Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическое общение

Министерство общего и профессионального образования РФ Уральский Государственный Технический Университет Факультет заочного обучения Кафедра социологии и СТУ Контрольная работа. по курсу Психология и педагогика Педагогическое общение Выполнил студента гр. ПСЛ-12К

Кочнев М. С. Преподаватель Пиньженина М.В. г. Сухой Лог, 2004 год Общение Общение является таким процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. У разных людей разные способности общения. В то время как одни из них, вступая в контакты с окружающими,

без особых усилий со своей стороны или поддерживают, или просто создают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность и провоцируют у последних отрицательные эмоции 31, с. 65. Взаимоотношения и общение. Объективные отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение данных отношений в виде мыслей и чувств субъективные отношения составляют два основных слоя межличностных отношений.

Взаимоотношения это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения, а общение это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения 111, с. 17. Общение и деятельность. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда, и как особую деятельность.

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления

на этой основе взаимопонимания 16, с. 98. В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает прежде всего понимание со стороны другого субъекта в первую очередь матери, которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных. Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

Предметная деятельность реализует такое отношение к миру, которое исключает понимание, заботу или любовь со стороны объекта деятельности. Объект деятельности вещь неодушевленная, он равнодушен к желаниям ребенка, к его существованию и существует независимо от ребенка. Для того чтобы использовать предмет или уберечься от опасности, связанной с ним, необходимо изучить его. Это изучение происходит путем воздействия на предмет.

Если при общении наиболее сильным воздействием была демонстрация желания, то теперь проявление желания не только бессмысленно предмет не воспринимает желания, но может даже помешать изучению. Чем беспристрастнее будет исследование, тем лучше проявится собственная природа предмета. Таким образом, предметная деятельность формирует у ребенка объективное отношение к миру. Однако предметное, объективное отношение к миру не вытесняет отношение к миру как субъекту.

Движущей силой детского развития является противоречие между двумя отношениями ребенка к миру между формой общения, которую он может, хочет или должен осуществить, и формой предметной деятельности, которая ему доступна или которая ему или от него требуется 90, с. 117. Общественные и межличностные отношения. Каждый индивид выполняет много различных социальных ролей, т. е. фиксированных позиций в системе общественных отношений, определенного нормативного образца

поведения, ожидаемого or каждого, занимающего эту роль. Общественные отношения являются безличностными, когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми социальными ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции и тем самым в группе возникает система межличностных отношений.

Важнейшая черта межличностных отношений их эмоциональная основа. Это значит, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными разъединяющими их 16, с. 86. Социальная роль. Социальная роль понимается как безличная норма, не зависящая от личных свойств выполняющих

ее индивидов. Хотя требования, предъявляемые к человеку ролью, далеко не всегда формулируются однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. При исследовании личности словом роль обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности личности. Роль всегда в той или иной степени интериоризована, т. е. усвоена личностью. Внимание здесь акцентируется прежде всего на том, как сам человек воспринимает, сознает и оценивает

ту или иную свою роль, какое место занимает она в его образе Я, какой личностный смысл он в нее вкладывает. Понятие социальная роль как бы связывает деятельность личности и ее самосознание с функционированием социальной системы. Личность не может определить себя безотносительно к системе своих социальных ролей она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им,

но во всех случаях при определении своего Я они как бы служат для личности точкой отсчета 114, с. 41 44. Межличностные отношения и тревожность. Возрастание тревожности обусловлено главным образом сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Расхождения в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, являются важным источником тревожности. Субъективно тревожность переживается как неприятное состояние, сопровождающееся мрачными

предчувствиями и ощущениями страха. К физиологическим симптомам тревожности относятся сердцебиение, потливость, тремор и целый ряд других телесных проявлений. Источником возникновения тревожности считается восприятие угрозы Я. Предполагается, что тревожность будет высокой в той мере, в какой значимые другие склонны, по мнению индивида, судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.

Низкая самооценка, видимо, связана с высокой тревожностью. Иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни. Тревожность будет высокой и тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер. Здесь тревожность, по всей вероятности, порождается угрозой самооценке 26а, с.

242 243. Интимно-личностное общение. Наряду с познавательным и деловым общением существует интимно-личностное общение, содержанием которого выступает соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другим свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией.

Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактуализация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения дружба и любовь 56, с. 123. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте. Ребенок стремится к эмоциональному контакту особенно настойчиво тогда, когда первоначальный постоянный интерес окружающих к нему начинает угасать, когда взрослые, привыкшие к его присутствию или отвлеченные

другим ребенком, начинают более явно заниматься своими делами. Тогда в поведении ребенка появляется негативизм, капризы, благодаря чему ему обычно удается обратить на себя внимание окружающих. У ребенка более старшего, школьного возраста неудовлетворение этой потреб- ности может выразиться в стремлении занять привилегированное положение в группе сверстников, вызвать их уважение паясничаньем или образцовой учебой. Ребенок тогда более действенно концентрирует на себя

внимание, возбуждая зависть или удивление товарищей или вызывая интерес учителей. Проявлением потребности в контакте может быть также соперничество. Известно, как легко побудить детей к взаимному соревнованию. В подобных случаях часто говорится, что таким образом проявляется стремление к власти. Это, видимо, не лишено оснований, ибо для разного рода проявлений стремления к власти характерно также

то, что чем большего успеха удается кому-либо достигнуть, тем больше людей интересуются героем, проявляя к нему эмоциональное отношение. Примеры из консультационной практики также свидетельствуют о том, насколько сильно это стремление вызывать интерес у окружающих телесное наказание, примененное тогда, когда это стремление приобретает антиобщественные формы, не затормаживает, а даже как бы усиливает его. Это особенно часто наблюдается у детей, родители которых эмоциональный контакт с ребенком ограничивают

наказанием. Эти наказания каким-то образом удовлетворяют потребность в эмоциональном контакте, если только они не применяются хладнокровно, равнодушно. В таких условиях это является единственным, хотя и противоестественным способом удовлетворения потребности в эмоциональном контакте. Можно допустить, что эмоциональный контакт отнюдь не обязательно должен быть контактом, окрашенным положительным чувством, приятностью.

Контакт, который ощущается как положительный, т. е. не причиняющий неприятностей, не вызывающий неприятных переживаний, таких, например, как при наказаниях, наиболее полезен с точки зрения развития личности. Но когда он невозможен, тогда ребенок пытается обратить на себя внимание любым доступным ему способом. Это явление имеет особое значение в современной культуре, когда интерес к детям пробуждают скорее их выходки, а не их примерное поведение Награда послушанию была бы слишком деморализующей послушание это

обязанность ребенка, говорил один педагог. Когда невозможно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дети, которые до того времени не испытывали в этом затруднений, ощущают чувство отверженности в некоторых случаях это может привести к деформации личности, проявляющейся в разного рода комплексах. Бывает, например, что на почве чувства отверженности возникает комплекс, который можно было бы назвать комплексом Золушки. Это название более точно по сравнению с комплексом неполноценности, поскольку дети,

даже когда они открыто выражают убеждение в собственной неполноценности и делают это довольно часто, в глубине души его не разделяют. Ребенок, имеющий комплекс Золушки, уже согласился с виду с тем, что он хуже других, глупее или менее красив, но можно легко доказать, что он все время верит в какое-то чудо, в какую-то добрую фею, которая в один прекрасный день все изменит 1876, с. 162 163, 166 169. Гуманные отношения детей. У детей 8 11 лет сострадание к другому ребенку при его

наказании и сорадование при его награде не зависит от степени выраженности симпатии к этому ребенку его высокого или низкого социометрического статуса. В подростковом возрасте соотношения между эмоционально-оценочными и личностно-смысловыми отношениями детей меняются тот, кому отдаются социометрические выборы, в полной мере испытывает и сострадание, и сорадование товарищей, а тот, к кому не испытывают симпатии, оказывается в положении козла отпущения.

Происходит четкое разграничение гуманного отношения к ребенку в зависимости от наличия или отсутствия симпатии к нему 1, с. 30 34. Эмпатический способ общения. Быть в состоянии эмпатии означает точно воспринимать внутренний мир другого с сохранением эмоциональных и смысловых Оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения как будто. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает.

Но обязательно должен оставаться оттенок как будто как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома. Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого к страху или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она.

Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне

свое Я. Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно верн-уться в свой мир, когда захотят. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, сильным и в то же время тонким и чутким 212а, с. 235 237. Стереотипы в познании человека человеком.

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Вместе с тем в процессе познания людей, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными, стереотипными представлениями о личностных свойствах людей. Такие представления часто оказываются неадекватными, что связана с тенденцией стереотипов к устойчивости, неполной представленности в них существенных признаков

и пр. Стереотипы восприятия могут быть национальными, этническими, ролевыми, половыми, возрастными, статусными и др. 213, с. 69 75. Способность проникать во внутренний мир другого человека. Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется у человека постепенно, и развита она у разных людей неодинаково. Здесь можно выделить несколько уровней. Первый низший уровень. Воображение в этом случае пассивно.

Общаясь с другим человеком, индивид проявляет своеобразную слепоту к переживаниям, мыслям другого человека. Второй уровень неупорядоченная, эпизодически проявляющаяся деятельность воображения. Основная его особенность возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представлений о переживаниях другого человека. Третий уровень характеризуется проявлением у личности способности к мысленному воссозданию переживаний другого человека не только в отдельных ситуациях, а на протяжении всего взаимодействия с

ним 31, с. 189 202. Понимание учащимися своих сверстников. Изменения в понимании личности сверстника по мере взросления характеризуются следующими особенностями 1 увеличение количества фиксируемых качеств сверстников 2 уменьшение количества фиксирований особенностей поведения через отрицание у них негативных поступков не грубит и т. д. 3 уменьшение количества фиксирования негативных черт 4 увеличение числа попыток охарактеризовать личность

в целом. Девочки чаще, чем мальчики, дают негативные характеристики другим людям, чаще характеризуют сверстников с позиций своих романтических идеалов, стремятся охарактеризовать их как личности в целом, прогнозируют развитие личности другого человека. Более низкие, сравнительно с девочками, показатели понимания личности сверстников у мальчиков отрицательно сказываются на их взаимоотношениях с окружающими людьми 119, с. 170 172.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.