Реферат по предмету "Политология"


Религия и политика. Правовое государство: теории и принципы.

Тюмень 2006 Содержание 1. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА 3 Взаимоотношения религии и политики. 5 Структура взаимоотношений религии и политики. 8 Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви. 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОРИИ И ПРИНЦИПЫ 16 Теории. 16 Принципы. 18 Функции правового государства. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствиепротиворечие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный

взгляд на деньги и материальные ценности. Так вот согласие, противоречие или индифферентность, проявляемые в отношении отдельных вопросов и определяет специфику взаимоотношения и взаимодействия этих сфер. Следует отметить, что сам характер взаимодействия различных сфер общественной жизни может носить двоякий характер. Первый аспект заключается в проявлении причинно-следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие-либо события, произошедшие в одной сфере, становятся причиной других событий в другой

сфере. Так, например, научно-технический прогресс в свое время обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом. Второй аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических функций одной сферы другой, когда она, по каким-либо причинам не может их выполнять. Так, например, в советском обществе марксистская идеология значительно потеснила религию, и взяла на себя функцию формирования общественного сознания. Попытаемся сначала дать самую общую характеристику

взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируется все религии, тесно связанные понятие веры с понятием доверия.

А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным в том числе и политическим организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства. Следует обратить внимание на то, что отношения церковьгосударство и религияполитика не тождественны,

хотя и очень тесно связаны. Связь эта выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим категориям.

Для того чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют, собой, политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение Политика сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного

устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно ориентированной сферы общественных отношений, весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание

всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя Религия специфическая форма общественного сознания, главными

принципами которой является исповедование личного, духовного, совершенного надмирного начала Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к обращению, единению с Богом и вечной с Ним жизни. Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия вырождается в шаманство, оккультизм, философию или этику. В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих

и учитывающих специфические особенности религиозного сознания. Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимодействуют друг на друга. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, равно как и его абсолютизированное приводит к довольно радикальным выводам,

которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой. Взаимоотношения религии и политики. Очень долгое время самая распространенная точка зрения на этот вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служителя культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих меркантильных интересов. Конечно, самым простым было бы отказаться от таких суждений, объявив их искаженными призмой многолетнего

торжества научного атеизма. На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов, сами, в

душе посмеивались, как ловко они обманули непосвященных. Нет. Это только современным атеистам кажется вполне очевидна и понятна такая схема поведения. Конечно, в соответствии с такими поверхностными суждениями все выглядит просто прекрасно и логично, но по сути своей не совсем верно. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний,

которые описывали мир в глазах людей того времени. Ребенок с детства усваивал ту картину мира, которая соответствовала полумифическим описаниям. Наполовину потому, что какая-то часть сведений о мире все-таки опытно проверялась, но он ни сколько не сомневался в существовании языческих богов, как мы сейчас не сомневаемся в круглой форме земного шара, хотя почти никто не видел воочию землю с орбиты.

Точно такому же воспитанию подвергались в детстве и будущие жрецы, которые, став взрослыми, не утратили своих представлений. Они искренне верили в мифическое основание мира, что, тем не менее, не мешало религии активно влиять на государственное обустройство и на политику в целом. В доантичные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству не сам человек

являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить Др. Вавилон. Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю Др. Египет. Таким образом, религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих подлинных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к существенным изменениям.

Подобная система устоялась, и работала вплоть до появления христианства, появление которого внесло огромные коррективы в отношении власти с народом. Собственно частные возмущения нормального хода управления государством начались еще при царе Ироде, по приказу которого была проведена операция по истреблению первенцев в иудейских семьях, в надежде убить будущего иудейского царя, о рождении которого было возвещено. Политическое решение Понтия Пилата о казни Иисуса, сделанное, как мы помним из

Евангелия, под давлением общественности, вообще можно посчитать самым крупным вмешательством политики в область религии за всю человеческую историю, по сравнению с которыми мелкие притеснения христиан со стороны языческого Рима именно таковыми и будут казаться, не смотря на то, что представляла собой порой публичные массовые казни. Перечислить частные случаи взаимного вмешательства религии и политики можно довольно долго, даже если обращать внимание только на самые существенные, как, например установление

Константином Великим христианства основной Византийской религией возвышение Римского папы над всеми европейскими монархами. С точки зрения политики христианство приобретало все большую идеологическую мощь. Все от простых крестьян, до монархов прислушивались к голосу церкви. Усилиями нескольких людей к определенному времени была сформирована самостоятельная религиозно политическая доктрина. Традиционно ссылаются на две личности, без сомнения оказавших влияние на рождение христианизированной

политической мысли в Европе. Это Августин Аврелий Блаженный Августин и Фома Аквинский Аквинат. Августин Австрелий был епископом и являлся авторитетом для верующих в области богословия. В своем труде О граде Божием он характеризовал всемирную историю с позиций христианства и развивал идею о Божьем преодолении человеческой истории. Его учение активно использовалось как протестантами, так и католиками и, в частности, сыграло большую

роль в борьбе пап и светских феодалов. С наступлением Нового времени роль религии в жизни общества стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих открытий. Именно в это время стал рождаться миф о противоборстве между наукой и религией,

имеющий, впрочем, свои основания. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. Развитие философской мысли свело к минимуму мировоззренческую функцию религии хотя бы среди образованной верхушки общества, а, именно, оно занималось политическим руководством. Относительно неизменными оставались только позиции религиозной морали, которые определяли социальные нормы, являющиеся для политики своеобразными рамками и ориентирами.

При сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма отделение церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени. Структура взаимоотношений религии и политики. Можно выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и религии 1. Превращение государственной власти в центр религии.

Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя. 2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья.

Папа, считавшийся наместником Бога на Земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковью. 3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда

глава государства и глава церкви одно лицо например, Папа Римский в Ватикане. 4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.

Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества. Ситуации, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к неизбежной борьбе светской и

церковной власть за верховную роль. Именно такая борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой национальной государственной политики над европейским католическим владычеством. Если уж рассматривать христианский подход к отношении церкви и государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться на самой церкви.

Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства, может быть точно выражено вопросом Как же должны существовать государство и церковь совокупно или раздельно и кто кому, в какой мере должен подчинен Если принять за отправную точку цепочки умозаключений мнение, что для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию.

Для того чтобы нравственное начало могло оказывать свое позитивное влияние на политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от государства, ибо религия может существовать только самостоятельно, т.к. без этого она перестает быть самой собой и перестает рождать ту высокую этику, из-за которой она и дорога государству. Отсюда можно сделать вывод об отделении церкви от государства, но отделении не абсолютном, а о таком способе взаимоотношений церкви и государства, когда государство не берет на себя

излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций. Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством. Наиболее полно это реализовалось в последние годы существования самодержавной

России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух властей вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, подобные взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала, так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок. Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви.

Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях

усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политически мотивы. Другие противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества.

Это внутренне противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его. Это основные направления влияния политики на религию. Но прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней. 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот

осаждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу. 2. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики. 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий.

Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа. 4. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французкий социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланитарная

по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям в том числе и политическим. Результат осуществления этих функций обуславливает наличие соответствующего направления религии на политику. Какие же существуют основные направления такого влияния 1. Влияние на сознание людей. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и,

соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными

воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. 2. Идеологическая поддержка или противоборство. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространения какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.

Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства. 3. Политическая деятельность религиозных организаций. Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан. Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике

стала иранская революция 78-79гг ходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе. 4. Проблемная интеграция. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются, все, кто заинтересован в разрешении

этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для подержания своего престижа. 5. Политическая интеграция. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских

и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. 6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку. Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает

сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, получили международное признание, со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в религиозное сообщество исламских

государств Организацию экономического сотрудничества. 7. Учет религиозного фактора во внешней политике. Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалось.

Лишь со времен советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между

СССР и Ватиканом. 8. Религиозный экстремизм. Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии исламского порядка. Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией

Мусульманские братья, представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в

Таиланде движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. 9. Косвенное влияние. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций

стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры. Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и религии сложились

соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающие их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОРИИ И ПРИНЦИПЫ Теории. Идея правового государства зародилась в глубокой древности и имеет давние идейно-теоретические истоки. Еще в трудах греческих философов утверждалось, что гражданин является лицом политическим, членом общества и поэтому обязан исполнять законы этого общества. Внутри общества человек имеет свои права и обязанности. Однако подчинение человека обществу не должно доходить до подавления его личности.

Государство, которое руководствуется в управлении подданными законом, устанавливает обязательные нормы гражданской жизни, т. е. ограничивает свободу каждого гражданина, но и его возможность стеснять свободу других граждан, всего общества, ограничены законом. Идея о необходимости господства закона в обществе появилась как противовес самовластию и произволу правителей государства. Древнегреческий философ Платон писал

Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 2.4. 2 М 1971-1.972 С. 188-189. Полностью согласен с Платоном другой выдающийся греческий философ

Аристотель. Он указывает, что Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. Т. 4. -М 1983. -С. 497. Целостная концепция правового государства сформировалась в период становления буржуазного общества в Европе в XVIII начале XIX вв. В этот период в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика

феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Французские философы Ш. Монтескье и Ж Ж. Руссо считали, что в природе и обществе действуют естественные законы. Люди приходят к необходимости создания правового государства в результате общественного договора,

делегируя часть своих прав и свобод государственной власти. Законы в государстве регулируют отношения между людьми, народами и правителями. Ш. Монтескье пишет В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранить этого равенства, общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными лишь благодаря законам Монтескье Ш. Избр. произв. М 1955. С. 256. Развивая идею о правовом государстве, немецкий философ

И. Кант указывал, что все люди рождаются свободными, но каждый человек должен согласовывать свою свободу действий со свободой своих сограждан. Заключая общественный договор с государством, люди ограничивают свою свободу в пользу государства. Государство объединяет людей в правовых рамках законов и обеспечивает их соблюдение всеми подданными, реализуя на практике свободу граждан. И. Кант предвидел, что человечество в своем развитии будет постоянно расширять практическое применение

принципов свободы и социальной справедливости. Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т. б М 1963-1964. -С. 271. К. Маркс считал необходимым, чтобы государство гарантировало народу его свободы законодательным путем и в дальнейшем переход государства в подчинение обществу. Он писал Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчиненный Маркс К Энгельс

Ф. Соч. Изд. второе. Т. 19 С. 26. Таким образом, в трудах видных философов получила всестороннее обоснование идея правового государства, смысл которой состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное государством его прав и свобод, подчинение государства обществу. Термин правовое государство появился в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века. В дальнейшем теория правового государства распространилась в научных кругах других европейских

стран. В России ее видными сторонниками были юристы и социологи Б. Н. Чичерин, А. И. Петражицкий, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский и др. Принципы. Существуют различные определения правового государства. В общем виде можно сказать, что правовое государство это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Основополагающими принципами правового государства являются 1 Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что все экономические, политические, социальные, культурные проблемы, возникающие в правовом государстве, должны решаться только на основе действующей демократической Конституции. Никакие распоряжения, постановления, ведомственные акты органов власти, идущие вразрез

с Конституцией, не являются законными, подлежат отмене и не должны исполняться гражданами. 2 Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность со стороны государства. В этом случае государство является охраной свободы личности не только в отношении других личностей, но и в отношении общества. Как член общества человек имеет свои права, но точно так же испытывает свое подчинение. Это подчинение семейное, корпоративное, сословное могло бы переходить

необходимые границы и доходить до подавления личности, если бы государство не ограничивало его в целях сохранения порядка и спокойствия в обществе. 3 Взаимная ответственность и доверие государства и личности. Существуют определенные нравственные отношения между государством, обществом и личностью. Государственная власть, общество, определенные граждане должны соблюдать определенные правила поведения, подчиненные понятию общественной пользы. В правовом государстве должны существовать обратная связь

между властью и обществом, взаимная ответственность в своих действиях. Сила всякой верховной власти заключается в тесной связи с народом. Потеряв доверие народа, верховная власть утрачивает свою силу и легитимность. 4 Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Данный принцип не означает независимости друг от друга всех ветвей власти.

Высшая власть должна быть единой, но ее отдельные структуры выполняют различные властные функции. В структуре. Государственной власти верховный характер формально имеет законодательная власть. Парламент и органы местной власти принимают законодательные акты в соответствии с нормами права. Исполнительная власть управляет обществом, опираясь на принятые законы. Судебная власть обеспечивает соблюдение законов в обществе и системе государственной власти.

Основная цель принципа разделения властей состоит в создании условий, исключающих монополизацию власти какими-либо из ее органов или правителей. 5 Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона. Конкретное осуществление этого принципа возлагается государством и обществом на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные организации. Для эффективности контроля необходимо создание условий для сравнения, что должно быть в соответствии

с правом, законом и что есть в действительности. Это достигается с помощью осведомления граждан о применении закона в реальной действительности, о положении государственных дел. Общественное мнение играет большую роль в контроле за правомерностью действий властных структур в правовом государстве. Правовому государству присущи и такие черты, которые вытекают из указанных принципов 1 Исключение диктатуры, от кого бы она ни исходила, защита любого человека от произвола со стороны чиновников,

самого государства. 2 Участие граждан в государственных делах, гарантия каждому человеку возможности для всестороннего развития. 3 Независимость суда и его особая роль в решении всех спорных вопросов. Любые органы власти, каждый чиновник или гражданин признают себя подконтрольными суду. 4 Добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона. Функции правового государства. Правовое государство выполняет определенные функции 1

Экономическая функция сводится к определенному регулированию со стороны государства рыночных отношений, поддержке многоукладное экономики и частного предпринимательства, а также аграрного сектора экономики. Государственное регулирование производится, в основном, экономическими методами налоговые льготы производителям, их защита от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний предоставление необходимых кредитов и субсидий сельскому хозяйству в целях обеспечения продовольственной безопасности государства

сохранение за государством основных рычагов внешней торговли в качестве одного из основных источников пополнения бюджета страны и т. д. Государство обязано также всемерно укреплять национальную денежную систему, не допуская валютных спекуляций, финансовых пирамид и, как следствие этого, обнищания народ 2 В правоохранительную функцию правового государства входят гарантированная охрана свободы и прав личности, поддержание общественного порядка, наблюдение за строгим соблюдением закона не только гражданами, но

и властными органами. Правоохранительные структуры должны осуществлять свою деятельность в установленных законом пределах своих полномочий. Правозащитные организации должны получать от государства определенные полномочия и реально влиять на правоохранительную практику в плане исправления ее ошибок и недостатков. 3 Социальная функция правового государства заключается в обеспечении социальных потребностей граждан. Это прежде всего охрана жизни и здоровья человека.

Система здравоохранения должна находиться под контролем государства и гарантировать качественную и доступную медицинскую помощь каждому человеку. Государство не должно допускать снижения жизненного уровня населения, постоянно оказывать помощь малообеспеченным, безработным, молодежи, престарелым, обеспечивая им достойное существование. Система образования должна быть доступной и всеобъемлющей. Поддержка государственного сектора образования, прежде всего материальная, должна быть приоритетной

в политике правового государства. Государство должно гарантировать равноправие различных социальных слоев, классов, групп населения страны, справедливость и партнерство в отношениях между ними. 4 Политическая функция правового государства обеспечивает всем гражданам равный доступ к участию в государственных и общественных делах, гарантирует их политические права, в том числе участие в свободных, равных, справедливых выборах всех уровней власти.

Государство поддерживает многопартийную политическую систему, принцип разделения властей, опирается на реальное местное самоуправление. 5 В духовной сфере государство поддерживает принцип свободного самоопределения гражданина в его мировоззрении, идейных и религиозных позициях, допускает плюрализм мнений, критическое отношение к действительности. В то же время во избежание социальных потрясений государство не должно допускать национального или расового неравенства, пропаганду и реализацию экстремистских, сепаратистских

идеологий, религиозного и националистического фанатизма. Нами была представлена идеальная модель правового государства. Воплощение этой модели в политической жизни различных стран может иметь много существенных оттенков. Современная Россия стоит только на начальном этапе построения правового государства СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Политология. Учебное пособие.

Под редакцией Радугина А.А М Центр, 1999. 2. Политология. Учебное пособие. Под редакцией Радугина А.А М Центр, 2001. 3. Основы политологии. Учебное пособие. Под редакцией Ю.Г. Волкова, Ростов на Дону, Феникс, 2000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :