Министерство Образования и Науки Украины Машиностроительный Колледж Донбасской государственной машиностроительной академии КОРТРОЛЬНАЯ РОБОТА 1 с дисциплины Административное право студента группы 45А-ПЗ IV курсу заочного отделения Оценка Дата Преподаватель Домашний адрес Краматорск, 2005 ПЛАН 1 ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3 введение 3 отличие актов государственного управления от иных актов 3 юридическое значение актов государственного управления 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 9 введение 9 классификация общественных объединений 9 признаки общественных объединений 10 административно-правовой статус общественных объединений граждан 3 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО СОВЕРШАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Форма управления это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами исполнительной власти для решения поставленных перед ними задач. Принято различать четыре формы управленческой деятельности издание нормативных актов управления издание индивидуальных ненормативных, административных актов управления проведение организационных мероприятий
осуществление материально-технических операций. Рассмотрим первый пункт Акт государственного управления это официальное предписание, которое основано на законе, принято субъектом управления на любом уровне государственной иерархии в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры и формы и влечет за собой определенные юридические последствия. Акты управления являются разновидностью управленческих решений, с помощью которых осуществляется
управление народнохозяйственным комплексом, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью государства. Акт государственного управления это подзаконный акт. Подзаконный характер актов государственной исполнительной власти состоит в их точном соответствии закону. Издание актов управления является частью управленческой деятельности и одним из видов правовых актов государства. Акты управления устанавливают определенные правила поведения предписания, разрешения, запрещения.
Они защищают права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных организаций, охраняют государственную безопасность и общественный порядок и т. п. В актах государственного управления содержатся обязательные для выполнения предписания, которыми на граждан, государственные и негосударственные организации и должностных лиц возлагаются определенные правила поведения их права, обязанности, ответственность.
Акты управления являются односторонне волевыми актами. Властность этих актов состоит в том, что согласие на их выполнение со стороны тех или иных лиц либо организаций, которым они адресованы, не нужно. Но это не означает, что все акты управления носят императивный характер. Во многом административные правоотношения характеризуются тем, что праву одной стороны отвечает обязанность другой, и наоборот. В современных условиях существует значительное количество актов исполнительной
власти, которые содержат предписания научно обоснованных рекомендаций. Акты государственного управления принимаются субъектами управления только в пределах их компетенции и в определенной форме. Акты управления в зависимости от их внешнего проявления могут быть устными, письменными и конклюдентными. Акты, рассчитанные на многоразовое применение, имеют письменную форму. Акты управления имеют юридическую природу и обязательны для тех, кому они адресованы.
Выполнение актов управления гарантируется авторитетом исполнительной власти, а в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Акты органов исполнительной власти действуют в системе юридических актов Украины. Поэтому возникает необходимость выяснить отличие актов государственного управления от других юридических актов законов, актов правосудия, прокурорских актов, актов, которые действуют в сфере гражданско-правовых отношений, актов общественных объединений и др.
Отличие актов государственного управления от иных указанных актов определяется спецификой назначения органов исполнительной власти в общей системе управленческой деятельности. Согласно ст. 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных
Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Следовательно, акт государственного управления отличается от закона тем, что в системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу любой акт государственного управления должен быть издан на основе закона непосредственно или опосредованно никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон закон может отменить или приостановить действие акта управления в случае, если акт государственного
управления противоречит закону, действует закон. Акты управления по смыслу, юридическим свойствам, порядку принятия, отмены, обжалования, исполнения отличаются от судебных актов решений, приговоров, постановлений. Судебные акты это правовая форма проявления правосудия. Судебные акты всегда индивидуальны. Это акты применения норм права в отношении отдельных лиц, которые являются участниками процесса. Такие акты не содержат в себе норм права.
Акты же управления включают не только конкретные предписания, но и новые правовые нормы, например, Кабинетом Министров Украины 14 августа 1996 г. утверждено Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти, содержащее нормы, которые регулируют аттестацию всех государственных служащих за некоторыми исключениями. Судебные акты принимаются только на основании закона, а судьи при осуществлении ими правосудия независимы
и подчиняются только закону. Акты управления принимаются на основании как закона, так и указаний вышестоящих органов управления. Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юридической природе и основаниям принятия. Гражданско-правовые акты двусторонние или односторонние всегда являются результатом взаимного волеизъявления участников правоотношений, тогда как акты управления это односторонние властные волеизъявления, которые не требуют согласия другой стороны.
В случае незаконного соглашения ответственность перед государством несут обе стороны, а за незаконное принятие акта государственного управления ответственность несет тот, кто его принял. От актов общественных организаций, объединений граждан движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и др. акты государственного управления отличаются по своей юридической природе. Объединение граждан негосударственные организации, действие их актов распространяется только на членов
этой организации, а их выполнение обеспечивается возможностями самой организации. Акты общественных организаций не имеют государственно-властного характера. Если же нарушаются акты управления, то применяются меры государственного принуждения. Но когда выполнение государственных функций возлагается на общественную организацию например, на общество защиты прав потребителей, то акты общественных организаций по своей юридической природе аналогичны актам
органов государственной исполнительной власти. Юридическое значение актов государственного управления носит разнообразный характер в зависимости от цели и содержания актов. Они существенным образом влияют на реализацию задач и функций Украинского государства, что является одной из самых больших по объему частей государственной деятельности. Акты государственного управления принимаются органами исполнительной власти для осуществления непосредственного
руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Они играют важную роль в практическом осуществлении организационных мероприятий, которые разрабатываются органами управления, поскольку содержат обязанности выполнять их предписания. Примером таких мероприятий на общегосударственном уровне являются Основные положения Концепции создания Единой государственной автоматизированной паспортной системы,
которые определяют пути, методы и способы создания Единой государственной автоматизированной паспортной системы как важнейшей составной части Государственного реестра населения, построенного не по существующему разрешительному принципу - прописке, а по принципу регистрации граждан по избранным по желанию местом постоянного проживания и их документирования с внедрением единых документов, которые удостоверяют личность гражданина
Украины паспортов, а также организации разнообразной аналитике-справочной работы. Целью создания этой системы является реализация государственной политики относительно использования каждым гражданином всех конституционных возможностей по участию в жизнедеятельности государства и общества совершенствование механизма выполнения Конституции Украины, законов Украины О гражданстве Украины, Об органах регистрации актов гражданского состояния,
О всеобщей воинской обязанности и военной службе и О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины, постановлений Верховной Рады Украины, указов, распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины по вопросам паспортизации и т. п.
Акты государственного управления могут выступать как определенные юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются административные правоотношения, например, Указ Президента о назначении первым заместителем Министра информации Украины, распоряжение Президента о назначении первым зампредом областной государственной администрации или об увольнении с должности директора Национального института стратегических исследований.
Акты управления могут быть основой для принятия иных актов. Например, решение комиссии по распределению молодых специалистов и направлению их на работу непосредственно связано с изданием приказа о назначении на должность, что в свою очередь ведет к возникновению как служебных, административных, так и трудовых правовых отношений. Факт регистрации брака как административно-правовой акт влечет за собой возникновение семейных и гражданско-
правовых отношений. Поэтому акты государственного управления порождают не только административно-правовые, но и трудовые, семейные, гражданско-правовые отношения и др. Акты государственного управления могут выступать как условие действительности гражданско-правовых, земельных, трудовых и иных актов. Так, решение районной государственной администрации об отводе земельного участка порождает гражданско-правовые отношения, связанные с арендой участка.
Акты государственного управления могут служить законными доказательствами для судов общей юрисдикции, быть основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, например, протокол о нарушении правил разрешительной системы или общественного порядка. Акты управления могут быть юридическим основанием для приобретения гражданином субъективного права или освобождения его от конкретной обязанности. Так, от уплаты за пользование землей освобождаются пенсионеры
и инвалиды первой и второй групп. 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Право граждан на свободу объединения предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и гарантировано Конституцией и законодательством Украины. Статья 36 Конституции Украины закрепляет право граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и
защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. При этом никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность либо непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Формы общественной активности граждан выражены в деятельности их разных объединений, поэтому понятие объединения граждан является обобщающим, что отображает разнообразие этих форм в реальной жизни общества.
Деятельность объединений граждан носит разнообразнейший характер. Она может быть направлена на участие в разработке государственной политики, развитие науки, культуры, возрождение духовных ценностей, решение конкретных социальных проблем отдельных категорий и групп граждан, осуществление благотворительной деятельности, охрану окружающей природной среды, обусловливаться общностью профессиональных и других интересов граждан. Одним из критериев классификации объединений граждан может
служить цель их деятельности. Так, в Законе Украины от 16 июня 1992 г. Об объединениях граждан дается четкое определение разновидностей объединений граждан политических партий и общественных организаций. Общественной организацией является объединение граждан, созданное для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других интересов. Объединение граждан могут классифицироваться и по масштабам деятельности.
В соответствии с этим критерием можно выделить объединения граждан, которые действуют в масштабах всего государства, масштабах отдельных административно-территориальных единиц и их частей, а также объединения граждан, деятельность которых носит международный характер и распространяется на территорию не только Украины, но и других государств. Масштаб деятельности органов общественной самодеятельности и органов общественного самоуправления ограничен пределами конкретных административно-территориальных единиц.
Объединениям граждан присущи признаки, которые отличают их от государственных организаций. При этом можно выделить общие признаки, характерные для всех объединений граждан, а также отдельные специфические признаки, присущие тем или иным объединениям граждан. К общим признакам следует отнести добровольность объединения. Это отображается в добровольности вступления и выхода из объединения граждан, методах работы, сущностью
которых является достижение определенной цели внутриорганизационными методами, особых формах принуждения, из которых наиболее жесткой является исключение из членов объединения граждан организационные мероприятия, которыми в деятельности объединений граждан выступают самоуправление и саморегулирование отсутствие у объединений граждан вследствие их природы государственно-властных полномочий за исключением случаев, если государство делегирует отдельные полномочия такого рода и закрепляет их законодательно, например,
закрепление за общественными инспекторами охраны природы права составлять протоколы об административных правонарушениях. Отдельными специфическими признаками, характерными для отдельных объединений граждан, являются членство в объединении и отношения членства, которые вытекают отсюда обязательность участия членов объединения граждан в его работе и создании материальной базы объединения путем внесения членских взносов наличие устава объединений граждан. Как правило, в деятельности объединений граждан отсутствуют
коммерческие цели или получение прибыли. Исключение составляет лишь деятельность кооперативных организаций. Кроме того, допускается хозяйственная или другая коммерческая деятельность объединений граждан для выполнения их уставных задач и целей. Взаимоотношения государства и объединений граждан носят исключительно правовой характер. Это проявляется в законодательном закреплении правового статуса объединений граждан рядом нормативно-правовых актов. Основные среди них законы
Украины Об объединениях граждан, а также О свободе совести и религиозных организациях, О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. Деятельность некоторых объединений граждан, в том числе кооперативных организаций, коммерческих фондов, органов общественной самодеятельности, регулируется соответствующими законодательными актами. В значительной мере взаимоотношения государства и объединений граждан регулируются нормами административного
права. Государство официально признает объединение граждан и оформляет его правовое положение. Официальное признание объединений граждан осуществляется путем их регистрации или уведомления об учреждении. Для регистрации объединения граждан его основатели подают заявление об этом, а также соответствующие документы, перечень которых определяется законодательством. Кроме того, общественные организации могут легализировать свое учреждение путем письменного уведомления
об этом соответствующих государственных органов. Основополагающее значение в определении правового положения объединения граждан имеет его устав. Он должен содержать название, цель и задачу объединения условия и порядок членства в объединении и выхода из него структуру, порядок создания и деятельности уставных органов объединения права и обязанности его членов источники поступления средств и порядок осуществления видов деятельности, необходимых для выполнения уставных задач порядок внесения изменений и дополнений
в устав порядок реорганизации или ликвидации объединения юридический адрес. Важным фактором, который влияет на административно-правовой статус объединений граждан, является установление государством ограничений на создание и деятельность объединений граждан. Так, не подлежат легализации объединения граждан, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается в судебном порядке, если их целью являются изменение насильственным путем конституционного
строя и в любой противозаконной форме нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганда войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой и религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, создание военизированных формирований. Контроль за выполнением объединениями граждан действующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, санитарно-эпидемическими и другими органами
государственного надзора и контроля. За нарушение законодательства объединения граждан несут ответственность в установленном законом порядке. Так, к ним могут быть применены такие виды взысканий, как предупреждение, штраф, временное прекращение их деятельности. В случаях, предусмотренных законом, объединение граждан может быть принудительно распущено ликвидировано на основании решения суда. Для осуществления своей деятельности объединения граждан наделяются широкими правами.
Они могут выступать участниками общественных правоотношений, приобретать имущественные и неимущественные права, принимать участие в разработке государственной политики и формировании органов власти, проводить массовые мероприятия и т. п. 3 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО СОВЕРШАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ Согласно статьи 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях, административное задержание лица, которое совершило
административное правонарушение, может производиться лишь органами должностными лицами, уполномоченными на то законами Украины, а именно органами внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, нарушении порядка организации и проведении собраний, митингов, уличных походов и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неподчинения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования охраны общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего
или обиды их, публичных призывов к невыполнению требований работника милиции, при проявлении неуважения к суду, совершении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, нарушении правил о валютных операциях, правил обращения наркотических средств или психотропных веществ, незаконной продажи товаров или других предметов, мелкой спекуляции, торговли из рук в неустановленных местах, при распивании спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, который обижает
человеческое достоинство и общественную мораль, в случаях, когда есть основания считать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного царства, при нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины органами пограничной службы - в случае незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения
государственной границы Украины, нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершении злостного неподчинеия законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования охраны общественного порядка и государственной границы, нарушении правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района, в территориальном море, внутренних
водах и исключительной морской экономической зоне Украины, нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины старшим в местоположении охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины - в случае совершения военнослужащими, военнообязанными
во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостной непокорности законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушение правил хранения, ношения или перевозки огнестрельного, холодного или пневматического
оружия и боевых припасов, мелкого разворовывания государственного или коллективного имущества, в случае употребления спиртных напитков в общественных местах, появления в общественных местах в пьяном виде, а также в случае нарушения правил дорожного движения водителями или другими лицами, которые руководят военными транспортными средствами. органами Службы безопасности Украины - при нарушении законодательства о государственной тайне или осуществлении незаконного доступа
к информации в автоматизированных системах, приобретении или хранении специальных технических средств для снятия информации из каналов связи, других средств негласного получения информации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Украины 2. Кодекс Украины об административных правонарушениях 3. Административное право Украины. 2-е изд перераб. и доп.
Учебник для студентов высш. учеб, заведений юрид. спец. Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др. Под ред. проф. Ю.П. Битяка. Харьков Право, 2003. 4. Квалов С. В Бла Л. P. Адмнстративне право Украни Навчально-методичний посбник. Вид. друге, перероб. доп. Одеса Юридична лтература,
2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |