта о принятии гарантии.


Если в качестве обеспечения кредита используется страхование риска его исполнения страховыми компаниям, что очень распространено в России, то при решении вопроса о выдаче кредита клиент предоставляет в банк договор страхования и страховой полис.


2. Порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам


2.1 Формирования резерва с учетом обеспечения по ссуде


По ссудам, отнесенным ко II - V категориям качества, резерв формируется с учетом обеспечения I и II категории качества.


Под обеспечением по ссуде понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения, установленных настоящим Положением.


К обеспечению I категории качества могут быть отнесены:


залог, если в качестве предмета залога выступают:


котируемые ценные бумаги государства также ценные бумаги центральных банков этих государств,


облигации Банка России,


ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов Российской Федерации,


векселя Министерства финансов Российской Федерации,


котируемые ценные бумаги.


К обеспечению II категории качества могут быть отнесены:


не относящийся к обеспечению I категории качества ликвидный залог, к которому может быть отнесен:


залог ценных бумаг эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынках стран, входящих в группу развитых стран, залог ценных бумаг,


залог ценных бумаг, эмитированных кредитными организациями - резидентами Российской Федерации и банками стран, входящих в группу развитых стран, если указанные ценные бумаги не могут быть отнесены к обеспечению I категорий качества.


Резерв на возможные потери по ссудам отражается на балансовых счетах N 20321, 32015, 32115, 32211, 32311, 32403, 44115, 44215, 44315, 44415, 44515, 44615, 44715, 44815, 44915, 45015, 45115, 45215, 45315, 45415, 45515, 45615, 45715, 45818, 46008, 46108, 46208, 46308, 46408, 46508, 46608, 46708, 46808, 46908, 47008, 47108, 47208, 47308, 47425, 51210, 51310, 51410, 51510, 51610, 51710, 51810, 51910, 60324 (абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2001 года указанием Банка России от 1 марта 2001 года N 928-У).


При величине созданного резерва (остаток отдельного лицевого счета счетов по учету резерва на возможные потери по ссудам), недостаточной для покрытия всей задолженности, нереальной для взыскания и подлежащей списанию с баланса (на основании решения судебных органов), разница между суммой ссудной задолженности, подлежащей списанию, и резервом, созданным по указанной ссуде, относится на убытки банка.


Д-т Счета по учету резерва на возможные потери по ссудам (отдельные лицевые счета по каждой ссуде),


Д-т Балансовый счет N 70209 "Другие расходы" (на сумму задолженности, не перекрытой резервом), К-т Просроченная задолженность по ссудным и приравненным к ним счетам клиентов, банков (балансовые счета NN 2031751508, 51509, 51608, 51609, 51708, 51709, 51808, 51809, 51908, 51909);


При создания резерва на возможные потери по ссудам прежде всего учитывает финансовая состояния клиента качество его активов и качества обслуживания долга. В зависимости от величины кредитного риска все ссуды сгруппированы 5 категорий качества:


высшая (стандартная ссуда - резерв по ней создается)


не стандартная - резерв от 1 до 25%


сомнительная ссуда - резерв в размере от 25 до 50%


проблемные ссуды - резерв от 51до 100%


низшая (безнадежная ссуда) - резерв в размере 100%


Ссуды отнесенные к 2-5 категорий качество является обесцененными.


В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся к следующим категориям качества ссуды:


хорошая


средняя


не удовлетворительная


По каждой выданной ссуде банк обязан создавать резерв. Резерв создается в день выдача кредита. Сумма созданного резерва учитывается на счете 70209.


Учет созданного резерва учитывает на счетах в зависимости от того кому был предоставлен кредит.


При соэдания резерва составляется проводка


Д-т 70209


К-т 44115-45715


Ежемесячно банк производит корректировку созданного резерва. В ходе корректировки сумма резерва может быть:


а) увеличена Д-т 70209


К-т 44115-45715


б) уменьшена Д-т 44115 - 45715


К-т 70107


В случаи образования просроченной задолженности по кредиту сумма резерва переносится еа счетах 45818 или 32403


За счет резерва может быть списана безнадежная к взысканию ссуда. Данная ссуда учитывается на внебалансовых счетах 91703 и 91704, 91801 и 91802.


Списание безнадежный к взысканию ссуды производится на основании следующих документов:


судебных актов


актов судебных приставов


актов органов государственной регистрации


2.2 Оценка кредитного риска по выданной ссуде


Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долг по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка рынков), на котором (которых) работает заемщик.


Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва.


Формирование (регулирование) резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечения ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.


Кредитная организация в порядке, установленном уполномоченным органом кредитной организации, документально оформляет и включает в досье заемщика информацию о заемщике, включая профессиональное суждение кредитной организации об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва. Указанные документы составляются:


по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату;


по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - не реже одного раза в квартал по состоянию на дату, следующую за отчетной;


по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже одного раза в месяц по состоянию на отчетную дату.


2.3 Особенности формирования резервов


При регулировании размера сформированного резерва в случае, когда заемщику предоставлено несколько ссуд, всю задолженность данного заемщика следует относить к наихудшей из присвоенных ссудам категорий качества с применением максимального размера расчетного резерва по всем предоставленным ссудам.


При исполнении заемщиком обязательства по ссуде, относившейся к наихудшей категории качества, оставшиеся непогашенными ссуды, предоставленные этому заемщику, относятся к наихудшей категорий качества, присвоенных оставшимся ссудам.


При оценке кредитного риска по приобретенным на вторичном рынке закладным помимо оценки финансового положения заемщика должны быть проанализированы тенденции изменения стоимости имущества по закладной.


При формировании резерва по сделкам, связанным с отчуждением кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, а также по сделкам, связанным с приобретением кредитной организацией финансовых активов с предоставлением контрагенту права отсрочки поставки финансовых активов, кредитная организация формирует следующие резервы:


по сделкам, связанным с отчуждением кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, - в размере не меньше размера резерва по отчужденному активу, определенного на момент списания актива с баланса кредитной организации;


по сделкам, связанным с приобретением кредитной организацией финансовых активов с предоставлением контрагенту права отсрочки поставки финансовых активов, - в размере не меньше размера резерва в отношении приобретаемого актива.


2.4 Порядок определения размера расчетного резерва и формирования резерва


Определение размера расчетного резерва и размера резерва производится на постоянной основе одновременно с оценкой кредитных рисков по ссудам, осуществляемой кредитной организацией


Если размер расчетного резерва в связи с изменением суммы основного долга по ссуде и (или) в связи с повышением категории качества ссуды меньше размера сформированного резерва по ссуде, то разница между сформированным резервом и резервом, который должен быть сформирован, восстанавливается на доходы кредитной организации.


Размер расчетного резерва и резерва определяется в целом по кредитной организации независимо от отражения резерва на балансах филиалов. Порядок формирования, регулирования и отражения резерва на балансах филиалов кредитная организация определяет самостоятельно.


Бухгалтерский учет резерва на возможные потери по ссудам осуществляется в соответствии Положением Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П; "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".


2.5 Особенности надзора за порядком формирования резерва


Банк России, его территориальные учреждения и уполномоченные представители, действующие в соответствии статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации; (Банке России)", проводят оценку активов и пассивов кредитной организации в соответствии с частью четвертой статьи 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации; (Банке России)", в том числе оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва, руководствуясь требованиями и методами, предусмотренными настоящим Положением (далее - методика оценки).


Территориальное учреждение Банка России вправе запросить у кредитной организации копии утвержденных ею внутренних документов по вопросам кредитной политики, а также изменения и дополнения к ним.


При осуществлении надзора, в том числе при проведении проверок уполномоченными представителями Банка России, территориальные учреждения Банка России оценивают наличие, качество (в том числе соответствие требованиям и методикам оценки, содержащимся в настоящем Положении) и степень исполнения в кредитной организации внутренних документов по вопросам классификации ссуд и формирования резерва.


Территориальное учреждение Банка России проверяет обоснованность решения уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации. При этом территориальное учреждение вправе потребовать от кредитной организации, а кредитная организация обязана предоставить необходимую и достаточную информацию, относящуюся к классификации ссуд. Непредставление запрашиваемой информации, представление недостаточной информации является основанием для классификаци ссуд в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено решением уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России при необходимости осуществляет тематическую инспекционную проверку обоснованности принятия решения по классификации ссуд. В случае несогласия с решением, принятым уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации, территориальное учреждение Банка России предъявляет кредитной организации требование реклассификации ссуды и (или) о соответствующем регулирования резерва, которое оформляется предписанием.


Заключение


В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы данной курсовой работы.


Огромные неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике.


При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.


Поэтому применяемый мною в повседневной работе табличный способ оценки ТЭО и финансового положения предприятия, представленные в данной работе, может быть рассмотрен и взят на вооружение кредитными инспекторами банков.


Кредитные операции являются высокорисковыми видами деятельности коммерческих банков. В целях снижения этих рисков банки с 1 января 1995 г. стали формировать специальный резерв на возможные потери по ссудам. Указанный резерв обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков, и используется только для покрытия непогашенной клиентами (банками) ссудной задолженности по основному долгу. За счет указанного резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банков.


Оценка кредитных рисков производится банками по всем ссудам и всей задолженности клиентов, приравненной к ссудной, в российских рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах.


Классификация ссуд осуществляется банками самостоятельно или аудиторской организацией (на основание договора) в процессе анализа качества активов банков. Конкретные критерии, используемые банками при анализе активов, а также процедуры принятия и исполнения решений по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам должны содержаться в соответствующих документах банка, определяющих его кредитную и учетную политику и подходы к ее реализации.


Степень риска определяется в зависимости от обеспеченности ссуд. Длительности нахождения их на счете просроченных ссуд, количества переоформлений. В соответствии с качеством обеспечения ссуды подразделяются на полностью обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные.


К полностью обеспеченным относятся ссуды, имеющие обеспечение в виде ликвидного залога с рыночной стоимостью, достаточной для возмещения ссудной задолженности, процентов, а также возможных издержек по реализации залоговых прав, юридически правильно оформленных либо имеющих гарантии Банка России, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Недостаточно обеспеченными считаются ссуды, по которым залоговое покрытие является недостаточным, а также ссуды, выданные под гарантии банков стран ОЭСР, и векселя, авалированные этими банками.


Необеспеченные ссуды - это бланковые ссуды, или ссуды, не отвечающие требованиям по качеству обеспечения двум ранее названным категориям ссуд.


Бухгалтерский учет созданного резерва ведется по каждой ссудной задолженности на отдельных лицевых счетах. Резерв на возможные потери по ссудам формируется ежемесячно на отчетную дату в последний рабочий день отчетного месяца в валюте Российской Федерации. Синтетический и аналитический учет операции по счетам по учету резерва на возможные потери по ссудам ведется в российских рублях.


Общая величина резерва должна ежемесячно уточняться в зависимости от суммы фактической ссудной задолженности, в том числе с учетом изменения суммы основного долга при изменении курса по отношению к иностранным валютам, а также цены на драгоценные металлы на дату регулирования и от группы риска, к которой отнесена та или иная ссуда на отчетную дату.


Бухгалтерские проводки по изменению величины РВПС должны быть сделаны ежемесячно не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Формирования резерва осуществляется отдельно по каждой выданной ссуде. Если величина рассчитанного резерва должна быть больше величины ранее созданного и учитываемого на счетах по учету РВПС, то производится до начисление резерва до расчетной величины. Если величина рассчитанного резерва должна быть меньше уже созданного и учитываемого на счетах по учету РВПС, то на сумму излишне начисленного резерва делается возврат.


Ссудная задолженность, безнадежная или признанная нереальной для взыскания, по решению совета директоров или наблюдательного совета банка списывается с баланса банка за счет РВПС, а при его недостатке списывается на убытки отчетного года.


Список использованной литературы


1. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 28.07.94 г. № 100 “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”;


2. Банковский портфель-1, М: “Соминтэк" 2000 г. стр. 209-220.


3. Банковский портфель-2, М: “Соминтэк" 2001 г, стр.108-110.


4. Банковский портфель-3, М: “Соминтэк" 2002 г, стр. 200-215.


5. Банковское дело. Справочное пособие под редакцией Ю.А. Бабичевой, 2002 г, стр.180-186.


6. Банковское право, Л.Г. Ефимова, издательство “Бек”, Москва, 2000 г, стр.111-121.


7. Учетная политика и кредитный анализ предприятия. Ю.С. Масленченков, В.А. Команов, Банковский журнал, № 4-2001г, стр.68-74.


8. Банковское дело под редакции Г.Г. Коробовой, М: 2003, стр.115-124.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :