Реферат по предмету "Политология"


Типы избирательной системы

Содержание Введение 2-1.Организация как сложная система 8-2.Иерархия управления в организации 15-3.Субъекты и объекты управления 18-4.Система управления организацией, ее функции 22-5.Требования, предъявляемые к системе управления 25-6.Основные направления совершенствования систем управления 27-31 Практическая часть 32-35 Заключение 36-40 Список использованной литературы… 41 Введение Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях

рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. В настоящее время четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации предприятий. Этими факторами стали: рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг; рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг; финансовый рынок; рынок труда; окружающая природная среда. Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию

развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие предприятия условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового

потенциала. В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что невозможно без проведения исследования систем управления.

Исследование - понятие многозначное. Это и научный труд, научное изучение, и вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления. В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления. Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ,

проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Основными компонентами исследования являются постановка целей и задач, а также предварительный анализ имеющейся информации, условий, формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, их проведение; анализ и обобщение полученных результатов;

проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Любое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации. Целью исследования является поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации

или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров. Исследования, являясь составной частью менеджмента, выполняют следующие задачи: 1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами; 2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений; 3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой

подсистемах; 4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества. Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования в ближайшем будущем. А прикладные исследования, в свою очередь, используют достижения фундаментальных исследований и технику для решения определённых практических проблем и задач.

Поэтому прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых - проектирование и внедрение. Проведение исследований осуществляется обычно в случаях совершенствования системы управления действующей организации; разработки системы управления вновь создающейся организации; совершенствования системы

управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения; совершенствования системы управлении вследствие изменения формы собственности. Система управления как объект исследования В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей.

Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры. Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности

приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений. Система управления организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например). Представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-

за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления. Таким образом, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней,

имеются фиксированные связи системы с внешней средой. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся: 1. Детерминированность элементов системы 2. Динамичность системы 3. Управляющий параметр в системе 4.

Контролирующий параметр в системе 5. Каналы обратной связи Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов для получения

прибыли. Однако организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений людей, работников, собственников акций, поэтому она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов удовлетворять ее интересы. Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм

управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот

в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Цель курсовой работы - исследовать систему управления предприятием и пути ее совершенствования. Согласно цели, были сформулированы задачи работы: 1. Рассмотреть организацию как сложную систему. 2. Проанализировать организационную структуру на предприятии

ООО «Энергетик»; 3. Рассмотреть основные направления совершенствования структуры управления предприятием. Объект исследования - ООО «Энергетик». Предмет исследования - система управления предприятием 1.Организация как сложная система “Большой энциклопедический словарь” дает такое определение организации: организация (франц organisation, от средневекового латинского organizo –сообщаю стройный вид, устраиваю) – это: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и

автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления. В экономических науках организация - хозяйствующий субъект, реализующий собственные интересы посредством

производства и реализации товаров (услуг) на рынке. Так как организация имеет несколько целей, как правило, для достижения которых требуется достижение промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем. Любая система характеризуется следующими элементами: 1. вход в систему (поступающие ресурсы); 2. процесс преобразования ресурсов в продукт (услугу);

3. выход из системы (продукт). Соединение всех этих элементов определенными материально-вещественными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы, которая характеризуется определенными для данной системы ресурсами и продуктом. Удаление любого элемента разрушает систему или преобразует ее в другую систему. В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами

объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями. Любые системы управления являются сложными и их характеризуют следующие свойства: 1. большее число элементов; 2. между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация); 3. наличие нескольких целей; 4. несколько уровней и способов достижения целей; 5. невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между

элементами. Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления.Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее - важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы. В основе теории организации лежит теория систем. Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих

элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Организационной системой называется такая система, структурными элементами которой являются люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы. Как правило, организационные системы – это сложные многоуровневые системы, состоящие из множества взаимодействующих элементов и подсистем. Характерной особенностью организационной системы, отличающей ее от систем другого типа (например, технической) является то, что каждый элемент системы принимает решения по организации действий.

Некоторые из них принимают решения по организации только своих собственных действий – это исполнительные элементы. Элементы, принимающие решения по организации не только своих собственных действий, но и действий некоторых других элементов, объединенных или не объединенных в коллективы и организации – это руководящие элементы системы. Организация понимается как динамичная, адаптивная, социальная система, стремящаяся действовать эффективно в условиях своего внешнего и внутреннего окружения; под организацией понимается

процессы упорядочивания какого-либо объекта. Организационная система имеет следующие основные признаки: [2]. 1. наличие целостной структурности, т. е. сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих в системе новые интерактивные качества; 2. четко фиксированные состояния и положения элементов по отношению друг к другу и целому; 3. существование в сфере или заданной функциональной направленности; 4. иерархичность, упорядоченность структуры в целом.

Организационная система создается для решения сложных социально-экономических проблем, требующих скоординированных усилий многих людей и значительных затрат ресурсов; а также информации, без которой невозможно определить, сколько их необходимо выделить для решения проблемы. При наличии необходимой информации и ресурсов для решения проблем разрабатывают комплекс мероприятий, реализация которых должна привести к желаемому результату.

В условиях ограниченности информации и ресурсов на решение проблемы ее разбивают на части (если это возможно) и решают по частям или поэтапно, постепенно приближаясь к цели. Типичные примеры организационных систем – промышленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, кооперативы. Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие (материальные, финансовые, информационные), участвующие в производственной и управленческой деятельности.

В связи с этим организационную систему можно рассматривать как целостную совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемую единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием ресурсов и наличием единого административного органа управления. Хотя организационные системы обладают определенной целостностью, они не обязательно являются организациями, они могут быть частью организации и, наоборот, включать несколько организаций.

По уровню управления организационные системы можно подразделить на: а) территориальные – хозяйства крупных или мелких регионов страны (республик, областей, районов, городов), а также все народное хозяйство страны; б) отраслевые – отрасли, объединения, предприятия; в) функциональные – АПК, другие народнохозяйственные комплексы; г) целевые системы – системы управления программами жилищного строительства, охраны здоровья и т. д. По характеру решаемых проблем организационные системы делятся

на: а) политические – государство, политические партии, профсоюзы, общественные организации; б) экономические – народное хозяйство, отрасли, объединения, промышленные предприятия, кооперативы; в) социальные – школы, ВУЗы, больницы, магазины, и т. д. г) идеологические; д) производственные; е) научно-технические; ж) экологические, и т. д. Существуют следующие важнейшие свойства организационных систем, позволяющие выделить их в самостоятельный класс систем: 1. проблемная ориентация – каждая организационная система ориентирована

на удовлетворение определенной общественной потребности. Организационная система в целом – это механизм, осуществляющий деятельность по производству товаров и услуг, удовлетворяющий материальные потребности общества. Однако не всегда эта проблемная ориентация четко выражена. Некоторые организационные системы имеют многоцелевой характер.

Свойство проблемной ориентации четко выражено у только что созданных организаций. 2. преобразование ресурсов для достижения целей организации – использование основных ресурсов (человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и информация) для решения основных задач организации; 3. зависимость от внешней среды – организации зависимы от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей их продукции или услуг.

Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурентов, и др. 4. единый центр управления – управляющими органами для предприятий и организаций являются их аппараты управления. Централизация управления не исключает, а, наоборот, предполагает относительную самостоятельность подразделений (подсистем), входящих в состав организационной системы. 5. наличие объекта управления – совокупность исполнителей, осуществляющих производственный процесс

вместе с их орудиями труда. При этом исполнителями организационной системы могут быть как физические, так и юридические лица. 6. интеграция цели – организационные системы состоят из элементов, осуществляющих деятельность, необходимую для достижения поставленной цели. Удаление хотя бы одного из них неизбежно приводит к нарушению работы или снижению эффективности организационной системы. Интеграция цели достигается двумя путями: - жестким административным управлением из одного

центра; - сочетанием самостоятельности подразделений с регулированием их деятельности из единого центра. К свойствам организационных систем относятся и такие понятия как: [6]. - вход системы - различные способы приложения влияния внешней среды на систему; - выходы системы - различные точки приложения воздействий системы на внешнюю среду; - обратная связь - это то, что соединяет выход системы со входом; - ограничения системы – это то, что определяет условия развития и реализации процессов.

Ограничения системы определяются целями и характером связей, которые определяют границу системы; - цель - это конкретное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях. Цель выбирается из некоторого множества альтернатив и составляет сущность управленческого решения; - управление - это непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на объект управления, которым

может быть как отдельная личность, как компоненты, как подсистема так и организация в целом; – система управления – это совокупность двух взаимосвязанных подсистем (управляющей и управляемой), образующих новую систему. Сущностью данной системы является процесс выработки управляющих воздействий. Эффективность управляющей системы рассматривается как мера степени достижения цели функционирования. 2.Иерархия управления в организации Управление и экономика неразрывны и возникли одновременно, так

как человек всегда трудится в коллективе, а любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудовых процессов. Управление нельзя представить без целевой деятельности управляющих субъектов. Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. Уровень руководства - это место менеджера в иерархической системе

управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица - руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это - верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер. К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет.

Примеры - бригадир и мастер на одном из участков завода. Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена. Норма управляемости (диапазон контроля) - число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек.

На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления. Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет

много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель). Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответственно «плоская» организационная структура (руководитель организации - специалисты и исполнители). Цели управления - относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Деятельность - процесс достижения результата или цели.

Процесс их достижения происходит с помощью материальных средств или действий. Средства достижения - существующие в природе и обществе предметы или действия, включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Иерархия целей - индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня.

Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей. Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение рпибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и т.д. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче

выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой иерархический подход к системе управления делает более реальным достижение главной цели. 3.Субъекты и объекты управления Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами: • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления.

Данные импульсы будем называть управленческими командами; • объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды,

и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления

необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления. Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим

командам первого. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях,

таких как экономические либо морально-этические отношения. Субъекты управления Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось

управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий: 1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности

в независимости от достижения целей управления; 2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления. Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию

управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Объекты управления Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии

с содержанием данных команд. Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования: 1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования

ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей; 2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей. [5]. 4.Система управления организацией, ее функции.

Любая система управления - целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления. [8]. Любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых

она создавалась. Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессом их реализации. Для них характерны: 1. четкая ориентация на определенный интервал времени; 2. конкретность и измеримость; 3. непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; 4. адресность и контролируемость. Функция управления - однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.

Такими признаками могут быть специфика и масштаб производства, формы организации производственных процессов, взаимосвязь структурных подразделений и т.д. В связи с этим выделяются основные, общие и специфические функции управления.Основными группами функций системы управления являются: 1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации

действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние; 2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск,

отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации; 3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ (объект управления) и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам

передачи данных и т.д.). К общим функциям относятся: планирование, организация, регулирование, контроль, учет, т.е. те функции, которые характеризуют процесс управления. К специфическим функциям управления относят управление: 1. основными производственными процессами; 2. вспомогательными и обслуживающими процессами; 3. оперативное (производством); 4. техническое подготовкой производства;

5. сбытом продукции и т.д. Проектирование системы управления организации невозможно без определения состава функций управления. При этом необходимо исследовать множество факторов: 1. характеристики организации как системы - входа, самого процесса, выхода: фактор позволяет выделить функции по управлению ресурсами, основными фондами (здания и сооружения), действующими производственными процессами и продуктом. к ним отнесены функции управления материально-техническими, трудовыми, энергетическими,

информационными и другими ресурсами, а также управление производственными процессами ; 2. стадии жизненного цикла продукта: фактор предполагает исследование полного набора функций управления на всех стадиях жизненного цикла; 3. цикл принятия решения - фактор позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения, а именно: a. подготовка решения; b. утверждение решения; c. внедрение решения; d. оценка результатов внедрения решения. Таким образом, порядок формирования состава функций

управления следующий: 1) выбор исследуемого объекта; 2) формирование набора специфических функций; 3) выбор конкретной специфической функции, подлежащей исследованию; 4) исследование необходимости применения общих функций управления в пределах выбранной специфической функции; 5) формирование конкретных функций в терминах управленческих решений. 5.Требования, предъявленные к системе управления Изучая систему управления как объект исследования,

необходимо выделять требования, предъявляемые к системе управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся: [10]. 1. детеминированность элементов системы (первый признак организованности системы) - проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы; 2. динамичность системы - способность под воздействием

внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии. С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения. Система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения. В системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в

соответствии с изменившимися условиями; 3. наличие в системе управляющего параметра - элемента, посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих

решений. Отсутствие управляющего параметра приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность; 4. наличие в системе контролирующего параметра - элемента, который постоянно контролирует состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент

системы) управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы; 5. наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи - обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений. Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов

управления. 6.Основные направления совершенствования систем управления Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска,

появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы. Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. При плановой и рыночной экономике существует относительная

стабильность среды. В данном случае она касается положения других участников предпринимательства и правил, от которых зависит выживание. В условиях плановой экономики предприятие может рассчитывать на то, что его партнеры не разорятся, им в принципе не дадут этого сделать. В рыночной экономике предприятия разоряются и появляются новые, но количество подобных предприятий в отдельно взятой отрасли за определенный период времени сравнительно невелико по сравнению с масштабами

всей отрасли в целом. Таким образом, в обоих случаях с точки зрения краткосрочных решений, принимаемых предприятием, структура отрасли может считаться относительно стабильной. В условиях плановой и рыночной экономики предприятия знают своих потребителей, поставщиков и конкурентов, хотя не всегда уверены в их стратегии. При социалистической экономике нет конкуренции за потребителя, но существует конкуренция в борьбе за ресурсы - не только рабочую силу, но прежде всего капиталовложения.

Предприятия борются также за дефицитные ресурсы и материалы. А сегодня функционирующие предприятия находятся в положении, когда выживание других предприятий под большим вопросам. Структура спроса и отраслевая структура постоянно меняются. Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков и потребителей. Они должны искать новых партнеров. Однако, как показывает практика, директора многих предприятий считают,

что вариантов замены их нынешних поставщиков не так уж много. Поэтому они стараются сохранить имеющиеся связи. В этом, на наш взгляд, заключается один из парадоксов переходного периода.Преобразование государственного предприятия в акционерное позволяет ему перейти в разряд рыночных структур. По этому поводу сложились диаметрально противоположные мнения. Эти два мнения дают основания для двух совершенно разных концепций проведения политики по отношению

к государственным предприятиям, который нужно назвать соответственно ликвидационной и коммерциализационной). Ликвидационная концепция направлена на ликвидацию государственных предприятий. Считается, что они не пригодны к включению в рыночную экономику и поэтому их нужно либо приватизировать либо ликвидировать. Коммерциализационная концепция направлена на то, чтобы государственные предприятия начали функционировать, как и другие рыночные субъекты, в соответствии с законами рынка.

Необходимо для этого создать условия эффективной деятельности предприятий при наличии рыночной конкуренции. Приватизация нужна лишь в той мере, в какой она этому способствует. Утверждать, что на почве государственной собственности нельзя действовать эффективно, значит опираться не на доказательство, а на идеологические предпосылки. Этому противоречит и деятельность многочисленных государственных фирм в капиталистических странах.

Государственные фирмы следует приватизировать в таком объеме и таким образом, что это вело к действительному повышению эффективности. Вместе с тем следует создавать фирмам полную возможность действовать на рыночных началах. Если они достигнут хороших результатов, то нет оснований ни для их ликвидации, ни для их приватизации. [11]. Необходимо подчеркнуть, что сегодняшний этап развития российской экономики как никогда ранее предоставляет руководителю предприятия возросшую степень свободы творческого мышления в выборе тех или

иных линий поведения. При всем несовершенстве принятых законов они означают беспримерное санкционированное переустройство основы производственных отношений, а именно отношений собственности. Руководители предприятий, совместно с трудовыми коллективами получают право выбирать предусмотренную законом форму собственности, вводить адекватную систему оплаты труда и материального стимулирования, по своему усмотрению распоряжаться чистой прибылью, создавать без излишних согласований новые структуры

управления. Разработка и реализация стратегии предприятия по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции: направляющую - обоснование целей и выбор главных путей их достижения; координирующую - балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса; стимулирующую - активизация движущих сил развития.

Однако не менее важен и внешний контур - механизм взаимодействия предприятия с различными агентами и контрагентами, партнерами и конкурентами в регионе, стране, ближнем и дальнем зарубежье. По своей новизне и набору во многом непривычных, выдвигаемых рынком, этот механизм еще более сложен. Для выработки моделей поведения предприятия с субъектами внешнего контура отношений необходим непрерывный анализ - мониторинг, отслеживающий состояние внешнего контура и своевременно выявляющий возникающие

проблемы. И прежде всего это проблемы маркетинга. Задачи маркетинга требуют учета запроса и поведения покупателей. Это определяет необходимость: 1.производить только то, что будет безусловно куплено; 2.иметь широкий ассортимент продукции, рассчитанный на разные потребности и вкусы; 3.организовать производственный процесс так, чтобы он был приспособлен к быстрой переналадке, а также к сервисному обслуживанию купленной продукции; 4.постоянно вести научные исследования по анализу рынка,

поведения потребителей и конкурентов; 5.отводить первостепенную роль дизайну и рекламе. В завершение характеристики особенностей современной системы управления промышленными предприятиями нужно отметить безусловно полезный и актуальный для отечественных предприятий опыт совершенствования системы управления в американских компаниях, где реорганизация рассматривается не как “пожарное” мероприятие, а как плановый постоянный процесс управляемого развития предприятия.

В американских компаниях сложилась определенная система управления реорганизациями различного масштаба. Она обеспечивает, во-первых, достаточно плавный переход от старых методов управления к новым, а, во-вторых, способствует превращения последних в привычный элемент каждодневной работы персонала. Крупные перестройки управления проводятся раз в пять лет, более мелкие - ежегодно, при этом лишь 20% нововведений (различные IT, процедуры планирования и т.п.) оказываются жизнеспособными.

Важно не только определить, обладает ли предприятие достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами для нововведения, но и выявить основные организационные и психологические барьеры на его пути. В России же почти каждое предприятие сегодня имеет набор достаточно типичных проблем: - падение объемов и рентабельности продаж; - потеря традиционных рынков сбыта продукции и затруднения в поиске новых; -недостаточная согласованность в действиях высшего звена управления; - отсутствие четко выраженных направлений

развития; - недостаточность заделов новой продукции, новых технологий. Однако даже в такой ситуации предприятие не только может решить данные проблемы своими силами, но и повысить эффективность своей работы минимально на 10-20% за счет внутренних резервов. Отметим, что для обеспечения устойчивого конкурентоспособного развития предприятию придется провести ряд серьезных изменений (в том числе структурных) и перейти на инновационный путь развития.

Практическая часть Организационная структура на предприятии ООО "Энергетик". Представим объект исследования – ООО «Энергетик». Предприятие является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью «Энергетик» и образовано 23 мая 1991 г. Учредителями общества являются 8 физических лиц. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации – город

Челябинск. Место постоянного нахождения общества – ул. Танкистов. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора. Общество вправе в установленном законом порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной

идентификации. ООО «Энергетик» имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Предметом деятельности ООО «Энергетик» являются: 1. реализация продукции производственно–технического назначения хлебопекарного оборудования, стройматериалов, товаров народного потребления, как через собственную

торговую сеть, так и через другие торговые организации; 2. изготовление технологического оборудования; 3. коммерческо–посредническая деятельность; 4. оказание услуг предприятиям, организациям и населению; 5. автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузочно–разгрузочным и такелажным работам, услугам по хранению грузов; 6. строительные и ремонтные работы на промышленных

объектах и объектах соцкультбыта; Общая численность персонала организации 50 человек. Организационная структура предприятия линейно–функциональная. Ее преимущество: четкое распределение труда в управлении, компетентность принимаемых решений, стабильность организации. Линейно – функциональная структура эффективна при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Однако она не обладает необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении

новых задач. Охарактетизуем принципы построения организационной структуры ООО Энергетик. Схематично организационная структура может быть представлена следующим образом: Директор (1) Заместитель директора Бухгалтерия (3) по производству (1) Отдел материально-технического снабжения (15) Производственные цеха (30) Рис.1 Организационная структура ООО "Энергетик"

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает

в банках счета предприятия. Заместитель директора занимается вопросами поставок и реализации товаров. Обеспечивает целевое и рациональное использование ресурсов. Организует оперативный контроль за персоналом, обеспечением технической документацией, оборудованием и инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, грузоподъемными механизмами. Координирует работу отделов предприятия. Занимается продвижением товаров и услуг общества на рынок.

Организация бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерией во главе с главным бухгалтером, которая осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности на предприятие, ведение учетной политики, выявление внутрихозяйственных резервов, устранение потерь и непроизводственных затрат; обеспечение правильного и своевременного начисления и выплаты заработной платы, пособий; обеспечение правильного и своевременного исчисления и перечисления налогов и других платежей; обеспечение сохранности бухгалтерских

документов, обеспечение своевременного оформления документов по хозяйственным операциям. Отдел материально–технического снабжения осуществляет организацию и учет движения материальных ресурсов; составляет установленную отчетность, взаимодействие с поставщиками и обеспечивает условия для механизации и автоматизации транспортно–складских перемещений. Таким образом, организационная структура нашего предприятия линейная.

Преимущества линейной структуры: – четкая система взаимных связей функций и подразделений; – четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; – ясно выраженная ответственность; – быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры: – отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("

текучка") доминирует над стратегическими; – тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; – малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; – критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные; – тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; В современных условиях недостатки структуры перевешивают

ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества. Заключение Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Система управления как объект исследования» можно сделать ряд выводов: 1)Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов : - распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;

- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; - нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. 2)Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации. Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации

ее функционирования и развития. Главная задана исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации

или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров. 3)Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объекта управления. Поэтому при исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основополагающим элементом и здесь является

человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы, и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется. 4)Практические результаты исследования систем управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и

всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они могут относиться к области информационного обеспечения управления, мотивации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр. Результаты исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить

устойчивое и перспективное развитие организации. Организация понимается как динамичная, адаптивная, социальная система, стремящаяся действовать эффективно в условиях своего внешнего и внутреннего окружения; под организацией понимается процессы упорядочивания какого-либо объекта. Любая организация (предприятие), вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть охарактеризована с помощью ряда параметров, среди которых главными являются цели организации, ее организационная структура,

внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений, и организационная культура. Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции, которая используется в данном случае как средство для изучения характеристик объекта управления.

Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы. Кроме этого, необходимо отметить, что каждая организация находится в постоянном развитии. Ее развитие - это решение множества проблем, которые следуют одна задругой или вместе, возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание.

Несвоевременность их решения может обернуться кризисом. Поэтому исследование обеспечивает такой подход к управлению, который предусматривает высокое качество управленческих решений. Организационная система имеет следующие основные признаки: 1. наличие целостной структурности, т. е. сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих в системе новые интерактивные качества; 2. четко фиксированные состояния и положения элементов по отношению

друг к другу и целому; 3. существование в сфере или заданной функциональной направленности; 4. иерархичность, упорядоченность структуры в целом. Организационная система создается для решения сложных социально-экономических проблем, требующих скоординированных усилий многих людей и значительных затрат ресурсов; а также информации, без которой невозможно определить, сколько их необходимо выделить для решения проблемы.

Таким образом, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой. Большую роль в системе управления играет государство, роль которого заключается в осуществлении

важнейшей для нормальной хозяйственной жизни функции - регулировании основных параметров рынка. Имея в виду эти установленные государством параметры, предприятия всех форм собственности оказываются вынужденными в равной мере приспосабливаться к ним, как и к одинаковым для каждого условиям внешней среды. Регулируя рынок, государство тем самым оказывает регулирующее воздействие на структуру производства, приближая ее по возможности к сегодняшним и видимым в перспективе объемам и структуре потребностей

граждан и общества в целом в разнообразных продуктах-товарах. Именно эти равные экономические и правовые возможности создают обстановку соревновательности, экономической конкурентности. Эта борьба за потребителя в свою очередь подталкивает к повышению качества и расширению ассортимента производимых товаров и тем самым способствует развитию общественных потребностей и новому стимулированию производства. Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства

и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления

(профессионализм, инновационность, мотивация и пр.). Формула современного управления - «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь».Только исследование управления поможет реализовать эту формулу. Список использованной литературы 1. Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций ПРИОР,

2006. 2. Игнатьева А.В. Исследование систем управления. Учебное пособие для ВУЗов М.: Юнити, 2003. 3. Коротков Э.М. Исследование систем управления М.: "ДеКА", 2000. 4. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов М.: Русская деловая литература, 2004 с.76-78. 5. Кузнецов

С. Технологии управления, основанные на знаниях // Проблемы теории и практики управления 2004 №6 С.85-89. 6. Максимцова М.М А.В. Игнатьевой Менеджмент: Учебник для вузов - М.: Банки и биржи, 2005 с.54-56. 7. Малин А.С. Исследование систем управления: учебник для вузов ГУ ВШЭ, 2005. 8. Медведев В.П. Менеджмент: учебно-методическое пособие

М.: ВАВТ, 2005 с.132. 9. Мескон М.Х Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ М.: Дело, 2008 с.332. 10. Мишин В.М. Исследовании систем управления М.: ЮНИТИ, 2005 11. Мухин В. Исследование систем управления. Учебник М.: Экзамен, 2006. 12. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления.

Учебное пособие - М.: Академия, 2005. 13. Рогожин С. Исследование систем управления. Учебник М.: Экзамен, 2005. 14. Шипунов В.Г Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.