Педагогическое взаимодействие Взаимодействие – уникальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение. Различают педагогическое и социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие – более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач. Педагогическое взаимодействие – всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач. Основные характеристики взаимодействия 1. Взаимопознание – это объективность знания личностных особенностей,
лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу; 2. Взаимопонимание – это понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность; 3. Взаимоотношение – это проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга;
эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность её результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей; 4. Взаимные действия – это осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество,
качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга; 5. Взаимовлияние – это способность к согласию по спорным вопросам; учёт мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания; 6.
Срабатываемость – феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения её успешности, оптимальной координации действия партнёров, основанной на взаимном содействии; 7. Совместимость – характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнёров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Типы взаимодействия  По субъекту (личность – личность), (ученик – ученик,
педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель).  Объект – субъект (коллектив – коллектив, коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив).  Прямое (непосредственное воздействие друг на друга).  Косвенное (направлено не на саму личность, а на обстоятельства её жизни, её микросреду). 
Сотрудническое (характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократическими взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, – иначе говоря высоким уровнем развития всех его компонентов).  Диалоговое (предполагает равенство позиций партнёров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих).
Такое взаимодействие помогает лучше чувствовать партнера. Лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию. Прийти к согласию. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.  Опека (забота одной стороны о другой).  Подавливание (проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой).
Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний.  Индифферентность (равнодушие, безучастность друг к другу). Характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнёров. Также характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияние или несуществующие воздействие друг на друга. 
Конфронтация (скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.  Конфликт (столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон
по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Отношения педагогов и воспитанников в школе – это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействия, направляемое педагогами на решение образовательных задач
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |