Министерство образования Московской области ГОУ высшего профессионального образования Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт Факультет повышения квалификации Практико-ориентированный проект Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников Работа выполнена слушателем ФПК: Шафранской Валентиной
Николаевной воспитатель МДОУ «Родничок» д. Давыдово Орехово-Зуевского района Научный руководитель: доцент КПН Гришина Галина Николаевна 2011г. Содержание 1. Введение: 1. Актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы……….……2. Условия реализации проекта: 1. Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников…….
…2. Социум МДОУ «Родничок» и школы….…3. Развивающая среда….… 4. Перспективный календарный план… 3. Перечень мероприятий: 1. Беседа для родителей будущих первоклассников…2. Беседа для родителей «Как сформировать положительное отношение к школе»………3. Памятка для будущих первоклассников… 4. Беседа «В чём причина трудностей первоклассника» 17 3.5.
Беседа «Критерии готовности ребёнка к школе»….6. Советы родителям…7. Беседа «Профилактика школьных страхов». …8. Материал для родительского собрания «Советы родителям будущих первоклассников»….….9. Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»… 10. Родительское собрание «Как заслужить доверие ребёнка?»… …27 3.11.
Практикум для родителей «Развитие грамматических способностей с помощью игры»… 12. Консультация в уголок для родителей «Главное правило обучению чтения»……….…13. Консультация в уголок для родителей «Как научить ребёнка читать и писать» 14. Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»….…15. Тест для детей «Хочу ли я в школу?»….….4. Анализ плана сотрудничества детского сада и школы….……35 5.
Список литературы….….1.Введение 1. Актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы. Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном
детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Результаты передового педагогического опыта убеждают в
том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс. Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные
и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда,
когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла
в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.
Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы.
Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.). Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности,
развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям?
Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе. 2.Условия реализации проекта. 2.1. Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников. Под компетентностью, как правило, подразумевается инфор¬мированность, система усвоенных знаний, понятия,
которыми че¬ловек может оперировать на практике. Как показывают данные исследований, нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребен¬ка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способнос¬тей, познавательной сферы личности. Специалистами в обширных исследованиях в области психомоторного развития ребенка с ран¬него до подросткового возраста обнаружено, что в ребенке запе¬чатлевается как позитивный, так и негативный опыт родителей.
Нет такого детского переживания и эмоции, которые не выража¬лись бы в телесном движении (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко). Современному ребенку, живущему в стрессогенности нынеш¬ней жизни, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психосоматических и эмоциональных рас¬стройств и нарушений. Представители разных научных областей рассматривают в качестве основного поля для благополучного со¬циального взаимодействия взрослого и ребенка интегрирование духовного, эмоционального и психомоторного
опыта. Такая интег¬рация — основа для компетентного родительства. Если какой-то из аспектов выключен, адекватное решение воспитательной про¬блемы может быть затруднено. До недавнего времени успешное родительство отождествлялось преимущественно с педагогической культурой. Определение воспитательной компетентности родите¬лей понимается шире, как неразрывное единство педагогической, эмоционально-соматической, игровой культуры взрослого в об¬щении с ребенком.
При этом эмоционально-соматическую куль¬туру рассматривают как способность родителя быть в контакте, управлять собственной эмоционально-чувственной сферой, а так¬же проявлять внимание и чуткость к области телесных ощущений в самочувствии и поведении ребенка. Поэтому в проявлении ком-петентного родительства одинаково важно то, какую социальную норму внушает взрослый ребенку и в каком стиле ее сообщает; какую эмоцию вкладывает в это сообщение; каким языком
гово¬рит об этой эмоции и говорит ли; какой жанр своего родитель¬ского поведения транслирует ребенку (разговорный, игровой, те¬лесный); насколько он безопасен для развития ребенка. Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по под¬держке компетентности родителей будущих первоклассников состо¬ит в терпеливом предоставлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные, так и позитив¬ные последствия применяемых воспитательных мер.
Так же важно практически показывать, как можно выйти за пределы своих стерео¬типов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искрен¬нее и живое общение с ребенком в семье. Как показывает экспери¬ментальный опыт, это возможно, если применять практические мето¬ды общения с родителями, игровое моделирование способов поведения. 2.2 МДОУ д/с №15 «Родничок» и социум. 2.3. Развивающая среда.
2.4. Перспективный план работы с родителями подготовительной группы. Сентябрь. 1.Родительское собрание «Ваш ребенок будущий первоклассник». 2.Консультация в родительский уголок «Особенности развития ребенка 6-7 лет». 3.Беседа с родителями «В чём причина трудностей первоклассника?». 4.Анкетирование родителей «В чём причина трудности первоклассника».
Октябрь. 1.Тест-игра «Толерантность в решении конфликтов». 2.Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех». 3.Беседа с родителями «Отношение родителей к переходу ребёнка в школу». 4.День открытых дверей для школьных учителей. Ноябрь. 1.Индивидуальная беседа с родителями «С шести …?».
2.Консультация «Что мы знаем о своём ребенке?». 3.Родительское собрание «Подготовка детей к школе». 4.День матери. Декабрь. 1.Практикум «Во что играют наши дети?». 2.Консультация в родительский уголок «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе». 3.Тест-игра «Готов ли ваш ребёнок идти в школу?». 4.Консультация для родителей «Надо ли учить ребёнка читать и писать?». Январь. 1.Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и в школе».
2.Беседа с родителями «Искусство хвалить». 3.Занятие-тренинг «Мы родом из детства». Февраль. 1.Беседа с родителями «Семья на пороге школьной жизни». 2.Консультация в родительский уголок «Как заслужить доверие ребенка?». 3.Тренинг с участием детей и родителей «День защитника Отечества». Март. 1.Родительское собрание «Значение физического воспитания для здоровья и успешного
обучения». 2.Беседа с родителями «Осанка по заказу». 3.Тест для родителей «Какой вы родитель?». Апрель. 1.Практикум «Развитие грамматических способностей с помощью игры». 2.Беседа с родителями «Профилактика школьных страхов». 3.Консультация с родителями «Защита прав и достоинств ребенка».
Май. 1.Итоговое родительское собрание «Школьная готовность». 2.Беседа с родителями «Как сформировать положительное отношение к школе?». 3.Тестирование родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». 4.Активный досуг «Выпускной бал» 3. Перечень мероприятий 3.1. Беседа для родителей будущих первоклассников. В современном образовании одной из актуальных проблем
является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа.
Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься;
очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят.
Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы. Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения. Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе.
Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей. Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад. Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению
здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому. Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья.
Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма.
Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием. Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких
мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию моторики. 1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные
детали, без которых рисунок становится искажённым. 3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. 4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. 5. Конструирование. 6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. 8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. 9. Всасывание пипеткой воды. 10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. 11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 12.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами! 13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать 14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше.
Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. 15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. 16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость. При такой всесторонней тренировке школьные занятия
будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие
интеллекта. Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён
к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить
его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы. Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик. 3.2. Как сформировать положительное отношение к школе? К чему приводит поступление ребенка в школу? Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к: -необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха; -значительному увеличению времени
без активного движения; -пребыванию длительное время в закрытом поме¬щении с шумом и толчеей на переменах (часть детей предпочитают вообще не покидать классную комнату в перерывах между уроками); -необходимости полного самообслуживания в раз¬девалке, за учебной партой, в столовой, туалете; -«завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников; -резкому изменению характера взаимоотношений со взрослыми; -большому объему интеллектуальной учебной информации и т.д.
Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье.
Уг¬лубленная подготовка даст возможность ребенку полу¬чить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы. Как сформировать положительное отношение к школе? Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обе¬щать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важ¬нее настроить его на ежедневный труд. Но недопусти¬мы и высказывания типа «что же ты будешь делать
в школе?» или «вот уж там тебя призовут наконец к по¬рядку!». Напротив, внушайте детям: -ты сможешь все, если немного постараешься; -в школе можно многое узнать и многому научить¬ся, стоит только захотеть; -в классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе сразу тебе по¬нравятся (расскажите, с кем и как вы сами дружили в школе). Как относиться к оценкам в школе? Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки.
Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог. В этой связи от взрослых требуется: -объективно оценивать результаты работы будуще¬го школьника; -сравнивать различные результаты деятельности ре¬бенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок; -выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, по¬чему; -выразить уверенность, что в предстоящем обуче¬нии,
он добьется хороших результатов; -поддержать само стремление к творчеству и трудолюбие. 3.3. Памятка для родителей будущих первоклассников. Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться,
страдать? Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования
учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т.д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы
(встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т.д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу. Инициатива очень важна для нравственного становления личности.
Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки. Важно развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам.
Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка. Ответственность должна постепенно становится привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению.
Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни. И еще одно. Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: • стремление к общению со сверстниками; • желание учиться; • хорошее здоровье; • эмоциональный настрой; • грамотная речь, связное изложение своих мыслей; • самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми; • развитая произвольность поведения, организованность; • активность, любознательность и стремление к открытиям. Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, и родителям в этот
момент порой не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Дорогие родители! • Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! • Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей. • Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть. • Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка. •
Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах. Дайте ребенку возможность раскрыться, помогите прийти к успешности. 3.4. В чем причина трудностей первоклассника? Экспресс-опрос. Цель: изучить мнение родителей о причинах затрудненной адап¬тации детей к школе. Предложите родителям выбрать один фактор, с которым они склонны связывать трудности адаптации к школьному
обучению: а) со слабым здоровьем; б) эмоциональной незрелостью, неумением «укрощать» чувства; в) неподготовленностью ума; г) социальной незрелостью, отсутствием произвольного пове¬дения. Обработка данных Подсчитывается количество выборов того или иного варианта ответа. Данные переводятся в проценты от общего числа опро¬шенных, делается предположение о том, выбор какого фактора пре¬обладает. Анализ результатов. Более 50% родителей
ГОУ ЦРР д/с № 2317 склонны связывать трудности школьной адаптации с особенностями интеллектуаль¬ного развития и неподготовленностью ума; до 35 — указывают на слабые навыки общения, что подчеркивает социальную незрелость ребенка; 15% родителей связывают трудности со слабым здоровь¬ем. Про эмоциональную незрелость ответов не было. Если наибольшее беспокойство родителей вызывает неподго¬товленность ума, не является ли это следствием того, что в семьях подготовка к школе видится именно как тренировка
ума, памяти, речи? Родительская тревога — это естественно и нормально. Воп¬рос в другом: насколько родителю удается придать конструктив¬ную направленность своим переживаниям, обеспечить педагоги¬чески оправданное общение с ребенком в семье. Например, согласно данным исследований О.А. Карабановой, родители, как правило, мало обеспокоены умением ребенка всту¬пать в контакты со сверстниками и взрослыми, поддерживать общий разговор, находить партнера,
выбирать способы общения, адекватные ситуации. Другим исследователем, М.Ю. Стожаровой, выявлено, что перед школой в семье начинается усиление «интел¬лектуализации» общения с ребенком, что может привести к нару¬шению эмоциональных связей ребенка с родителями. 3.5. Критерии готовности ребенка к школе. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Упражнение. Цель: предоставить родителям возможность учесть разные фак¬торы готовности ребенка к школе.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готов¬ность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Пронумеруйте по степени значимости для вас следующие фак¬торы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Выбе¬рите из них три фактора, на ваш взгляд, главных. Обоснуйте свой выбор. К заданию родители могут быть приобщены как на коллектив¬ной встрече, так и в
рамках индивидуальной консультации. 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение считать и читать. 6. Аккуратность и дисциплинированность. 7. Хорошая память и внимание. 8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
Необходимо обратить внимание, какие факторы получили при¬оритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями. Психологическая готовность к школьному обучению. Задание. Цель: познакомить родителей с характеристиками психологи¬ческой готовности ребенка к школе. На одной из встреч с родителями предложить им, опираясь на таблицу «Психологическая готовность к школьному обучению»*, определить, к какому из трех пунктов готовности можно отнести умение ребенка читать, считать
и писать. Большинство учителей начальных классов обоснованно при¬держиваются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована пси-хологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая го¬товность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделим три наиболее значимые характе¬ристики психологической готовности ребенка к школе: 1. желание учиться; 2. способность управлять своим поведением;
3. способность управлять своими интеллектуальными процес¬сами. Следует акцентировать внимание родителей на обшей личност¬ной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе. Важную роль следует отводить игровой деятельности. Расска¬жите родителям, что игровая мотивация побуждает ребенка под¬чиняться правилам, учитывать позицию
партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку. Интервью с детьми 5—7 лет** Цель: определить мотивационную готовность ребенка к школе, характер отношения к обучению. Вопросы: 1. Если бы ты мог выбирать — учиться дома с мамой или в школе с учительницей, — что бы ты выбрал? 2. Если бы ты играл со своими друзьями в школу, какую бы роль ты захотел взять: ученика
или учителя? Ответы анализируются с точки зрения того, на чем ребенок сосредотачивает свои размышления: на игровой мотивации, ори¬ентации на учебную задачу, общение со взрослым. Делается пред¬положение о том, в какой мере ребенок нацелен на учебу в школе, привлекательна ли для него роль школьника, если да, то чем. 3.6. Советы родителям. Для родителей первоклассников Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни
детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе. К этим нормам нужно адаптироваться. Первые две недели обычно вызывают значительное напряжение у детей.
И лишь к 5-6 неделе происходит постепенное приспособление. (замедленный темп работы, неорганизованность, повышенная отвлекаемость, пассивность – симптомы дезадаптации, только после 2-3 месяцев). Нужно сказать, что включение в новую деятельность (учебную) требует от ребёнка качественно нового уровня организации всех высших психических функций (внимание, память, мышление). Поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этого нового уровня.
Оно происходит постепенно. Увеличивается объём внимания, оно становится лучше распределённым, непроизвольная память на яркие эмоциональные впечатления постепенно переходит в произвольную. Наглядно-образное мышление с опорой на наглядный материал постепенно переходит в логическое. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, обязательное
поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Ребёнок должен чувствовать значимость своей деятельности – это способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Советы родителям первоклассников. Правило 1 Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2 Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного
часа. Правило 3 Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. Несколько коротких правил • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми. • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка. •
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. •
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. • Признавайте права ребенка на ошибки. • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с
ним. Дети учатся жить у жизни. • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. • Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины. • Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других. •
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя. • Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным. • Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. • Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей. Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
3.7. Профилактика школьных страхов. Если бы родители каждый год отправляли в школу очередного ребенка, они тревожились бы все меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, оно становится привычным. Ос¬новной источник проблем, связанных с переходом ребенка из дет¬ского сада в школу, — новизна проживания ситуации для родите¬лей и самого ребенка. Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учебе, о том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства,
складыва¬ются из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни родителей, а с годами человеку свойственно приукраши¬вать прошлое. Это и истории, предлагаемые средствами массо¬вой информации. Еще существуют образы, создаваемые родствен¬никами, друзьями и знакомыми. Часто эти кусочки имеют выра¬женный черный или белый цвет, позитив или негатив. Вот почему главное направление работы психолога дошкольного учрежде¬ния по профилактике школьных страхов
— внесение конструк¬тивных оттенков в создаваемые образы, смещение внимания родителя на понятные, земные критерии оценки ситуации и через это снижение напряженности ожидания начала школьного обу¬чения. Опросы родителей будущих первоклассников показывают, что чаще всего их волнуют: 1. проблемы, связанные с выбором школы, учителя; 2. недостаточная осведомленность об организации процесса обучения ребенка в школе; 3. недостаточная осведомленность о критериях готовности ре¬бенка к школьному
обучению; 4. затруднения в определении своей роли в предшкольной и школьной жизни ребенка; 5. реальные или мнимые особенности ребенка и их влияние на установление отношений в новом коллективе. Возможна групповая и индивидуальная работа в форме кон¬сультаций и тренингов, в некоторых случаях допустимо опираться на наглядные средства. Наш опыт показывает, что грамотно орга¬низованная профилактика значительно снижает количество ин¬дивидуальных обращений родителей за помощью.
Три последние группы запросов требуют от психолога психотерапевтических на¬выков. 3.8. Материал для родительской конференции «Советы родителям будущих первоклассников» Скоро в школу Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.
И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. 1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи.
Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. 2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей.
Это поможет ему в незнакомой ситуации. 3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так. 4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. », «Двойки будут ставить. », «В классе засмеют. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. 5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми.
Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место
для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно. 6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила
игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша. 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. » должны войти
в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем. 8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны.
Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров. 10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.
Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни. 11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка.
Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить
свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. 12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность • Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. •
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое. • Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. • Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. • Учите ребенка чувствовать. • Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. • Успехов Вам и вашим детям. 3.9. Родительское собрания: «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
Материалы и оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеоматериалы с записью группового интервью детей, пись¬ма родителям, написанные педагогами со слов детей, памятки для родителей. Ход собрания Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас видеть и благодарим за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсужде¬нию проблемы перехода детей из детского сада в школу. Но вначале поприветствуем друг друга.
Приветствие родителей «Перекличка» Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака и попугай Кеша? Он очень много помогает маме по хозяйству, ходит в спортивную школу» или: «Есть ли у нас родители девочки, у которой живут дома черепаха и кошка Муся? Она любит петь, танцевать, посещает театральную сту¬дию и с удовольствием слушает сказки.
Ее любимая сказка Золушка“». Родители прослушивают рассказ о ребенке и до¬гадываются, о ком идет речь. Упражнение «Экзамен для родителей» Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках» — цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске. Примерные вопросы: 1. Какие занятия проводятся в детском саду?
Какие предметы будет изучать ребенок в первом классе? 1. Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколь¬ко уроков в день будет в 1-м классе? 2. Сколько педагогов обучает ребенка в детском саду? Сколь¬ко учителей будет обучать ребенка в 1-м классе? (Родители отвечают, педагог либо подтверждает, либо оп¬ровергает их.) Просмотр фрагмента видеозаписи
Родителям предлагается просмотреть видеозапись группо¬вого интервью с детьми, содержащего мнение детей по поводу того, что изменится в их жизни с переходом в школу. Вывод. Для первоклассника многое оказывается новым, и поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, на¬сколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками
и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. О наличии у ребенка про¬блем свидетельствуют ряд признаков, с которыми вы можете познакомиться в памятках с описанием признаков нарушения адаптации в школе. (Родителям раздаются памятки.) Примерное содержание памятки О нарушении адаптации ребенка в школе могут свидетель¬ствовать следующие признаки: - Усталый, утомленный внешний вид. - Нежелание делиться своими впечатлениями о проведен¬ном
дне. - Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. - Нежелание выполнять домашние задания. - Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. - Жалобы на те или иные события, связанные со школой. - Трудности утреннего пробуждения, вялость. - Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Итак, вы почувствовали, что у вашего ребенка с переходом в 1-й класс могут возникнуть проблемы.
Я предлагаю вам по¬делиться своими переживаниями и обсудить их. Упражнение «Откровенное сердце» Родители по очереди передают друг другу «сердечко» — символ откровенности — и говорят о своих проблемах, стра¬хах, тревогах. Упражнение «Знакомство с другом» Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, которыми дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, воз-можность
обучения детей этим способам знакомства Вывод. Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дошкольники делают это раз¬ными способами: предлагают игры, включаются в предложен¬ные, привлекают внимание шутовством, драками и т.д. Упражнение «Лучший друг» Родителям, находясь в роли детей, нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться, и ребенка, с которым общаться не хочется. Подумать, какому портрету ближе собственный ребенок и что
сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу. Вывод. Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и опреде¬ляет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье.
Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома. Упражнение «Образцовый ребенок» Нужно подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое каче¬ство записывается на отдельном цветном листе бумаги. Затем родители обсуждают их, ранжируют по степени значимости и листки вывешиваются на доске.
Например: уважение к себе, уважение к окружающим, доброта, честность, любовь, ответственность, отзывчивость, любознательность, порядоч¬ность, волевые качества, самостоятельность, трудолюбие, старательность, уверенность в себе, понимание других. Итак, наша единая задача заключается в создании усло¬вий для успешного обучения детей в школе. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают многие первокласс¬ники. В свою очередь родители, нацеливая своих детей «ра¬ботать на оценку», все больше провоцируют школьные стра¬хи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок. Возможно, какие-то свои ма¬ленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ре¬бенка, вникнуть
в его трудности и порадоваться его дости¬жениям. 3.10. Родительское собрание: «Как заслужить доверие ребенка». Цели. 3. заложить основы доверия между родителями и педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса; 4. развивать у родителей конструктивные представления о детях; 5. формировать адекватное отношение родителей к индиви¬дуальным особенностям своего ребенка;
6. предоставить возможность родителям для конструктивного анализа черт характера детей. Приветствие-знакомство На листках бумаги напишите свои имя и отчество и булавкой прикрепите к груди. Сегодня мы с вами поговорим о том, достаточно ли комфортно чувствуют себя наши дети в окружающем мире. Ведь наша задача — обеспечить пол¬ноценное и своевременное психическое развитие ребенка. Характеристика детей-логопатов Существует ряд особенностей в познавательном развитии детей-логопатов.
Для всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерен пониженный уровень развития ос¬новных свойств внимания: устойчивости, распределения, переключения, трудности включения в деятельность. Замет¬но снижена вербальная память, страдает продуктивность за¬поминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами его психического развития обусловливает специ-фические особенности их мышления. Без специального обу¬чения дети с трудом овладевают анализом и синтезом,
срав¬нением, обобщением. Типичным для детей с ОНР является пониженный самоконтроль при выполнении заданий. Мно¬гим дошкольникам данной категории свойственны недоста¬точная координация пальцев кистей рук, нарушения мелкой моторики. Поэтому им нужно развивать внимание, память, мыслительные операции, самоконтроль и произвольность поведения. Все эти особенности объединяют воспитанни¬ков логопедических групп, и в то же время каждый из де¬тей индивидуален и неповторим.
Постараемся в этом убе-диться. Передавая друг другу клубок, охарактеризуйте своего ре¬бенка одним—двумя словами, которые помогут нам увидеть его внутренний мир. Это может быть его любимое занятие, характерная черта личности, характера. Вывод, какие разные характеры, увлечения, характеры У детей собраны в нашей группе. А теперь ответьте на вопрос: «Что вас радует в вашем ре¬бенке?» (Родители,
называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.) Вывод, из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознатель¬ные и в меру подвижные дети. Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос: «Что огорчает вас в вашем ребенке?» (Родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.) Вывод, проблемы наших детей заключаются в непонима¬нии нас — взрослых, наших требований.
Зачастую нам не хва¬тает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие ув¬лечения. Тест, который я хочу вам предложить, позволит оце¬нить, насколько хорошо вы знаете интересы ваших детей. (Ро¬дители отвечают на вопросы теста «Родители и дети».) Тест «Родители и дети» 7. Назовите любимую игрушку
Вашего ребенка. 8. Назовите любимую сказку Вашего ребенка. 9. Назовите любимый мультфильм Вашего ребенка. 10. Назовите любимое место Вашего ребенка в доме. 11. Назовите любимое блюдо Вашего ребенка. 12. Какую последнюю книжку Вы прочитали своему ребенку? 13. Что не нравится Вашему ребенку или чего он боится?
14. С кем дружит Ваш ребенок в группе? А теперь для вас сюрприз: на эти же вопросы отвечали ваши дети. (Раздаются листы с записью ответов детей.) Сравните свои ответы с ответами вашего ребенка. Есть ли совпадения? Поставьте плюсы напротив каждого из них и посчитайте. Ключ: ^ от 6 и больше совпадений — ваши взаимоотношения с ре¬бенком на высоком уровне; ^ меньше 6 совпадений — отнеситесь более внимательно к внутренним потребностям, интересам вашего ребенка, старайтесь проводить
с ним больше времени, больше об¬щайтесь. Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отно¬шения. Нам приятно находиться с ними в атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха. Так давайте не будем лишать ни себя, ни детей подобных ощущений. Домашнее задание: выполнить дома вместе с ребенком проекты «Семейный календарь», «Генеалогическое дерево». 3.11. Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры.
Практикум. Цель: познакомить родителей с играми, развивающими грам¬матические способности ребенка. Примерный текст объявления с приглашением родителей на встречу. Уважаемые родители! Приглашаем вас в среду в 17.00 на встречу из цикла за¬нятий «Курсы языка детской игры». Тема встречи «Игры про волшебную страну грамотеев». Наверное, вам приходилось сталкиваться с необходимо¬стью зубрить многочисленные правила по русскому
языку. Согласитесь, это довольно скучное занятие. Но что делать? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырастал грамотным и культурным человеком. Знаете ли вы, что учить русский язык можно весело, ин¬тересно и просто здорово? Мы приглашаем вас в «Волшеб¬ную страну грамотеев». Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими способностями?
Особенно это становится ак¬туальным с началом школьной жизни, когда в каждой семье дела¬ется все возможное, чтобы школьное обучение стало для перво¬классника наименее болезненным и наиболее успешным. Позаботимся об этом прямо сейчас, и для начала отложим скуч¬ную зубрежку букв алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграем в игры занимательно-развлекательного характера, которые помогут ребенку развивать собственные грам¬матические способности.
В ходе практикума родители участвуют в проигрывании всех рекомендуемых игр, разбившись на пары: один берет на себя роль взрослого, другой — ребенка. Запоминаем буквы. Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опи¬раясь на слуховую, зрительную и мышечную память. 1 Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками. 2 Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ре¬бенок пытается угадать и назвать
ее. Аналогичным способом взрос¬лый рисует букву на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква». 3 Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спи¬чек, зубочисток, счетных палочек, семечек. 4 Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой- то буквы с предметами из окружающего мира. Полезно, чтобы в процесс запоминания букв активно вовлека¬лись зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запо¬минание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и раз¬вивает речь
в целом. Прятки с буквами. Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение уз¬навать в графических контурах знакомые буквы. На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертание каких-либо букв, называть их по очереди и по¬казывать в узоре их контур. Взрослый и ребенок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы: «п», «о», «к», «е», «ш», «ф», «р», «н», «т», «г».
Братец большой и братец маленький. Цель: тренировать фонематический слух. Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч со звуками и го¬ворит, что будет исполнять роль «большого братца». Будет назы¬вать твердые согласные звуки, а ребенку предлагает быть «малень-ким братцем», он будет называть мягкие согласные звуки. После этого взрослый бросает ребенку мяч и произносит твердый со¬гласный звук, например: [л], [з], [м]. Ребенку нужно, перебрасывая мяч назад, каждый очередной звук
произносить мягко, например: [л] - [л’], [з] - [з’], [м] - [м’]. Взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Цепочка из слов. Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулиро¬вать интерес ребенка к словесному творчеству. Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое по¬следующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква».
Например: дом — мох — хлеб — парта — аист — тополь — лиса. 3.12. Главные правила обучения чтению. Мамы и папы стремятся дать детям как можно больше знаний уже с пеленок. Но стремление учить ребенка с младенчества может дать обратный результат. Главная задача родителей не научить ребенка читать как можно раньше, а привить ему интерес к книге. Сейчас существует множество методик обучения чтению.
Они основаны на разных теориях, но едины в одном: нельзя учить насильно. Тем более, категорически запрещается кричать на ребенка, заставлять его читать через силу, давить на него и требовать освоить букварь. Иначе у ребенка возникнет устойчивое отторжение к учебе, а интерес к чтению может пропасть навсегда. Специалисты рекомендуют знакомить малыша с буквами и словами постепенно, в форме игры. Нужно воспользоваться естественным желанием детей узнавать окружающий мир.
Если превратить обучение грамоте в увлекательную игру, то малыш сам потянется к книге. ребенку было интересно учиться читать, а знакомство с буквами и словами превратилось в увлекательную игру, родителям необходимо соблюдать несколько нехитрых правил: - Не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более десяти минут. Малыш начнет скучать, ведь монотонность и однообразие ему быстро надоедают. Обязательно делайте перерыв в занятиях на развлечения, физкультурные разминки, игры с любимыми игрушками,
рисование или прогулку. Чем младше ребенок, тем меньше должны длиться занятия. - Соблюдайте последовательность этапов обучения. Не ждите от ребенка слишком быстрых результатов. Учитывайте индивидуальные особенности малыша. Один ребенок может неделю осваивать одну букву, а другой освоит алфавит за несколько дней. - Во время занятий используйте как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, игрушек, кубиков. - Старайтесь рисовать предметы, названия которых ребенку нужно
будет прочитать. Дети плохо воспринимают информацию на слух, зато хорошо представляют себе картинку. - Не критикуйте малыша. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми, которые уже научились читать. - Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи. 3.13. Как научить ребёнка читать и писать? Когда ребенок с охотой общается со взрослыми и подражает им? В игре. Поэтому начинать учить ребенка читать надо с игр.
Дошкольник, свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает, что его речь состоит из звуков. Первые игры для обучения чтению – это игры-звукоподражания. Попробуй пожужжать, как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя мороЖЖЖеным.» Когда ребенок научится протягивать звуки в словах, можно предложить новую
игру «В магазин». «Продавец» – взрослый, а ребенок покупает, но только те предметы, которые начинаются с определенного звука, например, [к]: капусту, картофель, но не купит помидор. Другая игра «Нагрузим корабль». На корабль также можно поместить слова, которые начинаются со звука [к]. Удобны и полезны игры в доктора Звукова, который помогает вылечить слова. Так, мишка может не выговаривать некоторых звуков, а ваш малыш сможет вылечить его.
Мишка говорит: «У слона ффобот». Ребенок определяет, какой звук надо лечить, какую скороговорку прописать. Здесь подойдет скороговорка «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха-ха-ха-ха-ха». Игра «Звуковое лото» требует находить слово с нужным звуком из заданных слов. Важно научить различать твердые и мягкие согласные. Здесь поможет игра «Тим и Том». Тим – это маленький толстенький человечек.
Имя начинается на мягкий согласный, поэтому Тим любит все, что начинается на мягкий согласный: щи, леденец, пюре. Том – это высокий худой человечек. Ему нравятся все слова, которые начинаются с твердого согласного: борщ, конфета, картофель фри. Помоги Тому и Тиму найти друзей среди животных: козленка, лисы, льва, тигра, кошки, собаки. В игре «Заблудились в лесу» ребенку легче найти ударный звук.
Мы тянем ударный гласный. Выделять все звуки в словах поможет игра «Дом звуков». В доме живут слова. В каждом окошке по звуку. Засели слова в домике. Эти игры помогают открыть секрет чтения: мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую гласную. Гласные буквы У и Ю обозначают один и тот же звук [у], но буква У дает команду: «Читай твердо», а буква Ю: «Читай мягко».
Это тайна слияния согласного и гласного. Одновременно с играми в звуки начинайте показывать и буквы. Начните с согласных. Их легче выговаривать. При обучении чтению помните правила безопасности: первое и главное правило – показывая ребенку букву, надо произносить не ее алфавитное название, а звук, который она обозначает. Старайтесь тянуть этот звук. Вторе правило – наши буквы не иероглифы, которые обозначают слова. Буквы обозначают звуки. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с буквой было несколько предметов,
название которых начинается на соответствующую букву. Например, М – мыло, машина, мышка. Пока ребенку нет ещё 6 лет, важно приложить все старания, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики. Рисование и лепка, конструктор, мозаика, вязание, вышивание сделает их послушными, подготовит к каллиграфическим упражнениям. Лучше косвенно подготовить его успех. Зарождающийся интерес к чтению – вот все, что требуется для того,
чтобы, отправляя ребенка в школу, вы не беспокоились хотя бы об уроках чтения. 3.14. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? Тест Цели: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка. Уважаемые родители! Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставь те крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку
пустой. 1 Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других. 2 Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей. 3 На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для ма¬ленького ребенка. 4 Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хоро¬шо понимают детей. 5 Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать — учительница.
6 Трудно представить, что первоклассник может быстро на¬учиться читать, писать, считать. 7 Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8 Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9 Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнако¬мый взрослый человек. 10 Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11 Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо на¬учить ребенка. 12 Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!» Обработка результатов Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.
6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с дет¬ским психологом. Если родителям случается вместе с ребенком просиживать дли¬тельное время в очереди, в транспорте, вообще долго находиться в замкнутом пространстве — речевые и пальчиковые игры спасают от раздражения, усталости и скуки. 3.15. Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»
Цель: определить эмоциональное мироощущение детей, связан¬ное с поступлением в школу. 1 Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 2 Мне интересно, какие у нас будут уроки. 3 Думаю, что буду приглашать на день рождения весь класс. 4 Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена. 5 Интересно, что в школе предлагают на завтрак? 6
Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться. 7 Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы. 8 Мне кажется, в школе более интересно, чем в детском саду. 9 Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся. 10 Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году. Зафиксируйте ответы ребенка в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставьте крестик, если
не согласится — оставьте клетку пустой. Обработка результатов. 1—3 балла — ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Родителям следует задуматься. 4—8 баллов — да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное пред¬назначение
школы и оно не вызывает пока негативных пере¬живаний. 9—10 баллов — прекрасно, если ребенок сохранит свое отно¬шение к школе на последующие годы. 4. Анализ плана сотрудничества детского сада и школы. Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы и форм организации жизни детей.
Иными словами, игровая деятельность не должна исчезнуть < первых дней ребенка в первом классе. Необходимо, чтобы она постепенно и закономерно уступала ведущее место учебной деятельности. Из опыта работы по данной проблеме можно отметить, что успешной адаптации воспитанников детского сада способствуют: Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активность будущего ученика (познавательная активность выступает не только необходимы* компонентом учебной деятельности,
но и обеспечивает его интерес к учебе произвольность поведения и формирование других важных качеств личности ребенка) Формирование у детей развитого воображения (это обеспечивается широка использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования). Развита* коммуникабельности - умения общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формам* общения и взаимодействия
со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это, ежегодно совместно с детским садом мы разрабатываем план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «Детский сад - начальная школа». Для формирования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество
ребенка. Особая роль в плане отводится содержанию эстетического блока (изобразительное искусство, музыкальное слушание пение, движение и др.), поскольку именно эстетическое воспитание в значительно степени способствует формированию у детей качеств, необходимых для перехода на следующую ступень образования. Для нас стали традицией совместные с детским садом специально разработанные музыкально-познавательные досуги, спортивно- оздоровительные мероприятия, в которых принимают участие младшие школьники v старшие
воспитанники детского сада. Применение данных форм работы способствует развитию осознанного отношения к будущей учебе в школе, а также, влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению. План предусматривает совместную работу воспитателей детского сада и школьных педагогов в методических объединениях, где обсуждаются вопросы перспективного планирования, конференции, семинары, взаимопосещения уроков и занятий.
Это позволяет учителям получить представление об уровне развития будущих первоклассников, а воспитателям детского сада - понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс. Правильно организованная работа по преемственности - залог успеха обучения детей в начальной школе. Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:
1. сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка; 2. обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего 3. школьника; 4. для начального образования: опора на достижения дошкольного детства; 5. согласованность программ ДОУ и начальной школы; 6. сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования -
7. игровой, на начальной школьной - учебной); 8. устранение дублирования программ; 9. сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, 10. проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и 11. начальной ступеней образования и др.); 12. создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных 13. потенциалов ребенка; 14. в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию 15. психологической
готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, 16. художественно-творческой деятельности и пр.); 17. дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным. Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективно» развитие ребенка.
При таком подходе реализация преемственности между указанными звеньям! образования станет одним из условий непрерывного образования детей". Список литературы. 1. «Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи». Издательство «Детство-пресс» под редакцией С.Ю. Бубновой, В.А. Андрееш. 2. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Издательство «Сфера»
Е.П. Арнаутовой. 3. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе». Издательство «Школьная пресса» под редакцией Р.А. Должникова, Г.М. Федосимова, Н.Н. Кулинича, И.П. Ищенко. 4. «Теста для родителей» автор-составитель А.Е. Хасанав. 5. «Родительские собрания в детском саду» автор
С.В. Чиркова. 6. «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы» под редакцией А.Р. Болотина, Н.В. Некляева. 7. «Готовим детей к школе» под редакцией Р.С. Буре. 8. Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?»» под редакцией Е.А. Белого. 9. «Технологии непрерывного образования в детском саду и школе».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |