Введение Ни для кого не секрет, что в последние годы в Украине в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при
живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни украинской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни.
В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Ведущими причинами «социального сиротства» являются:  лишение родительских прав (до 70%);  отказ от воспитания ребёнка (до 20%);  пребывание родителей в местах заключения (до 10%). Основной задачей государственной семейной политики является формирование поколения, ответственного
за свое здоровье и обладающего навыками социально и экономически ответственного поведения, сохраняющего семейные ценности, национальные традиции, историю и культуру своей Родины. Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи. Изменение ситуации возможно лишь с появлением поколения молодых людей, для которых сохранение здоровья, семьи, рождение здоровых детей станет основной жизненной ценностью.
Для того чтобы через 5—6 лет в нашей стране стали рождаться здоровые дети, работу по формированию ценностных образований необходимо проводить среди молодых людей 14—18 лет. Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки молодежи к семейной жизни заставляют копировать программы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующие украинской культурной специфике и социальным условиям.
Эти противоречия свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы и необходимости разработки современных программ, направленных на формирование адекватных представлений о семейных ценностях у юношей и девушек. Пропаганда ценностей украинского общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, ее природе, должна стать тем действием, которое соединит в единую систему деятельность различных организаций по работе с молодежью.
Объект курсовой работы: система социальных ценностей Предмет: формирование социальности молодежи в социальных приютах. Цель: разработка социально-педагогической программы формирования семейных ценностей молодежи в социальных приютах. Задачи курсовой работы: 1. Определение понятий семейных ценностей молодежи. 2. Анализ деятельности социальных приютов как институтов социализации молодежи.
3. Обоснование программы. 4. Внедрение программы. Методы работы: 1. Теоретические : анализ и синтез научной литературы, законодательных документов. 2. Эмпирические: для измерения уровня сформированности семейных ценностей используются анкетирование и тестирование. 1. Система социальных ценностей Украинское общество в настоящее время переполнено асоциальными явлениями, порожденными неблагополучным
состоянием института семьи: социальное сиротство, алкоголизм, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, преступность – неполный перечень того, что можно устранить, возродив полноценную семью. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ибо здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение,
первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями. Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений.
Социологи констатируют, что в современной Украине - налицо кризис ценностей, а отсюда появляется зависимость человека от капризов экономики. Выгода становится основным двигателем всего общества. Растущее число людей всеми возможными способами старается заполнить существующий вакуум, подавить в себе ощущение бессмысленности собственной жизни, которая возникает, в частности, и из-за размывания семейных ценностей. Один из таких способов - стремление, во что бы то ни стало, повысить свой социальный
статус и уровень материального благосостояния. Перед человеком встала проблема соотнесения путей личностной самореализации с семейным бытием. Сегодня важно понимание того, что в жизни можно ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если нет, тогда можно предрекать духовную деградацию. Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений.
С разрушением семьи наступает разрушение государства. От того, сохранит ли наш народ семейные ценности и семью как ценность зависит, сохранит ли себя Украина как страна. Семья создаёт человеческие судьбы, характеры, а в эпохи «экономцентризма» и сексуальной революции должна помочь сохранить в человеке всё самое лучшее. Семья, с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая
сила его развития. Семья – это важнейший социальный институт формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных ценностей. Особое значение семейный вопрос имеет для молодежи. Сегодня удлиняется период подопечности, сужается возможность самостоятельных действий и оценок, ориентиры молодежи - престижно-потребительские, мы наблюдаем информационное загрязнение «среды», малую информированность в школьные годы, отсутствие программы по основам семейной жизни.
Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы. От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей.
В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение. Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически
к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время. Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Мы подчеркиваем важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек
не может жить по закону инстинкта. Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений.
Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими
условиями. Исходя из рассмотренного понятия семьи и опираясь на теоретическое обоснование понятия ценности, можно выделить основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально -интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность;
ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности. Проведя качественный анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.).
В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям
– помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения. Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни. 1. 2. Анализ деятельности социальных приютов как институтов социализации молодежи.
В Украине стало уделяться больше внимания со стороны государственных органов социальным проблемам детства и защиты прав детей как на политическом, так и законодательном уровнях. Правительство Украины продолжает принимать меры, направленные на приведение внутреннего законодательства и практики в соответствие с принципами и положениями Конвенции ООН о правах ребенка. В Украине вступили в силу и стали частью национального законодательства
такие международные документы в сфере защиты прав детей: - Постановление КМУ №1125: Об образовании Государственной социальной службы для семьи, детей и молодежи (2007 г.); - Закон Украины “О социальной работе с детьми и молодежью” (2001 г.); - Закон Украины “Об охране детства” (2001 г.); - Закон Украины “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в
Украине”(1993 г.); - Европейская Конвенция об осуществлении прав детей (дата подписания от имени Украины в 15.05.2003 г дата ратификации в 03.08.2006 г. (с заявлением); - Конвенция о контакте с детьми (дата подписания от имени Украины в 15.05.2003 г дата ратификации в 20.09.2006 г. (с заявлением); - Конвенция о юрисдикции, применяемом праве, признании, выполнении и сотрудничестве относительно родительской
ответственности и мер защиты детей (дата присоединения 14.09.2006р. с заявлением и оговорками); - Закон Украины “Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки” (2005 г.); - Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения»(2006 г.). Данные документы подтверждают стремление и готовность Украины активизировать работу, направленную на улучшение положения детей и предусматривает комплексный
подход к реализации прав ребенка на охрану здоровья, образование, социальную защиту, культурное и духовное развитие, на участие в жизни общества, защиту детей от жестокого обращения и усовершенствование системы контроля и мониторинга положения детей в Украине. Острой проблемой для страны все еще остается нарушение прав детей, которые живут или работают на улице. Хотя, в течение последнего времени усилилась профилактическая работа с детьми, которые оказались в кризисных ситуациях и их родителями, повысилось качество предоставляемых
им услуг, многие дети улицы продолжают сталкиваться с разными формами физического и психического насилия, отсутствием ухода. Эти дети имеют ограниченный доступ к надлежащим образовательным, медицинским и социальным услугам и к действующим механизмам правовой защиты. Несмотря на усиление государственного контроля за соблюдением имущественных и жилищных прав детей, все еще есть случаи нарушения этих прав. Одним из средств защиты прав детей, которые оказались в сложных
жизненных обстоятельствах, является проведение службами по делам детей и органами образования и Уголовной милиции по делам детей общих профилактических рейдов „Вокзал”, „Улица”, „Подросток”, „Урок” и тому подобное. Выявленным во время рейдов детям предоставляется социальная, медицинская и правовая помощь, их устраивают в социальные заведения для детей, помогают возобновить учебу. В Украине происходит постепенное расширение сети заведений социального обслуживания, которые обеспечивают
адресное и долговременное предоставление социальных услуг. Среди них (по состоянию на конец 2006 г.) - 95 приютов для детей, 28 центров социально-психологической реабилитации детей, 22 центра социально-психологической помощи, 9 социальных общежитий, 7 социальных центров матери и ребенка, 529 мобильных консультационных пунктов социальной работы в сельской
и горной местностях, отдаленных районах, 682 службы социальной поддержки семьи и тому подобное. Все, кому приходилось общаться с детьми - сиротами, знают, что самой большой мечтой таких детей есть семья. Каждый человек мечтает жить в семье, иметь своих близких. Пока дети маленькие они искренне верят, что их родители просто потерялись и скоро их найдут, но проходит время и дети понимают, что их не найдут, и они не найдутся.
Выйдя из интерната, закончив профессиональное учебное заведение или выйдя из мест лишения свободы, многие из них оказываются практически на улице. Ведь у выпускника лицея или техникума мало шансов найти высокооплачиваемую работу, чтобы можно было снимать квартиру. Для решения этой проблемы в нашем государстве были открыты социальные общежития для детей – сирот и детей лишенных родительского попечительства а также особ из числа детей – сирот и детей лишенных родительского
попечительства. Одно из таких общежитий создано в Харьковской области, в г. Чугуеве и успешно работает с февраля 2008 года. Это социальное общежитие - учреждение для временного проживания детей – сирот и детей лишенных родительского попечительства от 15 до18 лет, а также особ из числа детей – сирот и детей лишенных родительского попечительства от 18 до 23 лет. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения,
в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Социальное общежитие обеспечивает жильцов бесплатным проживанием в комфортных условиях. В их распоряжении комнаты на двоих с мебелью и постельными принадлежностями, кухня, посуда, холодильник, стиральная машина-автомат, пылесос, душевая кабинка. Важнейшей задачей для работников общежития является социальная адаптация жильцов. Жизненной компетенции, которую дети получают в интернатах не достаточно для жизни в обществе.
Высокая эффективность работы будет достигнута, если она будет охватывать все стороны жизнедеятельности подопечных включая их быт, досуг, социальные связи. Одним из условий эффективной жизнедеятельности и дальнейшего фукционирования молодых людей в обществе является сформированность семейных ценностей. 2. Диагностика молодежи в социальном приюте с целью выявления семейных ценностей В современный период в украинском обществе идет смена социальных и духовных ценностей,
ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной украинской семьи, в семейных ценностях. В традиционной культуре семейные ценности включают в себя триединство родительства, родства и супружества. Центральное значение в семейных ценностях имеют ориентации на родительство - на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение детей. Современная же семья имеет тенденцию к малодетности и снижению
ценности семьи. В обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращению брачности, растёт количество разводов, неполных семей, что приводит к негативным демографическим и социальным последствиям. Всё это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную
на других основаниях и порождающих новые мировоззренческие установки. Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому
обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме. На переломном этапе развития украинского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Цель исследования: Выявить основные семейные ценности современной молодежи в социальном приюте.
В ходе работы были выделены следующие задачи: 1. Выяснить, на каком месте среди других ценностей у молодежи находится семья; 2. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие "семья"; 3. Выяснить, какие ценности семейной жизни (традиции, дети, любовь, поддержка) наиболее важны для молодежи; 4. Узнать, сколько детей хотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какой стиль воспитания они скорее всего выберут; 5. Выяснить, какой тип семьи ближе молодым (патриархальная семья, матриархальная,
партнерская). Объектом исследования является молодежь, проживающая в социальном общежитии г.Чугува. Предметом исследования являются семейные ценности Молодежь - социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и имеющая возрастные границы от 14 - 16 до 29 лет. Семья - это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных
узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами,
потребностями, социальными отношениями. Гипотезы исследования: 1. Многие молодые люди хотят жить в незарегистрированном браке, но планируют пожениться в будущем; 2. Семья, как ценность, у молодежи находится не на первом месте; 3. Молодые люди не имеют четкого понятия о семье; 4. Любовь и дети в структуре семейных ценностей имеют первостепенное значение, но материальная обеспеченность
и стабильность так же имеют большое значение; 5. Молодые люди в основном хотят иметь 1-2 детей; 6. Имеет место тенденция нуклеаризации, молодежь в браке хочет жить отдельно от родителей. Для проведения исследования была составлена анкета из 15 вопросов. Последовательность вопросов была составлена с учетом классификации семейных ценностей: сначала в анкете идут вопросы, связанные с супружеством, далее с родительством и с родством (Приложение 1).
2.1. Анализ семейных ценностей молодежи и разработка программы формирования социальных ценностей В исследовании принимали участие 15молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 46% юношей и 54 % девушек. Среди них не имеют семьи и родственников - 70 %, имеют родных - 26 %. Распределение желания молодежи вступать в официальный брак по полу, % Варианты ответа Женский Мужской Всего Да, определенно 52 34 45
Да, скорее всего 36 37 36 Затрудняюсь ответить 8 17 12 Нет, скорее всего 4 3 4 Нет, определенно 0 9 4 Всего 100 100 100 Почти половина респондентов (45%) определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В основном преобладает положительный ответ, при этом он выше у девушек. Стоит отметить так же, что 9% респондентов мужского пола вообще не собираются жениться, а среди девушек
данный вариант ответа не выбрал никто. Таким образом, гипотеза о том, что молодые люди планируют в будущем официально регистрировать свои отношения, подтвердилась. Действительно, молодежь больше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак. Следующей задачей исследования было выяснить оптимальный возраст вступления в брак для мужчин и для женщин. Рис.1 Оптимальный возраст для создания семьи (для мужчин)
Для мужчины самый подходящий возраст создания семьи с 26 до 30 лет. На втором месте с 21 до 25 лет. Рис. 2 Оптимальный возраст для создания семьи (для женщин) Подавляющее большинство респондентов (71%) указали оптимальный возраст вступления в брак для женщин с 21 до 25 лет. Вариант ответа "Свыше 30 лет" для женщин не отметил ни один респондент. Вероятно, различия в возрасте обусловлены тем, что мужчина должен успеть за это время "встать
на ноги", обзавестись работой и жильем, чтобы обеспечивать семью. Также в ходе исследования, нужно было выяснить, на каком месте среди других ценностей у студентов находится семья. Для этого респондентам было предложено проранжировать список основных жизненных ценностей. Самое главное в жизни Пол Варианты ответа Мужской Женский Всего Любовь 3,3 2,4 2,8 Образование 3,1 4,4 3,9
Дети 3,6 4,7 4,2 Семья 5,5 6,2 5,9 Работа 3,8 4,9 4,4 Творчество 4,5 6,3 5,5 Здоровье 3,8 3,3 3,5 Уважение окружающих 2,3 3,2 2,8 Данная таблица показывает, что любовь и уважение для молодежи на первом месте. Вот семья занимает далеко не первую позицию. Следующей задачей, поставленной в ходе исследования, было выяснить, какой смысл вкладывают студенты в слово "семья".
Смысл слова "Семья", количество выборов В какой семье Вы выросли? Варианты ответа Имеют родных Без семьи Всего Семья - это Союз 2х любящих и уважающих друг друга людей 20 7 27 Родители и их дети 6 2 8 Личное пространство человека, где его поддерживают и любят 2 5 7 Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт 3 2 5
Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны 11 8 19 Крепкие доверительные отношения 1 0 1 Основа общества 1 0 1 Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством 6 1 7 Ответственность и забота друг о друге, детях 2 1 3 Мои близкие люди 2 0 2 Смысл жизни каждого человека 2 1 3
Затрудняюсь ответить 14 3 17 Малая социальная группа, обладающая исторически опр. орг-ей 2 1 3 Любящий коллектив 1 1 2 По данной таблице можно сделать вывод, что большинство респондентов знают, что такое семья. Но представления о семье у молодежи очень различаются. Большинство (31%) считают, что семья - это "союз 2х любящих и уважающих друг друга людей", то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежели с детьми,
21% респондентов определяют семью, как "ячейку общества, в которой права и обязанности супругов равны", на третьем месте (19%) стоит "Затрудняюсь ответить". Так же респонденты давали следующие определения семьи: "родители и их дети" этот вариант выбрало всего 9% опрошенных ребят, "личное пространство человека, где его поддерживают и любят", только 8% респондентов написали, что семья - это "люди разных поколений, связанные кровным и
духовным родством", это говорит о том, что преемственность поколений среди семейных ценностей стоит далеко не на первом месте у молодежи, наблюдается тенденция нуклеаризации. При этом респонденты, имеющие хотя бы одного родственника, лучше понимают смысл слова "семья", они дали большее количество ответов на этот вопрос, чем те, кто вырос без родителей. 2.2. Реализация социально-педагогической программы формирования семейных ценностей молодежи в социальных
приютах. После проведенного исследования была разработана социально-педагогическая программа по формированию семейных ценностей. № п/п Вид занятия Форма и методы проведения Дополнит. средства Дата проведения Специалист Семейный блок 1 Семья и ее функции Беседа-дискуссия, анкетирование, лекции Проведение ролевых игр, диспут, Июнь Социальный педагог 2
Этика общения в семье Лекция Тренинговые упражнения Июнь Социальный педагог Медико-гигиенический блок 3 Анатомия и физиология пола (отдельно для юношей и девушек) Лекция, упражнения Схемы, плакаты, карточки с названиями, схемы Июль Медицинский работник 4 Проблемы здорового образа жизни: профилактика вензаболеваний и
ВИЧ-инфекций; контрацепция; аборт Лекция, упражнения Наглядные пособия, схемы, плакаты, мед. Инструменты,видеофильмы, игры Июль Медицинский работник 5 Интимность как нравственное понятие. Особенности полового влечения юноши и девушки Беседа Июль Социальный педагог 6 Воспитание детей как раскрытие собственного личностного потенциала
Лекция Июль Социальный педагог Экономический блок 7 Основы ведения бюджета, режим экономии семьи Лекция, упражнение Август Социальный педагог 8 Планирование бюджета Ролевая игра Август Социальный педагог 9 Итоговое занятие Обсуждение, подведение итогов Август Социальный педагог Было проведено 9 занятий на тему семьи, семейных ценностей, правил поведения
в семье и межличностных отношениях, правилах гигиены и контрацепции, планирования и ведения семейного бюджета. В начале занятий молодые люди неохотно воспринимали информацию, многие не могли сформулировать, что же такое семья и ее роль в обществе, какие ценности считаются важными в семье и обществе. В процессе ребята активно обсуждали прослушанные лекции и охотно принимали участие в ролевых играх и тренингах. 2.3. Повторная диагностика молодежи на предмет сформированности семейных ценностей
После внедрения социально-педагогической программы формирования семейных ценностей молодежи в социальных приютах было проведено повторное тестирование ребят. Результаты значительно порадовали. Пол Варианты ответа Мужской Женский Всего Любовь 2,3 3,2 2,8 Образование 3,1 4,4 3,9 Дети 3,6 4,7 4,2 Семья 3,3 2,4 2,8 Работа 3,8 4,9 4,4
Творчество 4,5 6,3 5,5 Здоровье 3,8 3,3 3,5 Уважение окружающих 5,5 6,2 5,9 После прослушанных лекций юноши и девушки поняли и переосмыслили систему семейных ценностей, изменили сове мнение о семье и ее роли в жизни человека и общества. Теперь по результатам теста лидирующие позиции в сознании молодежи заняли Любовь и Семья. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что программа по формированию семейных ценностей
была разработана и внедрена успешно. Выводы Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом, коллективом детей и взрослых, естественной средой их духовного развития. Первоначальные основы развития человека закладываются в семье. Здесь начинают впервые развиваться умственные, физические способности, нравственные и эстетические
качества детей. Однако в современных условиях система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. В связи с этим приоритетным направлением государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях. Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации
требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка
видов деятельности, что помогает без особых сложностей усвоить семейные и социальные ценности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома, молодежь, проживающая в социальных приютах, может получить лишь ценой огромной целенаправленной социально-педагогической работы коллектива. Результаты социально-педагогической программы могут быть использованы в работе социальным педагогом социального приюта.
На основании результатов работы были даны рекомендации по организации работы с воспитанниками социального общежития г.Чугуева с целью повышения уровня формирования семейных и социальных ценностей . Список литературы 1. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1 2. Гологузова М.Н. Социальная педагогика.
М 1999 3.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М 1992 4. Дубровина И.В Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. –
М 1998 – 110 с. 5. Постановление КМУ №1125: Об образовании Государственной социальной службы для семьи, детей и молодежи (2007 г.). 6. Закон Украины “О социальной работе с детьми и молодежью” (2001 г.). 7. Закон Украины “Об охране детства” (2001 г.). 8. Закон Украины “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в
Украине”(1993 г.). 9. Европейская Конвенция об осуществлении прав детей (дата подписания от имени Украины в 15.05.2003 г дата ратификации в 03.08.2006 г. (с заявлением). 10. Конвенция о контакте с детьми (дата подписания от имени Украины в 15.05.2003 г дата ратификации в 20.09.2006 г. (с заявлением). 11. Конвенция о юрисдикции, применяемом праве, признании, выполнении и сотрудничестве относительно
родительской ответственности и мер защиты детей (дата присоединения 14.09.2006р. с заявлением и оговорками). 12. Закон Украины “Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки” (2005 г.) 13. Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения»(2006 г.). Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 14. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/
Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. // http://lib.socio.msu.ru 15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М 1997. 16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000 18.
Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | История персональных компьютеров |
Реферат | Александр Невский и Юрий Всеволодович |
Реферат | Допяны династия |
Реферат | Циклы Жюгляра |
Реферат | Переход s в x |
Реферат | Взятие Рима |
Реферат | Липпо Мемми |
Реферат | Statistical modelling of reliability |
Реферат | Осада Антиохии |
Реферат | Армия Парфии |
Реферат | Воинов, Александр Львович |
Реферат | Пенсионная реформа в России 2002 |
Реферат | Крит и Киренаика |
Реферат | История хентая |
Реферат | Баскин, Эйно |