Реферат по предмету "Педагогика"


Программа семинара для старшеклассников гуманитарного класса

Объяснительная записка 1 Программа курса семинара 3 Тема 0. Культура и Культурология как предмет изучения 3 Тема 0. Язык Культурологии. 3 Тема 0. Этапы культурологического исследования практическая культурология 4 Тема 0. Культурологические концепции 5 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 6 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 8 ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН семинара КУЛЬТУРОЛОГИЯ 9 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке рефератов 10 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ 10 Программа семинара для старшеклассников гуманитарного класса Введение в культурологию. Объяснительная записка Предметом семинара является Культурология - интегративная наука, изучающая закономерности, логику, специфику существования и развития мировой культуры. Цель семинара ознакомить школьников с важнейшими аспектами, понятиями, методиками

Культурологии. Задача семинара состоит в том, чтобы представить выпускникам гуманитарных классов средних школ в кратком изложении проблематику и научный инструментарий Культурологии, раскрыть основные методики изучения культуры, обрисовать последовательные ходы культурологического анализа, обозначить роль культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке. Семинар призван дать учащимся знание, способствующее пониманию глобальных и локальных

процессов мировой культуры, подготовить учащихся к поступлению гуманитарные специализации ВУЗов. Например на факультете философии УрГУ данный, более расширенный, курс занимает важное место в системе профессиональной подготовки культурологов. Семинар поможет школьникам сориентироваться в огромном и сложном материале мировой культуры, способствует осознанию места собственной ориентации будущего абитуриента в культурно-цивилизационном пространстве

современного мира, дат представление о новом научном знании культурологии. Так как данный семинар читается школьникам, не имеющим специальной подготовки в изучении дисциплин культурологического ряда, одной из вторичных задач является организация подачи материала в таком стиле изложения, который бы позволил заинтересовать школьную аудиторию предметом Культурология. В результате посещения семинара учащиеся должны уметь 0 пользоваться культурологическим

знанием, представляющим сегодня научный инструмент высокой коммуникативной активности, то есть мыслить культурологически, широко вводя общезначимый гуманитарный аспект в изучение и решение любой прагматической профессиональной задачи. 0 понимать проблематику и специфику развития современной культуры, используя культурологические методики анализа и критерии оценок. Методология семинара основана на изучении авторитетных источников трудов теоретиков культуры.

В данном семинаре 0отражена специфика культурологического интегративного анализа явлений культуры и динамики ее развития. 0 совмещено решение проблем глобального общекультурологического плана и проблем локального характера, 0 созданы предпосылки для ознакомления школьников с основами фундаментального знания теории культуры и возможных его трансформаций в прикладной области практическая культурология. 0 обусловлено введение в семинара как онтологического аспекта бытование, функционирование, так и аксиологического

учения о духовных ценностях нравственного, познавательного, эстетического характера. Объем семинара составляет 00 часов лекций. Предусмотренные формы контроля написание реферата, зачт. Программа курса семинара Тема 0. Культура и Культурология как предмет изучения Культура как понятие. Фундаментальные и прикладные определения культуры. Аспекты культуры материальный, социальный, идеологический.

Функции культуры. Критерии типологического анализа и типы культур. Истоки культурологического знания в учениях 00-00 веков философия культуры Шеллинга, Гегеля, Ницше. Формирование новой науки Культурологии в работах историков и теоретиков культуры 00-го века. Зарубежные и отечественные авторитеты в области исследования феномена культуры. Основополагающие научные труды и концепции. Традиционные методологии изучения мировой культуры историческая,

антропологическая, социологическая, феноменологическая, семантическая, психоаналитическая. Тема 0. Язык Культурологии. Формирование научного понятийного интегрированного языка Культурологии на протяжении 00 го столетия заимствованные и оригинальные установочные понятия. Понятие центризм европоцентризм, востокоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм, модерноцентризм как мировоззренческая и методологическая установка в изучении планетарной и региональной культуры.

Культурологические антиномии паритетные конфронтанты, вводимые в целях сравнительного анализа, противопоставления, дистанцирования, природа культура, элитарная массовая культура, классическая современная, языческая христианская, католическая-православная, буддийская-индуистская, вербальная-визуальная, национальная-интернациональная , западная-восточная и др. Специальная терминология ее смыслы и применения. Автохтонная культура, субкультура, субэкумена культуры, культурный ареал, культурный архетип, кризис

культуры, культурная модель, культурный код, культурная семантика, культурная парадигма, аккультурация, бинарные структуры, контркультура, паттерны культуры, культургенез, культурная ментальность, масскультура, инкультурация, культурфилософия, культурный шок, культурологическая концепция и др. Тема 0. Этапы культурологического исследования практическая культурология Изучение мифологических, религиозных, научных, философских, художественно-эстетических представлений

как наиболее активных носителей культурных менталитетов работы Тэйлора, Лосева, Лотмана, Бахтина. Выявление и актуализация феноменов и парадоксов той или иной культурной ситуации, введение данной ситуации в более широкое поле региональной, материковой, планетарной культуры. Разработка спектра парадигм, составление ряда аналогий и паритетов работы Шпенглера, Юнга, Баткина, Топорова. Изучение мировоззренческих текстов вербального и невербального поля

культуры миф, рукопись, книга, искусство, архитектура, театр, и др. Многомерная реконструкция культуры построение культурной модели модель фаустианской культуры Шпенглера, модель культура Средневековья Эко, модель культуры барокко Делеза, Модель русской святости Топорова, модель библейского мифа об Иосифе Т.Манна, модель вавилонская библиотека Борхеса, модель русской культуры

Лотмана , модель карнавальной культуры Бахтина и др. Тема 0. Культурологические концепции Основные типы теоретических и методологических построений в области истории и теории культуры природа космос, планета, человек и рефлексии умозрительные конструкты . Антропологические концепции Фрэзер, Малиновский, Бродель, Фробениус, Гребнер, Уайт, Ле Гофф и др. Концепция этногенеза и пассионарного взрыва

Вернадский, Гумилев Психоаналитическая концепция Фрейд, Юнг Мистическая концепция Штайнер, Генон, Д.Андреев Этологическая концепция Лорен, Тимберген, Докинз Концепция культуры как игры Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Борхес, Бахтин Концепция исторической цикличности и кризиса культур Тойнби, Шпенглер, Данилевский, Ницше и др. Культура как система знаковых и символических форм

Кассирер, Леви-Строс Аксиологическая концепция Гегель, Виндельбанд, Риккерт,Бердяев, Сорокин, Лосев и др. Структуралистская Фуко, Р.Барт, Деррида, Эко, Лотман, Топоров и Постструктуралистская Лиотар, Делез, Бодрийяр концепции Концепция обмена Бродель Футурологические концепции утопии, новые технологии, научное прогнозирование

в работах Лема, Форрестера, Масуды, Гелена, Уайтхеда и др. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ 0. Л.Уайт. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры. Т.0. С-П. 0000 стр.00-00. 0. Д.Мердок. Фундаментальные характеристики культуры. Там же, стр.00-00. 0. Д.Фейблман. Типы культуры. Там же, стр.000-000. 0.

М.Вебер. Логика наук о культуре. В кн. Культурология. ХХ век. Антология. М.0000 стр.0-00. 0. Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. В кн. Культурология ХХ век.Антология. М.0000 стр. 00-0о0. 0. А.Тойнби.Постижение истории. М.0000 000 стр. 0. О.Шпенглер. Закат Европы. М.0000 000 стр.

0. П.Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М.0000. 000 стр. 0. Й.Хейзинга. Человек играющий. 0000. 000 стр. 00. Л.Гумилев. Этносфера. История людей и история природы. М.0000. 000 стр. 00. З.Фрейд. Художник и фантазирование. М.0000.000 стр. 00. Х.Ортега-и-Гассет. Избранные труды.

М.0000.000стр. 00. Это человек. Антология. М.0000 000 стр. 00. К.Юнг.Архетип и символ. М.0000.З00 стр. 00. Культурология ХХ век. Антология. М.0000. 000 стр. 00. Лики культуры. Альманах. М.0000. стр.000-000, 000-000, 000-000. 00. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.0000.000 стр.

ЛИТЕРАТУРА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 0. П.Гуревич. Философия культуры. М.0000. 000 стр. 0. Культура как предмет культурологии. В кн. Культурология. Под ред. А.Радугина.М.0000 стр.00-00. 0. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.0000 стр. 00-00. 0. Культура теории и проблемы. М.0000 стр.000-000. 0.

Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. 0000. 000 стр. 0. Современная западная философия. М.0000. 000 стр. 0. А.Лосев. Эстетика Возрождения. М.0000. 000 стр. 0. Х.Борхес.Письмена бога. М.0000. стр.0о0-000. 00. У.Эко. Имя Розы. С П.0000. 000 стр. 00. Философия русского религиозного искусства 00-00 века.

Антология. М.0000. 000 стр. 00. Ю.Федоров. Сумма антропологии. М.0000. 000 стр. 00. М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле. М.0000. 000 стр. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 0. Ю.Лотман. Статьи по типологии культуры. Тарту. 0000. 00 стр. Введение в культурологию. Под ред. Е. Попова. М. 0000. 000 стр.

Тема 0. А. Швейцер. Культура и этика. М. 0000. 000 стр. Сумерки богов. М. 0000. 000 стр. Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М. 0000. 0-0. 000 стр Далее все номера. Ю.Лотман. Культура и взрыв. М. 0000. стр. 00-00 Тема 0 Й.Хейзинга. Осень Средневековья.М. 0000. стр. 000-000 Т. Манн.

Иосиф и его братья. М. 0000. т.0. стр. 000-000, т.0. стр. 000- 000 Тема 0. А. Белик.Культурология. Антропологические теории культур. М.0000. 000. Р. Докинз. Эгоистичный ген. М. 0000. стр 00- 000. Г. Тавризян, О. Шпенглер, Й. Хейзинга две концепции кризиса культуры. М. 0000. стр. 000- 000 . КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 0.

Что такое Культурология 0. Что является объектом культурологического изучения 0. В чем различие дисциплин - История культуры и Культурология 0. Каковы механизмы транслирования культурных кодов 0. Как возникает картина мира 0. Что такое мировоззренческие и канонические тексты 0. Что такое генезис культуры 0. Назовите понятия, которыми оперирует

Культурология . 0. Какие культурологические концепции Вы знаете 00. Какая из концепций Вам представляется наиболее убедительной 00. В чем заключаются основные принципы культурной антропологии 00. Расскажите о роли мифа в структурировании культуры . 00. Назовите основные этапы истории мировой культуры, культурные парадигмы одного из них.

00. Как Вы представляете себе связь и различие понятий природа и культура, культура и опыт человечества, цивилизация и культура, культура и культурология 00. Может ли быть произведение искусства объектом культурологического анализа, какова степень его информативности 00. Какова роль достижений техники и высоких технологий в культуре мира. 00. На каких ценностных и сущностных основаниях строились концепция культуры как игры и этологическая

концепция культуры 00.Какие типы культуры вы знаете. 00. Роль и место культурологического знания в понимании планетарной культуры. 00. В чем основные отличия культурологического, философского, искусствоведческого и социологического анализа явлений культуры 00. Назовите имена крупнейших культурологов ХХ века. 00.Какие основополагающие научные работы в области истории и теории культуры вы знаете.

00. Что такое культурфилософия. 00. Объясните понятия культурная семантика, культурный архетип. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН семинара КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТемаЛекцииСеминарВсегоВведение в предмет Культурологии0 0Динамика мировой культуры. Типы культур0 0Понятийный язык культурологии0 0Современные концепции культурологии обзор 0 0Проблемы практической культурологии0 0ИТОГО00 00 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке рефератов Для подготовки реферата необходимо более углублнное изучение

литературы, включая дополнительную. Реферат должн продемонстрировать знание и понимание выбранной школьником темы. Особое внимание должно быть уделено репрезентации источников, с которыми работал учащийся. Структуру следует вывести в раздел содержание работы . Объм реферата 00 - 00 маш. страниц. Обязателен список использованной литературы. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ Типология культуры Понятие культурологического анализа

Культурологический анализ конкретной культуры Основные культурологические концепции Аксиология культуры Культура как игра Сравнительный анализ двух культур Антропологические теории культур Культура и цивилизация как проблема культурологии Культурология наука ХХ века основные фундаментальные исследования и авторитеты Парадигмы культуры ХХ века Книжная культура Феномен видеокультуры

Психоанализ и изучение культуры Мистики ХХ века и их воззрения на культуру Игровой аспект культуры и искусство Мировая культура в современном информационном пространстве



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.