Реферат по предмету "Педагогика"


Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка

Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка (Часть 1) Тумановская О. М. В рамках основной темы сформулирована тема традиционного ежегодного родительского собрания: "Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка". Это высшее напряжение всех духовных сил человека, это мудрость. И каждый человек, каждый родитель должен находить в этом ни с чем не сравнимое счастье. "

Ах, чем бы мир для нас вдруг стал, Когда б в нем не было детей, За нами – только пустота, А впереди – лишь смерти тень. Что значат листья для дерев? И свет, и воздух через них, Сгущаясь в сладкий, нежный сок, Идут в стволы, питая их. Как будто листья в том лесу – Для мира дети; их глазами

Воспринимаем мы красу, Дарованную небесами". Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, духовно совершенствуясь самим – вот о чем можно думать, когда устраиваешь свой дом, создаешь семью. И как сказала последняя русская императрица Александра

Федоровна: "Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истины и благородной жизни, для Бога". Иван Александрович Ильин – выдающийся русский мыслитель, чье наследие насчитывает более 30 книг. Сегодня они возвращаются к нам, и мы с трепетной радостью переворачиваем страницы его произведений по философии, истории, педагогике. Философ называет семью лабораторией человеческих судеб. Сегодня говорят о мировоззренческом кризисе, о том, что поколением растет вялым и беспринципным.

Ильин по этому поводу предостерегал: наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. "Это как раз в те эпохи настаивает философ когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети

начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту же отчужденность: новая эпоха оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство". Семья, по Ильину, призвано поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно религиозную традицию. Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача.

Ильин делает такой вывод: "… Из духа семьи и рода, из духовного и осмысленного приятия своих родителей и предков родиться, и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы духовного характера и здоровой гражданственности". По статистике сегодня в России 700.000 детей-сирот, 3,5 миллиона детей – беспризорные, 900.000 – социальные сироты, это в ,5 раза больше в процентном соотношении,

чем после войны. Ежегодно 2 миллиона детей попадают под тяжелую руку своих родителей. 50.000 уходят из дома. Каждый год распадаются 500-600.000 семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей группы риска. Но пойдемте сегодня вами от обратного. Наша жизнь так далека от совершенства, каждый день мы погрязаем в мирской суете, я предлагаю погрузиться в другой мир, и каждому из нас сопоставить то, как мы живем

и воспитываем детей, с тем, что мы услышим сегодня. Ранее мы много говорили о последнем императоре земли русской – Николае II и о членах его семьи, сегодня попытаемся раскрыть тему нашего собрания, используя дневниковые записи, переписку императрицы Александры Федоровны, которая представлена в замечательной книге "Дивный свет", составленной монахиней Нектарией, выпущена книга издательским

Домом "Русский Паломник". Эти письма имеют для России и для всего мира историческое значение. Вера, стремление к духовному совершенствованию, самопожертвование и благородства, столь редкие для людей, светят со страниц и побуждают любить их, даже если бы они не были такими известными историческими личностями. Не нужно доказывать простую истину, чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя и прежде всего духовно совершенствуясь, должны сами родители.

Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство. Любовь – это основа основ всех человеческих отношений, на которой и должно возводиться здание малой Церкви – семьи. Серьезное испытание силы воли пришлось выдержать наследнику цесаревичу Николаю Александровичу, последнему русскому царю, в связи с его женитьбой на принцессе

Алисе Гессен – Дармштадской, внучке английской королевы Виктории, правившей страной в течение 64 лет и проводившей крайне неблагородную внешнюю политику в отношении России. В течение 10 лет (с 1884 по 1894 гг.) Николай Александрович упорно и терпеливо шел к своей цели, преодолев 3, казалось бы, неустранимых препятствия: разрешение своей семьи, бабушки Алисы – королевы Англии

Виктории и перемены религии, принятии августейшей невестой Святого Православия. Он приложил все усилия, чтобы раскрыть перед невестой духовную полноту и красоту Православной веры. В одном из писем матери цесаревич написал строки, которые можно считать добрым светом, обращенным ко всем нам: "Спаситель сказал нам: "Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти мне бесконечно дороги, потому что в течение 5

лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя его, облегчить Алисе переход в православную веру и дать мне ее в жены. Молился каждую ночь в течение 5 лет! Будущий Император говорил: "Все в воли Божией. Уповая на его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее". Эти слова подобны девизу всей жизни Николай Александровича.

Как не хватает нашим современникам, нашим детям именно такого подхода к браку, глубоко осознанного, а не поспешного, терпеливого, по склонности сердца, полагаясь на волю Божию и не унывая, если Господь не сразу дает просимое. Такие браки, как брак последнего русского императора – редкий дар Божий среди простых смертных, а среди коронованных особ, где браки совершаются главным образом по политическим

соображениям, а не по любви, это явление исключительное. Вот, что пишет в мае 1804 г. будущая невеста Алекс и будущая императрица своему жениху. "Любовь – это единственное на земле, что мы никогда не теряем. Это как холодная река, которая становится шире и глубже, приближаясь к морю, и которая заставляет зеленеть все поля. Там, где она протекает, распускаются прекрасные цветы.

Когда-то давно она протекала через рай и ее назвали Рекой Жизни. Да, действительно, любовь - это величайшее благо на земле. И достоин жалости тот, кто ее не знает. До свидания мой любимый. Мой истинно дорогой, лучший из живущих на земле. Да благословит тебя Бог ныне и во веки веков. Много нежных поцелуев от вечно любящей тебя

Алекс.". А вот письмо Николая Александровича. Духовная атмосфера будущей семьи уже прозрачно видна в этих строках. 28 июля – 9августа 1894 г. Родная моя, бесценная, горячо благодарю и целую тебя за твое милое письмо, оно сделало меня таким счастливым. Я должен поблагодарить тебя, любовь моя, за то, что ты так открыто и прямо говоришь со мной и в такой доверительной манере.

Я не могу выразить, как это меня трогает! Радость моя, не может быть ничего, о чем бы мы не сказали друг другу, правда? Никогда никаких секретов, нужно говорить о любой печали и непонимании! Если бы ты знала, какое это для меня утешение… После принятия православия Алиса стала Александрой Федоровной. После свадьбы Александра Федоровна записала в дневнике мужа: "Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье

– такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе". Императрица сама вынянчила всех своих пятерых детей, что для женщины ее положения было весьма необычным. Семейная жизнь этой Четы была необычайно счастливой. С годами взгляды Николая

Александровича и Александры Федоровны на монашество стали более зрелыми. В 1903 г. Царь Николай II всячески способствовал канонизации преподобного Серафима Саровского, и сам помогал нести мощи святого на своих плечах для прославления в собор. К тому времени и Алекс – Александра Федоровна также пришла к глубокому почитанию многих святых монахов – Угодников Божьих и верила, что по молитвам преподобного

Серафима Саровского она смогла, наконец, родить сына. В своих письмах после замужества она часто упоминает о поездках по монастырям. Изменению ее взглядов, несомненно, способствовали и ее отношения с отцами Иоанном Кронштадтским и Феофаном (Быстровым), духовником Царской Семьи. В одной, особенно горькой строчке ее письма, написанного в

Тобольске, будучи в заключении, Императрица грустно замечает: "О, как сильно я желаю поехать в Саров". А вот письмо от 20 октября 1914 года. Императрица пишет: "Завтра двадцать лет с того дня, как я обрадовала тебя, став православной! Как пролетели годы, как много мы вместе пережили. Еще раз прости свое Солнышко, если каким-нибудь образом я огорчила или расстроила тебя – поверь, никогда

не было этого преднамеренно. Слава Богу, что завтра мы вместе причастимся – это придаст силы и успокоит. Пусть Бог пошлет нам успех и на суше, и на море. Пусть он благословит наш флот". Александра Федоровна с грустью наблюдала окружающее, размышляла и вела записи. Ее дневниковые записи бесценны для нас, бесценны для воспитания наших детей. Поражаешься их глубине и современности. Да, молодежь нужно готовить к жизни в браке.

Государыня писала: "По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке, может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Первый урок пишет Императрица – который нужно выучить и исполнить это терпение … Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни, сливаются в одну, более благородную, сильную, полную,

богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое". "Еще один секрет семейной жизни – это внимание друг к другу" здесь, Александра Федоровна пишет о собственном опыте. – "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя,

улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб". Но к сожалению, мы забываем об этом. Александра Федоровна продолжает: "Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая верная жена будет охотно интересоваться делами мужа".

"Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения… маленькая трещина она шириться… Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание неважно, чья это вина, не позволяйте ей ни на час оставаться между вами. В семейной жизни не должно быть места гордости". После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги, начинаешь понимать, что слов: "

Я тебя люблю" - еще не достаточно для семейного счастья – нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Гармоничные, здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей. Мудрые родители знают, что, прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитывать себя. Царственная Чета не скрывала своей любви от детей. Мать не давала малышам думать, что только они являются предметом ее обожания.

Анна Вырубова, близкая подруга Императрицы, вспоминает: "Какой бы монотонной ни казалась жизнь Императора и его Семьи, она была полна безоблачного счастья. Никогда, за все 12 лет моего общения с ним, между Императором и Императрицей не приходилось мне слышать ни одного сказанного с раздражением слова, видеть ни одного сердитого взгляда. Для него она всегда была "

Солнышко" или "Родная", и он входил в ее комнату, задрапированную розовато-лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела, оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы. "Ему надо было думать обо всем народе" часто говорила мне она. Благотворительная деятельность Александры Федоровны была безмерной. Она устраивала для бедных мастерские по всей стране, основала школу сестер

милосердия и ортопедическую больницу для детей. Школа народного Искусства была попыткой возродить и развить народные промыслы. Она проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям, поддерживала их из собственных средств. Продавала собственноручное шитье, полученные деньги шли на благотворительность. Посещала дома больных туберкулезом, посылала и дочерей.

Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали". Когда разразилась 1 Мировая война, Александра Федоровна приложила все усилия, чтобы как можно больше дворцов приспособить под госпитали. В конце года под ее патронажем были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они ежедневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами. Анна

Вырубова в своих мемуарах описывает такую сцену: "…Помню, что тогда мы только учились на сестер милосердия. Прибыв в госпиталь в 10-м часу, после Божественной литургии, мы шли прямо в приемные палаты, куда приносили людей, которым была оказана только первая помощь в траншеях и полевых госпиталях. Они, проделав долгий путь, были обычно отталкивающе грязные, в крови и страдали. Очистив руки в антисептических растворах, мы начинали работу – мыть, чистить, перевязывать искалеченные

тела, изуродованные лица, слепые глаза, все неописуемые увечья, нанесенные так называемой цивилизованной войной… Я видела Русскую Императрицу в операционной госпиталя, держащей склянки с эфиром, подающей простерлизованные инструменты, помогающей при самых трудных операциях, принимающей из рук хирургов ампутированные конечности, убирающей пропитанные кровью и даже кишащей паразитами бинты, выносящей все эти запахи, зрелище и агонию в самом ужасном на земле месте – военном госпитале во время войны.

Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Татьяна была почти такой же опытной и такой же верной как и ее Мать, и жаловалась только что из-за молодости ее освобождают от самой трудной работы. Но это не так. Бывало, когда хирурги говорили солдату, что ему предстоит ампутация или операция исход которой может быть фатальной, несчастный со страхом и болью призывал

Александру Федоровну – "Царица! Стой со мной рядом, держи меня за руку, чтобы я не боялся". Был ли это офицер или простой крестьянский парень, она всегда откликалась на такой призыв. Положив страдающему на голову руку, она говорила ему слова утешения, подбадривала, молилась вместе с ним, пока шла подготовка к операции, самим прикосновением рук своих облегчая боль. Люди ее обожествляли, ждали ее прихода, протягивали забинтованные руки, чтобы коснуться ее, когда она

проходила мимо них, улыбались, когда она склонялась над их кроватями, шепча слова молитвы и утешения". Письма, в которых Александра Федоровна рассказывает мужу о физических и духовных надобностях людей, о которых она заботилась, относятся к числу самых запоминающихся, написанных ею в ее замужний период. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа.

Александра Федоровна считала, что главным центром жизни любого человека должен быть его дом. "Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. Где бы не воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько

позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей". Еще один важный элемент семейной жизни – это отношение любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках.

Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будут хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

В дневнике Александры Федоровны есть такая запись. - Отец, что такое жизнь? Битва, дитя мое. Где меткий может промахнуться, А самый зоркий обмануться, И дрогнет сердце храбреца, Где враг, ни день, ни ночь не дремлет, Та битва целый мир объемлет – Стоять в ней нужно до конца. Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна.

Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победе любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество. В этом мире невозможно познать истинную цену настоящей дружбы.

Будучи глубоко верующим человеком Александра Федоровна писала: "Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас еще будет возможность попросить прощение за злое слово

и быть прощенными". Разве это не духовное совершенство, к которому путем постоянной работы над собой пришла Императрица. Александра Федоровна считала, что "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни". Император и Императрица были верны принципам их собственного воспитания: большие, хорошо проветренные

комнаты, жесткие походные кровати без подушек, холодная купальня 0теплые разрешались вечером). Подрастая, дети общались с родителями. Еда была простая. И дети, воспитанные в атмосфере настоящих ценностей, не принимавшие расточительного образа жизни большей части высшего общества России. И дети повторили своих родителей. Например, записки и письма живо рисуют духовную жизнь этой дружной

Семьи. Письма Татьяны отличаются любовью к родителям и ко всей Семье, жизнь этой скромной милой девушки полна теплоты и домашности, безошибочно можно сказать, что она достойная Дочь своей святой Матери. 2 апреля 1912 года. Моя милая, дорогая Мама, если действительно случится так, что ты не поедешь в Севастополь (не дай Бог), то я не поеду тоже, я не могу оставить тебя здесь совсем одну.

Вот видишь, Папа будет не один, с ним будут три сестры и Бэби, а ты здесь одна останешься Ни за что в мире я тебя одну не оставлю. Жаль, конечно, будет не поехать на нашем любимом "Штандарте", но я с удовольствием останусь с тобой, так что мне все равно. Я всегда буду чувствовать, что кого-то "не хватает", и будет так тяжело на яхте без тебя,

Мама. Дорогая, любимая, ничего никому не говори, а напиши ответ. Да благословит тебя Бог. Буду много-много молиться, чтобы с Божьей помощью ты могла поехать. Целую тебя тысячу раз, чтобы показать, как сильно я тебя люблю. Твоя преданная, искренне любящая, благодарная дочь, которая всегда-всегда будет тебя любить, Татьяна. Александра Федоровна пишет старшей своей дочери

Ольге: "1 января 1909 года. Пусть новый, 1909, год принесет много счастья и всяческого блага. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко.

В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой.

Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю. И когда семья оказалась в тяжелых условиях ареста родители пожинали плоды своего доброго воспитания. Они научили детей заботиться не только о близких, но и не терять любви ко всем людям, от сердца прощая обидчиков. В доме Ипатьева среди оставшихся вещей судебными властями было найдено много книг духовного

содержания. Четыре из них принадлежали Императрице и пятнадцать – великой княжне Татьяне Николаевне. Естественно предположить, что читали они всеми членами августейшей семьи, причем особенно примечательно то, что они не расставались с ними не только в Тобольске, но захватили их даже в Екатеринбург и берегли до самого конца. В них имеются многочисленные подчеркнутые и отчеркнутые места.

В книге Е.Е. Алферова "Император Николай II как человек сильной воли" приводится краткая выписка слов, отмеченных в одной из книг великой княжны Татьяны Николаевны, которые показывают нам, какому примеру следовала царская семья в эти страшные предсмертные дни: "Верующие в господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник… становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту…

Они шли спокойно навстречу смерти, потому что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом". Стихотворение – молитва, записанное Великой княжной Ольгой Николаевной в заточении накануне убиения, 1918 год. Пошли нам, Господи, терпенье В годину буйных мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Дай крепость нам, о

Боже правый, Злодейства ближнего прощать; И крест тяжелый и кровавый С Твоею кротостью встречать. И в дни мятежного волненья, Когда терзают нас враги, терпеть позор и оскорбленья, Христос Спаситель, помоги! Владыка мира, Бог вселенной, Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной

В невыносимый, страшный час! И у преддверия могилы Вдохни в уста Своих рабов Нечеловеческие силы Молится кротко за врагов. Царица Неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли, - В Тебе надежда и спасенье! Преданность Отцу, удвоенная ее чистосердечием и непоколебимой верой в Христа, побудили ее написать из Тобольска, во время длительного заключения семьи, следующее: "

Отец просит передать всем, кто остался ему верен, и тем, на кого эти преданные люди могли бы повлиять, чтобы они не мстили за него – он просил всех молится за всех, но чтобы они помнили, что зло, которое есть сейчас в мире, станет еще более сильными, и что зло можно победить не злом, а любовью". "Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться"– писала Александра Федоровна. И пусть дети Царской семьи ушли из жизни юными, они были достойными детьми своих

родителей, давших им атмосферу любви и чистоты. И наоборот гордость за своих родителей – это моральный фундамент для развития личности ребенка. Стыд за них – это тяжесть на сердце и неуверенности в себе, это агрессия к другим. К сожалению сегодня многие дети испытывают стыд за своих родителей. - Есть над чем задуматься? Настолько сильна духовная связь ребенка с родителями, что каждый грех родителей ложиться темной печатью на его душу. Дети – это продолжение своих родителей.

Нет, нельзя сказать, что в семье Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине. "Детей воспитай в страхе Божии" писал в обращении к жене император Павел

Первый. А спустя десятилетия его потомок Александр III завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской православной Церкви: "Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства…" Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель одной из московских храмов, магистр богословия Московской Духовной академии, профессор, наследник старинного священнического рода

Правдолюбовых, (из которого в лику святых Церковью причислено 11 человек), в интервью журналу "Виноград" обратил наше внимание на слова Святейшего Феофана Затворника, говорившего, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло.

Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случалось, то православия уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что

Церковь еще живет. Народ, родня, родственники, родители, родословная. Неправда ли, каждое из этих слов дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю… Существует такое понятие, как "родословная семьи". Знать ее очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. 19 октября в Печорской гимназии состоялась церемония награждения победителей и призеров областного

конкурса сочинений: "История моей семьи в истории страны". Сложно было жюри определить победителе: все 187 работ были интересными, очень трогательными, насыщенными фактами и событиями. Спасибо семьям, которые сумели, воспитать в детях уважение к прошлому и настоящему свей семьи, что благотворно скажется на их духовности. Почетными гостями на празднике были герои сочинений.

Никита Арламов написал в своей работе о семейной династии железнодорожников и привел на церемонию представителей этой династии: бабушку Таисию Петровну, папу и маму. Дмитрий Ковалик пригласил на праздник героя своего сочинения, дедушку, Прокопенко Валерия Александровича, заслуженного тренера РФ по гребле, почетного жителя города Пскова. Звучали на церемонии небольшие отрывки из работ победителей

конкурса,"История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной из них является судьба моей прабабушки, давшей жизнь четверым детям, семи внукам и восьми правнукам, Ольги Леонидовны Филимоновой пишет в своем сочинении ученица 7 "А" класса Павлова Дарья. Она появилась на свет 15 февраля 1917 года в правление последнего российского императора Николая II, в дворянской семье. Мать Оли дружила с

Софьей Львовной Толстой, дочерью великого русского писателя и женой поэта Сергея Есенина. Прабабушка часто бывала в семье поэта. Девочке пришлось испытать и нужду, и голод. От болезни, голода и лишений умерли ее старший брат и бабушка. Но на этом испытания не прекратились: в 1927 г. арестовали родителей. Десятилетняя Оля и две ее сестры были выселены из квартиры.

В это трудное время духовным отцом девочек стал их родственник, митрополит Трифон. Подруга Олиной мамы преподавала немецкий язык жене Сталина, Надежде Сергеевне Аллилуевой. Узнав о судьбе трех маленьких девочек, Аллилуева приехал к ним и поддержала. Вскоре Варвара Александровна вернулась к детям. В этом году мы отметили девяностолетний юбилей бабули.

С этой датой ее тепло поздравил наместник Псково-Печерского монастыря Отец Тихон, Российское дворянское собрание…" Хиноверова Анастасия, ученица 8 "В" класса, рассказывает об истории своей семьи: о двух прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. Льются с этих фотографий Океаны биографий Жизнь в которых вся до дна Со страной переплетена. "

Мы с мамой листаем страницы семейного альбома. Вот фотографии, к которым особенно бережно относятся в нашей семье. Это фотографии моих прадедов – участников Великой Отечественнойвойны. Павел Иванович Алексеенко. Это мой прадедушка уже в первые годы ушел на фронт. Храбро сражаясь с фашистскими захватчиками, дошел до

Берлина. Рисковал своей жизнью ради счастья и свободы других людей. О его мужестве, храбрости говорят награды на гимнастерке. А вот еще одна старая, пожелтевшая фотография. На ней в кругу друзей – однополчан я вижу второго своего прадеда – Кислица Ивана Дмитриевича. Он тоже участник Великой Отечественной войны. Воевал до конца, до Победы.

Но и с победой над Германией война для него не закончилась. Еще оставалась угроза для страны на востоке. И вот уже эшелон уносит моего прадедушку вместе с другими бойцами в Китай, на территории которого, в Маньчжурии, идет война с Японией. А эта фотография не такая старая, но продолжает военную историю нашей семьи. Среди товарищей – офицеров – мой папа. Когда начались военные действия в

Чеченской республике, мой папа – боевой офицер – уже в первые дни вылетел в Чечню со своими солдатами. Он с честью выполнил свой долг, вернув матерям живыми их детей. Хотя и самому в то время было 23 года. Да, действительно, история семьи – это неотъемлемая частица истории народа!" Мишин Даниил, ученик 6"А" класса пишет о своем отец, Мишине Викторе Михайловиче: "Благодаря моему папе, в

Печорах были построены пятиэтажные дома, детский сад "Рябинка", здание дома ребенка, Печорская школа № 3. Разве не внес мой папа вклад в историю города Печоры? Ведь благодаря ему и многим другим строителям, люди живут в хороших домах, дети ходят в светлый и теплый детский садик, малютки, обиженные судьбой, имеют дом, школьники ходят в новую школу.

Не обязательно быть ученым или космонавтом, чтобы внести вклад в историю своей страны. Главное, нужно быть человеком и с любовью относится к людям". Читая и перечитывая работы девочек и мальчиков, радуешься тому, что они не вырастут Иванами, не помнящими родства. Многочисленные примеры из жизни подтверждают великую роль семьи в духовном становлении ребенка. Вот некоторые из них. Мудрый, талантливый классный руководитель

Печорской гимназии Володина Н.Л носитель гранта Президента делится своими педагогическими размышлениями: о бывшей воспитаннице, выпускнице, золотой медалистке Травиной Кате: Ничто не проникает так незаметно и глубоко в душу педагога – наставника – воспитателя как светлый образ ребенка. Это светлое начало шло от Кати Травиной в течение 10 лет, которые девочка провела в стенах этой школы.

Где истоки поразительной душевной скромности и красоты Кати? Конечно в семье. Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров. Бабушка Кати, Евгения Григорьевна, долгие годы работала хирургической сестрой милосердия в больнице вместе с Улле Георгием Васильевичем. Ее заботливые и надежные руки, е золотое сердце вернули жизнь сотням людей. Затем она становится медицинской сестрой милосердия при

Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Служение людям, сотни добрых дел, кротость, смирение и бесконечная доброта – вот что могло служить идеалом для девочки. Добрый пример по кругу возвращается. И бабушка через некоторое время могла гордиться своей девочкой, Татьяной Данииловной Травиной, которая, работая в отделе социальной защиты населения, приходит на помощь к тем, кто в ней нуждается. Работать с людьми, особо нуждающимся в поддержке, в соучастии, в сострадании

дорого стоит. Семья убеждает, что можно жить не на словах, а на деле. Пример – наилучшая проповедь. Слова волнуют – примеры влекут. Семья Травиных – тому доказательство. А о будущем Кати, работающей сейчас в школе, хочется сказать: "Кто может чтить другого, тот сам вскоре может внушить почтение".

Усенко Юля и Усенко Александр выпускники 2000 и 2004 года, медалисты. В своих воспоминаниях их мама говорит о большой роли в их успехах книги. Дети очень много читали, вся семья любила читать. Я вспоминаю уже далекий 1973 год, свой первый класс, 10-в и папу Юли и Саши, Володю Усенко, увлеченного

Достоевским, Толстым. Никогда не испытывала того удовлетворения, как тогда. Дети говорили "Зачитываемся Достоевским…" И это они смогли передать своим детям, к сожалению, жизнь их отца оборвалась трагически. И горе, казалось бы объединило их еще сильнее. А вот воспоминания классного руководителя, Заслуженного учителя – Барановой Н.Н носителя гранта президента.

За все годы работы классным руководителем говорит Н.Н.Баранова мне приходилось сталкиваться с разными лидерами в классе. В 5-6 классе это обычно отличники, когда дети становятся старше, то уже лидирующие позиции занимают вовсе не лучшие в учебе, а те, кто может выделиться в группе сверстников чем-то другим: интересным увлечением, силой, иногда и плохим поведением. А какими же качествами надо обладать, чтобы в кругу своих сверстников

быть авторитетом всегда не зависимо от возраста. Надо уметь все! В выпускном классе 2004 года таким учеником был Усенко Александр, он мог все: решить любую задачу, помочь однокласснику в учебе, сыграть на гитаре, в баскетбол, отремонтировать стул, компьютер. Откуда столько всего разного в одном человеке? Из семьи. Семья образовалась еще в студенческие годы родителей.

Отношение у них ко всему, в том числе и к воспитанию своих детей было серьезное. Вся семья всегда была вместе. Любили читать – передали эту любовь детям, что и способствовало развитию кругозора детей. Что умели делать сами – все передавали детям, поэтому дети все и умеют. Самое еще хорошее качество – аккуратность: если Саша что-то делает, то это всегда высокого качества. Успехи детей всегда поощрялись в семье. Как часто родители считают, что если ребенок хорошо учится,

то им не надо и на родительское собрание ходить, в этой семье такого не было. Своим приходом родители показывали детям, что им не безразлично, что происходит в школе, чем живет класс. Такое отношение родителей передается детям. У них остались очень теплые отношения к школе. Вот уже почти четыре года прошло со дня окончания школы Сашей, он всегда приходит на вечер встречи. Юля оставляет добрые воспоминания в

Гостевой книге школьного сайта:"23.11.2007: Как же я соскучилась У меня внутри расцвели цветы неземной красоты и залетели бабочки, когда я наконец-то смогла целиком посмотреть сайт. Здравствуйте, мои любимые, дорогие, никогда незабываемые учителя! Огромное спасибо за кусочек детства и счастья, который можно теперь всегда найти во всемирной паутине! Так давно не была у вас в гостях…. Вы меня помните?

За прошедшие семь лет от новых друзей, от людей, встречавшихся на моем пути, я слышала разные впечатления и воспоминания о школах, в которых они учились. Удивительно, но каждый раз я чувствовала себя особенной, как будто какой-то неведомый волшебник одарил меня счастьем учиться в нашей прекраснейшей школе. Как мне повезло! Вы мне дали так много, что я до сих пор не использовала все целиком! не успела. Поздравляю с днем рождения, моя любимая школа! Поздравляю любимых

Учителей с этим праздником! Объявляю себя самым ревностным фанатом Печорской гимназии! С уважением, любовью, благодарностью. 02.02.2008 г. Приятно и неожиданно было узнать, что мое письмо заслужило того, что его зачитали на празднике! Наверное, потому, что оно было от души. А все, что от души, всегда искренне! Простите, что не приехала.

Ну, представитель от нашей семьи на вечере все-таки был. Самый сознательный. Скучаю." И заканчивая свое выступление мне хочется вернуться вновь к записи Государыни Александре Федоровне, пусть ее пророчества будут нам своего рода напутствием. "Нужно в человеке видеть лучшее, чем в нем есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств.

Богу не нужна помощь, чтобы раскрывать Его бутоны и давать цвести его розам. Бутоны должны раскрываться и розы цвести естественным путем, путем, который определил Господь. Заставлять их цвести раньше времени значило бы погубить их. Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь

других – это дать им атмосферу любви и чистоты". Думается, цель нашего сегодняшнего разговора будет достигнута, если все то что Вы услышали, (хотя бы немного) заставило вас задуматься. Когда я ежегодно работала над многочисленными текстами на тему воспитания, со скорбью думаю как несовершенен человек. Как слаба наша духовная крепость и сколько совершено жизненных ошибок.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.