СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ….…1.1 Сущность понятий «Игра», «Деловая игра»….1.2 Основные компоненты и классификация деловых игр ………… 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ… … 2.1 Место и роль деловой игры в методической работе
ДОУ…………2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр…………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ … 27 ПРИЛОЖЕНИЯ ….30 ВВЕДЕНИЕ Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей лекции от 2009 года «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» говорит: «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать
потенциал нашей нации. Теперь наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь, молодежи к образованности, интеллекту, служению Родине и народу… Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне… Поэтому первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках…
Одним словом, мы решительно настроены в предстоящие годы осуществить прорыв в системе образования…Государство принимает все необходимые меры для развития науки…Но все это будет напрасным если не будет квалифицированных кадров. Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия» [1]. В послании Президента Н.А.Назарбаева народу
Республики Казахстан 2009 года «Рост благосостояния граждан Республики Казахстан – главная цель государственной политики», говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду [2]. В Законе
Республики Казахстан, в государственных стратегических документах провозглашена новая парадигма казахстанского образования, изменившая место и роль дошкольного образования. Дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования признается важным звеном в данной системе, так как именно в рамках дошкольного образования выявляются природосообразные качества и способности ребенка, закладываются основы физического и психического здоровья, развиваются этническая
и гендерная индивидуальность, формируются азы функциональной грамотности и жизненно важные навыки [3]. Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный
на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ [4]. Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения"
. Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности,
соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры [5]. Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ Объект исследования: деловая игра. Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятий «Игра», «Деловая игра»; 2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты; 3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ; 4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ. Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ 1.1 Сущность понятий «Игра», «Деловая игра» Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В казахстанском энциклопедическом словаре понятие «игра» трактуется как один из видов деятельности,
значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
В казахстанском энциклопедическом словаре выделяется следующая классификация игр: Предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению; Ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий; Символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются
в абстрактной, символической форме; Сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности; Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет
речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [6]. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным
характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников [7]. Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры
по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем [8]. В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению
В. С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям: Распределение ролей между участниками игры; Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций; Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений; Различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций; Наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем
игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия; Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства); Использование гибкого масштаба времени; Применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности; Наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е.
побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни; Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры; Достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры [9]. Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются,
лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру». Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного.
Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди.
Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент. Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно
дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение
навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами. В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия
производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [10]. Таким образом, сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности
и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры. 1.2Основные компоненты и классификация деловых игр Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия
участников между собой и с материалами игры. Отмечают функции деловой игры: - информационно-познавательная; - организационно-управленческая; - эмоционально-воспитательная; - профессионально-адаптационная. Деловая игра характеризуется: - особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры); - субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и
зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель); - социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию); - особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного
запоминания значительных объемов информации). В деловой игре существуют следующие этапы: 1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков; 2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий; 3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;
4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы. Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся: 1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности; 2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении; 3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры; 5. описание структуры и сценария игры; 6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками; 7. реализация целей игры; 8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [11]. Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует
на готовность личности к конкретной практической деятельности. В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность. Основные структурные компоненты деловой игры: - знакомство с реальной ситуацией; - построение ее имитационной
и игровой моделей; - формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре; - создание игровой проблемной ситуации; - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; - решение проблемы; - создание графической модели взаимодействия участников; - обсуждение и проверка полученных результатов; - корректировка; - реализация принятого решения; - анализ итогов работы; - оценка результатов работы. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение
в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [12]. Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели. Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели: 1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры; 2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; 3. обмен опытом создания деловой игры; 4. совершенствование навыков принятия коллективных решений; 5. развитие коммуникативных умений разного рода. Воспитательные цели: 6. порождение творческого мышления; 7. выработка установки на практическое использование;
8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми. Игровые цели: 1. разработка вариантов проекта деловой игры; 2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста. Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной
характеристики. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании
и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры. Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый,
отверженный), официальные и стихийные. Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты: - перечень ролей и формируемых групп; - функции, выполняемые игроками, их права и обязанности; - инструкции по выполнению каждой должностной роли; - портреты ролей, характеризующие личные качества игроков [13]. Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации.
Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений. Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников
деловой игры. Существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам. 1. По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности; балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют
жесткие правила; свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. 4. По конечной цели: обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”).
Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный
Совет”, “Кораблекрушение”); имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях; организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые
отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов; инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение
конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего. Одномерные классификации проводились по следующим критериям: а) по моделируемому объекту - общие управленческие
и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности); б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные; в) по конструктивным особенностям - простые и сложные; г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие; д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные. Таким образом, в существующих классификациях, учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия
(отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия. Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе [14]. 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ 2.1 Место и роль деловой игры в методической работе ДОУ Деловые игры нашли широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации. Однако в методической работе детского сада они используются реже, так как требуют большой предварительной подготовки. Старшие воспитатели часто включают в педсоветы и консультации элементы деловой игры – метод игрового моделирования. Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем:
последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы; первая является самостоятельной. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет большое положительное значение. Они помогают максимально активизировать участников для достижения поставленной цели [15]. Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятие определенной роли и выбора способов взаимодействия.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями.
Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация [16]. Основные условия для педагогического совета – деловой игры: наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив; имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги,
дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.); реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; соблюдение игровых правил и условий; наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности [17]. Одна из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный
период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета. Деловые игры позволяют как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, проектировать
способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления [18]. Итак, оценивая роль деловых игр можно выделить следующие параметры: •
Принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций; • Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп; • В деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий
активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы. 2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью
подменить содержание без изменения модели [19]. Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников. Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд. Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять
семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения. Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. Можно выделить следующие основные этапы разработки игры: 1.постановка проблемы; 2.выбор темы; 3.анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения,
связи, роли, субординация между игроками и т.д; 4.разработка сценария, состоящего из игровых событий; 5.создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии; 6.разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки; 7.формулировка правил игры; 8.предварительная отладка игры [20].
Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы: 1.«Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.
2.Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного
со стороны консультанта. 3.Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему. 4.Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью
ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре. 5.Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.
6.Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания [21]. Оценка работы игроков и команд. Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты: 1.Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную); 2.степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования
на внешние воздействия); 3.степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач) [22]. Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид. Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую
инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления. После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия,
с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой. Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков. После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому)
группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса. Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий.
Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения. Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители,
так и рядовые специалисты. По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования: 1. дать краткий анализ поставленной проблемы; 2. обосновать выработанные предложения; 3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации. В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются»,
никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности. На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию,
разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы. Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты.
На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет [23]. При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений. Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "
Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды" [24]. Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков.
Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно. Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции,
ход игры требует постоянного вмешательства ведущего [25]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися
условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно,
в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления. Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском
саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Н.А.Назарбаев Казахстан в посткризисном мире: Интеллектуальный прорыв в будущее //
Северный Казахстан. – 2009 № 126. – С. 1 – 3. 2.Назарбаев Н.А Послание Президента РК к народу Казахстана // Северный Казахстан. – 2009 № 5. – С. 1 -2. 3.Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана.: 2004. – 130 с. 4.Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в
ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. 5.Быченко Ю.Г Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992. –135с. 6.Образование и наука. Энциклопедический словарь / Глав.редактор Ж.К.Туймебаев; редкол.: А.Е.Абылкасымова,
И.Б.Бекбаев, М.В.Рыжаков, Н.Б. Калабаев, С.Ж.Пралиев, Г.М.Мутанов, Г.М.Кусаинов. – Алматы: 2008. – 448 с. 7.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007. – 96 с. 8.Быченко Ю.Г Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992. –135с.
9.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. – 320с. 10. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с. 11.Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада:
Пособие для работников дошк. учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. – 3-е изд дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с. 12.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – м.: Сфера, 2005. – 96с. 13.Женилко М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. –
Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. – 480с. 14.Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. –М.: "Знание", 1999. –208с. 15.Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003 №3. – С. 13-15. 16. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации //
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008 №11. – С. 41-44. 17. Арутюнов Ю. С Дера В. Г. Деловая игра «Мозговая атака». / Методическое пособие. М.: ИПКИР, 1990. – 96с. 18.Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Жукова. – Л.: ЛТЭИ, 1990. – 230с. 19. Исаева З. А Мынбаева А.
К Садвокасова З. М. Активные методы и формы обучения в высшей школе. – Алматы, 2005. – 270с. 20. Урустаева Г.Д. Педагогика высшей школы: активные методы и формы обучения. – Алматы, 1999. – 380с. 21.Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002. – 180с. 22.Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в
ДОУ // Дошкольное воспитание – 2002 №9. – С.12-14. 23. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009 №1. – С. 33-38. 24. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001. – 210с.
25. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999. – 300с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Экологическое воспитание дошкольников Педсовет - деловая игра Цель. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Организация Во вступительном слове кратко говорится об актуальности темы педсовета и объясняется, что такое деловая игра. В состав экспертной комиссии входят: заведующий, методист,
медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания. Деловая игра состоит из пяти частей. Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. 1 часть Разминка. Вопросы раздаются каждому участнику. ■ Что означает термин «экология»? ■ Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе,
районе. ■ В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? ■ Влияние экологии на здоровье детей. ■ В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель? ■ Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников. ■
В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы? ■ Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями? ■ Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях. ■ Назвать пословицы, поговорки о природе. ■ Вспомнить народные приметы. ■ Почитать наизусть стихи о природе. ■
Музыкальная пауза и подведение итогов разминки. 2 часть Решение педагогических ситуаций. 1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так »
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе? 2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. — Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку. — Это еще что за капризы — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула
ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы. Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? 3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил
о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)? 3 часть Фрагмент игры «Что? Где? Когда?» ■ Зачем белке длинный и пушистый хвост? ■ Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит? ■ Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток.
Как объяснить это явление? ■ Почему в зимний день на окнах появляются узоры? ■ Отчего кошка часто умывается, а собака — нет? ■ Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные? ■ Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья? ■ Почему опадают листья? ■ Дым столбом, какую погоду предвещает? ■
Лягушки расквакались к чему? 4 часть Проверка домашних заданий. 1. Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» (Дошкольное воспитание. 1986. № 7), ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлена в этой сказке? 2. Представление наглядного материала для работы с родителями. 5 часть Банк идей. Предложить всем участникам пополнить
Банк идей, ответив на вопрос: как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах? Итоги Награждение победителей, обсуждение проекта решений. Решения 1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию. 2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на
лугу, на реке. 3. Дополнить выставку для воспитателей: — плакатами по экологической тематике; — диапозитивами с изображением различных природных явлений; — диафильмами о жизни животных; — методической и познавательной литературой о природе, экологической обстановке в родном городе, нашей стране, во всем мире. 4. Организовать уход за растениями в цветнике и огороде. Заслушать отчеты воспитателей о проделанной работе в октябре.
5. Провести смотр-конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в группе. 6. Написать конспекты занятий с опытами, которые можно провести на природе. ПРИЛОЖЕНИЕ Б Познавательно-речевое развитие дошкольников Педсовет - деловая игра Подготовка 1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.
2. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две команды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз. Повестка дня 1. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета. 2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Познавательно-речевое развитие детей на занятиях». 3. Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы воспитателя). 4. Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности
(отчеты воспитателей). 5. Деловая игра «Что, когда и почему?» Деловая игра 1. Игра проводится с целями: — уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; — развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы; — контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения. 2. Правила игры: — уметь слушать других; — вырабатывать общее решение вопроса; — принимать активное
участие в игре; — не оспаривать оценку жюри; — соблюдать культуру речи и тактичность; — придерживаться регламента. 3. Атрибуты игры: — эмблема команды; — значки капитанов; — большой куб с цифрами; — колокольчик; — песочные часы; — аудиокассета с записью легкой музыки; — воздушные шары с листами-вопросами внутри; — табло для демонстрации результатов; — бланки-протоколы у жюри. 4. Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед)
и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается. Разминка Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос. ■ Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.) ■ Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность.)
Рубрика «Говори правильно» I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2. 1. В живом уголке жили ежи да ужи. 2. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. II. Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.
III. Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды. 1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже
умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д. 2. Назовите главные задачи познавательного развития. Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д. 3. Перечислите функции речи старшего дошкольника. ■ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
■ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. ■ Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок. ■ Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д. 4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств. ■ Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать
способы их проверки, делать выводы и т.д. ■ Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну. ■ Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т.д. IV. Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность,
четкость, грамотность и выразительность речи. V. Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие. Проект решения 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира. 2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной
поисковой деятельности и т.п. 3. Провести мини-семинар для молодых педагогов «Игры в познавательно-речевом развитии». 4. Выбранному педагогу представить свой опыт работы по познавательно-речевому развитию в методический кабинет. 5. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разработки развивающих игр. 6. В методическом кабинете оформить выставку из этих игр. ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы деловой игры. «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми» 1.«Команда –
капитан» Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать название, девиз и выбрать капитана. 2.«Разминка» Командам предлагается ответить на ряд вопросов: Как называется основной документ по правам ребенка. (конвенция о правах ребенка) В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18) На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с 3х лет) Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный) Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью) 3.«Пойми меня» Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунков. Другой игрок должен назвать термин.
Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства. 4.«Кто больше» Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права. 5. «Театральная комната». Капитаны выбирают карточку, на которой написан № статьи конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только звуковые, танцевальные и музыкальные приемы.
Время для подготовки 1 минута. 6.«Разыгрывание ситуаций» Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить некоторые варианты возможных решений. Ситуация 1. Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся!
Пей сок!» ребенок, молча, продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока не обольет себя и рядом сидящего липким соком. Как в данной ситуации поступить воспитателю? Как себя вести, если: вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа. Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом. Ситуация 2. Во время тихого часа ребенок не спит.
Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание. Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать. Как в данной ситуации поступить воспитателю? Как себя вести, если: ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню; ребенок молча лежит с открытыми глазами. Ситуация 3.
Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате. Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если: ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести. Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание? 7. Упражнение «Запрещаем - разрешаем» Устанавливается 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы: Зеленый символизирует зону «Полная свобода» - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» - действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красный – зону «Запрещено» - действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются 8. Упражнение «Какие бывают наказания» Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название: «Физическое наказание» «Изоляция» «Наказание словом» «Лишение приятного» Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты.
Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта 9. «Отгадывание кроссвордов» Командам предложено разгадать кроссворд и отгадать ключевое слово по вертикали 1.Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а так же документ, в котором они изложены. 2.Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Таблица оценок педагогического совета: «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»
Максимум: 5 баллов № Конкурсы Оценка жюри Средний балл 1 команда 2 команда 1. «Команда-капитан» 2. «Разминка» 3. «Пойми меня» 4. «Кто больше» 5. «Театральная комната» 6. «Разыгрывание ситуаций» 7. «Какие бывают наказания» 8. «Отгадывание кроссвордов» 9. «Запрещаем-разрешаем» 10. Итоги.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Анализ хозяйственной деятельности ООО "Тист" |
Реферат | Оксикислоти |
Реферат | Труд женщин |
Реферат | Т.Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории |
Реферат | Австрия |
Реферат | Англия |
Реферат | Человек в мегаполисе |
Реферат | Человечество |
Реферат | Кадровый менеджмент |
Реферат | Греция |
Реферат | Город-государство Ватикан |
Реферат | Города и поселения Казахстана |
Реферат | Город Луксор в Египте |
Реферат | Анализ финансового состояния с/х предприятия |
Реферат | Анализ финансового состояния предприятия на материалах ОАО "ОСПАЗ" |