Содержание Введение ….1. Цели и задачи образования … 2. Образовательная система России …3. Современные тенденции развития образования …14 Заключение … 21 Список литературы …23 Введение Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це¬ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти УСИЛИЯ должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реали¬зацию Открывающихся на каждом историческом этапе новых воз¬можностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности мо¬жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре¬шает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности.
Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз¬растных особенностей развития личности и общих закономерно¬стей процесса усвоения знаний, умений, навыков. Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе¬ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа¬ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно больше¬му
числу частных случаев. Образование в современном обществе - это общественно орга¬низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. В процессе культурно-исторического развития общества пред¬ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру¬ются две важнейшие составляющие образовательного процесса
- структура и содержание образования. Образование является процессом, структура которого харак¬теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы¬та, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представ¬лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще¬стве в данный момент времени.
Эти структурные элементы опре¬деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо¬димо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества. Целью данной работы является раскрытие особенностей педагогического образования как социокультурного феномена. Из основной цели работы вытекают отдельные задачи, которые последовательно рассмотрены в структуре данного исследования. Задачи.
1. Изучение специальной литературы по теме данного исследования. 2. Характеристика цели и задач образования. 3. Обобщение образовательной системы России. 4. Выявление современных тенденций развития образования. В процессе работы были использованы статьи, книги, публикации отечественных исследователей данной проблемы. 1. Цели и задачи образования Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет
собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающе¬му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития обще¬ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб¬ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес¬са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества
по формированию личности. «Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро¬вать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса. Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей». Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа¬гогического процесса чрезвычайно велико.
История педагогики показывает, что государство через систему образования способ¬но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви¬ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали¬стов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формули¬ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа¬ния педагогического
процесса, и на выбор адекватных методов и средств. 2. Образовательная система России Современное общество возлагает ответственность за всесто¬ронне развитого человека на систему образования - специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности. В современном педагогическом процессе система образования
нанимает центральное место. Именно эта система наряду с переда¬чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека. Система образования призвана регулировать и на¬правлять общение и деятельность субъектов образовательного про¬цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.
Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони¬рование. «Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование, си¬стему повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждое звено системы образования представлено образователь¬ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита¬ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственны¬ми (частными, религиозных и общественных организаций).
Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организаци¬онно-правовых форм подчиненности». В России существуют следующие типы образовательных учреж¬дений: дошкольные, общеобразовательные (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); спе¬циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для де¬тей-сирот.
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име¬ют три ступени. «Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития, формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности.
Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе обществе, человеке. Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще¬образовательной подготовки, необходимой для включения в обще¬ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на
III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова¬тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ¬ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе¬ренциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.)». Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих
отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по¬дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек¬ция, обучение и социальная адаптация таких детей. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа¬лизации программ среднего и высшего профессионального образо¬вания. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного
или полного среднего образова¬ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи. Высшее профессиональное образование осуществляется в ин¬ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе¬ниях. Цель такого образования - подготовка и переподготовка спе¬циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального
образования. Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др дает возмож¬ность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности. «Учреждения дополнительного образования (художественные и музы¬кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ¬ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо¬ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций.
Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи¬тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру¬гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений». Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль¬но принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой
развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образова¬ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества. Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит
в процессе приобретения знаний и социального опы¬та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче¬ской системы. Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна¬ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.
Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса. В современной отечественной образовательной науке существу¬ют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу¬манизма - с другой,
в конечном счете восходят к различному пони¬манию функций человека в современном обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание образования. «Долгое время содержание образования рассматривалось как со¬вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво¬ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени¬ями
(относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существую¬щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове¬ка, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю¬щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема¬тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде¬ленным навыкам - и этого достаточно». В современных условиях развития для российской общеобразо¬вательной
школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержани¬ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани¬стического мышления концепция содержания образования как пе¬дагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной Полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осущест¬вления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. «Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер¬жание образования, является социальная среда, которая несет в себе
знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче¬ского развития общества. Однако содержание социокультурного опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк¬ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест¬вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет , содержание образования. Для определения этих факторов необхо¬димо найти в социальном опыте более определенные источники, формирующие содержание школьного образования.
Они определя¬ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по¬строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на¬ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен¬ных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель¬ности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценности о-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания обра¬зовательного материала из перечисленных
источников осуществ¬ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо¬ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль¬ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще¬ства. Наконец, при формировании содержания образования учи¬тываются требования индивидуального и личностного
развития де¬тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обя¬зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональ¬ных интересов, склонностей учащихся». В качестве факторов» которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают
потребности общества в обра¬зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо¬вательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп¬тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к об¬разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и инте¬ресов общества и индивида в самом
процессе обучения. Члены об¬щества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го¬сударственным стандартам в образовании - обязательному мини¬мальному объему знаний по той или иной образовательной програм¬ме
и необходимый уровень ее усвоения. Стандартизация содержания образования Одной из современных тенденций развития содержания обра¬зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об¬стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо¬лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена
и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международной образовательной практике. «Наряду с Законом РФ «Об образовании» (1992) стандарт обра¬зования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе¬дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор¬ганами власти нормируется лишь минимально
необходимый уро¬вень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч¬реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне¬го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио¬нально-региональный и школьный». Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде¬ние которых обеспечивает единство педагогического пространст¬ва России а также интеграцию личности в систему мировой куль¬туры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусст¬ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио¬нов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо¬нента содержания образования, отражающего специфику и направ¬ленность отдельного образовательного учреждения. Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином,
а с другой - граж¬данина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандар¬том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо¬димый для этого уровень образовательных услуг. Федеральный и национально-региональный компоненты стан¬дарта образования включают: описание содержания образования па каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу¬чаемому в объеме необходимой
общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо¬чие учебные планы.
3. Современные тенденции развития образования На современное состояние развития общества и развитие чело¬веческого познания, в частности, все большее влияние оказывает стремительно расширяющееся информационное поле и появление качественно новых коммуникационных технологий. Наряду с этой общемировой тенденцией в нашей стране социальная ситуация осложняется политическим и социально-экономическим кризисом. Поэтому сегодня достаточно четко выражена потребность в специ¬алистах,
обладающих высоким уровнем развития творческого по¬тенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессио¬нальную характеристику, но и как необходимое личностное качест¬во, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяю¬щемся информационном поле. «Личностный (или личностно-ориентированный) подход предполага¬ет, что в центре
обучения находится обучающийся с его индивиду¬ально-психологическими, возрастными, половыми и национальны¬ми особенностями. Развитие личности ученика является основной задачей обучения, которое строится с учетом его особенностей и «зоны ближайшего развития». Последнее проявляется и в содержа¬нии учебных программ, и в формах организации учебного процесса, и характере общения. Такое обучение как бы «преломляется» через личность обучающегося (его цели, мотивы, ценностные ориента¬ции,
стремления, возможности). 1. Гуманизация образования, увеличение внимания к личности учащегося как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и этическими качествами. 2. Демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием. 3. Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического
принципа необходимости индивидуального подхода согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие детей, дает возможности максимального развития всех способно¬стей ребенка. Во-вторых, без учета индивидуальных особенно¬стей детей любое педагогическое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, которое ожидалось.
4. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать обра¬зовательные учреждения. 5. Вариативность. На протяжении нескольких десятилетий отечественная педагогическая
наука и практика могли развиваться лишь в рамках единственной идеологически одобряемой концепции формирования личности. Такая монологичность и конвергентность не только сужали возможности развития педагогического процесса, но и приводили к застойным явлениям, снижали статусную позицию педагога в общественном сознании. 6. Интегративность. В первую очередь, это проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности
всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад - школа,
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |