СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА (XXI в.) Система образования - основа основ каждого государства. Это бесспорный факт, определяющий национальный успех. Выстроить грамотно и профессионально учебный процесс всех уровней - значит подготовить и воспитать новое поколение специалистов, способных выступать полноценно в творческой межгосударственной конкуренции.
Советская система образования была сильна и крепка: от средней до высшей школы. Не случайно ведь русские педагоги регулярно апеллируют к прежним методикам работы, обращаются к учебникам советского образца. И это не из-за бедности библиотек. Данные действия вполне осознанны, поскольку идеологический налет легко снимается даже в изданиях по гуманитарным наукам, а фундаментальность, продуманность большинства учебных изданий (например,
1980-х годов) не вызывает сомнений. Советскую систему усиленно изучали американцы с целью ее проецирования и подрыва. После распада СССР политика изменилась, в России пошли реформаторские процессы - в том числе и в сфере образования. Прежнее отринули, новое - не наработали. Но открылась возможность обучения за рубежом. В силу социального аспекта пройти курс университета в развитых странах
Запада дано не многим выпускникам российских школ. Это момент, над которым следует работать правительству в первую очередь. Настораживает другое. Наши аттестаты о среднем образовании котируются далеко не во всех зарубежных вузах. Вызвано это, конечно, не тем, что выпускники русских школ слабо подготовлены (даже при заметном общем снижении уровня подготовки в последние годы, подтвержденном
Единым государственным экзаменом, вынуждающем абитуриентов прибегать к услугам репетиторов, наши выпускники опережают большинство своих зарубежных сверстников). Просто есть государственные стандарты, регулирующие длительность школьного обучения в России и других странах, его наполнение. В случае заметных различий аттестат не признается. Реальность такова: приемные комиссии некоторых зарубежных вузов принимают абитуриентов из
России с отличными оценками в аттестате, а также с золотой медалью. Остальным необходимо дополнительное обучение для освоения академических дисциплин и иностранного языка - или в выпускных классах зарубежной частной школы, или на подготовительном отделении для абитуриентов-иностранцев (один-два семестра), или в колледже, или в вузе российском (один-два курса). Обучение в престижных зарубежных университетах привлекает наших выпускников прежде всего зарубежным
признанием диплома, открытием новых перспектив для деятельности по профессии. Лишь немногие российские вузы выдают по окончании курса диплом, признающийся в передовых странах, почти все университеты - столичные: МГУ имени Ломоносова, МГИМО, МГТУ имени Баумана, МФТИ, МИФИ и ряд других. Не всегда оценка признания объективна, особенно после введения у нас вариативного платного образования.
Тут вопрос в подписании соглашений между странами и университетами о взаимном признании аттестационных документов. Но даже без всяких соглашений российские ученые степени в высочайшей цене по всему миру. Из-за больших затрат на обучение на Западе большинство студентов проводят в университете лишь четыре, а то и три года, завершая курс степенью бакалавра. Незначительное число студентов обучается далее на магистерских программах (один-два года).
А уж на докторские - идут совсем единицы. Российская кандидатская степень приравнивается или к докторской, или к магистерской. В свою очередь западная магистерская - к высшему образованию в России, докторская тоже часто не проходит нострификацию равноценно. Специфика каждой образовательной системы имеет свои преимущества и недостатки, и в каждом случае первостепенную роль играют личностные качества проходящего обучение соискателя.
Западные университеты делают установку на самостоятельную работу студента. Лекций немного, да и те носят наводящий характер - определяют направления индивидуальной работы в библиотеке, лаборатории и т.д завершающейся собеседованием. Немецкие, французские студенты отличаются самоорганизацией. Они заинтересованы в получении знаний и знают, сколько за это заплачено. В России даже студенты платных отделений стараются пропустить занятия, сдать дисциплину меньшим трудом,
"купить квалификацию". Многим присуща вот такая воровская психология (начинают с "кражи" контрольных работ, заканчивают - дипломными). Переломить данный психологический код - важная задача. Но это дело времени и поколений. Лекции русских университетов аналитичнее и многочисленнее, чем западных. Широко практикуется в России форма семинарских, практических занятий. Используются и коллоквиумы. При систематической усиленной учебе нашим студентам проще добиться высоких
научных результатов, чем их сверстникам из-за рубежа. Литература. 1.А Тепикин В.В. Россия и Запад: реальности систем образования // Современные проблемы науки и образования. 2006. №2.Университеты Британского содружества и Ирландии. М 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |